Арбитражный суд Рязанской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-2381/2009
26 апреля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2010 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Котлова Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС России № 18 по Московской области
к Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области
третье лицо - индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Рязань
о признании незаконным решения о государственной регистрации от 23.04.2008 № 408501911400050
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
от Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области - ФИО2, старший специалист 2 разряда юридического отдела, доверенность №03-27/8990 от 03.08.2009, паспорт;
от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
установил: определением Арбитражного суда Московской области от 06.05.2009 дело передано по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда Рязанской области по заявлению Межрайонной ИФНС России № 18 по Московской области к Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области, третье лицо - индивидуальный предприниматель ФИО1, Московская область о признании незаконным решения о государственной регистрации от 23.04.2008 №408501911400050.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 25.05.2009 по делу №А54-2381/2009 заявление Межрайонной ИФНС России № 18 по Московской области к Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области, третье лицо - индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Рязань о признании незаконным решения о государственной регистрации от 23.04.2008 №408501911400050 принято к производству (том 1 л.д.1).
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2009 производство по делу №А54-2381/2009 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Каширского городского суда Московской области по делу по исковому заявлению Каширского городского прокурора к ФИО1, ОУФМС по Московской области в Каширском муниципальном районе о признании не приобретшим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета (том 1 л.д.24-26).
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 17.08.2009 производство по делу №А54-2381/2009 возобновлено (том 1 л.д.46-47).
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 16.11.2009 производство по делу №А54-2381/2009 было приостановлено до рассмотрения Каширским городским судом Московской области ходатайства предпринимателя ФИО1 о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы на решение Каширского городского суда Московской области от 22.06.2009 по делу №2-1238/09 (том 2 л.д.55-56).
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 23.03.2010 производство по делу №А54-2381/2009 возобновлено с 26.04.2010.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 18 по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области по существу спора возражает, доводы изложены в отзыве.
Представитель предпринимателя ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. 26.04.2010 через канцелярию суда поступило письменное заявление ФИО1 по делу №А54-2381/2009 о прекращении производства по настоящему делу на основании п.5 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: предприниматель ФИО1 зарегистрирован в качестве предпринимателя Регистрационным управлением (палатой) администрации г.Рязани 30.07.1998, регистрационный номер ГО 29264 (том 1 л.д.22-31).
20.12.2004 в ЕГРИП внесена регистрационная запись №304623035500129 в отношении предпринимателя ФИО1, зарегистрированного до 01.01.2004.
15.04.2008 в Межрайонную ИФНС России №2 по Рязанской области поступило заявление предпринимателя ФИО1 с приложением документов о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с изменением адреса. В качестве нового адреса предпринимателя указано: 142900 <...> (том 1 л.д. 54-64).
По результатам рассмотрения представленного заявления и приложенных к нему документов, Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области 22.04.2008 принято решение о государственной регистрации изменений за №408623411300055 (том 1 л.д. 30) - о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о смене адреса, адрес нового места регистрации предпринимателя ФИО1 - 142900 <...>.
В связи с регистрацией изменений адреса, на основании п. 4 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, регистрационное дело с вышеназванным решением было направлено в Межрайонную ИФНС России №18 по Московской области, 05.05.2008 регистрационное дело поступило в Межрайонную ИФНС России №18 по Московской области.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля, Межрайонной ИФНС России №18 по Московской области было установлено, что предприниматель ФИО1 по новому адресу: 142900 <...>, не проживал и не проживает, что подтверждается протоколом осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 17.11.2008 №51, протоколом допроса свидетеля №201 от 17.11.2008, а также вступившим в законную силу решением Каширского городского суда Московской области по исковому заявлению Каширского городского прокурора к ФИО1, ОУФМС по Московской области в Каширском муниципальном районе о признании не приобретшим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета (том 1 л.д. 32-37, 41-44).
Полагая, что государственная регистрация изменений в связи со сменой адреса, оформленная решением Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области о государственной регистрации от 23.04.2008 №408501911400050, является недействительной, Межрайонная ИФНС России №18 по Московской области обратилась в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, арбитражный суд считает, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из буквального содержания данной нормы следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.
Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей определен Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон №129-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 22.2 Федерального закона №129-ФЗ, для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о внесении в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об индивидуальном предпринимателе.
Согласно пункта 2 статьи 22.2 Федерального закона №129-ФЗ, представление документов для внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. При этом верность копии документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об индивидуальном предпринимателе, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности указанной копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом предусмотренной пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона расписки.
В силу пункта 3 статьи 22.2 Федерального закона №129-ФЗ, внесение в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 4 статьи 22.2 Федерального закона №129-ФЗ, в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Статьей 9 Федерального закона №129-ФЗ определен порядок представления документов при государственной регистрации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу подпунктов "а" и "б" статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации Законом не предусмотрено.
Следовательно, при представлении всех документов в соответствии со статьей 9 Федерального закона №129-ФЗ у регистрирующего органа не имеется оснований для отказа в регистрации изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 15.04.2008 предприниматель ФИО1 представил в Межрайонную ИФНС России №2 по Рязанской области заявление с приложением документов о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с изменением адреса. В качестве нового адреса предпринимателя указано: 142900 <...> (том 1 л.д. 54-64).
Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов законом на регистрирующий орган не возложена.
Таким образом, судом установлено, что предприниматель ФИО1 представил все необходимые для государственной регистрации документы, в связи с чем у регистрирующего органа - Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе.
Тот факт, что представленные на регистрацию документы содержали недостоверные сведения относительно нового адреса предпринимателя, не свидетельствует о нарушении регистрирующим органом требований закона, поскольку данное обстоятельство не могло быть известно регистрирующему органу, не наделенному полномочиями на проведение правовой экспертизы представленных на регистрацию документов и достоверности содержащихся в них сведений.
Несоответствие адреса, указанного в заявлении, фактическому месту нахождения предпринимателя не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством.
За представление недостоверных сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, а также за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - предусмотрена административная ответственность по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные выводы согласуются с определениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2008 №8820/08, от 07.07.2008 №8441/08, от 08.12.2008 №15685/08, от 07.12.2009 №ВАС-14056/09, от 22.12.2009 №ВАС-17146/09.
Судом принято во внимание, что 05.02.2010 Межрайонной ИФНС России №18 по Московской области в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации прекращения физическим лицом (ФИО1) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании определения судебного акта о признании его несостоятельным (банкротом), номер записи 410501903600014.
Исходя из того, что предусмотренная ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания ненормативных актов государственных органов недействительными, в рассматриваемом случае отсутствует, в удовлетворении заявленного требования Межрайонной ИФНС России №18 по Московской области следует отказать.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина относится на заявителя, однако взысканию не подлежит, поскольку налоговые органы в силу пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Московской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области о государственной регистрации от 23.04.2008 №408501911400050, проверенного на соответствие Федеральному закону от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отказать.
2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Судья Л.И. Котлова