Арбитражный суд Рязанской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-3145/2009
15 июля 2009 года С8
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09 июля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 15 июля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Стрельникова И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соколовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (г.Рязань)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (г.Рязань)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании :
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности №01/1745 от 24.11.2008г.,
от индивидуального предпринимателя ФИО1: не явился, извещен надлежащим образом,
установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области (далее - заявитель, административный орган) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - индивидуальный предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Индивидуальный предприниматель в судебное заседание не явился, отзыв на заявленные требования не представил.
В соответствии со ст. ст.156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие индивидуального предпринимателя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. ст.121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует: индивидуальный предприниматель ФИО1 на основании лицензии №АСС-62-900763 (л.д.27), выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации сроком с 03.05.2001г. по 02.05.2009г., продленной по 02.05.2014г., осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по Российской Федерации.
На основании распоряжения №208 Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.05.2009г. (л.д.5-6) административным органом проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Проверкой выявлено следующее:
1) билетная продукция не содержит всех необходимых реквизитов;
2) кондукторам автобусов перед выездом на маршрут не выдаются билетно-учетные листы, вследствие чего не ведется учет билетов как бланков строгой отчетности;
3) автобусы с государственными регистрационными номерами АЕ 429, АК 233 и АВ 122 выпущены на линию с неисправными спидометрами;
4) в отдельных путевых листах содержатся неоговоренные исправления;
5) журнал учета движения путевых листов ведется с нарушением установленных требований;
6) автотранспортные средства с государственными регистрационными номерами АЕ 429, АК 233, АВ 122 не оборудованы указателями маршрута регулярных перевозок;
7) в штате у индивидуального предпринимателя отсутствует должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшее соответствующую аттестацию.
Результаты проверки оформлены актом проверки №050-ВН от 22.06.2009г. (л.д.7-10).
Индивидуальный предприниматель ознакомлен с актом проверки, о чем на данном документе имеется соответствующая отметка.
Вышеуказанные обстоятельства квалифицированы заявителем как нарушение индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозочной деятельности, о чем составлен протокол серия А-62 №000189 от 22.06.2009г. об административном правонарушении (л.д.11-12). Протоколом сделан вывод, что такое правонарушение влечет ответственность, предусмотренную ч.3 ст.14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.
Индивидуальному предпринимателю разъяснены его процессуальные права, с протоколом он ознакомлен и согласен, о чем на протоколе имеются соответствующие отметки.
Копии акта №050-ВН от 22.06.2009г. и протокола серия А-62 №000189 от 22.06.2009г. об административном правонарушении индивидуальным предпринимателем получены.
С целью привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, исследовав доказательства, заслушав доводы представителя административного органа, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
На основании ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В силу ст.5 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" положения о лицензировании отдельных видов деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. №637 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п.4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров помимо прочего являются: наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к обязанностям лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств относит, в частности, обязанность организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Таким образом, перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, должна осуществляться с соблюдением вышеперечисленных лицензионных условий.
На основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу примечания ст.2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Проверкой установлено, что, в нарушение требований п.4 Положения о лицензировании, индивидуальный предприниматель не имеет в штате должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшее соответствующую аттестацию.
Доказательств обратного индивидуальный предприниматель суду не представил.
В силу пунктов 42 и 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. №112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты, в частности, наименование организации, выдавшей билет, стоимость билета.
Проверкой установлено и индивидуальным предпринимателем не опровергнуто, что его билетная продукция указанных выше реквизитов не содержит.
Согласно п.п.18, 22, 27 Приложения №18 к Правилам организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденным Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981г. N 200, перед выездом из парка водитель автобуса обязан:
- получить у дежурного диспетчера (в билетной кассе) вместе с путевым листом билетно-учетный лист, составленный накануне при заправке касс данного автобуса, и закрепленную за автобусом сумку с контрольными билетами; дежурный диспетчер (кассир) обязан записать в отведенных графах билетно-учетного листа серии и номера всех имеющихся у него в момент выезда контрольных билетов (как неполных, так и полных катушек), а также фамилию водителя и его табельный номер;
- заправить билетницы контрольными билетами.
На конечном пункте маршрута после полного рейса водитель обязан:
- проверить наличие контрольных билетов в билетницах касс-копилок и, при необходимости, заправить новые катушки контрольных билетов;
- записать в билетно-учетном листе номер верхних контрольных билетов, оставшихся в билетницах.
Предприятия и организации, осуществляющие пассажирские перевозки, должны учитывать все виды билетов по их номинальной цене, сериям и номерам.
В автотранспортных предприятиях, транспортных управлениях и их отделах снабжения запасы билетов учитываются в балансе на счете материалов в стоимости их изготовления и одновременно на забалансовом счете N 006 "Бланки строгой отчетности" (субсчет "билеты на проезд в автобусах и таксомоторах") в количественных показателях и в номинальной их стоимости по каждому виду билетов в отдельности.
Индивидуальный предприниматель, в нарушение вышеуказанных требований, не обеспечил кондукторов автобусов билетно-учетными листами, что подтверждается сведениями о транспортных средствах №052-ВН - 054-ВН от 18.06.2009г. (л.д.15-17) и не вел учет билетов как бланков строгой отчетности.
Доказательств обратного суду не представлено.
В силу п.4.3, п.4.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995г. №27 (зарегистрированного в Министерстве Юстиции Российской Федерации 09.06.1995г. за №868) перевозчик обязан обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки, а также обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранения.
В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определен Правительством Российской Федерации в Постановлении от 23.10.1993г. №1090 "О правилах дорожного движения". В соответствии с указанным Перечнем наличие неисправного спидометра является той неисправностью транспортного средства, при котором запрещается его эксплуатация.
Как следует из сведений о транспортных средствах №052-ВН - 054-ВН от 18.06.2009г. (л.д.15-17), автобусы с государственными регистрационными знаками АЕ 429, АК 233 и АВ 122 были выпущены на линию с неисправными спидометрами.
Доказательств обратного индивидуальный предприниматель не представил.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" от 18.09.2008г. №152 (зарегистрировано в Министерстве Юстиции Российской Федерации 08.10.2008г. за №12414) установлены обязательные реквизиты путевых листов.
В соответствии с положениями Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997г. №78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", одной из форм первичной учетной документации является журнал учета движения путевых листов. В таком журнале, в частности, должна стоять подпись диспетчера и дата приемки путевых листов от водителей.
Проверкой установлено и индивидуальным предпринимателем не опровергнуто, что в журнале учета путевых листов (л.д.18-19) указанные данные не отмечались.
Кроме того, представленные в материалы дела путевые листы (л.д.20-25) содержат неоговоренные исправления, хотя возможность внесения исправлений в путевые листы не предусмотрена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" от 18.09.2008г. №152 (зарегистрировано в Министерстве Юстиции Российской Федерации 08.10.2008г. за №12414).
Индивидуальный предприниматель не представил суду доказательств составления путевого листа в соответствии с установленными требованиями.
Согласно п.п.29, 30, 32, 33, 36 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. №112, транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:
а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства.
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.
Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
Проверкой установлено, что транспортные средства с государственными регистрационными номерами АЕ 429, АК 233, АВ 122 не были оборудованы указателями маршрута, составленными в соответствии с указанными выше требованиями.
Опровержения указанных фактов индивидуальный предприниматель не представил.
Таким образом, суд пришел к выводу, что на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении индивидуальный предприниматель допустил нарушения установленных нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Факт совершения индивидуальным предпринимателем административного правонарушения подтверждается актом проверки №050-ВН от 22.06.2009г., протоколом серия А-62 №000189 об административном правонарушении от 22.06.2009г.
Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что он мог и должен был знать требования, существующие в области перевозок пассажиров и багажа автобусами, а также должен был исполнять такие требования, однако не предпринял всех зависящих от него мер к соблюдению соответствующих требований.
В связи с тем, что соблюдение установленных законами и иными нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является одним из условий осуществления перевозок пассажиров и лицензионным требованием, заявителем правомерно сделан вывод о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом также установлено, что процедура административного расследования осуществлена заявителем с соблюдением процессуальных прав и гарантий, предоставленных индивидуальному предпринимателю.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в силу п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Материалами дела подтверждено, что индивидуальный предприниматель присутствовал при проведении проверки, составлении акта по результатам проверки и протокола об административном правонарушении. С данными актами индивидуальный предприниматель ознакомлен и согласен, что подтверждается материалами дела.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении предусмотрены ч.3 и ч.6 ст.28.3 КоАП РФ.
При таких условиях суд считает, что в рамках дела об административном правонарушении процессуальные права индивидуального предпринимателя не нарушены, предусмотренные законодательством гарантии защиты своих прав индивидуальному предпринимателю предоставлены.
В силу ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что заявитель правомерно квалифицировал действия индивидуального предпринимателя как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, вина индивидуального предпринимателя установлена, процессуальные права индивидуального предпринимателя в рамках административного расследования соблюдены.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких обстоятельствах требование Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, за нарушение лицензионных требований является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В связи с изложенным суд считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 административное наказание, предусмотренное ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку г.Рязань, проживающую по адресу: <...>, зарегистрированную в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304623010900088, к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 административный штраф в сумме 3000 рублей для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области)
ИНН <***>
КПП 623401001
р/сч <***>
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК 10611690040040000140.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.А. Стрельникова