ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело № А54-20/2022
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании июля 2022 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2022 года .
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Соломатиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ембулатовой И.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
ФИО1 (г. Москва, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (г. Рязань, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения по делу №062/10/18.1-1172/2021 от 09.12.2021,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика - ФИО2, представитель по доверенности №4985 от 30.09.2021, представлен документ о наличии юридического образования, личность установлена на основании предъявленного паспорта;
от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом.
установил: ФИО1 (далее по тексту - заявитель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее по тексту - ответчик, управление) по делу №062/10/18.1-1172/2021 от 09.12.2021.
Определением от 11.01.2022 заявление принято к производству.
Определением от 11.01.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее по тексту - третье лицо, общество).
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель антимонопольного органа просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Из материалов дела следует: между ООО «Стройсервис» и ТУ Росимущества в городе Москве заключен договор на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации от 25.08.2021 № 11-АИ/2021.
Во исполнение данного договора на основании Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ООО «Стройсервис» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru/ размещено извещение о проведении торгов №091121 /54408039/01, лот № 1.
Предметом спорного аукциона выступило недвижимое имущество (квартира), арестованная судебным приставом-исполнителем Царицынского ГУФССА России по Москве (исполнительное производство №19128/21/77023-ИП от 10.02.2021, постановление о передаче арестованного имущества на торги от 30.09.2021).
Согласно извещению заявки для участия в аукционе можно подавать в электронной форме на ЭТП с 09 ноября 2021 года (с 15 часов 00 минут по московскому времени) по 19 ноября 2021 года (до 09 часов 00 минут по московскому времени).
18 ноября 2021 года ФИО1 направил организатору торгов заявку на участие в торгах по реализации арестованного имущества в форме открытого аукциона. К заявке были приложены соответствующие документы.
Протоколом от 24 ноября 2021 года ООО «Стройсервис» отказало заявителю в допуске к участию в аукционе. В протоколе основания для отказа в допуске к участию в аукционе не указаны. В ответ на электронное письмо ФИО1, ООО "Стройсервис" указало, что отсутствует справка ИФНС (в нарушение п. 7.7 Правил), а так же в нарушение п. 7.5 участник не предоставил сведения о происхождении денежных средств.
ФИО1, не согласившись с решением организатора торгов - ООО «Стройсервис» по отказу заявителю в допуске к участию в аукционе в электронной форме, обратился в антимонопольный орган с соответствующей жалобой.
ООО "Стройсервис" представило в антимонопольный орган возражения по жалобе, в которых указало, что основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, послужило то обстоятельство, что сведения согласно п. 10.4 Правил торгов, представлены некорректно; декларация должна представляться в виде отдельного документа заявки; в соответствии с п. 13.2 Правил торгов все поля должны быть заполнены; в сведениях не заполнены поля принадлежность Ипдл, пдл. Так же, в составе заявки отсутствует документ согласно п. 7.5 - сведения о происхождении денежных средств.
Антимонопольным органом при рассмотрении заявки установлено, что в пункте 7.5 Правил проведения торгов ООО «Стройсервис» установило, что организатор торгов отказывает заявителю в допуске к участию в торгах, в частности, в случае, если представлены не все документы, перечисленные в извещении, аукционной документации либо настоящих правилах, либо представлены документы, несоответствующие требованиям действующего законодательства либо настоящим правилам, извещению, аукционной документации, либо представленные документы содержат недостоверные сведения, либо представленные сведения/документы имеют не однозначное трактование, либо документы не соответствуют требованиям (формам), размещённым на ЭТП.
В составе аукционной документации имеется опросный лист, в который претендент (представитель) вносит сведения о себе и указывает на принадлежность к ПДЛ.
При этом в соответствии с пунктом 13.2 Правил проведения торгов участниками торгов формируются документы на основе форм документов, размещённых организатором торгов на ЭТП к извещению, с учетом следующих особенностей: все поля форм документов в составе заявки должны быть заполнены; в случае неприменимости ячейки формы документов к участнику (его представителю), в такой ячейке формы документов ставится прочерк или формируется примечание, позволяющее однозначно идентифицировать неприменимость ячейки формы документов к участнику (его представителю).
В ходе рассмотрения заявки ФИО1 было установлено, что в соответствующей графе опросного листа вопреки приведённому правилу ФИО1 не заполнены сведения о принадлежности к публичным должностным лицам (ПДЛ).
В связи с чем, комиссия Рязанского УФАС России, рассмотрев дело по жалобе ФИО1, в решении от 09 декабря 2021 года по делу №062/10/18.1-1172/2021 пришла к выводу, что заявителю в допуске к участию в аукционе (номер извещения №091121/54408039/01, лот №1 на сайте www.torgi.gov.ru) отказано обоснованно.
Не согласившись с решением Рязанского УФАС России, ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что требование заявителя удовлетворению не подлежит исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (пункт 1 части 1).
Действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2).
Порядок проведения торгов устанавливается ГК РФ, Законом об исполнительном производстве, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации (часть 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с ч. 3 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация недвижимого имущества должника, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность),осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Частью 1 статьи 87 Закона об исполнительном производстве установлено, что принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.
Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества производится организацией или лицом, имеющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации, право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Согласно пункту 1 статьи 449.1 ГК РФ под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 ГК РФ, применяются к публичным торгам, если иное не установлено названным Кодексом и процессуальным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Как указано в п. 7.1 Правил проведения торгов ООО «Стройсервис», организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах в установленный в извещении срок. Прием заявок осуществляется в электронной форме на ЭТП https://www.tektorg.ru, … в соответствии с регламентом работы ЭТП.
При приеме заявок организатор торгов проверяет соответствие заявки на участие в торгах и соответствие приложенных к ней документов установленному в извещении перечню документов, которые должны быть приложены к заявке, а также настоящим правилам (п. 7.2 Правил). Организатор торгов устанавливает обязательный к соблюдению участникам порядок оформления заявки. Каждый документ заявки должен соответствовать нумерации позиции в описи документов и иметь соответствующее наименование, позволяющее точно идентифицировать содержание документа, например: «2. Паспорт участника», «3. Анкета» и пр. При несоблюдении правил оформления Организатор вправе отклонить заявку.
В пункте 7.5 Правил проведения торгов ООО «Стройсервис» установило, что организатор торгов отказывает заявителю в допуске к участию в торгах, в частности, в случае, если представлены не все документы, перечисленные в извещении, аукционной документации либо настоящих правилах, либо представлены документы, несоответствующие требованиям действующего законодательства либо настоящим правилам, извещению, аукционной документации, либо представленные документы содержат недостоверные сведения, либо представленные сведения/документы имеют не однозначное трактование, либо документы не соответствуют требованиям (формам), размещённым на ЭТП.
Кроме того, в данном пункте указано, что в соответствии с ФЗ №115 от 07.08.2001 участник обязан предоставить сведения о происхождении денежных средств (для физических лиц - справку 2НДФЛ, 3НДФЛ, кредитный/ипотечный договор, договор займа или другие документы). При непредоставлении запрашиваемых данных организатор торгов вправе отказать в приеме заявки на участие в торгах.
Данный перечень оснований для отказа заявителю в приеме заявки на участие в торгах является исчерпывающим.
Частью 7.7 Правил предусмотрено, что к торгам допускаются лица, зарегистрированные на ЭТП, указанной в извещении о проведении торгов, находящейся в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», предоставившие заявки и ценовые предложения на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные ЭЦП с необходимым комплектом документов (электронные цветные скан-копии с подлинника документа), соответствующих требованиям извещения и настоящих правил, в том числе с направлением комплекта нижеприведенных документов:
Платежный документ об оплате задатка с отметкой банка об исполнении;
Паспорт (с приложением всех страниц), ИНН (на бланке ИФНС, либо подтверждение данных о ИНН с официального сайта ИФНС);
Сведение (в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);
Заявка на участие в торгах;
Если заявка подается представителем претендента - надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, имеющее право действовать от имени претендента, копия паспорта представителя (с приложением всех страниц) и ИНН представителя (на бланке ИФНС, либо подтверждение данных о ИНН с официального сайта ИФНС);
Если заявка подается на недвижимое имущество - дополнительно представляется нотариально заверенное заявление об отсутствии зарегистрированного брака (при отсутствии зарегистрированного брака) (для участников-физ. лиц) сроком давности не более 6 (шести) месяцев до даты подачи заявки на участие в торгах.
Физические лица к вышеприведенным документам предоставляют: справку ИФНС на бланке КНД 1120101 давностью не более 30 дней до даты подачи заявки на участие в торгах об отсутствии задолженности перед бюджетом, или скриншот аналогичной информации с сайта nalog.ru личного кабинета налогоплательщика.
Образцы документов для подачи заявок находятся на ЭТП (https://www.tektorg.ru, https.V/русторги.рф, https://storgi.ru, https://ava-torg.ru) при определенном лоте в разделе документация.
В соответствии с п. 10.4 Правил, физические лица участники торгов в обязательном порядке подтверждают отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом, формой предоставления сведений является декларация в свободной форме в виде отдельного документа заявки.
Основные формы документов заявки, подлежащие заполнению участниками торгов, размещены в составе Приложения 2 к извещению. Приложения заявки, заполняемые участником, должны быть датированы не ранее даты заявки на участие в торгах, в противном случае Организатор торгов оставляет за собой право не рассматривать документы как действительные приложения к текущей заявке (п. 13.1 Правил).
Как указано в п. 13.2 Правил, проведения торгов участниками торгов формируются документы на основе форм документов, размещённых организатором торгов на ЭТП к извещению, с учетом следующих особенностей: все поля форм документов в составе заявки должны быть заполнены; в случае неприменимости ячейки формы документов к участнику (его представителю), в такой ячейке формы документов ставится прочерк или формируется примечание, позволяющее однозначно идентифицировать неприменимость ячейки формы документов к участнику (его представителю).
В составе аукционной документации имеется приложение №1 "Сведения, получаемые в целях идентификации клиентов - физических лиц, представителей клиента, выгодоприобретателей - физических лиц и бенефициарных владельцев", в котором претендент должен внести сведения о себе и указать на принадлежность к ПДЛ (публичное должностное лицо) (образец - т. 1 л.д. 135,136). Данные сведения как документ состоят из двух листов. На первом листе в табличной форме должны быть указаны соответствующие сведения. На втором листе проставляется подпись, расшифровка подписи, дата заполнения сведений.
В материалы дела при подаче настоящего заявления ФИО1 представил данное приложение к заявке (т. 1 л.д. 54,55). Все строки заявки таблице в указанной заявке заполнены, в том числе, в графе "Принадлежность к ПДЛ" стоит прочерк.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела в антимонопольном органе организатором торгов (ООО "Стройсервис") была представлены заявка ФИО1 с приложением документов, в том числе, "Сведения" (т. 2 л.д. 3,4). В данном документе графа "Принадлежность к ПДЛ" не заполнена.
25 мая 2022 года в судебном заседании к материалам дела на диске были приобщены документы, поступившие в антимонопольный орган от ООО "Стройсервис" (т.2 л.д. 50), в том числе, заявка ФИО1 и приложенные к ней документы. Документ "Сведения" в электронном виде полностью соответствует документу, представленному антимонопольным органом в материалы дела на бумажном носителе (т. 2 л.д. 3,4). Соответствующая графа не заполнена. Из информации, размещенной на диске, усматривается, что дата и время документа соответствует дате и времени загрузки документа ФИО1 (т. 1 л.д. 52).
Таким образом, суд соглашается с антимонопольным органом, что поданная ФИО1 заявка не соответствует требованиям аукционной документации (п. 7.7, 13.2 Правил) и в соответствии с п. 7.5 организатор торгов правомерно не допустил заявку ФИО1 к участию в аукционе.
В связи с чем, решение антимонопольного органа является законным и обоснованным, не нарушающим права заявителя.
Кроме того, согласно справке ИФНС №493264, представленной по форме КНД 1120101 (приложение №12 к заявке) следует, что ФИО1 имеет задолженность перед бюджетом, что не соответствует требованиям п. 7.5 Правил.
В нарушение п. 10.4 Правил, ФИО1 не представлена декларация в свободной форме в виде отдельного документа заявки об отсутствии решения арбитражного суда о признании банкротом.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Рязанской области разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Рязанской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://ryazan.arbitr.ru (в информационной системе "Картотека арбитражных дел" на сайте федеральных арбитражных судов по адресу: http://kad.arbitr.ru).
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Судья О.В. Соломатина