ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-11189/19 от 07.07.2020 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                                                   Дело № А54-11189/2019

14 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании июля 2020 года .

Полный текст решения изготовлен июля 2020 года .

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Стрельниковой И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Русская кожа" (<...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) к Приволжской электронной таможне (<...>; ОГРН <***>; ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 28.11.2019 № 10418000-262/2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;

от административного органа:не явился, заявил о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя,

установил: акционерное общество "Русская кожа" (далее по тексту - заявитель, АО "Русская кожа", Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приволжской электронной таможни (далее по тексту - административный орган, таможня) от 28.11.2019 № 10418000-262/2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым акционерное общество "Русская кожа" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 руб.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 20.12.2019 указанное заявление принято, возбуждено производство по делу № А54-11189/2019. Данное дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 20.02.2020 в соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела № А54-11189/2019 по правилам административного судопроизводства.

Представители акционерного общества "Русская кожа" и Приволжской электронной таможни в судебное заседание не явились.

17 января 2020 года и 11 июня 2020 года, через систему электронной подачи документов "Мой арбитр", в материалы настоящего дела от Приволжской электронной таможни поступили соответственно отзыв на заявление и дополнение к нему, согласно которым административный орган требование не признает, указывает на соответствие оспариваемого постановления требованиям законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, его законность и обоснованность, отсутствие процессуальных нарушений при его вынесении и на наличие оснований для его принятия.

06 июля 2020 года, через систему электронной подачи документов "Мой арбитр", от административного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Данное ходатайство удовлетворено арбитражным судом на основании статей 41, 123, 156, 159, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей заявителя и административного органа, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в порядке, предусмотренном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/), основным видом деятельности акционерного общества "Русская кожа" является дубление и выделка кожи, выделка и крашение меха.

21 декабря 2018 года АО "Русская кожа" на Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни (далее по тексту - Приволжский ЦЭД) с применением электронной формы таможенного декларирования подана декларация на товары (далее по тексту - ДТ) № 10418010/211218/0057152, среди которых (товар № 18) - "средства отделочные для кожевенного производства: биндер на основе казеина для отделки кож, КОД ОКП - 248400: 1 бочка по 5 (кг), производитель: "SARCHEM KIMYA SAN. VE TIC. A.S.", товарный знак: "SARCHEM", марка: SARTOP 112, количество: 5 кг", вес нетто: 5 кг (77.64 % брутто), вес брутто: 6.44 кг.

Товар классифицирован декларантом в подсубпозиции 3501 90 900 0 в соответствии с единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТН ВЭД ЕАЭС) в которой классифицируются "казеинаты и прочие производные казеина".

Товар ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее по тексту - таможенная территория ЕАЭС) из Турции (страна происхождения Турция) автомобильным транспортом (код 31) в зоне деятельности таможенного поста МАПП Троебортное Брянской таможни, на условиях поставки DAP Рязань, по контракту № RL/TR/11/664 от 01.12.2011, в соответствии с инвойсом № IHR2018000000215 от 11.12.2018, товарно-транспортной накладной CMR от 11.12.2018 № 001199-А.

В представленных АО "Русская кожа" документах к ДТ № 10418010/211218/0057152, а именно товарно-транспортной накладной CMR от 11.12.2018 № 001199-А, штамп, подтверждающий прохождение ветеринарного контроля "Выпуск разрешен", проставляемый в месте завершения таможенного оформления, отсутствует.

22 декабря 2018 года товары, декларируемые по ДТ № 10418010/211218/0057152 (в том числе товар № 18), выпушен Приволжским ЦЭД в соответствии с заявленной таможенной процедурой без прохождения ветеринарного контроля.

В целях проверки соблюдения условий выпуска товаров, попадающих под ветеринарный контроль, Приволжским таможенным управлением направлено письмо от 29.03.2019 № 03-04-13/04931 в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее по тексту - Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям).

Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям в письме от 26.04.2019 № УФС-АП-2564/19 сообщило, что товар "средства отделочные для кожевенного производства: биндер на основе казеина для отделки кож, код окп - 248400: 1 бочка по 5 (кг), производитель: "SARCHEM KIMYA SAN. VE TIC. A.S.", товарный знак: "SARCHEM", марка: SARTOP 112" подлежит ветеринарному контролю.

В связи с этим отделом торговых ограничений, экспортного контроля и защиты прав интеллектуальной собственности Приволжской электронной таможни было принято решение о необходимости проведения таможенного контроля в форме проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров с 24.06.2019.

В рамках проведения проверочных мероприятий в адрес АО "Русская кожа" административным органом направлен запрос от 25.06.2019 № 03-05-19/06247 "О предоставлении информации" с целью подтверждения соблюдения запретов и ограничений, а именно с требованием представить документы, подтверждающие прохождение ветеринарного контроля в соответствии с Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе".

В письме от 11.07.2019 исх. № 05/1035 АО "Русская кожа" сообщило о невозможности представления документов, подтверждающих прохождение ветеринарного контроля, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" вследствие того, что, по мнению Общества, товар № 18 декларируемый по ДТ № 10418010/211218/0057152, не подпадает под действие данного решения. Также АО "Русская кожа" сообщило, что товар полностью израсходован в качестве химического материала для производства кожи.

В связи с этим, поскольку ни на момент подачи декларации на товары, ни на момент выпуска товаров по ДТ № 10418010/211218/0057152, Обществом в таможню не был представлен документ, подтверждающий прохождение ветеринарного контроля, то есть документ подтверждающий соблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а именно товарно-транспортная накладная с отметкой о прохождении ветеринарного контроля, административный орган пришел к выводу о совершении АО "Русская кожа" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам проверки, административным органом составлен акт проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров № 10418000/207/10092019/А0035 от 10.09.2019.

Данный акт направлен по юридическому адресу АО "Русская кожа" (390028, <...>) сопроводительным письмом от 10.09.2019 № 03-05-19/10248, а также по электронной почте на официальный адрес Общества (rcp@leather.ru).

16 сентября 2019 года таможней по указанному выше факту в отношении АО "Русская кожа" возбуждено дело № 10418000-262/2019 об административном правонарушении и проведении административного расследования, о чем свидетельствует определение от 16.09.2019.

Названное определение направлено по юридическому адресу Общества (390028, <...>) сопроводительным письмом от 16.09.2019 № 03-05-19/10541, а также по электронной почте на официальный адрес заявителя (rcp@leather.ru).

24 сентября 2019 года административный орган заказным письмом № 60300039635887 направил по юридическому адресу Общества (390028, <...>) повестку от 20.09.2019 о необходимости явки законному представителю Общества в 15 час. 00 мин. 16.10.2019 по адресу: <...>, кабинет № 113 для представления (защиты) интересов и участия в составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данная повестка направлена также по электронной почте на официальный адрес Общества (rcp@leather.ru).

Заказное письмо № 60300039635887 получено Обществом 01.10.2019 (уведомление о вручении заказного письма).

16 октября 2019 года (в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом) таможней в отношении АО "Русская кожа" составлен протокол № 10418000-262/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 17.10.2019 административным органом назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении № 10418000-262/2019, а именно на 29.10.2019 на 10 час. 00 мин. в помещении Приволжской электронной таможни по адресу: <...>, кабинет № 308.

Вышеуказанные протокол и определение направлены по юридическому адресу Общества (390028, <...>) сопроводительным письмом от 17.10.2019 № 04-01-08/12233.

29 октября 2019 года административным органом вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении № 10418000-262/2019 до 28 ноября 2019 года (включительно).

Кроме того, 29 октября 2019 года административным органом вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 10418000-262/2019 на 28.11.2019 на 11 час. 45 мин. в кабинете заместителя начальника Приволжской электронной таможни по адресу: <...>, кабинет № 308.

Названные определения направлены таможней 30.10.2019 по юридическому адресу АО "Русская кожа" (390028, <...>) заказным письмом № 60300040657205, которое получено адресатом 06.11.2019 (уведомление о вручении заказного письма).

Более того, определения от 29.10.2019 направлены административным органом по электронной почте на официальный адрес Общества (rcp@leather.ru).

28 ноября 2019 года заместителем начальника Приволжской электронной таможни (в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом), в отношении акционерного общества "Русская кожа" вынесено постановление № 10418000-262/2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым акционерное общество "Русская кожа" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Субъектом ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

В силу пункта 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС) в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ТК ЕАЭСтаможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая ТК ЕАЭС, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе).

Таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств - членов Союза (далее - государства-члены) о таможенном регулировании (пункт 5 статьи 1 ТК ЕАЭС).

В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "запреты и ограничения" представляют собой применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при помещении товаров под таможенную процедуру они подлежат таможенному декларированию.

Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

Из подпункта 1 пункта 2 статьи 89 ТК ЕАЭС следует, что независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, указанных в настоящей статье, перевозчиком представляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС установлено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317"О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" утверждены, в том числе, Положение о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее по тексту - Положение), Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее по тексту - Единый перечень).

В соответствии с пунктом 1.2 Положения требования настоящего Положения применяются в отношении товаров, указанных в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному (контролю) надзору (далее - подконтрольные товары).

Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления контроля государственными органами и учреждениями государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляющими деятельность в области ветеринарии (далее соответственно - уполномоченные органы государств-членов, государства-члены, Союз), за подконтрольными товарами на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза в целях недопущения ввоза на таможенную территорию Союза и перемещения (перевозки) опасных для здоровья человека и животных подконтрольных товаров.

В силу пункта 1.4 Положения требования настоящего Положения являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти государств - членов Союза (далее - государство-член), органами исполнительной власти административных территорий государств-членов, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - организации и лица), деятельность которых связана с производством, переработкой, хранением, утилизацией, уничтожением, перемещением (перевозкой) и реализацией подконтрольных товаров всеми видами транспорта и отправлений.

Пунктом 6.1. Положения установлено, что подконтрольные товары после завершения контроля в пунктах пропуска направляются в места назначения (доставки), где проводится ветеринарный контроль с полным досмотром подконтрольного товара. После завершения ветеринарного контроля проводится переоформление ветеринарного сертификата страны-экспортера на ветеринарный сертификат Союза и на сопроводительных документах проставляются штампы по форме согласно Приложению № 3: "Выпуск разрешен" или "Выпуск запрещен".

На основании Единого перечня товары из товарной позиции 3501 - казеин, казеинаты и прочие производные казеина являются подконтрольными товарами.

Как следует из материалов дела, 21.12.2018 АО "Русская кожа" на Приволжский ЦЭД с применением электронной формы таможенного декларирования подана ДТ № 10418010/211218/0057152, среди которых (товар № 18) - "средства отделочные для кожевенного производства: биндер на основе казеина для отделки кож, КОД ОКП - 248400: 1 бочка по 5 (кг), производитель: "SARCHEM KIMYA SAN. VE TIC. A.S.", товарный знак: "SARCHEM", марка: SARTOP 112, количество: 5 кг", вес нетто: 5 кг (77.64 % брутто), вес брутто: 6.44 кг.

Товар классифицирован декларантом в подсубпозиции 3501 90 900 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в которой классифицируются "казеинаты и прочие производные казеина".

Товар ввезен на таможенную территорию ЕАЭС из Турции (страна происхождения Турция) автомобильным транспортом (код 31) в зоне деятельности таможенного поста МАПП Троебортное Брянской таможни, на условиях поставки DAP Рязань, по контракту № RL/TR/11/664 от 01.12.2011, в соответствии с инвойсом № IHR2018000000215 от 11.12.2018, товарно-транспортной накладной CMR от 11.12.2018 № 001199-А.

В представленных АО "Русская кожа" документах к ДТ № 10418010/211218/0057152, а именно товарно-транспортной накладной CMR от 11.12.2018 № 001199-А, штамп, подтверждающий прохождение ветеринарного контроля "Выпуск разрешен", проставляемый в месте завершения таможенного оформления, отсутствует.

Данный факт Обществом не оспаривается.

Между тем, Общество полагает, что товар № 18 декларируемый по ДТ № 10418010/211218/0057152, не подпадает под действие Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе". Единый перечень, по мнению заявителя, распространяет свое действие не на всю позицию 3501, а только на субпозицию 3501 10, тогда как спорный товар классифицирован декларантом по субпозиции 3501 90.

Указанный довод судом отклоняется в связи со следующим.

Для целей использования Единого перечня (согласно примечанию к нему) необходимо руководствоваться как кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утвержденной Решением Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54(далее по тексту - ТН ВЭД ЕАЭС), так и наименованием товара.

Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее по тексту - ОПИ).

В соответствии с ОПИ названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное (Правило 1).

Кроме того, при классификации товаров по ТН ВЭД применяются Пояснения к ТН ВЭД, которые, в свою очередь, базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации.

Пояснения представляют собой один из вспомогательных материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД.

Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры,

В соответствии с наименованием товарной позиции 3501 ТН ВЭД ЕАЭС к ней относятся казеин, казеинаты и прочие производные казеина; клеи казеиновые:

3501 10 - казеин:

3501 10 100 0 - для производства регенерированных текстильных волокон

3501 10 500 0 - для промышленных целей, кроме производства продуктов питания или корма для животных

3501 10 900 0 - прочий

3501 90 - прочие:

3501 90 100 0 - клеи казеиновые

3501 90 900 0 - прочие

Согласно пояснениям к товарной позиции 3501 (казеин, казеинаты и прочие производные казеина; клеи казеиновые) в нее включаются:

(А) Казеин, казеинаты и прочие производные казеина.

(1) Казеин является основным белковым компонентом молока. Его получают из снятого молока путем осаждения (свертывания) обычно с помощью кислот или сычужного фермента. В данную товарную позицию включаются различные типы казеина, отличия которых друг от друга обусловлены способом свертывания - кислотный казеин, казеиноген и сычужный казеин (параказеин).

Обычно казеин представляет собой желтовато-белый зернистый порошок, растворимый в щелочах, но не растворимый в воде. Его применяют главным образом для приготовления клеев, тертых и клеевых красок, для покрытия бумаги и в производстве казеиновых пластмасс (отвержденный казеин), химических волокон, диетических или фармацевтических продуктов.

(2) Казеинаты (соли казеина), называемые "растворимыми казеинами", включают соли натрия и аммония; эти соли обычно применяются для приготовления пищевых концентратов и фармацевтических продуктов. Казеинат кальция применяется для приготовления продуктов питания или как клей в зависимости от его свойств.

(3) Прочие производные казеина включают, в частности, хлорированный казеин, бромированный казеин, йодированный казеин и таннат казеина. Их применяют в фармации.

(Б) Казеиновые клеи.

Эти клеи состоят из казеината кальция (см. пункт (2) выше) или из смесей казеина и мела с добавлением, например, небольшого количества буры или хлорида аммония. Это обычно порошки.

В данную товарную позицию не включаются:

(а) казеинаты драгоценных металлов (товарная позиция 2843) или казеинаты товарных позиций 2844 - 2846 и 2852;

(б) продукты, которые неправильно описываются как "растительный казеин" (товарная позиция 3504);

(в) казеиновые клеи, расфасованные для розничной продажи нетто-массой не более 1 кг (товарная позиция 3506);

(г) отвержденный казеин (товарная позиция 3913).

Следует обратить внимание, что и текст товарной позиции 3501 ТН ВЭД ТН ВЭД ЕАЭС, и текст пояснений к данной товарной позиции содержит знак ";".

В соответствии с принципами классификации, если в тексте имеется знак ";" - это означает, что после этого знака начинается описание совершенно новых товаров и любая характеристика определенного товара, упомянутая до знака ";" не распространяется на товары, упомянутые после данного знака.

В рассматриваемом случае знак ";" отделяет казеин, казеинаты и прочие производные казеина от клеёв казеиновых.

Следовательно, казеин, казеинаты и прочие производные казеина находятся в иной субпозиции, нежели чем клеи казеиновые, характеристики данных товаров различны.

Согласно технической документации представленной декларантом, а также в соответствии с материалами административного дела основой спорного товара является казеин (10-20%).

Товар № 18 декларируемый по ДТ № 10418010/211218/0057152 к клеям казеиновым не относится.

В связи с этим, принимая во внимание, что спорный товар не является казеином в чистом виде, не является казеинатом, но в его основе содержится казеин, административный орган пришел к выводу, что он должен классифицироваться в подсубпозции прочие производные казеина.

Арбитражный суд Рязанской области находит указанный вывод правомерным.

При этом, как было указано ранее, на основании Единого перечня прочие производные казеина являются подконтрольными товарами.

Таким образом, под действие Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" не подпадают лишь казеиновые клеи.

Учитывая изложенное, товар "средства отделочные для кожевенного производства: биндер на основе казеина для отделки кож, код окп - 248400: 1 бочка по 5 (кг), производитель: "SARCHEM KIMYA SAN. VE TIC. A.S.", товарный знак: "SARCHEM", марка: SARTOP 112" подлежит ветеринарному контролю.

Ранее было отмечено, что в соответствии с пунктом 6.1. Положения подконтрольные товары после завершения контроля в пунктах пропуска направляются в места назначения (доставки), где проводится ветеринарный контроль с полным досмотром подконтрольного товара. После завершения ветеринарного контроля проводится переоформление ветеринарного сертификата страны-экспортера на ветеринарный сертификат Союза и на сопроводительных документах проставляются штампы по форме согласно Приложению № 3: "Выпуск разрешен" или "Выпуск запрещен".

Судом установлено, и доказательств иного не представлено, что ни на момент подачи декларации на товары, ни на момент выпуска товаров по ДТ № 10418010/211218/0057152, ни в ходе проведении административного расследования Обществом не был представлен документ, подтверждающий прохождение ветеринарного контроля в отношении спорного товара, то есть документ подтверждающий соблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а именно товарно-транспортная накладная с отметкой о прохождении ветеринарного контроля.

С учетом этого арбитражный суд приходит выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях (бездействии) Общества доказаны.

Порядок привлечения заявителя к административной ответственности таможней соблюден.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным административным органом в рамках предоставленных ему частью 1 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, с соблюдением срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности не допущены.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Доказательств, подтверждающих, что АО "Русская кожа" предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших  в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В то же время квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Исходя из характера состава административного правонарушения, обстоятельств его совершения и предшествовавших ему событий, Арбитражный суд Рязанской области считает, что допущенное Обществом правонарушение не отвечает критериям малозначительности.

В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

При этом судом принято во внимание, что целью таможенного законодательства является регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, в связи с чем, нарушение требований таможенного законодательства имеет негативные последствия и представляет существенную угрозу для осуществления единой таможенной политики, что недопустимо.

Оснований для замены штрафа предупреждением суд также не усматривает.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

Совершенное заявителем правонарушение создает угрозу для осуществления единой таможенной политики.

Более того, АО "Русская кожа" не является субъектом ни малого, ни среднего предпринимательства (отсутствует в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства).

Таким образом, применение статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно.

В свою очередь, размер административного штрафа определен административным органом с учетом степени вины Общества в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая изложенное, в удовлетворении заявления акционерного общества "Русская кожа"  следует отказать.

В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявления акционерного общества "Русская кожа" (<...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Приволжской электронной таможни (<...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) от 28.11.2019 № 10418000-262/2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, в  соответствии с которым акционерное общество "Русская кожа" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 руб., отказать.

2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 181, частью 5.1 статьи 211, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                  И.А. Стрельникова