ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-308/2021 от 03.03.2021 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                           Дело № А54-308/2021

04 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании марта 2021 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Борщенко М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "Центрстрой"  (г. Рязань, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;

от лица, привлекаемого к ответственности - не явился, извещен надлежащим образом,

установил: Государственная инспекция строительного надзора Рязанской области (далее по тексту - административный орган, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центрстрой" (далее Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью  6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением арбитражного суда от 27.01.2021 заявление принято к производству.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 205, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривалось в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ООО "Центрстрой" ведет строительные работы на объекте капитального строительства  - "Жилой комплекс "Есенин" многоквартирный жилой дом №1 со встроено - пристроенными нежилыми помещениями (этап №1), расположенного по адресу: <...>.

В отношении указанного объекта капитального строительства административным органом осуществлен государственный строительный надзор, о чем составлен акт проверки №644-П при строительстве, реконструкции, объекта капитального строительства от 12.12.2020 (приказ о проведении внеплановой выездной проверки от 15.12.2020 №774с) (л.д. 12-13, 20-23).

21.08.2020  ООО "Центрстрой" было выдано предписание №АБ - 21 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства. Срок исполнения предписания установлен до 21.10.2020 (л.д. 14-17). Указанное предписание не оспорено Обществом в установленном порядке.

18.12.2020  административным органом проведена проверка исполнения предписания об устранении нарушений №АБ-21 от 21.08.2020. На момент проведения проверки установлено, что пункты предписания об устранении нарушений №АБ-21 от 21.08.2020 не выполнены, а именно:

1. Не выполнен п. 1 предписания №АБ-21 от 21.08.2020, а именно: страховочные ограждения лестничных маршей и этажей установлены не в полном объеме, нарушены требования п. п. 6.2.16, 6.2.17 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве".

2. Не выполнен п. 2 предписания №АБ-21 от 21.08.2020, а именно: настилы в лифтовых шахтах установлены не в полном объеме, нарушены требования приказа от 1 июня 2015 г. №336н "Об утверждении правил по охране труда в строительстве" п.71.

3. Не выполнен п. 3 предписания №АБ-21 от 21.08.2020, а именно: не производится уборка мусора на строительной площадке, нарушены требования п. 6.2.6 СП 48.13330.2011 "Организация строительства", п. 6.1.6 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".

4. Не выполнен п. 4 предписания №АБ-21 от 21.08.2020, а именно: 4, 5, 6 разделы журнала работ заполнены не в полном объеме, нарушены требования РД-11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства".

5. Не выполнен п. 5 предписания №АБ-21 от 21.08.2020, а именно: в журнале бетонных работ не заполнены графы 6 и 7, отсутствует подпись представителя лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля, нарушены требования п.3.5 приложения Ф СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции", РД-11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства".

6. Не выполнен п. 6 предписания № АБ-21 от 21.08.2020, а именно: в актах освидетельствования скрытых работ по устройству бетонирования монолитных конструкций не указаны номера заключений по результатам определения и оценки фактической прочности бетона в промежуточном и проектном возрасте, не указаны исполнительные схемы, нарушены требования РД-11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации".

7. Не выполнен п. 7 предписания № АБ-21 от 21.08.2020, а именно: не представлена рабочая документация с проставлеными надписями "Выполнено согласно проекту", нарушены требования п.6.13 СП 48.13330.2011 "Организация строительства" и РД-11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации...".

8. Не выполнен п. 9 предписания № АБ-21 от 21.08.2020, а именно: 4 и 5 разделы журнала работ заполнены не в полном объеме, не заполнен 6 раздел, нарушены требования РД-11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства".

9. Не выполнен п. 12 предписания № АБ-21 от 21.08.2020, а именно: заключения по результатам определения и оценки фактической прочности бетона монолитных конструкций в промежуточном и проектном возрасте представлены не в полном объеме. Представленные заключения частично выполнены по схеме Г, применение которой не обосновано проектом, а акже не имеют полных сведений. Нарушены требования п. 5.18.7, п. 5.18.8 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции", п. 5.8 ГОСТ 18105-2010 "Бетоны. Правила контроля и оценки прочности", ГОСТ 22690-2015 "Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля".

Административный орган считает, что бездействием ООО "Центрстрой" нарушило требования п.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В целях привлечения ООО "Центрстрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт совершения его лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере строительства, обеспечивающие его осуществление в соответствии с установленным законом порядком.

Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.

Предметом рассмотрения настоящего дела является требование административного органа о привлечении ООО "Центрстрой"  к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение в срок до 21.10.2020 выданного предписания от 21.08.2020 №АБ-21 об устранении выявленных нарушений.

Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений (часть 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 3 которого, задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Пунктом 9 названного Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 11.06.2008 № 108, Госстройнадзор Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере государственного строительного надзора в рамках полномочий, предусмотренных частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 1 Положения).

К полномочиям Госстройнадзора Рязанской области относится проведение проверок соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации.

Таким образом, Госстройнадзор Рязанской области является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Рязанской области.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной административным органом проверки ООО "Центрстрой", осуществляющего строительные работы на объекте капитального строительства -  "Жилой комплекс "Есенин" многоквартирный жилой дом №1 со встроено - пристроенными нежилыми помещениями (этап №1), расположенного по адресу: <...> выявлены нарушения требований градостроительного законодательства, в связи с чем административным органом Обществу выдано предписание от 21.08.2020 №АБ-21об устранении выявленных нарушений, сроком исполнения  до 21.10.2020.

Частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 15.01.2019 №3-П и определение от 26.03.2019 №823-О) предусмотренная в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ административная ответственность за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, относится к административным правонарушениям против порядка управления.

Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается в этом случае именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть – в том числе применительно к срокам давности – от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.

С учетом изложенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации срок давности привлечения к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и аналогичным составам правонарушений, предусмотренным данной статьей, исчисляется по правилам, установленным статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для правонарушений против порядка управления, то есть по общему правилу составляет два месяца, а в случае рассмотрения дела судом – три месяца.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении).

 Согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

В предписании административного органа от 21.08.2020 №АБ-21 Обществу установлен срок для устранения допущенных нарушений до 21.10.2020. Следовательно, вменяемое ООО "Центрстрой" правонарушение не является длящимся, а трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента истечения срока исполнения предписания, то есть с 22.10.2020.

Принимая во внимание изложенное, срок привлечения ООО "Центрстрой" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент обращения в суд и на момент рассмотрения данного спора истек.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центрстрой"  (г. Рязань, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                            Л.И. Котлова