ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-6724/07 от 10.07.2007 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8-а

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Ростов-на-Дону Дело № А53-6724/2007-С4-10

12 июля 2007г. решение изготовлено в полном объеме

10 июля 2007г. оглашена резолютивная часть решения

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего судьи Кондратенко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Кондратенко Т.И.

рассматривает в помещении суда дело по заявлению ОАО «Сальский завод кузнечно-прессового оборудования»

к ФСБ РФ по РО

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности и об отмене предписания

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя - Гладунова А.А., доверенность от 01.06.2007г.

от заинтересованного лица Рыбчинскому П.В. дов. №12/4-953 от 29.05.2007г.

Сущность спора: В судебном заседании рассматривается заявление открытого акционерного общества «Сальский завод кузнечно-прессового оборудования» (далее – ОАО «Сальский завод КПО») об отмене постановления УФСБ России по РО №23/27ап от 29.05.2007г. о привлечении общества к административной ответственности по ч.2 ст.13.13 КоАП РФ и об отмене предписания заместителя начальника УФСБ РФ по РО о приостановлении секретных работ.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Заявитель в обоснование своих доводов в заявлении указал, что им были предприняты все меры, необходимые для получения лицензии, однако, УФСБ РФ по РО, не учло данные действия и не предоставило времени для получения лицензии.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признал, по основаниям, изложенным в отзыве. Заинтересованное лицо в отзыве указал, что правонарушение является оконченным, срок для устранения недостатков без привлечения к административной ответственности действующим законодательством не предусмотрен.

Изучив материалы дела, выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, Оперуполномоченным 2 отделения отдела УФСБ РФ по РО в г.Сальске капитаном Кравчуком П.А. 15.05.2007г. проведена проверка обеспечения секретности в ОАО «Сальский завод КПО», расположенный по адресу: г.Сальск, ул. Промышленная, 59.

В ходе проведенной проверки установлено, что открытое акционерное общество «Сальский завод КПО» при осуществлении своей деятельности подготавливает отчетные материалы по мобилизационной работе, которые согласно п. 6 Развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию Российским агентством по государственным резервам, утвержденного Приказом Росрезерва от 01.10.2001 года № 165 являются секретными. Кроме того, осуществляет переписку и хранение секретных мобилизационных документов, при этом лицензии, разрешающей осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не имеет.

Таким образом. ОАО «Сальский завод КПО» в нарушении ст. 27 Закона РФ «О государственной тайне», осуществляет работу с использованием сведений составляющих государственную тайну без соответствующей лицензии, что подпадает под действие ч.2 ст. 13.13 КоАП РФ (занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии).

По результатам обследования был составлен протокол от 15.05.2007г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.13 КоАП РФ.

Начальнику правления ФСБ России по Ростовской области генерал-полковником

Н.Н. Бритвиным 23.05.2007г. на основании "Инструкция по обеспечению режима секретности Федерации" № 3-1 от 05.01.2004 г., п.п. 493. 494 вынесено Предписание о приостановлении секретных работ (функционирование режимно-секретного подразделения и ведение секретного делопроизводства) в ОАО "Сальский завод КПО" до приведения состояния защиты государственной тайны в соответствии с действующим законодательством.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении, заместителем начальника Управления ФЧБ России по Ростовской области, 29.05.2007г., было вынесено постановление №23/27ап о назначении ОАО «Сальский завод КПО» административного наказания, предусмотренного частью 2 ст. 13.13 КоАП РФ и привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа 300 МРОТ, что составляет 30000 рублей.

Указанное постановление является предметом спора по данному делу.

Согласно ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ занятие видами деятельности, связанными, в том числе, с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, без лицензии влечет наложение на юридических лиц административного штрафа.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и в целях установления порядка допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, Правительство Российской Федерации Постановлением от 15.04.95 N 333 утвердило Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

Согласно пункту 1 указанное Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока. Лицензия действительна на всей территории Российской Федерации, а также в учреждениях Российской Федерации, находящихся за границей.

В соответствии со ст. 27 Закона РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с проведением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Абзацами 4, 5 ст. 2 Закона определено, что допуск к государственной тайне - это процедура оформления права предприятий, учреждений и организаций на проведение работ с использованием таких сведений, а система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Из совокупного толкования приведенных правовых норм вытекает, что производство работ, связанных с использованием секретных сведений или проведением мероприятий по их защите (с использованием определенных средств и методов защиты информации), должно осуществляться только на основании полученного в установленном порядке допуска к работе с информацией, составляющей государственную тайну, т.е. лицензии. Отсутствие указанного документа при осуществлении вышеуказанной деятельности влечет применение административных санкций.

Проверкой установлено, что Общество осуществляло работу с использованием сведений, составляющих государственную тайну, без соответствующих лицензий, что является нарушением ст. 27 Закона РФ "О государственной тайне", Постановления Правительства РФ от 15.04.95 N 333 О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

Согласно представленным в материалы дела Протоколу об административном правонарушении от 15.05.2007г. и Постановлению №23/27ап от 29.05.2007г. ОАО «Сальский завод КПО» при осуществлении своей деятельности подготавливает отчетные материалы по мобилизационной работе. Согласно п. 6 Развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию Российским агентством по государственным резервам, утвержденного Приказом Росрезерва от 01.10.2001 года № 165 отчетные материалы по мобилизационной работе являются секретными. Общество, осуществляет переписку и хранение секретных мобилизационных документов, без лицензии, разрешающей осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, сотрудниками УФСБ РФ по РО установлен и подтвержден материалами дела факт правонарушения действующего законодательства.

В соответствии со ст.ст. 12, 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности осуществляют контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, а также выявляют, предупреждают и пресекают административные правонарушения в области защиты информации. В связи с чем органы федеральной службы безопасности наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях в области защиты информации. В случае выявления грубых нарушений режима секретности, которые ведут или могут привести к утечке секретных сведений, органы федеральной службы имеют право выносить предписание о приостановлении секретных работ.

Таким образом, вынесенное 22.05.2007г. предписание о приостановлении секретных работ не нарушает прав заявителя, поскольку общество осуществляло работу со сведениями, составляющими государственную тайну без лицензии. В связи с изложенным, сотрудниками УФСБ России по РО в г. Сальске принято решение о приостановлении секретных работ (функционирование режимно-секретного подразделения и ведение секретного делопроизводства) до приведения состояния защиты государственной тайны в ОАО «Сальский завод КПО» в соответствие с действующим законодательством.

Довод заявителя о том, что ему не было дано время, необходимое для подготовки и получения лицензии, суд отклоняет, так как данное правонарушение является оконченным, срок для устранения недостатков без привлечения к административной ответственности действующим законодательством не предусмотрен.



В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом - в пределах компетенции, определенной статьей 23.45 КоАП РФ. При составлении протокола соблюдены положения статьи 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, в отношении которого составлен протокол. Протокол составлен в присутствии законного представителя общества – директора Малый С.С., которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ. Копия протокола вручена директору в тот же день, что удостоверено его подписью.

Согласно статье 28.2 КоАП РФ в протоколе отражаются объяснения законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения, при составлении протокола ему разъясняются права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Он вправе представлять объяснения и замечания по факту правонарушения и содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Кроме того, обязательным требованием к оформлению протокола, согласно ст.28.2 КоАП РФ является подпись законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.4 указанного Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствие с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Так, суд установил, что согласно Приказа №49 от 10.05.2007г. Малый С.С. является директором ОАО «Сальский завод КПО».

Малый С.С. в протоколе об административном правонарушении дал объяснения, согласно которым указал, что «допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну не имею», что подтверждается его росписью.

Таким образом, при составлении протокола соблюдены требования ст. 28.2 КоАП РФ направленные на защиту прав лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно статье 28.2 в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе об административном правонарушении от 15.05.2007г. все требования Кодекса соблюдены в полном объеме.

Постановление по делу об административном правонарушении №23/27ап от 29.05.2007г. принято в полном соответствие с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ.

Законный представитель общества директор малый С.С. был извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется Определение о назначении места и времени рассмотрения административного дела о нарушении требований в области пожарной безопасности, в котором Малый С.С. расписался о получении копии данного Определения.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ст. 29.6 КоАП РФ административным органом не нарушен.

Постановление №23/27ап от 29.05.2007г. о привлечении ОАО «Сальский завод КПО» к административной ответственности принято по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 15.05.2007г. и других материалов дела об административном правонарушении.

Факт правонарушения подтверждается материалами дела.

В соответствии с ч. 2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение о привлечении к административной ответственности или порядок его принятия соответствует закону, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что собранными в ходе административного производства материалами, доказан факт наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ, в связи с чем, в удовлетворении требования об отмене Постановления о привлечении к административной ответственности и отмене Предписания надлежит отказать.

На основании ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Так, частью 2 статьи 13.13 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Исследовав и изучив материалы дела, суд установил, что ОАО «Сальский завод КПО» ранее к административной ответственности не привлекалось.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность общества при рассмотрении административного дела судом не установлено.

Таким образом, при принятии решения о привлечении ОАО «Сальский завод КПО» к административной ответственности ФСБ РФ Управления по РО правомерно применен минимальный размер штрафа в пределах санкции установленной частью 2 ст.13.13 КоАП РФ без конфискации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества «Сальский завод кузнечно-прессового оборудования» об отмене постановления УФСБ России по РО №23/27ап от 29.05.2007г. о привлечении общества к административной ответственности по ч.2 ст.13.13 КоАП РФ и об отмене предписания заместителя начальника УФСБ РФ по РО о приостановлении секретных работ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Ростовской области в течение 10-ти дней.

Судья Т.И. Кондратенко