ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-2894/20 от 20.04.2021 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                                      Дело № А54-2894/2020

27 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании апреля 2021 года .

Полный текст решения изготовлен апреля 2021 года .

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи  Соломатиной О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лесных А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Усадьба" (Рязанская область, г. Касимов, ОГРН 1157746711374)

к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1156234011999);

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

общество с ограниченной ответственностью "Липецкая производственно-реставрационная компания "Лайм Парк" (г. Липецк, ОГРН 1104823004560),

администрация муниципального образования - городской округ город Касимов (Рязанская область, г. Касимов, ОГРН 1026200862380),

о признании недействительным решения, оформленного письмом №ДЗ/33-560 от 09.02.2020, об отказе в согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению (проект реставрации и приспособления) объекта культурного наследия регионального значения; обязании согласовать проектную документацию,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Черный В.М., представитель по доверенности от 21.04.2020, личность установлена на основании удостоверения адвоката; Филиппов А.М., генеральный директор общества, полномочия подтверждаются приказом №1 от 03.08.2015, личность установлена на основании паспорта;

от ответчика - Лунева Т.И., представитель по доверенности от 08.02.2021, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании служебного удостоверения; Копылова М.А., представитель по доверенности от 11.01.2021, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена на основании служебного удостоверения;

от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.

установил: общество с ограниченной ответственностью "Усадьба" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Усадьба") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области (далее по тексту - ответчик, инспекция), оформленного письмом №ДЗ/33-560 от 09.02.2020, об отказе в согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению (проект реставрации и приспособления) объекта культурного наследия регионального значения; обязании согласовать проектную документацию.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: общество с ограниченной ответственностью "Липецкая производственно-реставрационная компания "Лайм Парк" и администрация муниципального образования - городской округ город Касимов (далее - третьи лица).

Определением суда от 06.05.2020 указанное заявление принято к производству. Одновременно с этим, суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу.

Определением от 26.06.2020 суд исключил Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании 21.07.2020 в качестве свидетеля была допрошена Гончарова Н.И.

В судебном заседании 13.07.2020 в качестве свидетеля была допрошена Лунева Татьяна Игоревна.

Свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, за отказ или уклонение от дачи показаний по статьям 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем были отобраны расписки свидетеля.

В судебном заседании 26.08.2020 в качестве специалиста выступал Емельянцев А.А.

В судебном заседании 12.10.2020 в качестве специалистов выступали Русанов А.Н., Логинова А.В., Крысанов А.М.

Определением от 14.12.2020 суд приостановил производство по настоящему делу в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой поручено эксперту акционерного общества "Ивановореставрация" Корнилову Ивану Викторовичу.

08 февраля 2021 года в материалы дела от эксперта акционерного общества "Ивановореставрация" Корнилова Ивана Викторовича поступило экспертное заключение по результатам проведения судебной экспертизы.

Определением суда от 09.02.2021 производство по настоящему делу возобновлено с 12.03.2021.

В судебном заседании 01.04.2021 пояснения по делу давал эксперт Корнилов И.В.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 20.04.2021 проводилось в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении и пояснениях по делу.

Представители ответчика требования отклонили, сославшись на законность и обоснованность вынесенного решения.

Из материалов дела следует: ООО "Усадьба" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № 2 от 30.10.2015 приобрело комплекс зданий: объект культурного наследия регионального значения (дом, 2-этажный, подземных этажей-1, общей площадью 802,7 кв.м, лит. А), жилой дом, лит. Б, 1-этажный, общей площадью 103,7 кв. м, жилой дом, лит. В, 1-этажный, общей площадью 123 кв. м., объект незавершенного строительства, площадь застройки разрушенного объекта - 291,3 кв. м, степень готовности 30%, а также земельный участок с кадастровым номером 62:26:0010901:110, общей площадью 6382 кв.м., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны соответствующие записи 10.12.2015 (№ 62-62/004-62/004/061/2015-814/2, №62-62/004-62/004/061/2015-815/2, №62-62/004-62/004/061/2015-817/2, №62-62/004-62/004/061/2015-818/2, №62-62/004-62/004/061/2015-813/2) (т. 1 л.д. 34-42).

В соответствии с пунктом 5 договора купли-продажи недвижимого имущества № 2 от 30.10.2015 ООО "Усадьба" обязано провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения по адресу: г. Касимов, ул.   Набережная,   77, в том числе разработать проектную документацию для проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте с приспособлением для современного использования.

Приказом комитета по культуре и туризму Рязанской области от 02.04.2012 № 203 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения "Дом Кострова-1837-1844 гг." (г. Касимов, ул. Набережная, 77) (т. 1 л.д. 69). 

Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения "Дом Кострова - 1837-1844 гг." являются:

градостроительная характеристика здания, отмеченного направлением ул. Набережной, проходящей вдоль берега р. Оки со значительным поперечным склоном участка;

объёмно-пространственная композиция прямоугольного в плане двухэтажного здания, сооруженного на подклеточном этаже; вальмовая форма крыши, габариты и высотные отметки по коньку крыши;

местоположение, габариты, конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания; осевое расположение, прямоугольная форма, а также материал и характер заполнения дверных и оконных проемов;

композиция и архитектурно-художественное оформление фасада, характерного для середины XIX в., включая основные элементы декоративного убранства которыми являются 4-х колонный портик, мезонин в центральной части, белокаменные архитектурные детали: колонны, сандрики (выполненные в виде треугольных фронтонов) окон второго этажа, сухарики карнизов, профилированные карнизы, замковые камни декоративных арок подклеточного этажа;

конструкции капитальных фундаментов из кирпича, кирпичных стен, перекрытий (накат по деревянным балкам);

материал и техника кладки капитальных стен: красный кирпич, размером 26 х 13x7 см;

характер обработки фасадной поверхности здания, неоштукатуренные поверхности наружных стен, включая облицованный блоками из белого камня кирпичный цоколь.

25.11.2019 в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области ООО "Усадьба" была представлена на согласование проектная документация по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом Кострова-183 7-1844 гг." (г. Касимов, ул. Набережная, 77) (заявление от 20.11.2019 №654 - т. 2 л.д. 78; проектная документация - т. 6 - л.д. 1-143 т. 11).

03.02.2020 Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области своим письмом № ОВ/33-316 приняла решение об отказе в согласовании проектной документации  на основании п.п. 1, 5 п. 21 Административного регламента предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22.11.2013 №1942 (т. 1 л.д. 32,33).

19 февраля 2020 инспекция письмом №ДЗ/33-560 отозвала письмо Инспекции от 03.02.2020 №ОВ/33-316 ввиду допущенной технической ошибки. Вместе с тем, письмом от 19.02.2020 заявителю в согласовании проектной документации было также отказано на основании п.п. 1, 5 п. 9 Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.07.2015 №1749 (далее по тексту - Порядок) (т. 1 л.д. 30-31).

Полагая, что указанное решение Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области является недействительным, не обоснованным, нарушающим законные права и его интересы, ООО "Усадьба" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к выводу, что требование ООО "Усадьба" подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу указанных норм, требование заявителя об оспаривании решения антимонопольного органа может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий - несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон №73-ФЗ, Закон об объектах культурного наследия)

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Пунктом 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В пункте 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ установлено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В статье 43 Закона № 73-ФЗ определено, что реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, проведение историко-культурной экспертизы; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 33 Закона № 73-ФЗ).

В статье 30 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что объектом историко-культурной экспертизы является проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия (пункт 2 статьи 32 Закона № 73-ФЗ).

В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд (пункт 3 статьи 32 Закона № 73-ФЗ).

Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия утвержден Приказом Министерства культуры РФ от 5 июня 2015 г. № 1749 (далее - Порядок №1749).

Пунктом 3 Порядка №1749 предусмотрено, что для согласования проектной документации Органу охраны объектов культурного наследия необходимы следующие документы:

1) заявление о согласовании проектной документации по рекомендуемому образцу (Приложение N 1 к Порядку), подписанное руководителем юридического лица, физическим лицом, либо их уполномоченными представителями (далее - Заявитель), подлинник в 1 (одном) экземпляре;

2) положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF);

3) проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник, в прошитом и пронумерованном виде в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF);

4) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление (выписка из приказа о назначении на должность либо доверенность на право подписи (для юридического лица), копия документа, подтверждающего право собственности или владения (для физического лица).

Пунктом 9 Порядка № 1749 предусмотрено, что отказ в согласовании проектной документации осуществляется в следующих случаях:

1) представление неполного комплекта документов, перечисленных в пункте 3 Порядка;

2) наличие недостоверных сведений в документах, указанных в пункте 3 Порядка;

3) представленные документы подписаны лицом, не имеющим на то полномочий;

4) заключение государственной историко-культурной экспертизы содержит отрицательные выводы по представленной документации;

5) несогласие Органа охраны объектов культурного наследия с заключением государственной историко-культурной экспертизы.

Отказ в согласовании проектной документации оформляется в письменной форме и выдается Заявителю ответственным исполнителем или должностным лицом, ответственным за делопроизводство, с прилагаемыми к Заявлению документами (п. 10 Порядка №1749).

С учетом вышеизложенных положений Порядка №1749 следует, что по результатам рассмотрения представленных документов должен быть подготовлен ответ, оформленный в виде письма.

Исправление текста письма, либо его замена вышеперечисленными нормами права не предусмотрена.

В настоящем деле инспекция первоначально дала ответ 03.02.2020, а затем письмом от 19 февраля 2020 №ДЗ/33-560 отозвала письмо Инспекции от 03.02.2020 №ОВ/33-316 ввиду допущенной технической ошибки и изложила текст отказа в иной редакции. Как пояснили в ходе судебного разбирательства представители инспекции изменение текса письма связано с тем, что в письме от 03.02.2020 была ссылка на нормативно-правовые акты, которые относятся к памятникам федерального значения. В письме от 19.02.2020 ссылка идет уже на правильные нормы права.

Данные действия инспекции нельзя признать законными и обоснованными, так как они не предусмотрены действующим порядком рассмотрения проектной документации. Ссылка инспекции в письмах на разные регламенты рассмотрения поступивших документов не позволяет с достоверностью установить, каким же регламентом руководствовался административный орган при рассмотрении документов.

 Вместе с тем, данный факт не повлек нарушение прав заявителя, так как оба письма содержат отказ в согласовании проектной документации; обоснование причин отказа практически идентично; данные обстоятельства не повлекли невозможность реализации прав заявителя на оспаривание отказа в судебном порядке.

Одним из оснований отказа в согласовании проектной документации инспекцией указано на нарушение обществом п.п. 1 п. 9 Порядка №1749 (в письме от 19.02.2020), а именно: не представлен документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление (выписка из приказа о назначении на должность либо доверенность на право подписи (для юридического лица), копия документа, подтверждающего право собственности или владения (для физического лица).

Общество указывает, что соответствующие документы были переданы должностному лицу. В подтверждение данного довода 21.07.2020 в качестве свидетеля давала показания Гончарова Н.И., которая пояснила, что приказ о назначении директора был вложен в одну из коробок с документами. Данный приказ показывался при передаче документов Луневой Т.И. Вместе с тем, Лунева Т.И. в судебном заседании 13.07.2020, выступая в качестве свидетеля, отрицала факт передачи приказа о назначении директора.

В заявлении о предоставлении государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия от 20.11.2019 (поступившее в инспекцию 25.11.2019), в качестве приложений указано: проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - 20 дел в 2 экз., электронный носитель - CD диск в 1 экз., положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия  - в 1 экз. (т. 3 л.д. 43-45).

Приказ о назначении директора в качестве приложения не указан.

В связи с тем, что в показаниях свидетелей имеются противоречия, а в качестве приложения к заявлению от 20.11.2019 приказ о назначении директора не поименован, суд считает, что заявителем не доказан факт подачи вместе с документами соответствующего приказа.

Вместе с тем не представление указанного документа, с учетом того, что инспекция выполнила процедуру рассмотрения поступивших документов и подготовила отказ в согласовании проектной документации по существу, учитывая, что инспекция могла проверить полномочия лица, подписавшего заявление от 20.11.2019 из доступных источников (в частности, на сайте ФНС России), данное обстоятельство само по себе не может являться основанием для отказа в согласовании проектной документации, так как является слишком формальным.

Указание инспекцией в письме от 19.02.2020 на то, что проектная документация не прошита, частично представлена в копиях, что является нарушением п.п. 3 п. 3 Порядка №1749, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Довод общества о нарушении инспекцией сроков рассмотрения представленных документов судом не принимается.

Пунктом 29 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 (далее - Положение №569) предусмотрено, что орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней (за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта) со дня получения заключения экспертизы рассматривает его и прилагаемые к нему документы и материалы, предусмотренные пунктом 26 настоящего Положения.

Документы поступили в инспекцию 25.11.2019, что подтверждается штампом. 45 рабочих дней - 06.02.2020. Первоначальный ответ датирован 03.02.2020. То есть, документы были рассмотрены инспекцией в установленный срок. Изменение ссылок на нормативно-правовые  акты в письме от 19.02.2020, подлежащие применению, не свидетельствуют о том, что документы не были рассмотрены к 03.02.2020.

Так же не нашел своего подтверждения довод общества о нарушении инспекцией положений п. 4 ст. 32 Закона №73-ФЗ и п.п. 26, 28, 29 Положения №569.

Пунктом 4 статьи 32 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что заключение историко-культурной экспертизы подлежит обязательному размещению федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональным органом охраны объектов культурного наследия на официальных сайтах указанных органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с п. 29 Положения №569, орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложений к нему обязан их размещать на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") для общественного обсуждения.

Как указано в п. 30 Положения №569,  Орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предложения, поступившие в течение 15 рабочих дней (в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце втором пункта 29 настоящего Положения, - в течение 7 рабочих дней) со дня размещения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложений к нему, на официальных сайтах органов охраны объектов культурного наследия в сети "Интернет" в электронной или письменной форме.

Датой поступления предложений считается дата регистрации обращения в органе охраны объектов культурного наследия.

Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы и в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 настоящего Положения приложения к нему, в течение 10 рабочих дней (в отношении заключения экспертизы, указанного в абзаце втором пункта 29 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней) со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети "Интернет" размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что представленный на согласование акт государственной историко-культурной экспертизы был размещен на официальном сайте инспекции в сети «Интернет» (URLhttps://iokn.ryazangov.ru/) в разделе "Документы" Акты государственной историко-культурной экспертизы» для общественного обсуждения с 29.11.2019 по 19.12.2019, что подтверждается скриншотами страниц администрируемой части сайта (т. 3 л.д. 50,51).

По истечении установленного периода размещения акта ГИКЭ Инспекцией во исполнение п. 30 Положения на сайте в указанном разделе размещена сводка продложений, поступивших в рамках общественного обсуждения рассматриваемого акта ГИКЭ, что так же подтверждается скриншотами страниц администрируемой части сайта (т. 3 л.д. 52-55).

Указанная информация была автоматически удалена из открытого доступа по истечении установленного периода активности.

Факт размещения указанной информации на сайте подтвержден протоколом осмотра доказательств от 20.07.2020 (т. 5 л.д. 34-82).

Нахождение на сайте инспекции части ранее размещенных актов, не свидетельствует о том, что акт по настоящему делу не размещался и что процедура проверки была нарушена.  

Основной причиной для отказа в согласовании проектной документацией инспекцией указано на п.п. 5 п. 9 Порядка №1749, п. 30 Положения №569, а именно: несогласие Органа охраны объектов культурного наследия с заключением государственной историко-культурной экспертизы.

В оспариваемом письме указано, что выводы экспертов о достаточности объема и полноты результатов исследований и принимаемых архитектурных, конструктивных решений, направленных на ремонт, реставрацию, воссоздание утраченных элементов объекта культурного наследия "Дом Кострова, 1837-1844 гг." по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Набережная, д. 77" не соответствуют содержанию экспортируемого проекта и требованиям действующего законодательства, а именно:

- проектные решения изменяют утвержденный предмет охраны объекта культурного наследия, в том числе предусматривают работы по пристройке к основному объему, установку кондиционеров на фасадах, устройство окон в кровле объекта культурного наследия;

- в нарушение требований п.п. "в" п. 5.7 ГОСТ Р 55528-2013 не обеспечена научная обоснованность, достоверность и полнота результатов исследований объекта культурного наследия и принимаемых архитектурных, инженерных и технологических решений (объект культурного наследия, находящийся в аварийном состоянии полноценно не исследован; анализ состояния объекта выполнен по результатам только визуального осмотра);

- в нарушение требований п. 11.1 ГОСТ Р 55567-2013 в отчете по комплексным научным исследованиям отсутствует требуемая информация, достаточная для оценки состояния и выполнения проекта работ, предусмотренных на объектах культурного наследия;

- изложенный предмет охраны объекта культурного наследия "Дом Кострова, 1837-1844 гг." по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Набережная, д. 77" не соответствует приказу комитета по культуре и туризму Рязанской области от 02.04.2012 №203 об утверждении предмета охраны данного объекта;

- указано на наличие мероприятий по первоочередным противоаварийным работам и консервации объекта культурного наследия, по факту отсутствующие в проектной документации, представленной на согласование;

- описание конструктивных особенностей объекта культурного наследия, в части восстановленных в 2015 году междуэтажного и чердачного перекрытия не подтверждается актом приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия от 23.12.2015.

Довод инспекции о том, что проектные решения изменяют утвержденный предмет охраны объекта культурного наследия является несостоятельным.

Как установлено судом и не оспаривается инспекцией, объект культурного наследия имеет Г-образную пристройку, которая не является предметом охраны, однако конструктивно связана с объектом охраны. Поскольку, по мнению общества, они образуют один не разделимый архитектурный объект, то и подлежат реставрации в одном стиле. Разработка двух проектных решений по реставрации отдельно объекта охраны и Г-образной пристройки, является экономически не выгодной, так как повлечет подготовку соответствующей документации в двойном виде. Кроме того, в таком случае, может быть нарушена единая стилистика реставрируемого объекта.

Инспекция поясняет, что поскольку Г-образная пристройка включена в проектные решения, то она является объектом охраны.

Суд считает, что включение Г-образной пристройки в спорную проектную документацию не свидетельствует об изменении предмета охраны объекта культурного наследия, который определен и утвержден соответствующими документами. Следовательно, доводы инспекции в отношении проектных решений, касающихся Г-образной пристройки, как основание для отказа в согласовании проектной документации, является недопустимыми.

Как указано в письме от 19.02.2020, проектная документация допускает установку кондиционеров на фасадах (что подтверждается листами 15, 16, 27 подраздела 3.8 тома 3 проектной документации - т. 10 л.д. 85,86,97), устройство окон в кровле объекта культурного наследия (лист 26 подраздела 3.2 раздела 3 - т. 9 л.д. 70).

Данный довод является несостоятельным, так как один из наружных блоков системы кондиционирования размещается на Г-образной пристройке, которая не входит в предмет охраны. Визуально отсутствие блока кондиционирования на фасаде предмета охраны подтверждается видом фасада на листах 24, 25, 26 раздела 3 подраздел 3.5 проектной документации (т. 9 л.д. 68 - 70). Так же, данные доводы подтверждаются пояснениями разработчика проектной документации - ООО "Липецкая производственно-реставрационная компания "Дайм ПАРК", изложенными в письме от 30.06.2020 №134 (т. 4 л.д. 131).

Слуховое окно размещено не в кровле объекта охраны, а в кровле Г-образной пристройки, которая не является объектом охраны (листы 5, 6 и 26 подраздела 3.5 раздела 3).

Факт размещения блоков кондиционеров и слухового окна именно на Г-образной пристройке, а не на самом фасаде здания, подтвердили в судебном заседании 21.07.2020 представители инспекции.

Довод о том, что изложенный в акте от 22.11.2019 предмет охраны объекта культурного наследия "Дом Кострова, 1837-1844 гг." по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Набережная, д. 77" не соответствует приказу комитета по культуре и туризму Рязанской области от 02.04.2012 №203 об утверждении предмета охраны данного объекта (лист 13) не принимается судом во внимание как основание для отказа в согласовании проектной документации.

Действительно, в акте на листе 13 указано, что объем административного корпуса - трех-четырехэтажный. При этом в предмет охраны данная характеристика не входит.

Как следует из письма председателя экспертной комиссии (т. 4 л.д. 164), данная характеристика не относится к данному объекту культурного наследия и не применялась при оценке спорной документации. Наличие данной ошибки не влияет на выводы заключения государственной историко-культурной экспертизы.

С учетом изложенного, суд считает, что указание данной характеристики является технической ошибкой и не может являться основанием для отказа в согласовании проектной документации. 

Одним из оснований вынесения оспариваемого решения является вывод инспекции о том, что описание конструктивных особенностей объекта культурного наследия в части восстановленных в 2015 году междуэтажного и чердачного перекрытия не подтверждается актом приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия от 23.12.2015.

Данный вывод сделан инспекцией в связи со следующим.

Согласно акту приемки от 23.12.2015, комиссия в составе собственника Объекта (генеральный директор ООО «Усадьба» Филиппов A.M.), представители Инспекции, научный руководитель, представители лиц, осуществляющих авторский и технический надзор, подрядчика, приняли проведенные работы по сохранению объекта культурного наследия:

- демонтажные работы;

- укрепление стропильной системы;

- устройство обрешетки;

- устройство временной кровли;

- консервационные работы по оконным и дверным проемам.

Таким образом, из содержания данного акта видно, что никаких работ по перекрытиям не проводилось.

Однако, в проектной документации, а именно в подпункте «б) Перекрытия» пункта 3 акта определения влияния предполагаемых к проведению видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (лист 32 подраздела 1.2 «Предварительные исследования» раздела 1 «Предварительные работы») указано, что «...чердачные перекрытия восстановлены при производстве первоочередных противоаварийных мероприятий в 2015 году». Далее в проекте в пункте 2.2 «Описание конструкций объекта обследования» подраздел 2.3 «Инженерно-технические исследования» раздела 2 «Комплексные научные исследования» указано, что «Междуэтажное и чердачное перекрытие деревянное балочного типа восстановлены в 2105 году при производстве первоочередных противоаварийных мероприятий» (лист 10).

Инспекция делает вывод, что указанные факты не соответствуют действительности и противоречат акту приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия от 23.12.2015.

Вместе с тем, общество указывает, что в Проектной документации на проведение работ по сохранению (приспособлению) для современного использования объекта культурного наследия и в Акте от 22.11.2019 работы, проведенные в 2015 году, отражены корректно. Кроме того, считает, что разработанная проектная документация предусматривает проведение комплекса мероприятий по реставрации элементов здания, а именно: потолка и перекрытий.

Кроме того, в оспариваемом письме, инспекция указала, что в нарушение требований подпункта «в» пункта 5.7 ГОСТ Р 55528-2013 не обеспечена научная обоснованность, достоверность и полнота результатов исследований объектов культурного наследия и принимаемых архитектурных, инженерных и технологических решений (объекты культурного наследия, находящиеся в аварийном состоянии полноценно не исследованы; анализ состояния объектов выполнен по результатам только визуального осмотра); в нарушение требований пункта 11.1 ГОСТ Р 55567-2013 в отчете по комплексным научным исследованиям отсутствует требуемая информация, достаточная для оценки состояния и выполнения проекта работ, предусмотренных на объектах культурного наследия.

Инспекция пояснила, что при изучении, в частности, подраздела 2.3 «Инженерно-технические исследования» раздела 2 «Комплексные научные исследования» проектной документации установила, что проведенное инженерно-техническое обследование Объекта проведено неполноценно, техническое состояние и характеристики конструктивных элементов устанавливались визуальным осмотром (лист 6). Использованных средств измерения и контроля недостаточно для надлежащего исследования: применялись только фотофиксация с использованием цифрового фотоаппарата, геометрические параметры конструкций, элементов и частей здания определялись с помощью металлических рулеток,   лазерных   дальномеров   и   лазерного   самовыравнивающегося   нивелира, геометрические параметры дефектов и повреждений измерялись штангенциркулем с глубиномером, металлической линейкой и рулеткой, ширина раскрытия трещин измерялась при помощи штангенциркуля (лист 20).

Кроме того, согласно самой рассматриваемой проектной документации, проведенного исследования не было достаточно. Так, в подразделе 3.6 «Конструктивные решения» раздела 3 «Проект реставрации и приспособления» проектной документации указано, что «для выбора оптимальной методики усиления фундаментов и, возможно, основания под фундаментами необходимо произвести мониторинг за состоянием и возможными дальнейшими деформациями конструкций фундаментов, сводов и несущих стен с выявленными в процессе обследования трещинами. ... По результатам мониторинга принять решение по усилению фундаментов или грунтов основания» (лист 2).

Инспекция считает, что данный раздел должен предлагать непосредственно сами решения, принятые по результатам полноценных исследований. Рассматриваемая же проектная документации говорит о необходимости проведения дополнительных мероприятий, которые не проведены. Следовательно, рассматриваемой проектной документацией принимаются необоснованные архитектурные и конструктивные решения, что противоречит требованиям сохранности объекта культурного наследия.

Инспекция полагает, что при разработке рассматриваемой проектной документации объект культурного наследия, находящийся в аварийном состоянии полноценно не исследован; анализ состояния Объекта выполнен по результатам только визуального осмотра. Отсутствуют инженерное обследование конструкций, технологические исследования строительных и отделочных материалов, архитектурно-археологические обмеры не обладают необходимой степенью точности; при проведении работ по разработке проектной документации не учтены требования ГОСТ Р 55528-2013, ГОСТ Р 55567-2013.

Заявитель, возражая относительно данных замечаний, указывает, что все инженерно-технические и инженерно-технологические исследования были проведены. Данные исследования достаточны для принятия проектных решений. Исследования по объекту проведены по ранее выполненным шурфам и зондажам, что не потребовало получения разрешения инспекции на научно-исследовательские работы; согласно сведений на листе 6 раздела 2 подраздел 2.3 Инженерно-технические исследования, так же указано, что отбор проб по объекту выполнен неразрушающим способом из уже разрушенных отдельных частей конструкций памятника культуры. Результаты лабораторных испытаний отобранных образцов приведены на листах 15, 39-40 раздела 2 подраздела 2.3 Инженерно-технические исследования.

По мнению заявителя, заявление инспекции о только визуальном осмотре объекта опровергается данными инженерно-технологического исследования лабораторных испытаний на листах 7, 49 раздела 2 подраздела 2.4 инженерные химико-технологические исследования.

Так же указывает, что проведение мониторинга за состоянием и возможными дальнейшими деформациями конструкции фундаментов, сводов и несущих стен в процессе производства работ по реставрации  (что отражено в подразделе 3.6 "Конструктивные решения" раздела 3 проектной документации) соответствует нормам действующего законодательства.

В связи с чем, определением суда от 14.12.2020 производство по делу №А54-2894/2020 было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой поручено экспертному учреждению - акционерному обществу "Ивановореставрация", эксперту Корнилову Ивану Викторовичу.

На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

1) Правильно ли отражен в Проектной документации на проведение работ по сохранению (приспособлению) для современного использования объекта культурного наследия регионального значения "Дом Кострова 1837-1844 г.г." по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Набережная д.77 и в Акте от 22.11.2019 г. заключения Государственной историко-культурной экспертизы факт усиления/восстановления балочного межэтажного перекрытия между вторым и чердачным этажами при проведении первоочередных противоаварийных работ в декабре 2015г.

2) Соблюдены ли в Проектной документации на проведение работ по сохранению (приспособлению) для современного использования объекта культурного наследия регионального значения "Дом Кострова 1837-1844 г.г." по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Набережная д. 77 и в Акте от 22.11.2019 г. заключения Государственной историко-культурной экспертизы требования ГОСТ Р55528-2013, а именно: обеспечение научной обоснованности, достоверности и полноты результатов исследований объекта культурного наследия и принимаемых архитектурных, инженерный и технологических решений по результатам проведенного обследования и лабораторных испытаний, в том числе: возможность повторного использования старых шурфов и зондажей; наименования примененных инструментов; объема и полноты проведенного исследования.

08 февраля 2021 в материалы дела от эксперта акционерного общества "Ивановореставрация" Корнилова Ивана Викторовича поступило заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы (т. 14 л.д. 1- 85).

Эксперт полагает, что факт усиления/восстановления балочного межэтажного перекрытия между вторым и чердачным этажами (при проведении первоочередных противоаварийных работ в декабре 2015г.) в Проектной документации на проведение работ по сохранению (приспособлению) для современного использования объекта культурного наследия регионального значения "Дом Кострова 1837-1844 г.г." по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Набережная д.77 и в Акте от 22.11.2019 г. заключения Государственной историко-культурной экспертизы отражен корректно.

При ответе на второй вопрос эксперт указал, что требования ГОСТ Р 55567-2013 "Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования", а именно обеспечение научной обоснованности, достоверности и полноты результатов исследований объекта культурного наследия и принимаемых архитектурных, инженерный и технологических решений по результатам проведенного обследования и лабораторных испытаний, в том числе: возможность повторного использования старых шурфов и зондажей; наименования примененных инструментов; объема и полноты проведенного исследования в Проектной документации на проведение работ по сохранению (приспособлению) для современного использования объекта культурного наследия регионального значения "Дом Кострова 1837-1844 г.г." по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Набережная д. 77 и в Акте от 22.11.2019 г. заключения Государственной историко-культурной экспертизы соблюдены. Повторное использование ранее выполненных шурфов и зондажей не противоречит законодательству. Требований о необходимости указания всех приборов и инструментов использованных для лабораторных исследований законодательство не содержит. В проектной документации корректно отображены исследования по строительным и отделочным материалам объекта культурного наследия, их объем достаточен для принятия проектных решений по реставрации памятника архитектуры.

То есть, заключением эксперта опровергнуты доводы инспекции о том, что спорная проектная документация содержит описание конструктивных особенностей объекта культурного наследия, в части восстановленных в 2015 году междуэтажного и чердачного перекрытия, который не подтверждается актом приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия от 23.12.2015, а так же о том, что не обеспечена научная обоснованность, достоверность и полнота результатов исследований объекта культурного наследия и принимаемых архитектурных, инженерных и технологических решений (объект культурного наследия, находящийся в аварийном состоянии полноценно не исследован; анализ состояния объекта выполнен по результатам только визуального осмотра).

Заключение эксперта суд считает надлежащим доказательством по делу.

Так, при  назначении экспертизы судом было установлено, что АО "Ивановореставрация" имеет лицензию №МКРФ 00772 от 16.05.2013 г. на право осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: разработка проектной документации по консервации, реставрации, ремонту, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем, металлических конструкций и деталей, деревянных конструкций и деталей, декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора; реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней; ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Лицензия выдана бессрочно Министерством культуры Российской Федерации.

Эксперт Корнилов Иван Викторович получил высшее образование по квалификации инженер по специальности «Промышленное и гражданское строительство»; эксперт-менеджер объектов культурного наследия по специальности «Реставрация», стаж работы в реставрационной отрасли 13 лет. Аттестован МК РФ в качестве инженера-реставратора первой категории (направление - проектные работы по сохранению объектов культурного наследия) (приказ МК РФ от 08.04.2015 г. №704), а так же в качестве эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы (приказ МКРФ №708 от 04.06.2019 г.). Имеет удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в 2015 году по программе повышения квалификации специалистов в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта; удостоверение о повышении квалификации в 2015 году по профилю образовательных программ 08.03.01 и 08.04.01."Строительство" - программа "Работы по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".

То есть, экспертиза выполнена экспертной организацией и экспертом, обладающим достаточной квалификацией, и имеющими право осуществления спорных экспертиз и работ. При обсуждении кандидатуры эксперта инспекция отвод эксперту не заявила.

В письменной позиции от 11.03.2021 (т. 14 л.д. 120-123) инспекция указала, что заключение эксперта является необъективным, так как Корнилов Виктор Яковлевич (генеральный директор АО "Ивановореставрация") был ответственным секретарем экспертной комиссии, которая проводила экспертизу проектной документации на проведение  работ по сохранению (приспособлению) для современного использования объекта культурного наследия регионального значения "Дом Кострова 1837-1844 г.г." по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Набережная д. 77, что подтверждается актом от 11.01.2018 (т. 14 л.д. 124-140). Эксперт Корнилов Иван Викторович, видимо, является родственником Корнилова Виктора Яковлевича.

Суд отмечает, что по акту от 11.01.2018 заказчиком выступало АО "Центр комплексного развития"; объектом экспертизы выступала проектная документация, подготовленная АО "ЦОКР".

По настоящему делу объектом экспертизы выступала проектная документация, подготовленная обществом с ограниченной ответственностью "Липецкая производственно-реставрационная компания "Лайм Парк", то есть, иная проектная документация. Акт заключения Государственной историко-культурной экспертизы от 22.11.2019 (т.11 л.д.112-134) подписан комиссией, в состав которой представители экспертной организации не входили.

Факт того, что проектная документация подготовлена в отношении одного и того же памятника архитектуры не свидетельствует о заинтересованности эксперта, проводившего судебную экспертизу, а следовательно, о необъективности подготовленного экспертного заключения.

Инспекция ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявила.

С учетом изложенного, суд считает, что заключение эксперта является допустимым доказательством по делу, соответствующим ст. 86 АПК РФ.

Заключение эксперта является полным и ясным, у суда отсутствуют основания для иного толкования его выводов. Возражения ответчика на экспертизу, являются субъективным мнением стороны по делу и выводы экспертизы не опровергают.

Кроме того, выводы эксперта подтверждаются показаниями специалиста Русанова А.Н., данными в судебном заседании 12.10.2020.

Суд согласен с выводами эксперта, считает, что они подтверждены как проектной документацией, так и иными представленными в материалы дела доказательствами.

Довод инспекции о том, что согласно самой рассматриваемой проектной документации, проведенных исследований было недостаточно, что подтверждается подразделом 3.6 «Конструктивные решения» раздела 3 «Проект реставрации и приспособления» проектной документации (т. 8 л.д. 141, т. 9 л.д. 77) в которой указано, что «для выбора оптимальной методики усиления фундаментов и, возможно, основания под фундаментами необходимо произвести мониторингза состоянием и возможными дальнейшими деформациями конструкций фундаментов, сводов и несущих стен с выявленными в процессе обследования трещинами. ... По результатам мониторинга принять решение по усилению фундаментов или грунтов основания» (лист 2), является несостоятельным.

Все привлеченные эксперты и специалисты, давая пояснения по делу, указали, что указание на проведение мониторинга не свидетельствует о неполноте проведенного исследования; последующий мониторинг при производстве работ необходим, так как позволяет своевременно выявить те обстоятельства, которые не были установлены при подготовке экспертизы.

Суд считает необходимым отметить, что п. 30 Постановления №569 предусмотрено, что по результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы. В случае несогласия с выводами заключения экспертизы орган охраны объектов культурного наследия уведомляет об этом заказчика письменно с указанием мотивированных причин несогласия.

Оспариваемое письмо от 19.02.2020 суд считает немотивированным в части не раскрытия доводов, приведенных в качестве оснований для отказа в согласовании проектной документации. Раскрытие оснований было дано инспекцией только в ходе судебного разбирательства. Причем данные обоснования уточнялись и дополнялись.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что решение инспекции, оформленное письмом от 19.02.2020 № ДЗ/33-560, об отказе в согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению (проект реставрации и приспособления) объекта культурного наследия регионального значения "Дом Кострова - 1837-1844 гг.", расположенного по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Набережная, д. 77, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Усадьба" является не соответствующим Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации", вынесено незаконно и необоснованно.

Поскольку письмо не соответствует Закону №73-ФЗ, оно нарушает права и законные интересы общества, поскольку препятствует в осуществлении деятельности по пользованию собственным имуществом.

В связи с чем, решение инспекции, изложенное в письме от 19.02.2020, подлежит признанию недействительным.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 3 части 4 этой же статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Данные положения, направлены на защиту прав и законных интересов заявителя, и реализацию им права, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации, на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя.

При этом, полномочиями по принятию соответствующего решения и по совершению необходимых действий в целях исполнения судебного акта обладает государственный орган, ненормативный акт которого признан недействительным.

Соответствующие решение должно иметь целью устранение нарушенных прав с учетом выводов, содержащихся в мотивировочной части судебного акта.

Между тем, суд не вправе подменять орган, вынесший ненормативный акт, в решении вопроса об исполнении судебного акта, обязывая его совершить определенные действия с указанием поэтапного порядка их совершения со ссылками на нормы действующего законодательства, поскольку данный порядок четко определен законодательством Российской Федерации и должен быть исполнен в рамках исполнения судебного акта с учетом выводов суда.

С учетом изложенного, суд обязывает Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Усадьба", вызванные принятием отмененного решения. Конкретный способ устранения подлежит определению самой инспекцией.

Частями 1 и 2 ст. 109 АПК РФ предусмотрено, что денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей. Денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда.

В связи с чем, с депозитного счета Арбитражного суда Рязанской области подлежит перечислить экспертной организации - акционерному обществу "Ивановореставрация" денежные средства в счет оплаты проведенной экспертизы 60000 руб.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу заявителя.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная ООО "Усадьба" по платежному поручению №8 от 21.04.2020 государственная пошлина в сумме 9000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета обществу. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Решение Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области (Рязанская область, г. Рязань, ул. Кудрявцева, д. 19; ОГРН 1156234011999), оформленное письмом от 19.02.2020 № ДЗ/33-560, об отказе в согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению (проект реставрации и приспособления) объекта культурного наследия регионального значения "Дом Кострова - 1837-1844 гг.", расположенного по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Набережная, д. 77, представленной обществом с ограниченной ответственностью "Усадьба", проверенное на соответствие Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации", признать недействительным.

Обязать Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области (Рязанская область, г. Рязань, ул. Кудрявцева, д. 19; ОГРН 1156234011999) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Усадьба" (г. Москва, ул. Воронцовская, д. 21, строение 1; ОГРН 1157746711374), вызванные принятием отмененного решения.

2. Взыскать с Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области (Рязанская область, г. Рязань, ул. Кудрявцева, д. 19; ОГРН 1156234011999) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Усадьба" (г. Москва, ул. Воронцовская, д. 21, строение 1; ОГРН 1157746711374)  судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., судебные расходы по оплате экспертизы в сумме 60000 руб.

3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Усадьба" (г. Москва, ул. Воронцовская, д. 21, строение 1; ОГРН 1157746711374) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 9000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению №8 от 21.04.2020.

4. Перечислить акционерному обществу "Ивановореставрация" (юр. адрес.: 153043, г. Иваново, ул. Тельмана, д. 7, фактический адрес: 153005 г. Иваново, ул. Короткова, д. 51/1, ОГРН 1023700543954) с депозитного счета Арбитражного суда Рязанской области в счет оплаты проведенной экспертизы 60000 руб. по счету №21 от 25.03.2021.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области.

Судья                                                                           О.В. Соломатина