ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело № А54-1049/2018
24 декабря 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании декабря 2018 года .
Полный текст решения изготовлен декабря 2018 года .
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Стрельниковой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (Рязанская область, г. Сасово; ОГРНИП <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Рязанской области (<...>; ОГРН <***>), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное) (<...>; ОГРН <***>), Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области (ОГРН <***>, <...>)
о признании бездействия незаконным, обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчиков:
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Рязанской области: ФИО2, представитель по доверенности от 17.07.2018 №2.2-27/04430, личность установлена на основании предъявленного удостоверения;
- Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области: не явился, извещен надлежащим образом.
- Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области: ФИО3, представитель по доверенности от 20.12.2017 №73, личность установлена на основании предъявленного удостоверения;
установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Рязанской области, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное) при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области о признании бездействия Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное) (далее - ответчик, Фонд) по не вынесению решения о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в размере 12913 руб., за 2015 год в размере 13273 руб., незаконным; об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное) вынести решение о возврате индивидуальному предпринимателю ФИО1 сумму излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в размере 12913 руб., за 2015 год в размере 13273 руб.; взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Рязанской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в размере 12913 руб., за 2015 год в размере 13273 руб.
Определением суда от 19.11.2018 к участию в деле в качестве ответчика (соответчика) привлечено Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области (далее - ответчик, Фонд).
Представители заявителя и ответчика (Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области) в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке ст.ст. 121, 123 АПК РФ надлежащим образом.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Рязанской области требование отклонил.
Представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области требование отклонил.
Из материалов дела следует. ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, действующим без образования юридического лица, ОГРНИП <***>, зарегистрирован в качестве страхователя индивидуального предпринимателя с 26.03.2002.
В 2014-2015 годах предприниматель находился на двух системах налогообложения, ЕНВД и УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В 2014 году доход предпринимателя составил сумму 1396263 руб., по системе налогообложения - ЕНВД составил доход в размере 919510 рублей. Общий доход за 2014 год составил 2315773 руб. (1396263+919510). При этом сумма расходов по УСН составила 1291299 руб.
Сумма страховых взносов за 2014 год исчислена и уплачена заявителем в размере 20157,73 руб., без учета величины расходов.
Общий доход предпринимателя за 2015 год составил 2836871 руб. (1642517 (УСН)+1194354 (ЕНВД)). Сумма расходов составила 1327227 руб.
Сумма страховых взносов за 2015 год исчислена и уплачена заявителем в размере 25368,71 руб., без учета величины расходов.
23.06.2017 предприниматель обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное), с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное) в ответ на данное обращение в письме от 26.06.2017 №3228 сообщило заявителю о том, что сумма переплаты по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 составила 3320 руб., но для ее возврата отсутствует техническая возможность. Предпринимателю предложено также явиться в Пенсионный Фонд по Сасовскому району Рязанской области.
22.06.2017 и 26.06.2017 предприниматель обращался в Межрайонную инспекцию ФНС России № 4 по Рязанской области с заявлениями о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 12913 руб. за 2014 год, в сумме 13273 рублей за 2015 год.
Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Рязанской области в письмах от 26.06.2017 № 203 и от 05.07.2017 № 216 отказала предпринимателю в возврате указанных выше сумм, разъяснив заявителю, что полномочия по принятию решения о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за отчетные (расчетные), истекшие до 01.01.2017, возложены на органы Пенсионного Фонда.
Полагая, что имеет место незаконное бездействие по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное индивидуальным предпринимателем требование подлежит удовлетворению в части. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 18 действовавшего до 01.01.2017 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты суммы страховых взносов. (ст. 25 Закона № 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен статьей 14 Закона № 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. В целях применения положений части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 8).
Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога при определении налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" применительно к положениям пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в их взаимосвязи с положениями статьи 227 Налогового кодекса указал, что для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Из указанного правового подхода следует, что расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
С учетом указанных разъяснений суд приходит к выводу о том, что в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2014 и 2015 годы, подлежала учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
В 2014-2015 годах предприниматель находился на двух системах налогообложения, ЕНВД и УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В 2014 году доход предпринимателя составил сумму 1396263 руб., по системе налогообложения - ЕНВД составил доход в размере 919510 рублей. Общий доход за 2014 год составил 2315773 руб. (1396263+919510). При этом сумма расходов по УСН составила 1291299 руб.
Фиксируемый платеж в 2014 году составил 17328,48 руб.
Сумма страховых взносов за 2014 год исчислена и уплачена заявителем в размере 20157,73 руб., без учета величины расходов.
1% от налоговой базы (доходы - расходы) - 7244,74 руб.
Переплата страховых взносов с учетом расходов составила 12912,99 руб. (20157,73-7244,74).
Общий доход предпринимателя за 2015 год составил 2836871 руб. (1642517 (УСН)+1194354 (ЕНВД)). Сумма расходов составила 1327227 руб.
Фиксируемый платеж в 2015 году составил 18610,80 руб.
Сумма страховых взносов за 2015 год исчислена и уплачена заявителем в размере 25368,71 руб., без учета величины расходов.
1% от налоговой базы (доходы - расходы) - 12096,44 руб.
Переплата страховых взносов с учетом расходов составила 13272,27 руб. (25368,71-12096,44).
Таким образом, переплата страховых взносов за спорный период составила 26185 руб. 26 коп.
Доводы ответчиков о том, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подлежит применению к отношениям, возникшим после 02.12.2016, судом отклоняются, поскольку Законом № 212-ФЗ изначально не предусматривалось начисление страховых взносов на доходы предпринимателя без учета расходов, связанных с получением дохода.
Фонд указывает, что уплаченные плательщиком суммы страховых взносов за 2014, 2015 годы, учтены на его лицевом счете и в соответствии с пунктом 22 статьи 26 Закона № 212-ФЗ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд не производится.
В силу пункта 22 статьи 26 Закона № 212-ФЗ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ).
Этим же Законом определены обязанность (статья 15 Закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 указанного Закона страхователи предоставляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров.
В связи с этим, исходя из положений пункта 22 статьи 26 Закона № 212-ФЗ, а также приведенных положений Закона № 27-ФЗ следует, что ограничения по возврату переплаты страховых взносов установлены в отношении страховых взносов, учтенных в отношении физических лиц, являющихся работниками предпринимателя.
В рассматриваемом случае переплата возникла в связи с уплатой страховых взносов предпринимателем, как лицом плательщиком страховых взносов в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, то есть лицом, не производящим выплат иным лицам.
С учетом изложенного, доводы ответчика являются необоснованными.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 26 Закона № 212-ФЗ, излишне взысканных - статьей 27 Закона № 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу ч. 11 ст. 26 Закона № 212-ФЗ решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 29 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 11 статьи 26 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона № 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
В силу ч. 3 указанной нормы решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передаче налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон № 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Из положений статей 19 - 21 и иных положений Федерального закона № 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Следовательно, налоговый орган исполняет решение фонда о возврате уплаченных взносов, без возможности его оспаривания, поэтому если требования о взыскании излишне взысканных страховых взносов удовлетворены и возникла необходимость в возврате средств из бюджета фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.
В связи с изложенным, Фонд обязан принять решение о возврате уплаченных взносов и направить его в соответствующий налоговый орган для его исполнения.
В целях реализации статьи 21 Закона № 250-ФЗ приказом ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области от 10.01.2017 № 2-А утвержден Порядок организации работы по осуществлению возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (далее - Порядок) (т. 1 л.д. 130-146), согласно которому решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года принимает Отделение ПФР по Рязанской области.
Согласно п.2 раздела III Порядка уведомление о факте излишней уплаты (взыскания) страховых взносов, пеней и штрафов и сумме излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (далее - Уведомление) (приложение IIIк настоящему Порядку) вручается плательщику территориальным органом ПФР лично под расписку либо направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.
В п. 1 раздела IV Порядка указано, что в случае наличия факта излишней уплаты (взыскания) страховых взносов пеней, штрафов, а также взносов, пеней и штрафов на дополнительное социальное обеспечение плательщик представляет в территориальный орган ПФР по месту своего учета заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (далее - Заявление) (приложение №2 и III к настоящему Порядку).
Согласно раздела V Порядка территориальный орган ПФР при поступлении заявления плательщика о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов:
1.1. проводит регистрацию заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов;
1.2. направляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в отдел организации взаимодействия со страхователями Отделения ПФР по Рязанской области: не позднее одного дня рабочего дни после его получения в сканированном виде; не позднее 5 рабочих дней после его получения на бумажном носителе (оригинал).
Решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней н штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (далее - Решение о возврате) (приложение №4 и №5 к настоящему Порядку), принимается Отделением ПФЗР на основании протокола Комиссии в - течение 10 рабочих дней.
Решения о возврате, направляются Отделением ПФР в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации, Порядком обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службой по субъектам Российской Федерации от 21,09.2016 № ММВ-23-2/20У4И не позднее 1 рабочего дня после их принятия.
На основании изложенного, органом, полномочным принимать решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) взносов и пени с 01.01.2017 является именно Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области, которое привлечено судом в качестве второго ответчика.
Поскольку факт наличия переплаты по страховым взносам за 2014-2015 годы в размере 26185 руб. 26 коп. подтверждается материалами дела, требования заявителя к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области в указанной части подлежат удовлетворению.
Довод Фонда о наличии у заявителя задолженности по уплате страховых взносов не подтвержден материалами дела, и опровергается представленными налоговым органом документами (т.2 л.д.94-98).
Довод ответчиков о том, что заявление от 20.06.2017 о возврате страховых взносов и пени, направленное предпринимателем (вх. 23.06.2017 - т.1 л.д.12) в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное) подано в нарушение Порядка, судом отклоняется, поскольку Законом № 212-ФЗ последствия несоблюдения формы заявления не установлены.
Как следует из материалов дела, территориальный орган ПФР в нарушение положений раздела V Порядка не направил заявление предпринимателя о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в отдел организации взаимодействия со страхователями Отделения ПФР по Рязанской области.
В этой связи имеет место неправомерное бездействие Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное), выразившееся в непринятии мер, связанных с вынесением решения о возврате индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы в размере 26185 руб. 26 коп.
Учитывая изложенное, а также те обстоятельства, что основания для возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы подтверждены материалами дела, следует обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области вынести решение о возврате индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы в размере 26185 руб. 26 коп.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
Следует обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Рязанской области и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области принять меры по возврату индивидуальному предпринимателю ФИО1 излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы в размере 26185 руб. 26 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом изложенного, судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины, понесенные заявителем при подаче заявления в сумме 300 руб., подлежат взысканию с ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное) в пользу индивидуального предпринимателя, поскольку неправомерное бездействие указанного ответчика повлекло за собой обращение истца в суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 104 АПК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1700 руб., перечисленная по платежному поручению от 18.01.2018 № 20, подлежит возврату индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
1. Бездействие Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное) (<...>; ОГРН <***>), выразившееся в непринятии мер, связанных с вынесением решения о возврате индивидуальному предпринимателю ФИО1 (<...>; ОГРНИП <***>) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы в размере 26185 руб. 26 коп., проверенное на соответствие положениям Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области (<...>; ОГРН <***>) вынести решение о возврате индивидуальному предпринимателю ФИО1 (<...>; ОГРНИП <***>) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы в размере 26185 руб. 26 коп.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Рязанской области (<...>; ОГРН <***>) и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области (<...>; ОГРН <***>) принять меры по возврату индивидуальному предпринимателю ФИО1 (<...>; ОГРНИП <***>) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 годы в размере 26185 руб. 26 коп.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
2. Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное) (<...>; ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (<...>; ОГРНИП <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
3. Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (<...>; ОГРНИП <***>; ИНН <***>) из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1700 руб., излишне перечисленную по платежному поручению от 18.01.2018 № 20.
4. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья И.А. Стрельникова