ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-7134/22 от 21.07.2022 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   21 июля 2022 года

Полный текст решения изготовлен            28 июля 2022 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Щербаковой И.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бархо С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Региональной службе по тарифам Ростовской области (ИНН <***> ОГРН <***>)

третье лицо: публичное акционерное общество «Россети-Юг» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании действий (бездействий) незаконными, об обязании

при участии:

от заявителя: представитель ФИО1 (доверенность № 62 от 21.09.2021) – веб-конференция

от заинтересованного лица: представители ФИО2 (доверенность от 20.04.2022 №40.1/914), ФИО3 (доверенность от 20.04.2022 №40.1/919), ФИО4 (доверенность №40.1/3787 от 24.12.2021)

третье лицо: не явилось

установил акционерное общество  «Оборонэнерго» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Региональной службе по тарифам Ростовской области (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в утверждении корректировки инвестиционной программы филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» в границах Ростовской области на 2020-2024 годы, оформленный в виде письма от 07.12.2021 № 40.2/1030 и нарушающими права и экономические интересы АО «Оборонэнерго», обязании утвердить корректировку инвестиционной программы филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» в границах Ростовской области на 2020-2024 годы в части включения в инвестиционную программу на 2021 год по Ростовской области расходов на приобретение пунктов коммерческого учета «ПКУ-10 кВ» в размере 2 976 802 руб. 80 коп. с учетом НДС. (уточненные требования).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении; посредством сервиса подачи документов «Мой Арбитр» представлены письменные пояснения с документами, которые приобщены к материалам дела.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против заявленных требований по основаниям, изложенным в ранее представленном отзыве; посредством сервиса подачи документов «Мой Арбитр» представлены дополнительные пояснения, которые приобщены к материалам дела.

Третье лицо в судебное заедание не явилось; посредством сервиса подачи документов «Мой Арбитр» представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем размещения судебных актов на официальном сайте в сети Интернет.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

АО «Оборонэнерго» является субъектом электроэнергетики, а именно территориальной сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии на территории 80 субъектов Российской Федерации, в том числе Ростовской области.

Руководствуясь разделом IV Правил утверждения инвестпрограмм, АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Северо-Кавказский» (далее – Общество) обратилось в Региональную службу по тарифам Ростовской области (далее – РСТ) с заявлением о предоставлении государственной услуги по утверждению изменений, вносимых в инвестиционную программу филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» на  2020-2024 годы, в том числе касающихся включения мероприятий по установке пунктов коммерческого учета «ПКУ-10 кВ» в инвестиционную программу на 2021 год.

Письмом от 20 августа 2021 г. № 40.2/694 РСТ уведомило Общество о том, что в составе обосновывающих материалов не представлен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 29 ноября 2017 № 61201701022188, заключенный между АО «Оборонэнерго» и ПАО «Россети Юг» - «Ростовэнерго». Как следует из данного письма, РСТ по РО считает включение мероприятий по установке пунктов коммерческого учета «ПКУ-10 кВ» в инвестиционную программу экономически нецелесообразным.

В ходе согласительного совещания с участием представителей Общества и РСТ, состоявшегося 22 сентября 2021 г., было принято решение о том, что в срок до 05.10.2021 Общество обязано представить в РСТ итоговый проект инвестиционной программы (протокол № 32 от 22 сентября 2021 г.).

Письмом Общества от 05 октября 2021 г. № СКФ/100/6097 итоговый проект был направлен в РСТ.

Вместе с тем 07 октября 2021 г. письмом № СКФ/100/6204 Общество просило считать ранее направленный проект недействительным и направило скорректированный проект с учетом замечаний РСТ согласно протокола совещания № 32 от 22 сентября 2021.

Вышеуказанный проект размещён на  официальном сайте АО «Оборонэнерго»  по электронному адресу: http://oboronenergo.su/documents/disclosure-of-information/, в разделе «Раскрываемая информация в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (действующая редакция с 16.02.2019 г.)» в пункте «19 М об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу (далее - проект инвестиционной программы) и обосновывающих ее материалах», в подпункте «Ростовская область», в п.п.п. «2021», п.п.п. «Утверждение проекта ИП», п.п.п.п «Доработанный проект».

Представленный вместе с письмом от 07 октября 2021 № СКФ/100/6204  комплект документов содержал Пояснительную записку к проекту корректировки инвестиционной программы филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» в границах Ростовской области 2020-2024, раздел 9 которой содержал развернутое обоснование необходимости включения в инвестиционную программу на 2021 по Ростовской области пунктов коммерческого учета «ПКУ-10 кВ» на сумму 3.174 млн.руб. (с НДС), а также обосновывающие материалы (в том числе копию договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 29 ноября 2017 № 61201701022188, заключенного между  АО «Оборонэнерго» и ПАО «Россети Юг» - «Ростовэнерго», копии коммерческих предложений, расчет начальной цены, паспорт инвестиционного проекта).

Тем не менее, РСТ письмом от 17 ноября 2021 № 40.2/933, сославшись на непредставление материалов с учетом решения согласительного совещания от 22 сентября 2021, установило новый срок для повторного направления материалов.

Письмом от 07 декабря 2021 № 40.2/1030 РСТ уведомило Общество о прекращении рассмотрения проекта корректировки инвестиционной программы филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» в границах Ростовской области на 2020-2024 годы и отказе в утверждении указанной корректировки инвестиционной программы.

АО «Оборонэнерго» считает действия РСТ, выразившиеся  в направлении письма от 07 декабря 2021 г. № 40.2/1030 об отказе  в утверждении корректировки инвестиционной программы филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» в границах Ростовской области на 2020-2024 годы, незаконными и нарушающими права и экономические интересы АО «Оборонэнерго».

Не согласившись с отказом в утверждении корректировки инвестиционной программы, оформленный в виде письма от 07.12.2021 № 40.2/1030, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; несоответствие оспариваемых действий Управления закону или иному нормативному правовому акту.

При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с частью 6 статьи 29 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации, в том числе организаций по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 20 (далее - Положение), РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области, и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пп. 2.1.4 п. 2.1 Положения РСТ устанавливает (утверждает), в том числе инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в установленном порядке.

РСТ утверждает инвестиционные программы организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики, в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 4 «О Порядке взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области при согласовании, утверждении и контроле за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики».

Порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (далее соответственно - инвестиционные программы, субъекты электроэнергетики), и порядок внесения изменений в инвестиционные программы определен Правилами утверждения инвестиционных программах субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 (далее - Правила № 977).

Согласно пункту 9 Правил № 977 рассмотрение и утверждение инвестиционных программ и (или) изменений, которые вносятся в инвестиционные программы, осуществляется на основании проектов инвестиционных программ (далее - проект), размещаемых субъектами электроэнергетики на официальном сайте федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт системы) в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными  постановлением

Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 (далее - Стандарты раскрытия информации), и Правилами № 977 и иной информации и материалов, направляемых в соответствии с Правилами № 977.

В случае отсутствия возможности размещения на официальном сайте системы информации, предусмотренной Правилами и (или) стандартами раскрытия информации, вследствие возникновения у оператора системы технических, программных неполадок или иных проблем субъекты электроэнергетики, государственные органы и организации представляют указанную информацию органам исполнительной власти, уполномоченным на утверждение инвестиционных программ, на электронных носителях информации в сроки, установленные Правилами № 977 и (или) стандартами раскрытия информации. Органы исполнительной власти, уполномоченные на утверждение инвестиционных программ, в течение 3 рабочих дней со дня поступления указанной информации размещают ее на своих официальных сайтах в сети «Интернет», если оператором системы было размещено объявление, предусмотренное абзацем пятым настоящего пункта.

Пункт 67 Правил № 997 предусматривает, что в случае необходимости внесения изменений в инвестиционную программу (корректировки инвестиционной программы) указанные изменения подлежат утверждению органом исполнительной власти, ранее утвердившим соответствующую инвестиционную программу. Утверждение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке и сроки, которые установлены данными Правилами для утверждения инвестиционных программ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым данного пункта.

Согласно пункту 67 Правил № 977 в целях утверждения в текущем году Министерством энергетики Российской Федерации (уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) инвестиционной программы на следующий период планирования и изменений, которые вносятся в инвестиционную программу, утвержденную Министерством энергетики Российской Федерации (уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации), за исключением случаев, указанных в пунктах 69 и 70 н Правил № 977, субъектом электроэнергетики направляется в Министерство энергетики Российской Федерации (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) одно заявление, содержащее информацию, указанную в пункте 12 Правил № 977, в отношении проекта инвестиционной программы и проекта изменений, которые вносятся в инвестиционную программу, а также информация, указанная в пункте 13 Правил № 977.

В соответствии с пунктом 14 Правил № 997 Министерство энергетики Российской Федерации (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 5 рабочих дней со дня поступления заявления направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики мотивированный отказ в рассмотрении заявления с указанием замечаний, носящих исчерпывающий характер, в следующих случаях:

а) информация о проекте инвестиционной программы размещена на официальном сайте системы не  в полном объеме,  и (или) с нарушением установленных требований к форматам раскрытия ее электронных документов, и (или) не по установленной форме;

б) заявление и (или) прилагаемые к нему материалы представлены с использованием официального сайта системы не в полном объеме, и (или) с нарушением установленных требований к форматам их электронных документов, и (или) не по установленной форме;

в) информация о проекте инвестиционной программы и обосновывающие ее материалы и (или) заявление и (либо) прилагаемые к нему материалы содержат недостоверные сведения;

г) период реализации проекта инвестиционной программы, размешенного в сети "Интернет" по адресу, указанному в заявлении, не соответствует:

- требованиям к периоду реализации инвестиционной программы субъекта электроэнергетики, указанным в пункте 3 Правил № 977;

- периоду реализации проекта инвестиционной программы, одобренного решением совета директоров (наблюдательным советом) субъекта электроэнергетики, а при отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) -коллегиальным (единоличным) исполнительным органом управления или иным уполномоченным органом субъекта электроэнергетики, копия которого опубликована субъектом электроэнергетики в соответствии с абзацем тринадцатым подпункта «ж» пункта 11, абзацем шестым подпункта «д» пункта 13, абзацем шестым пункта 15(1) или подпунктом «д» пункта 20(1) стандартов раскрытия информации;

- периоду реализации проекта инвестиционной программы, общественное обсуждение которого проведено в соответствии с Правилами № 977.

В соответствии с пунктом 51 Правил № 997 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения замечаний и (или) заключений по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы, предусмотренных пунктом 49 Правил № 977, направляет их с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики при условии поступления указанных замечаний и (или) заключений в установленные Правилами № 977 сроки.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок не позднее 35 календарных дней со дня размещения уведомления о принятии к рассмотрению проекта инвестиционной программы направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики свои замечания к проекту инвестиционной программы, подготовленные с учетом рассмотрения заключений на проект инвестиционной программы, предусмотренных пунктами 49 и 50 Правил № 977.

В соответствии с пунктом 54 Правил № 997 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня поступления уведомления о доработанной инвестиционной программе направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики мотивированный отказ в рассмотрении такого уведомления и доработанного проекта инвестиционной программы с указанием замечаний, носящих исчерпывающий характер, в случаях:

- размещения информации о доработанном проекте инвестиционной программы на официальном сайте системы не в полном объеме, и (или) с нарушением установленных требований к форматам раскрытия ее электронных документов, и (или) не по установленной форме;

- содержания недостоверных сведений в информации о доработанном проекте инвестиционной программы и обосновывающих ее материалах и (или) уведомлении о доработанной инвестиционной программе и (либо) прилагаемых к нему материалах;

- представления с использованием официального сайта системы прилагаемых к уведомлению о доработанной инвестиционной программе материалов, указанных в пунктах 52 или 53 Правил № 977, не в полном объеме, и (или) с нарушением установленных требований к форматам их электронных документов, и (или) не по установленной форме;

- несоответствия периода реализации доработанного проекта инвестиционной программы, размещенного в сети "Интернет" по адресу, указанному в уведомлении о доработанной инвестиционной программе, требованиям к периоду реализации инвестиционной программы субъекта электроэнергетики, указанным в пункте 3 Правил № 977. и (или) периоду реализации проекта инвестиционной программы, размещенного в сети "Интернет" по адресу, указанному в заявлении.

Субъект электроэнергетики повторно направляет с использованием официального сайта системы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомление о доработанной инвестиционной программе и прилагаемые к нему материалы не позднее дня раскрытия информации о доработанном проекте инвестиционной программы после устранения замечаний уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее 5 рабочих дней со дня направления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации таких замечаний субъекту электроэнергетики с использованием официального сайта системы.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения с использованием официального сайта системы уведомления о доработанной инвестиционной программе и прилагаемых к нему материалов размещает на официальном сайте системы уведомление о принятии к рассмотрению доработанного проекта инвестиционной программы, а также направляет такое уведомление с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее дня размещения на официальном сайте системы уведомления о принятии к рассмотрению доработанного проекта инвестиционной программы направляет такое уведомление, а также поступившие в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации материалы, прилагаемые к уведомлению о доработанной инвестиционной программе, в государственные органы и организации, указанные в пункте 19 настоящих Правил, и в межотраслевой совет потребителей, если направляется уведомление о принятии к рассмотрению доработанного проекта инвестиционной программы сетевой организации (указанное уведомление не направляется в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 67 и пунктом 69 настоящих Правил).

В соответствии с пунктом 57 Правил № 997 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения замечаний и (или) заключений на доработанный проект инвестиционной программы, предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил, направляет указанные материалы с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики при условии их поступления в установленные настоящими Правилами сроки.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок не позднее 25 календарных дней (20 календарных дней - для случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 67 Правил № 977; 10 календарных дней - для случая, предусмотренного пунктом 69 Правил № 977) со дня размещения уведомления о принятии к рассмотрению доработанного проекта инвестиционной программы направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики свои замечания к доработанному проекту инвестиционной программы, подготовленные с учетом рассмотрения заключений по результатам рассмотрения доработанного проекта инвестиционной программы, предусмотренных пунктами 55 и 56 Правил № 977.

В соответствии с пунктом 62(1) Правил № 997 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня поступления уведомления об итоговой инвестиционной программе направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики мотивированный отказ в рассмотрении такого уведомления и итогового проекта инвестиционной программы с указанием замечаний, носящих исчерпывающий характер, в случаях:

- размещения информации об итоговом проекте инвестиционной программы на официальном сайте системы не в полном объеме, и (или) с нарушением установленных требований к форматам раскрытия ее электронных документов, и (или) не по установленной форме;

- содержания недостоверных сведений в информации об итоговом проекте инвестиционной программы и обосновывающих ее материалах и (или) уведомлении об итоговой инвестиционной программе и (либо) прилагаемых к нему материалах;

- представления с использованием официального сайта системы прилагаемых к уведомлению об итоговой инвестиционной программе материалов, указанных в пункте 62 Правил № 977, не в полном объеме, и (или) с нарушением установленных требований к форматам их электронных документов, и (или) не по установленной форме;

- несоответствия периода реализации итогового проекта инвестиционной программы, размещенного в сети "Интернет" по адресу, указанному в уведомлении об итоговой инвестиционной программе, требованиям к периоду реализации инвестиционной программы субъекта электроэнергетики, указанным в пункте 3 Правил № 977, и (или) периоду реализации проекта инвестиционной программы, размещенного в сети "Интернет" по адресу, указанному в заявлении;

- поступления в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления об итоговой инвестиционной программе, если в итоговом проекте инвестиционной программы не учтены указанные в пункте 62 Правил № 977 предложения Министерства энергетики Российской Федерации и (или) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (либо) решения и (или) если итоговый проект инвестиционной программы содержит изменения, не предусмотренные указанными в пункте 62 Правил № 977 предложениями Министерства энергетики Российской Федерации и (или) уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (либо) решениями;

- поступления в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления об итоговой инвестиционной программе, если итоговый проект инвестиционной программы не соответствует условиям утверждения инвестиционной программы, указанным в пункте 5 Правил № 977.

Субъект электроэнергетики повторно направляет с использованием официального сайта системы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомление об итоговой инвестиционной программе и прилагаемые к нему материалы не позднее дня раскрытия информации об итоговом проекте инвестиционной программы после устранения замечаний уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее 5 рабочих дней со дня направления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации таких замечаний субъекту электроэнергетики с использованием официального сайта системы.

В силу пункта 63 Правил № 997 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики мотивированный отказ в утверждении инвестиционной программы в случаях, в том числе, не поступления уведомления о доработанной инвестиционной программе или уведомления об итоговой инвестиционной программе в течение 10 календарных дней со дня истечения сроков, указанных в пунктах 52- 54, 62 и 62(1) Правил № 977.

Инвестиционная программа филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» на 2020-2024 годы утверждена постановлением РСТ от 29.12.2020 №60/2 «Об утверждении инвестиционной программы территориальной сетевой организации филиал «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» в границах Ростовской области на 2020-2024 годы».

В связи с наличием на официальном сайте системы информации о технических ограничениях его использования письмом от 25.02.2021 №СКФ/100/1119 АО «Оборонэнерго» в адрес РСТ был представлен проект корректировки инвестиционной программы на 2020-2024 годы в целях проведения общественного обсуждения. По окончании общественного обсуждения проекта корректировки инвестиционной программы на 2020-2024 годы АО «Оборонэнерго» было направлено заявление об утверждении указанной корректировки (СКФ/100/2103 от 01.04.2022 / вх. РСТ от 02.04.2021 №40/1830).

В соответствии с пунктом 14 Правил РСТ письмом от 09.04.2021 № 40.2/185 направлен в адрес АО «Оборонэнерго» отказ в принятии к рассмотрению заявления на утверждение инвестиционной программы филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» в границах Ростовской области на 2020-2024 годы по причине того, что информация о проекте корректировки инвестиционной программы была представлена не в полном объеме и с нарушением установленных требований к форматам раскрытия ее электронных документов.

По результатам устранения замечаний РСТ АО «Оборонэнерго» письмом от 16.04.2021 № СКФ/100/2469 (вх. 20.04.2021 №40/2256) повторно представлено заявление и информация о проекте корректировки инвестиционной программы, в ответ на которое РСТ письмом от 27.04.2021 №40.1/1003 направлено уведомление о принятии к рассмотрению указанного заявления.

В соответствии с пунктом 51 Правил РСТ письмом от 01.06.2021 № 40.1/1377 в адрес АО «Оборонэнерго» направлены замечания к проекту корректировки инвестиционной программы, подготовленные с учетом рассмотрения заключений на проект инвестиционной программы, предусмотренных пунктами 49 и 50 Правил № 977, в том числе замечания об отсутствии обосновывающих документов по включению в проект инвестиционной программы пунктов коммерческого учета электроэнергии (копия письма прилагается).

Письмом от 01.07.2021 № СКФ/100/4044 (вх. РСТ от 01.07.2021 № 40/4276) АО «Оборонэнерго» представлен доработанный проект корректировки инвестиционной программы филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» на 2020-2024 годы. В соответствии с пунктом 54 Правил № 977 РСТ письмом от 02.07.2021 № 40.2/519  направлено уведомление о принятии к рассмотрению доработанного проекта корректировки инвестиционной программы.

В соответствии с пунктом 57 Правил № 977 РСТ письмом от 20.08.2021 №40.2/694 в адрес АО «Оборонэнерго» направлены замечания к доработанному проекту корректировки инвестиционной программы, подготовленные с учетом рассмотрения заключений на проект инвестиционной программы, предусмотренных пунктами 55 и 56 Правил № 977, в том числе замечание о нецелесообразности включения в проект корректировки инвестиционной программы пунктов коммерческого учета электроэнергии.

В целях организации взаимодействия работы органов исполнительной власти Ростовской области при осуществлении полномочий по согласованию и утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, а также в целях повышения эффективности контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Ростовской области, постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 №4 утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области при согласовании, утверждении и контроле за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Ростовской области (далее - Порядок № 4), разработанный в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики».

В соответствии пунктом 2.14 Порядка № 4 при наличии разногласий, касающихся инвестиционной программы, РСТ проводит согласительные совещания с участием уполномоченных представителей регулируемой организации и органов исполнительной власти Ростовской области, представивших в РСТ замечания.

Согласительное совещание с участием представителей Министерства промышленности и энергетики Ростовской области и АО «Оборонэнерго» было проведено РСТ 22.09.2021. На согласительном совещании в том числе отмечено отсутствие экономической эффективности и целесообразности установки приборов коммерческого учета «ПКУ-10 кВ» сетевой организацией. Протокол согласительного совещания от 22.09.2021 № 32 в адрес АО «Оборонэнерго» направлен письмом РСТ от 28.09.2021 № 40.2/767.

В соответствии с пунктом 62 Правил № 977 и протоколом согласительного совещания от 22.09.2021 № 32 АО «Оборонэнерго» письмом СКФ/100/6097 от 05.10.2021 (вх РСТ 40/6255 от 05.10.2021) представлен итоговый проект корректировки инвестиционной программы.

Однако, 07.10.2021 указанный проект отозван АО «Оборонэнерго». Письмом СКФ/100/6141 от 07.10.2021 (вх. РСТ 40/6298 от 07.10.2021) АО «Оборонэнерго» обратилось в адрес РСТ с просьбой не рассматривать итоговый проект корректировки инвестиционной программы, представленный 05.10.2021 в связи с допущенной технической ошибкой.

Скорректированный итоговый проект инвестиционной программы представлен АО «Оборонэнерго» письмом от 11.10.2021 № СКФ/100/6204 (вх. РСТ 40/6388 от 11.10.2021).

По результатам рассмотрения указанного итогового проекта инвестиционной программы установлено, что решения согласительного совещания по рассмотрению вопросов устранения замечаний РСТ и Министерства промышленности и энергетики Ростовской области (протокол совещания № 32 от 22.09.2021) в представленных материалах не учтены, а именно;

1. В проект итоговой инвестиционной программы на 2021 год включено 4 мероприятия «Пункт коммерческого учета ПКУ-10 кВ», экономическая эффективность и целесообразность установки которых сетевой организацией не подтверждена.

В соответствии с пояснениями организация планирует приобретение пунктов коммерческого учета ПКУ-10 кВ на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 29.11.2017 №61201701022188 с филиалом ПАО «Россети Юг» - «Ростовэнерго», согласно которому филиал «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» обязан осуществить установку пунктов коммерческого учета «ПКУ-10 кВ» на границе балансовой принадлежности сетей между указанными сетевыми организациями на основании требований Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии   (мощности),   и   последующую   их   эксплуатацию   в   отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации. а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

Информация, подтверждающая необходимость установки новых приборов учета взамен уже существующих, в том числе обоснование необходимости установки приборов учета на уровне напряжения 10 кВ, АО «Оборонэнерго» не представлена.

Кроме того, учитывая сложившуюся судебную практику по данному вопросу (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2020, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.11.2020 по делу №А53-444/2020) включение мероприятий по установке пунктов коммерческого учета «ПКУ-10 кВ» в инвестиционную программу экономически нецелесообразно.

2. Замечание РСТ в отношении приведения объемов финансирования инвестиционной программы на текущий год в соответствие с источниками финансирования, учтенными в тарифе на 2021 год, АО «Оборонэнерго» не учтено.

В итоговом проекте корректировки инвестиционной программы объем финансирования мероприятий за счет средств, полученных от оказания услуг, по регулируемым государством тарифам, АО «Оборонэнерго» заявлен в размере 5,626 млн.руб. (без НДС) и превышает учтенные в тарифе на 2022 год источники финансирования (4.430 млн. руб. (без НДС) на 1,196 млн.руб.

Формирование сметы расходов регулируемой организации на текущей год осуществляется до его начала. В течение года пересмотр расходов регулируемой организации не допускается.

В соответствии с п. И Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, при корректировке необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы плановый и фактический размеры финансирования учитываются органом регулирования по состоянию инвестиционной программы, утвержденной до начала корректируемого года.

Таким образом, корректировка инвестиционной программы в части текущего года возможна только в рамках источников финансирования, учтенных в тарифе на 2021 год в размере 4,430 млн. руб. (без НДС).

Указанное замечание, отраженное в протоколе совещания № 32 от 22.09.2021, АО «Оборонэнерго» не устранено.

3. Замечание Министерства промышленности и энергетики Ростовской области в отношении сроков исполнения договоров на осуществление технологического присоединения и наименований инвестиционных проектов, которые не отражают вид выполняемых работ, учтено частично.

Для обоснования переноса срока выполнения мероприятия «Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ в рамках заключенного договора на осуществление технологического присоединения № 273-ЮЖН-2016 от 17.10.2016 по титулу: «Осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу; <...>, военный городок №1» (идентификационный номер L/СКФ/61/02/0009) АО «Оборонэнерго» представлено дополнительное соглашение №4 от 22.06.2021 к договору об осуществлении технологического присоединения от 17.10.2016 о продлении срока действия технических условий до 31.12.2021, что превышает предельный срок действия технических условий, предусмотренный п. 24 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

По мероприятиям инвестиционной программы, реализуемых во исполнение договоров технологического присоединения (идентификационные номера: L/СКФ/61/02/0010, L/СКФ/61/02/0011), в составе обосновывающих материалов представлены акты об осуществлении технологического присоединения заявителей к электрическим сетям АО «Оборонэнерго», в соответствии с которыми указанные мероприятия выполнены в 2018, 2019 годах. В связи с чем мероприятия с идентификационными номерами: L/CKФ/6l/02/0010, L/CKФ/6l/02/0011, не могут быть включены в инвестиционную программу на 2021 год.

Замечание в отношении наименований инвестиционных проектов также не устранено, а именно наименования не содержат указания на вид выполняемых работ (строительство, реконструкция и т.п.).

4.         В итоговую инвестиционную программу АО «Оборонэнерго» включено мероприятие «АВР Закупка силового трансформатора Т-1 ЦРП-6, тип ТМ-2500-20/6, зав. №95350, инв. №864091652, <...>», не прошедшее общественные обсуждения.

В соответствии с п. 7, 8 Правил № 977 в рамках утверждения инвестиционных программ (в том числе корректировок) проводятся их общественные обсуждения.

Согласно п. 67 Правил 977 изменения в инвестиционную программу (корректировка инвестиционной программы), вносимые во исполнение федеральных законов (законов субъектов Российской Федерации), решений Комиссии (высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), предусмотренных Правилами № 977, а также изменения в инвестиционную программу (корректировка инвестиционной программы), вносимые в случае необходимости устранения последствий аварийной ситуации или ее предотвращения, утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации без проведения общественного обсуждения таких изменений, без проведения технологического и ценового аудита и без получения предусмотренных Правилами № 977 согласований и заключений государственных органов и организаций, указанных в пунктах 18 - 19(1) Правил №977.

Мероприятие «АВР Закупка силового трансформатора Т-1 ЦРП-6, тип ТМ-2500-20/6, зав. №95350, инв. №864091652, <...>» (идентификационный номер L/СКФ/61/01/0002) включено АО «Оборонэнерго» в проект корректировки инвестиционной программы, представленный в РСТ письмом от 12.07.2021 СКФ/100/4252 (вх. РСТ 40/4504 от 12.07.2021) (копия прилагается). Из письма следовало, что указанная корректировка должна быть рассмотрена и утверждена в порядке, предусмотренном пунктом 67 Правил № 977, в связи с тем, что она предполагает включение в инвестиционную программу мероприятия «АВР Закупка силового трансформатора Т-1 ЦРП-6, тип ТМ-2500-20/6, зав. №95350, инв. №864091652, <...>», которое необходимо реализовать с целью предотвращения аварийной ситуации.

Письмом от 19.07.2021 № 40.2/546 РСТ в ответ на указанное обращение сообщила о необходимости представления обосновывающих материалов по включению мероприятия «АВР Закупка силового трансформатора Т-1 ЦРП-6, тип ТМ-2500-20/6, зав. №95350, инв. №864091652, <...>» в инвестиционную программу, а именно:

- представить информацию о технических неисправностях трансформатора Т-2 (акты технического обследования, дефектные акты), даты его вывода в ремонт и сроках проведения ремонта;

- представить информацию о стоимости капитального ремонта трансформатора Т-1 (планируемого к замене);

- привести в соответствие объемы финансирования мероприятий с величиной расходов, включенных в необходимую валовую выручку предприятия от оказания услуг по передаче электрической энергии на 2021 год;

- представить копию решения об одобрении инвестиционной программы (проекта инвестиционной программы) советом директоров (наблюдательным советом), а при отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) -коллегиальным (единоличным) исполнительным органом управления или иным уполномоченным органом, предусмотренную пунктом 19 м) Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24.

Обосновывающие материалы, направленные в адрес РСТ письмом АО «Оборонэнерго» от 30.07.2021 № СКФ/100/4726 были представлены не в полном объеме.

Письмом от 06.08.2021 № 40.2/637 РСТ повторно обратила внимание на то, что с целью обеспечения возможности включения в рассматриваемую инвестиционную программу мероприятия «АВР Закупка силового трансформатора Т-1 ЦРП-6, тип ТМ-2500-20/6, зав. №95350, инв. №864091652, <...>» без проведения его общественного обсуждения, без проведения технологического и ценового аудита и без получения предусмотренных Правилами № 977 согласований и заключений государственных органов и организаций, указанных в пунктах 18 - 19(1) Правил № 977, ТСО необходимо представить в РСТ документы, подтверждающие необходимость устранения последствий аварийной ситуации или ее предотвращения путем реализации указанного мероприятия в текущем году, в том числе предписание Ростехнадзора, а также документы, указанные в исх. РСТ от 19.07.2021 № 40.2/546. Соответствующие обоснования в РСТ не поступили.

Таким образом, мероприятие «АВР Закупка силового трансформатора Т-1 ЦРП-6, тип ТМ-2500-20/6, зав. №95350, инв. №864091652, <...>» не подлежит включению в инвестиционную программу без проведения общественных обсуждений, предусмотренных Правилами № 977.

В связи с не устранением АО «Оборонэнерго» замечаний согласительного совещания РСТ, а также наличием в представленном проекте инвестиционной программы мероприятия, не прошедшего общественные обсуждения, в адрес сетевой организации было направлено письмо (от 17.11.2021 № 40.2/933) об отказе в принятии к рассмотрению итогового проекта инвестиционной программы и предложено в срок, предусмотренный абзацем 8 пункта 62(1) Правил № 977, повторно направить в РСТ уведомление об итоговой инвестиционной программе и прилагаемые к нему материалы после устранения замечаний, указанных в протоколе согласительного совещания (от 22.09.2021 № 32). Также АО «Оборонэнерго» было уведомлено о возможном отказе в утверждении инвестиционной программы в случае повторного представления в РСТ уведомления об итоговой инвестиционной программе и прилагаемых к нему материалов без учета замечаний, указанных в протоколе согласительного совещания от 22.09.2021 № 32.

Повторно уведомление АО «Оборонэнерго» об итоговом проекте инвестиционной программы и прилагаемых к нему материалов в адрес РСТ не поступило, в связи с чем, в соответствии с абзацами 3, 4 пункта 63 Правил № 977 РСТ было прекращено рассмотрение проекта корректировки инвестиционной программы филиала Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» в границах Ростовской области на 2020-2024 годы, о чем сообщено АО «Оборонэнерго» письмом РСТ от 07.12.2021 № 40.2/1030.

В части вопроса обоснованности и экономической целесообразности установки приборов коммерческого учета на границе балансовой принадлежности сетей между филиалом ПАО «Россети Юг» - «Ростовэнерго» и филиалом «Северо- Кавказский» суд пришел к следующим выводам.

В заявлении АО «Оборонэнерго» указывает на то, что обосновывающие материалы по приобретению ГТКУ были представлены в РСТ письмом от 07.10.2021, но несмотря на это, РСТ письмом от 17.11.2021 отказала в утверждении корректировки Инвестиционной программы, сославшись на непредставление материалов с учетом решения согласительного совещания. Указанный довод не соответствует действительности.

Заявляя о представлении 07.10.2021 обосновывающих спорное мероприятие материалов Филиал имеел ввиду договор оказания услуг по передаче с ПАО «Россети Юг» и пояснительную записку. Ссылка на указанный договор, как на обоснование необходимости покупки ПКУ была отражена в пояснительной записке к проекту корректировки Инвестиционной программы, которая была представлена ранее, а именно в пакете документов для прохождения процедуры общественных обсуждений в феврале 2021 года. В ходе проведения согласительного совещания 22.09.2021 вопрос выполнения Филиалом обязательств по установке ПКУ и наличие этих обязательств в договоре уже обсуждались. РСТ были даны соответствующие разъяснения и повторно было указанно на наличие судебной практики по данному вопросу. Ничего нового из того, что обсуждалось на согласительном совещании Филиалом представлено не было.

Наличие экономически необоснованного мероприятия по приобретению ПКУ являлось не единственным неустраненным замечанием в представленном итоговом проекте корректировки Инвестиционной программы.

Этап рассмотрения проекта корректировки Инвестиционной программы, о котором идет речь уже не предполагал представления каких либо обосновывающих материалов. В соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ после проведения согласительного совещания субъект электроэнергетики представляет итоговый проект, учитывающий принятые на нем решения.

Кроме того, в своем заявлении Филиал указывает на то, что письмом от 20.08.2021 РСТ уведомило об отсутствии в составе обосновывающих материалов договора об оказании услуг по передаче электрической энергии между ПАО «Россети Юг» и Филиалом. При этом Филиал не упоминает о том, что отсутствие договора не было единственным замечанием, а позиция РСТ в отношении нецелесообразности включения мероприятий о приобретению ПКУ была основана на имеющейся судебной практике с указанием ссылки на судебное решение (А53- 444/2020). Из текста письма от 20.08.2021 следует вывод о том, что представление указанного договора не изменило бы позицию РСТ в отношении целесообразности реализации мероприятия по покупке ПКУ.

Обоснованием необходимости включения указанных мероприятий в Инвестиционную программу согласно информации Филиала являлось наличие негативных последствий не исполнения Филиалом условий договора в части установки им ПКУ на границе балансовой принадлежности, а именно применение ПАО «Россети Юг» в этом случае расчетного метода, предусмотренного пунктом 181 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442) при определении объемов оказанных Филиалом услуг:

- объем электрической энергии, принятой в объекты Филиала, будет определяется исходя из максимальных среднесуточных значений за месяц, в котором было зафиксировано наибольшее поступление объема электрической энергии в сеть по соответствующей точке поставки за прошедший год;

- объем электрической энергии, отпущенной из объектов Филиала, определяется по минимальным среднесуточным значениям за месяц, в котором был зафиксирован наименьший отпуск электрической энергии из сети по соответствующей точке поставки за прошедший год.

Из буквального толкования содержания пункта 181 Основных положений № 442 следует, что закрепленные в нем расчетные методы определения потребленного (переданного) объема электрической энергии могут быть использованы только в следующих случаях:

- при непредоставлении показаний расчетного прибора учета, установленного в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации;

- в случае неисправности утраты, истечении срока интервала между поверками расчетного прибора учета, который установлен в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и исходя из показаний которого определяются объемы принятой (отпущенной) электрической энергии;

- при его отсутствии в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.

Применительно к рассматриваемому спору АО «Оборонэнерго» подменяет понятия «неустановка прибора учета в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации» и «установка прибора учета не на границе балансовой принадлежности между смежными сетевыми организациями». Данные понятия не являются тождественными, поскольку в первом случае прибор учета вообще отсутствует в границах сетей сетевой организации (оказывающей услугу по передаче - Филиал), а во втором случае имеется в границах сетей, но не на самой точке разграничения (указанная позиция подробно изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2020 N 15АП-6523/2020 по делу N А53-444/2020 и подтверждена постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.11.2020 N Ф08-9479/2020 по делу N А53-444/2020).

Из приложения № 1 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 29.11.2017 №61201701022188 следует, что приборы учета по точкам поставки, в отношении которых планировалась установка ПКУ, установлены в границах балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства Филиала.

Филиал ссылается на необходимость исполнения обязательств по приобретению, установке и замене ПУ, установленным требованиями Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации». Так, в соответствии с указанным федеральным законом сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической обязаны осуществлять приобретение, установку и замену приборов учета при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении межповерочного интервала.

При этом наличие приборов учета подтверждено приложением № 1 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 29.11.2017 №61201701022188 и заявителем не оспаривается.

Также, Филиал ссылается на пункт 136 Основных положений № 442, указывая на обязанность обеспечивать коммерческий учет, возложенную законом и договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 29.11.2017 № 61201701022188, заключенным с ПАО «Россети Юг». Однако, из буквального толкования абзаца 5 пункта 136 Основных положений № 442 следует, что в случае отсутствия соглашения между сетевыми организациями, эта обязанность возлагается на ту сетевую организацию, чьи центры питания имеют более высокий класс напряжения, то есть ПАО «Россети Юг». При подписании договора об оказании услуг по передаче электрической энергии Филиал мог не брать на себя эту обязанность и имел на это законные основания.

Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 147 Основных положений №442 приборы учета подлежат установке на границе балансовой принадлежности при технологическом присоединении объектов электросетевого хозяйства.

Установка либо замена приборов учета в случаях, не связанных с технологическим присоединением объектов электросетевого хозяйства осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 151 Основных положений №442, а именно, при нахождении прибора учета в границах балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства - с даты получения обращения сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, а также об утрате, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности.

Порядок расчета объема потребления с использованием приборов учета, находящихся не на границе балансовой принадлежности предусмотрен пунктом 148 Основных положений № 442 и предполагает корректировку объема передачи электрической энергии на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики до места установки прибора учета. Расчет величины потерь в таком случае осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

Как указало заинтересованное лицо, электросетевой комплекс Филиала имеет достаточно высокий процент износа и требует реализации мероприятий по его реконструкции, при этом объемы финансирования мероприятий инвестиционной программы за счет тарифных источников ограничиваются законодательством. Вместо обновления физически и морально устаревших объектов электросетевого хозяйства, Филиал предлагает использовать тарифные источники на мероприятия по покупке ПКУ с целью их монтажа на границе балансовой принадлежности с ПАО «Россети Юг», при наличии приборов учета в границах сетей Филиала.

Так, проект корректировки Инвестиционной программы, представленный Филиалом содержал предложения по включению мероприятий по приобретению ПКУ-10 кВ в количестве 16 шт., финансирование которых должно было быть обеспечено за счет исключения мероприятия по реконструкции оборудования РП-1 (Инв. № 864001845). По информации Филиала РП-1 1976 года постройки, при этом капитальный ремонт не проводился.

Учитывая изложенное, реализация мероприятий по покупке ПКУ за счет тарифных источников финансирования также повлечет за собой негативные последствия в части обеспечения надежности электроснабжения потребителей.

Таким образом, письмо РСТ от 07.12.2021 № 40.2/1030 о прекращении рассмотрения проекта корректировки инвестиционной программы филиала Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» в границах Ростовской области на 2020-2024 годы и отказе в утверждении указанной корректировки, в части включения в инвестиционную программу на 2021 год пунктов коммерческого учета «ПКУ-10 кВ» в размере 2 976 802 руб. 80 коп с учетом НДС, соответствует положениям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил утверждения инвестиционных программах субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977, Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области при согласовании, утверждении и контроле за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 4.

При изложенных обстоятельствах оснований для признания незаконным отказа в утверждении корректировки инвестиционной программы филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» в границах Ростовской области на 2020-2024 годы, оформленный в виде письма от 07.12.2021 № 40.2/1030 не имеется, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление акционерного общества «Оборонэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) оставить без удовлетворения.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                               И.Л. Щербакова