Арбитражный суд Рязанской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. РязаньДело №А54-2908/2010
21 июля 2010 года С4
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 21 июля 2010 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Ушакова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кабановой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Монолит", г.Рязань
к Административной комиссии при Главном Управлении контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области, г.Рязань
третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне административного органа - Управление административно-технической инспекции администрации города Рязани
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель, доверенность от 15.06.2010;
от административного органа: ФИО2, представитель, доверенность от 09.04.2010 № 9;
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
В судебном заседании 14.07.2010 объявлялся перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено 15.07.2010.
установил: общество с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - ООО "Монолит", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Административной комиссии при Главном Управлении контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области (далее - Административная комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.05.2010 №09-01-10-287 по делу об административном правонарушении.
Определением арбитражного суда от 30.06.2010 в порядке части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне административного органа, привлечено Управление административно-технической инспекции администрации города Рязани (далее - УАТИ администрации г.Рязани, Управление).
В судебное заседание представитель УАТИ администрации г.Рязани не явился. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 3 статьи 210 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведении судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121-123 АПК РФ.
В судебном заседании требование поддержано заявителем в полном объеме.
Представитель административного органа против удовлетворения требований заявителя возражает, считает, что назначение административного наказания обществу в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей произведено в пределах, установленных статьей 6.3. Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях" от 04.12.2008 №182-ОЗ, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 4.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ).
Исходя из даты получения оспариваемого постановления - 06.06.2010 (почтовый конверт - л.д.6), на день обращения с заявлением - 15.06.2010, срок, установленный статьей 30.3 КоАП РФ, заявителем не пропущен.
Из материалов дела следует: 13.11.2009 (вх.№07/5122) в Администрацию города Рязани поступило направленное Правительством Рязанской области сопроводительным письмом от 12.11.2009 №Кол-5706 (л.д.74) для рассмотрения, коллективное обращение от 10.11.2009 жильцов дома №40 по ул. Садовая г.Рязани, с жалобой на действия застройщика ООО "Монолит" (л.д. 75).
Указанна жалоба распределена для рассмотрения в Управление административно-технической инспекции администрации г.Рязани, которое является структурным подразделением администрации города Рязани, осуществляющим муниципальный контроль за выполнением на территории города Рязани юридическими и физическими лицами требований Земельного кодекса РФ, "Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в г.Рязани", утвержденных решением Рязанского городского Совета от 22.04.2004 №781 (далее - Правила от 22.04.2004 №781), "Положения о временных сооружениях на территории города Рязани", утвержденного решением Рязанской городской Думы от 09.07.2009 N450-I (ред. от 13.05.2010), "Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории города Рязани", утвержденного решением Рязанского городского Совета от 29.12.2005 №733-III (ред. от 27.08.2009), "Порядка размещения нестационарных объектов мелкорозничной торговой сети на территории города Рязани", утвержденного постановлением Администрации города Рязани от 14.02.2008 №900 (ред. от 01.04.2010), утвержденного решением Рязанского городского Совета от 29.12.2005 №733-III (ред. от 27.08.2009), принятии по ним мер административного воздействия в пределах полномочий Управления, а также иные общие функции определенные пунктом 4.1."Положения об управлении административно-технической инспекции администрации города Рязани", утвержденного постановлением Администрации г.Рязани от 09.02.2009 №491.
14.04.2010 в 10 час. 30 мин. специалистами УАТИ администрации г.Рязани проведено обследование территории около домов №№36, 40 по ул.Садовой г.Рязани с целью проверки сведений, изложенных в обращении жильцов дома №40.
В ходе обследования было выявлено, что ООО "Монолит", осуществляя напротив дома №40 по ул. Садовой г.Рязани строительство многоэтажного жилого дома, допустило нарушение пункта 2.67 Правил от 22.04.2004 №781, разместив автотранспорт за пределами ограждения строительной площадки.
Полномочия УАТИ администрации г.Рязани на составление актов в отношении юридических и физических лиц, допустивших нарушение правил благоустройства, определены пунктом 5.1.6. "Положения об управлении административно-технической инспекции администрации города Рязани", утвержденного постановление Администрации г.Рязани от 09.02.2009 №491.
По результатам обследования составлен акт от 14.04.2010 №34-СЩ/Р (л.д.20), который с материалами фотофиксации выявленного правонарушения (л.д.21) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ был направлен в Главное Управление контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области, уполномоченное на составление протокола об административном правонарушении (далее - Главное управление).
27.04.2010 Главным Управлением в адрес директора ООО "Монолит" ФИО3 направлено уведомление №06-05/395 (л.д.22) о необходимости явки на 11.05.2010 к 10 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. №6 (4 этаж) для рассмотрения материалов об административном правонарушении и составления протокола.
Копия уведомления направлена по почте заказным письмом, согласно списку внутренних почтовых отправлений от 27.04.2010, почтовой квитанции №002442 (л.д.23, оборотная сторона л.д.23).
Уведомление вручено адресату 06.05.2010, согласно списку отслеживания регистрируемых почтовых отправлений с сайта ФГУП "Почта России" (л.д.24).
Руководствуясь статьей 28.1 КоАП РФ Главное Управление, получив из УАТИ администрации г.Рязани материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, совершенного ООО «Монолит», 11.05.2010 рассмотрело указанные материалы, с целью установления обстоятельств административного правонарушения и, руководствуясь статьей 26.7 КоАП РФ, признало их доказательствами. По результатам рассмотрения составлен протокол об административном правонарушении №06-4/46 (л.д.25). Для дачи объяснений и составления протокола руководитель или полномочный представитель ООО "Монолит" не явился, о времени и месте составления протокола уведомлен надлежащим образом.
Полномочия должностных лиц Главного управления на составление протоколов об административных правонарушениях по статье 6.3. Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях" от 04.12.2008 №182-ОЗ (далее - Закон об административных правонарушениях) подтверждены статьей 1.5. Закона об административных правонарушениях, а также приложением №2 к данному Закону.
Копия протокола направлена по почте заказным письмом, согласно списку внутренних почтовых отправлений от 12.05.2010, почтовой квитанции №003187 (л.д.26 оборотная сторона л.д.26).
Копия протокола получена ООО "Монолит" 17.05.2010 согласно карточке почтового уведомления (л.д.32).
Протокол от 11.05.2010 №06-4/46 и приложенные к нему материалы в отношении ООО "Монолит" направлены в Административную комиссию при Главном Управлении контроля и государственно-технического надзора Рязанской области.
12.05.2010 Административной комиссией вынесено определение, которым законный представитель ООО "Монолит" вызван на 26.05.2010 к 14 час. 10 мин. по адресу: <...>, кааб.13 (4 этаж) на рассмотрение дела об административном правонарушении.
Копия определения направлена по почте заказным письмом, согласно списку внутренних почтовых отправлений от 17.05.2010 (л.д.28-29).
Копия определения получена ООО "Монолит" 20.05.2010 согласно карточке почтового уведомления (л.д.32).
Полномочия Административной комиссии на привлечение Общества к административной ответственности подтверждены статьей 1.11. Закона об административных правонарушениях. Полномочия председателя Административной комиссии по подписанию постановления об административном правонарушении подтверждены подпунктом 4 пункта 6.1., а также пунктом 9.6. "Положения об административной комиссии при главном управлении контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области", утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 27.01.2009 №15.
26.05.2010 Административной комиссией в отсутствие законного представителя ООО "Монолит", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении, состоялось рассмотрение дела в отношении ООО "Монолит", по результатам которого вынесено постановление №09-01-10-287 (л.д.30). Обществу назначено административное наказание в виде штрафа 10000 руб. за нарушение п. 2.67 Правил от 22.01.2004 №781, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 Закона об административных правонарушениях.
Копия постановления направлена по почте заказным письмом, согласно списку внутренних почтовых отправлений от 01.06.2010 (л.д.31, оборотная сторона л.д.31).
Копия постановления получена ООО "Монолит" 07.06.2010 согласно карточке почтового уведомления (л.д.32).
Представитель заявителя в судебном заседании указал, что возражений относительно соблюдения административным органом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности не имеется.
Согласно постановлению от 26.05.2010 №09-01-10-287 ООО "Монолит" допустило размещение автотранспорта за пределами ограждения строительной площадки, чем нарушило пункт 2.67 Правил от 22.04.2004 №781.
По мнению административного органа ООО "Монолит" как заказчик должно нести ответственность за несоблюдение законодательства, в том числе правил обеспечения благоустройства, чистоты в городе Рязани, поскольку заказчик согласно пункту 4.2 договора генерального подряда от 01.09.2008 осуществляет контроль за соблюдением подрядчиком договора.
Не согласившись с постановлением от 26.05.2010 №09-01-10-287, ООО "Монолит" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд считает заявление ООО "Монолит" подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1.2. "Правил обеспечения благоустройства, чистоты и порядка в г. Рязани", утвержденных решением Рязанского городского Совета от 22.01.2004 №781, все юридические лица, расположенные или осуществляющие свою деятельность в городе Рязани, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, должностные лица и граждане обязаны выполнять требования, определенные настоящими Правилами.
Согласно пункту 2.67 Правил от 22.01.2004 №781 строительные материалы, оборудование, автотранспорт и передвижные механизмы, подсобные помещения, домики для временного размещения рабочих и служащих устанавливаются в пределах строительных площадок в соответствии с генеральным планом строительства.
Согласно пункту 5.10. Правил от 22.01.2004 №781 строительные площадки в обязательном порядке огораживаются сплошным забором высотой 2 - 2,5 м. Ограждения должны быть изготовлены из железобетонных заборных плит, оцинкованного профнастила либо деревянного настила из обрезной доски, окрашенного в зеленый цвет, содержаться в чистоте и исправном состоянии и не иметь дефектов, сказывающихся на их эстетическом виде или прочности.
В тех случаях, когда строящийся объект располагается вдоль улиц, проездов, проходов, забор должен иметь козырек и деревянный тротуар под козырьком. Ширина настила пешеходного тротуара должна быть не менее 70 см.
В силу пункта 5.17. Правил от 22.01.2004 №781 складирование строительных материалов и оборудования, а также устройство временных сооружений за пределами ограждения строительной площадки не разрешается.
В соответствии со статьей 6.3. Закона об административных правонарушениях нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Рязанской области, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Строительство жилого дома №36 по адресу ул. Садовая г.Рязани производится на территории земельного участка с кадастровым (или условным) номером 62:29:008 00 64:0033. Право собственности ООО "Монолит" на данный земельный участок, общей площадью 1012 кв.м. подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.07.2007 серия 62 МГ №518105 (л.д.94).
С целью выполнения работ по строительству ООО "Монолит" (Заказчик) заключен договор генерального подряда на строительство от 01.09.2008 с ООО "Строф" (Генеральный подрядчик) и ООО "Территория" (Технадзор) (л.д.78-80).
Указанным договором определены обязанности каждой из сторон договора, касающиеся проведения мероприятий в ходе строительства на строительной площадке.
Сторонами не оспаривается факт осуществления строительных работ жилого дома №36 по ул. Садовой г.Рязани.
У строительной площадки размещена вывеска с указанием наименования заказчика и подрядчика. Данное обстоятельство подтверждено сторонами в судебном заседании.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Оно считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством установлена административная ответственность.
Часть 5 статьи 205, часть 4 статьи 210 АПК РФ также возлагает обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, на административный орган.
При этом, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения.
Административной комиссией представлены суду материалы административного производства, в частности, акт обследования от 14.04.2010 №34-СЩ/Р из содержания которого следует, что ООО "Монолит" допустило размещение автотранспорта за пределами ограждения строительной площадки.
Вывод административного органа о нарушении ООО "Монолит" пункта 2.67 Правил от 22.01.2004 №781, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 Закона об административных правонарушениях, основан на том, что ООО "Монолит" как заказчик согласно договору осуществляет контроль за соблюдением подрядчиком своих обязанностей.
Указанным договором от 01.09.2008 прямо установлены положения об обязанностях генерального подрядчика (статья 3), в числе которых генеральный подрядчик обязан выполнять своими силами и средствами на территории строительной площадки все временные сооружения, необходимые для хранения материалов и выполнения работ по настоящему договору (пункт 3.4), обеспечить содержание и уборку строительной площадки и прилегающей непосредственно к ней территории (пункт 3.10.).
Пунктом 2.67 Правил от 22.01.2004 №781 не определено, кто обеспечивает установление автотранспорта, оборудования в пределах строительных площадок (заказчик, подрядчик). В связи с этим с безусловностью установить вину в данном правонарушении заказчика - ООО "Монолит" не представляется возможным.
В силу статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательства оцениваются по признакам относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании вышеизложенного, и учитывая, что Административной комиссией при Главном Управлении контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области не доказана вина ООО "Монолит", постановление от 26.05.2010 №09-01-10-287 по делу об административном правонарушении подлежит признанию незаконным.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 181, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Постановление Административной комиссии при Главном Управлении контроля и государственного административно-технического надзора Рязанской области от 26.05.2010 №09-01-10-287 по делу об административном правонарушении о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Монолит", зарегистрированного по адресу: <...>, основной государственный регистрационный номер 1056204074618, к административной ответственности по статье 6.3 Закона Рязанской области "Об административных правонарушениях" от 04.12.2008 №182-ОЗ в виде штрафа в размере 10000 руб., признать незаконным и отменить полностью.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.А. Ушакова