Арбитражный суд Рязанской области
ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-2007/2016
21 августа 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 августа 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 21 августа 2017 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каришевым А.Д.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда Рязанской области по адресу: <...> дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (г. Москва)
к открытому акционерному обществу "Ключанский спиртзавод" (ОГРН <***>, Рязанская область, с. Ключ)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:
- конкурсный управляющий открытого акционерного общества "Ключанский спиртзавод" ФИО1 (г. Рязань)
- общество с ограниченной ответственностью "Авангард" (ОГРН <***>, г. Москва)
о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу - ФИО2, представитель по доверенности №1-60 от 27.12.2016, личность установлена на основании предъявленного удостоверения;
от открытого акционерного общества "Ключанский спиртзавод" - ФИО3, представитель по ордеру №5/2017 от 11.05.2017, личность установлена на основании предъявленного удостоверения адвоката;
от конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Ключанский спиртзавод" ФИО1 - ФИО4, представитель по доверенности от 01.12.2016, личность установлена на основании предъявленного паспорта;
от общества с ограниченной ответственностью "Авангард" - не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании 14.08.2017 был объявлен перерыв до 14 час. 30 мин. 18.08.2017.
установил: Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Ключанский спиртзавод" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.10.2016 заявление удовлетворено частично: ОАО "Ключанский спиртзавод" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскан административный штраф в сумме 200 000 рублей.
У ОАО "Ключанский спиртзавод" конфискована спиртосодержащая продукция в количестве 27 135 дал, арестованная на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 08.10.2015 № 02-15/2316-3, и передана для ее уничтожения или переработки в управление.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.10.2016 ОАО "Ключанский спиртзавод" возвращено основное технологическое оборудование и иные предметы, арестованные на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 08.10.2015 № 02-15/2316-3 (т. 6, л.д. 134-156).
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 N 20АП-7039/2016, 20АП-7040/2016 по делу №А54-2007/2016 решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.10.2016 по делу №А54-2007/2016 оставлено без изменения, а апелляционные жалобы Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу и открытого акционерного общества "Ключанский спиртзавод" - без удовлетворения.
Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 16.03.2017 изменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, изложив резолютивную часть в следующей редакции: конфисковать у общества спиртосодержащую продукцию в количестве 27 135 дал, арестованную на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 08.10.2015 N 02-15/2316-3, и уничтожить в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"; отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части возврата обществу основного технологического оборудования и иных предметов, арестованных на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 08.10.2015 N 02-15/2316-3, направив дело в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции; в остальной части судебные акты оставил без изменения.
Определением суда от 05.04.2017 дело №А54-2007/2016, поступившее в суд 29.03.2017, принято на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу поддерживает заявленное требование, основания изложены в заявлении, письменных пояснениях. Просит изъять из незаконного оборота основное технологическое оборудование, согласно протокола ареста №02-15/2316-3 товаров и иных вещей от 08.10.2015, с последующим уничтожением в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Представитель открытого акционерного общества "Ключанский спиртзавод" возражает против удовлетворения заявленного требования, доводы изложены в возражениях.
Представитель конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Ключанский спиртзавод" ФИО1 возражает против удовлетворения заявленного требования.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Авангард" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Авангард", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Ключанский спиртзавод" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 23.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена временный управляющий открытого акционерного общества "Ключанский спиртзавод" ФИО1.
Определением суда от 22.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Авангард".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.10.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей с конфискацией спиртосодержащей продукции в количестве 27 135 дал, арестованной на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 08.10.2015 N 02-15/2316-3, и передачей этой продукции для уничтожения или переработки в административный орган; основное технологическое оборудование и иные предметы, арестованные на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 08.10.2015 N 02-15/2316-3, возвращены обществу.
Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 16.03.2017 изменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, изложив резолютивную часть в следующей редакции: конфисковать у общества спиртосодержащую продукцию в количестве 27 135 дал, арестованную на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 08.10.2015 N 02-15/2316-3, и уничтожить в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"; отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части возврата обществу основного технологического оборудования и иных предметов, арестованных на основании протокола ареста товаров и иных вещей от 08.10.2015 N 02-15/2316-3, направив дело в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции; в остальной части судебные акты оставил без изменения.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об отказе административному органу в удовлетворении заявленных требований.
Определением Верховного Суда РФ от 18.07.2017 №310-АД17-8436 по делу №А54-2007/2016 открытому акционерному обществу "Ключанский спиртзавод" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Рассмотрев и оценив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что заявление административного органа подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Определением Верховного Суда РФ от 18.07.2017 №310-АД17-8436 по делу №А54-2007/2016 открытому акционерному обществу "Ключанский спиртзавод" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В Определении Верховного Суда РФ от 18.07.2017 №310-АД17-8436 по делу №А54-2007/2016 отражено, что, как следует из судебных актов, выявив в ходе административного расследования факт осуществления обществом производства и оборота (хранение с целью сбыта) алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, административный орган составил протокол от 29.12.2015 №02-15/2316-5 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, и обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Согласно части 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе экспертное заключение о проведенном техническом исследовании алкогольной продукции, суды признали доказанным факт осуществления обществом деятельности по производству и обороту этилового спирта без соответствующей лицензии.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, и привлекли общество к указанной административной ответственности. При этом изменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в части конфискации арестованной алкогольной продукции, суд кассационной инстанции указал на то, что арестованная алкогольная продукция подлежит уничтожению в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Относительно возвращения обществу арестованного основного технологического оборудования, суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В силу части 2.1 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Статья 25 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" определяет, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, предусмотрено их изъятие из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц.
Так, в силу п.3 ст. 25 Федерального закона №171-ФЗ изъятое основное технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, указанные в подпунктах 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, подлежат демонтажу, вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Изъятое или конфискованное основное технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, указанные в подпунктах 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, по решению суда подлежат утилизации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила утилизации по решению суда изъятого или конфискованного основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанного в подпункте 5 пункта 1 статьи 25 Закона №171-ФЗ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила утилизации). Данные Правила утилизации устанавливают порядок утилизации по решению суда изъятого или конфискованного основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанного в подпункте 5 пункта 1 статьи 25 Закона №171-ФЗ.
Таким образом, порядок утилизации конфискованного оборудования установлен на законодательном уровне.
В силу п.13 ст.27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятые в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат демонтажу и (или) вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы указанных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
В силу разъяснений, изложенных в п.23.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии со статьями 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ. Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
В силу п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ. Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, 08 октября 2015 административным органом был составлен протокол ареста №02-15/2316-3 товаров и иных вещей (т.2 л.д. 46-49), на основании которого было арестовано основное технологическое оборудование, участвующее в технологическом процессе производства этилового спирта из спирта-сырца, линии розлива паллеты с алкогольной продукцией, поддоны, жидкость с характерным запахом этилового спирта объемом примерно 27135 дал. Также, в период с 08.10.2015 по 19.10.2015, 27.11.2015-26.12.2015 производилось изъятие алкогольной продукции, технологического оборудования и передача их на ответственное хранение, о чем составлялись протоколы изъятия и акты приема-передачи (т.2 л.д. 50-52, 56, 59-80, 82-89, 162-166, т. 3 л.д. 38-48, 51-69, 77-86, 91-105, 107-123, 131-150).
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области по делу №А54-2007/2016, в материалы настоящего дела представлена копия постановления Пресненского районного суда г. Москвы от 28.04.2016 по делу №5-277/16 (т. 4 л.д. 150-156, т. 5 л.д. 93,94), которым ОАО "Ключанский спиртзавод" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ и ему назначен административный штраф и конфискована алкогольная продукция по протоколу ареста от 08.10.2015 №02-15/2315-3.
Решением Московского городского суда от 28.06.2016 (т. 5 л.д. 95-96, 111-118), указанное постановление оставлено в силе.
В указанных судебных актах суд пришел к выводу, что административным органом доказан факт хранения в помещениях общества алкогольной продукции, которая впоследствии была изъята. Также, в них сделан вывод, что в ходе проведения административного расследования установлено, что ОАО "Ключанский спиртзавод" осуществляет производство алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации (второй абзац снизу на листе 2, абзац 5 сверху на листе 6 постановления от 28.04.2016).
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области по делу №А54-2007/2016, административным органом представлены доказательства того, что в действиях ОАО "Ключанский спиртзавод" имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, а именно: хранение алкогольной продукции. Лицензии на право хранения алкогольной продукции суду обществом не представлено.
Как следует из материалов дела, технологическое оборудование, арестованное на основании протокола ареста №02-15/2316-3 товаров и иных вещей от 08.10.2015, находится на ответственном хранении в филиалах ОАО "Росспиртпром" (том 10).
Оценив все доказательства в их взаимосвязи и совокупности с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу, что основное технологическое оборудование и иные предметы, арестованные на основании протокола ареста №02-15/2316-3 товаров и иных вещей от 08.10.2015, необходимо изъять и передать для утилизации в соответствии с Правилами утилизации по решению суда изъятого или конфискованного основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанного в подпунктах 5 и 7 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Основное технологическое оборудование и иные предметы, арестованные на основании протокола ареста №02-15/2316-3 товаров и иных вещей от 08.10.2015, изъять и передать для утилизации в соответствии с Правилами утилизации по решению суда изъятого или конфискованного основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанного в подпунктах 5 и 7 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Л.И. Котлова