ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело № А54-3318/2013
26 ноября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании ноября 2014 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2014 года .
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального предприятия "Водоканал города Рязани", г. Рязань (ОГРН <***>)
к администрации муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области ( Рязанская область, Рязанский район, д. Секиотово, ОГРН <***>)
третье лицо - Муниципальное образование - городской округ город Рязань Рязанской области в лице Администрации города Рязани (г. Рязань)
при участии прокурора Рязанской области
о признании недействительным постановления от 04.06.2013 №58 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения"
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности №55-ю от 16.12.2013, паспорт;
от ответчика - ФИО2, глава администрации, паспорт; ФИО3, представитель по доверенности от 10.02.2014, паспорт;
от третьего лиц - не явился, извещен надлежащим образом;
от прокурора - Щукина Е.И., помощник прокурора, удостоверение;
установил: муниципальное предприятие "Водоканал города Рязани" (далее заявитель) обратилось в суд с заявлением к администрации муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (далее - ответчик) о признании недействительным постановления от 04.06.2013 №58 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения".
Определением суда от 22.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Муниципальное образование - городской округ город Рязань в лице Администрации города Рязани (г. Рязань).
В судебном заседании 18.12.2013 в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителем прокуратуры Рязанской области заявлено ходатайство о вступлении в дело прокурора Рязанской области. Ходатайство представителя прокуратуры Рязанской области судом рассмотрено и удовлетворено, о чем судом вынесено протокольное определение.
Определением суда от 18.12.2013 по ходатайству представителя ответчика в судебное заседание для дачи пояснений вызваны специалисты - ФИО4 и ФИО5
ФИО4 и ФИО5 явились в судебное заседание и ответили на вопросы суда и представителей лиц, участвующих в деле.
Определением суда от 23.04.2014 производство по делу №А54-3318/2013 приостановлено, в связи с назначением по делу судебной строительно-технической экспертизы, проведение которой поручено эксперту ООО "Центр исследований строительных конструкций и материалов" (г. Рязань) ФИО6 (том 4 л.д.52-55).
19.05.2014 в материалы дела поступило заявление ООО "Центр исследований строительных конструкций и материалов" о невозможности проведения экспертизы экспертом ФИО6, в связи с поступившим от нее заявлением о самоотводе (том 4 л.д.56-57).
Определением суда от 23.05.2014 производство по делу А54-3318/2013 возобновлено со 02 июля 2014 года (том 4 л.д.63-64).
Определением суда от 06.08.2014 по делу №А54-3318/2013 производство по делу приостановлено в связи с назначением судебной строительно-технической экспертизы, проведение которой поручено эксперту ООО "Центр исследований строительных конструкций и материалов" ФИО7(том 4 л.д.137-141).
18.09.2014 в материалы дела поступило заключение эксперта ООО Центр исследований строительных конструкций и материалов" ФИО7 №11-14-СЭ (том 5 л.д.1-20).
Определением суда от 22.09.2014 производство по делу №А54-3318/2013 возобновлено с 19 ноября 2014 года (том 5 л.д.21-22).
В судебном заседании 19 ноября 2014 года представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, уточнениях, дополнительных пояснениях (том 1 л.д.11-13,61-62; том 2 л.д.69-70; том 3 л.д.2-4,126-127; том 4 л.д.7-9,72-73,84-86,118; том 5 л.д.32-34).
В судебном заседании 19.11.2014 представитель ответчика признал заявленные требования о признании недействительным постановления от 04.06.2013 №58 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения" в части незаконного определения МП «Водоканал города Рязани» гарантирующей организацией в сфере водоотведения на территории муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области; в части незаконного определения МП «Водоканал города Рязани» гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения на территории, д. Мельгуново, д. Алтухово, д. Аблово, с. Никольское, д. Семено-Никольское Семеновского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области; незаконного определения зонами деятельности гарантирующей организации МП «Водоканал города Рязани» д. Мельгуново, д. Алтухово, д. Аблово, с. Никольское, д. Семено-Никольское Семеновского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области. В остальной части ответчик требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву, пояснениях (том 1 л.д.65-67; том 2 л.д.1-3,76-85; том 3 л.д.21-23,105,128-131; том 4 л.д.45-46,132-134; том 5 л.д.35-39).
Мнение специалиста ФИО4 изложено в письменном виде (том 4 л.д.25-26).
В судебном заседании 19.11.2014 представитель прокуратуры Рязанской области поддержал позицию заявителя.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, отзыв в материалы дела не представлен. В соответствии со ст. ст. 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанного лица, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.ст. 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, муниципальное предприятие "Водоканал города Рязани" является организацией, которая осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, целью создания предприятия является оказание услуг в сфере водоснабжения и водоотведения абонентам города Рязани.
29.05.2013 постановлением главы администрация муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области утверждено постановление №57/1 "Об утверждении схемы водоснабжения в границах МО Семеновское сельское поселение" (том 2 л.д.24-25).
03.06.2013 главой администрация муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области издано распоряжение №18 "О создании комиссии и проведении инвентаризации водопроводных сетей" (том 3 л.д.133).
04.06.2013 администрация муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области издала постановление №58 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения", в соответствии с которым наделила с 04.06.2013 статусом гарантирующей организации, осуществляющей на территории муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения муниципальное предприятие "Водоканал города Рязани".
07.06.2013 года постановление администрации Семеновского сельского поселения от 04.06.2013 № 58 «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения» было опубликовано в информационном бюллетене муниципального образования - Семеновское сельское поселение «Информационный вестник №55» и направлено в адрес МП «Водоканал города Рязани».
Не согласившись с постановлением муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области №58 от 04.06.2013 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения", муниципальное предприятие "Водоканал города Рязани" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов); принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
На основании положений статьи 12 Федерального закона №416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется (часть 1).
Согласно части 2 указанной статьи организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Статус гарантирующего поставщика, исходя из положений ст. 12 Закона №416-ФЗ, предполагает, что такая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в отношении всех абонентов, чьи объекты капитального строительства присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации, соответственно, наделение лица, осуществляющего такую деятельность, статусом гарантирующей организации, является одним из способов обеспечения надежного, бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона №416-ФЗ определены понятия, используемые в законе.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ).
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ).
Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ).
Нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (п. 13 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п. 15 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ).
Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ).
Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ).
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (часть 2 статьи 38 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (часть 4 статьи 38 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ).
В силу части 5 статьи 38 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:
1) основные направления, принципы, задачи и целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;
3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
В части 2 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента (часть 7 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ).
Следовательно, в силу названых положений Федерального закона №416-ФЗ критериями, которые определены законом в качестве обязательных признаков для возможности наделения юридического лица статусом гарантирующей организации по водоснабжению и (или) водоотведению являются: осуществление организацией холодного водоснабжения и (или) водоотведения, наличие в ее эксплуатации водопроводных и (или) канализационных сетей и факт присоединения к данным сетям наибольшего количества абонентов из всех организаций, осуществляющих водоснабжение или водоотведение.
Отсутствие указанных признаков должно препятствовать органу местного самоуправления определять гарантирующую организацию, поскольку это прямо противоречит положениям части 2 статьи 12 Федерального закона №416-ФЗ.
Следует признать основательным довод заявителя, что названные условия должны были выполнены на момент принятия оспариваемого постановления - до 04.06.2013.
Как пояснил представитель заявителя, предоставленная схема сетей водоснабжения является в основном схемой водовода сырой воды Павловской ОВС и включение его в схему водоснабжения Семёновского сельского поселения незаконно и противоречит технологическому предназначению водовода. В то же время уличные сети Семёновского сельского поселения и присоединённые к ним абоненты на схеме не отражены. В схеме водоснабжения отсутствуют планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. По мнению заявителя, это в данной ситуации крайне необходимо, поскольку вода на питьевые нужды поступает из водовода «сырой воды», т.е. воды, не прошедшей положенную очистку.
В отношении справки МУП «КВЦ» о наличии счетов физических лиц, проживающих на территории Семёновского сельского поселения, на которых отражается начисление и оплата услуг водоснабжения, оказанных МП «Водоканал города Рязани» (том 2 л.д.48-68), представитель заявителя пояснил, что не отрицает наличие данных счетов. Вместе с тем, по мнению заявителя, указанные лицевые счета нельзя считать основанием для наделения МП «Водоканал города Рязани» статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения на территории Семёновского сельского поселения. Счета были открыты в начале 2000 годов и с 1 июля 2009 года начисление на них платы за услуги водоснабжения и водоотведения не производится. Из числа жителей десяти населённых пунктов, входящих в состав Семёновского сельского поселения, счета распределяются следующим образом: Дер. Секиотово-187. Пос. Прудный- 40. Дер. Серовское- 47. Дер. Семёно - Оленинское-5. Итого - 289 счетов. При этом жилые дома, в которых проживают лица, на которых были открыты счета, к сетям МП «Водоканал города Рязани» не присоединены. При этом присоединение объектов водоснабжения абонентов, в данном случае жилых домов, к сетям водоснабжающей организации является обязательным условием для наделения данной организации статусом гарантирующей. Дома присоединены к разводящим уличным водопроводным сетям, принадлежащим Семёновскому поселению.
Представитель заявителя пояснил, что на данный момент счета не закрыты только потому, что на них числится не оплаченная задолженность жителей Семёновского сельского поселения перед МП «Водоканал города Рязани» за услуги водоснабжения.
Представитель ответчика поясняет, что общее количество абонентов, потребителей услуги ХВС - 541 абонент (100%) (том 2 л.д. 85). По данным МП «КВЦ» количество абонентов с открытыми счетами для оплаты услуг ХВС МП «Водоканал города Рязани» - 278 абонентов (51,4%) (том 2 л.д.48-68). По мнению ответчика, по данным МП «КВЦ» в <...> открыто только 2 лицевых счета (том 2 л.д. 62). Однако данный дом имеет 12 квартир, что подтверждается справкой ЗАО «Рассвет» (том 3 л.д. 24). Т.е. количество абонентов увеличивается еще на 10 абонентов. Оплата услуг ХВС абонентами сельского поселения в адрес МП «Водоканал города Рязани» также подтверждена счетами (том 2 л.д. 86-98). Помимо этого, на территории Семеновского сельского поселения в мае 2013 года создано ТСЖ «Чистая вода», которое также является абонентом МП «Водоканал города Рязани», что подтверждается актом приемки водомерного узла от 15.05.2013 года (том 2 л.д. 120). Т.е. количество абонентов увеличивается еще на 1 абонент. Таким образом, представитель ответчика поясняет, что общее количество абонентов присоединенных к водопроводным сетям МП «Водоканал города Рязани» составляет - 289 абонентов, то есть 53,4% от общего числа абонентов в поселении. Представитель ответчика поясняет, что на момент вынесения оспариваемого постановления и до настоящего времени МП «Водоканал города Рязани» на территории Семеновского сельского поселения было и остается до настоящего времени единственной организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения.
В ходе судебного разбирательства представители ответчика пояснили, что в период с 2006 года по 2009 год жители сел Семено-Оленинское, д. Серовское, д. Оленинское, с. Семено-Оленинское, п. Прудный получали услугу от МП «Водоканала города Рязани» и оплачивали её. С 2009 года администрацией сельского поселения для организации водоснабжения на территории с. Секиотово была привлечена организация ООО «Теплосервис», что подтверждается договором на отпуск питьевой воды и приём сточных вод от 01.06.2009 №3800.
Таким образом, на территории Семеновского сельского поселения стали действовать 2 тарифа на холодное водоснабжение: один - для потребителей МП «Водоканал города Рязани», другой - для потребителей ООО «Теплосервис», различающихся между собой в 2 раза.
На 2011 год для ООО «Теплосервис» постановлением главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области №356 от 26.11.2010 в соответствии с согласованной программой ООО «Теплосервис» в сфере водоснабжения были утверждены тарифы в размере 25,07 руб./мЗ. В 2009/2010 годах тариф составлял 21,80 руб./мЗ. Тариф для потребителей МП «Водоканал города Рязани» в 2011 году составлял 13,18 руб./мЗ. В 2009/2010 годах тариф составлял 9,75 руб./мЗ и 11,46 руб./мЗ соответственно.
В октябре 2011 года ООО «Теплосервис» прекратило свою деятельность в области водоснабжения.
В 2012 года по результатам проведенного аукциона на аренду муниципального имущества водопроводные сети с. Никольское и часть сетей д. Секиотово были переданы в аренду ООО «Экосистема», что подтверждается муниципальным контрактом №ЭСА/1205/11 от 12.05.2012.
30.08.2012 между ООО «Экосистема» и МП «Водоканал города Рязани» был заключен договор поставки воды в д. Секиотово Рязанского района Семеновского сельского поселения №5652 (лицевой счет абонента №5858), таким образом, ООО «Экосистема» была сетевой организацией, а ресурсоснабжающей организацией выступало МП «Водоканал города Рязани».
Из-за разницы в тарифах жители д. Секиотово не заключали договоры с ООО «Экосистема». Тариф для потребителей ООО «Экосистема» составлял 31,92 руб./мЗ. Для потребителей МП «Водоканал города Рязани» тариф составляет 15,90 руб./мЗ.
В связи с окончанием срока действия муниципального контракта №ЭСА/1205/11 от 12.05.2012 на аренду муниципального имущества ООО «Экосистема» прекратило свою деятельность по водоснабжению в д. Секиотово, был расторгнут и договор поставки воды в д. Секиотово Рязанского района Семеновского сельского поселения №5652 (лицевой счет абонента №5858).
Таким образом, как поясняют представители ответчика, на момент вынесения оспариваемого постановления МП «Водоканал города Рязани» на территории Семеновского сельского поселения было единственной организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и отдельных объектов таких систем.
В отношении централизованной системы водоотведения в Семеновском сельском поселении представители ответчика пояснили, что во исполнение Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" муниципальным образованием была проведена вся необходимая работа для определения гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения для централизованной системы, а именно осуществлена инвентаризация водопроводных сетей, участвующих в водоснабжении, утверждена схема водоснабжения, была определена из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, та организация, к которой присоединено наибольшее количество абонентов и т.п.
Вместе с тем, муниципальным образованием не проводилась работа, необходимая для назначения гарантирующей организации в сфере водоотведения для централизованной системы.
Учитывая изложенное, принимая во внимание результаты судебной экспертизы, администрация Семеновского сельского поселения признает заявленные требования о признании недействительным постановления от 04.06.2013 №58 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения" в части незаконного определения МП «Водоканал города Рязани» гарантирующей организацией в сфере водоотведения на территории муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области; в части незаконного определения МП «Водоканал города Рязани» гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения на территории, д. Мельгуново, д. Алтухово, д. Аблово, с. Никольское, д. Семено-Никольское Семеновского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области; незаконного определения зонами деятельности гарантирующей организации МП «Водоканал города Рязани» д. Мельгуново, д. Алтухово, д. Аблово, с. Никольское, д. Семено-Никольское Семеновского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области. В остальной части ответчик требования не признает.
Определением суда от 06.08.2014 по делу №А54-3318/2013 производство по делу было приостановлено в связи с назначением судебной строительно-технической экспертизы, проведение которой поручено эксперту ООО "Центр исследований строительных конструкций и материалов" ФИО7. На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: Имеется ли централизованная система холодного водоснабжения и водоотведения на территории Семеновского сельского поселения.
Как следует из заключения эксперта ООО "Центр исследований строительных конструкций и материалов" ФИО7 №11-14-СЭ (то5 л.д.1-20), в процессе обследования системы водоснабжения и анализа имеющихся документов установлено, что на территории Семеновского сельского поселения имеются две системы холодного водоснабжения:
1. Централизованная система водоснабжения.
2. Нецентрализованная система водоснабжения.
Централизованная (локальная) система водоснабжения находится в с. Никольское и д. Семено-Никольское. Система включает в себя водозаборный узел состоящий из скважины № 991 водонапорной башни и водопроводной сети, которая подает воду потребителям. К общей централизованной сети система не подключена.
Нецентрализованная система водоснабжения находится в д. Мельгуново, д. Алтухово, д. Аблово. Система состоит из шахтных колодцев и индивидуальных скважин, пробуренных на приусадебных участках.
Централизованная система водоснабжения (общая) включает в себя населенные пункты: д. Серовское, п. Прудный, д. Семено-Оленинское, д. Оленинское, д. Секиотово.
В соответствии с письмом Отдела геологии и лицензирования по Тульской и Рязанской областям №291 от 05.09.2014, МП «Водоканал г. Рязани» имеет групповой водозабор, состоящий из 29 скважин.
Центральный водопровод в две нитки проходящий по территории сельского поселения одновременно является транспортирующим водопроводом, который осуществляет подачу воды на Павловский водозабор от 29 скважин и подающим водопроводом, который подает воду населению. В д. Секиотово, с левой стороны р. Павловка, расположены 4 скважины (№1а, №16, №2а, №26) подающие воду в центральный водопровод, который в свою очередь подает воду на станцию водоподготовки. В левобережную часть д. Секиотово вода потребителю подается после станции водоподготовки. С правой стороны реки д. Секиотово и в д. Оленинское водозаборных скважин нет, забор воды и подача ее населению осуществляется из центрального водопровода.
В д. Семено-Оленинское расположены 6 скважин (№№ 9 ,9а, 96, 8, 8а, 86) с правой стороны реки. Забор и подача воды осуществляется как в центральный водопровод так и производится подача воды населению.
В центральный водопровод ведется подача воды из скважин № 9в, 9г, 9п, расположенных с левой стороны реки в районе д. Семено-Оленинское, из скважин №7, 7а, 7п, 6, расположенных южнее д. Семено-Оленинское, из скважин № 5, 56 расположенных севернее п. Прудный, из скважин №10, №10п, 11, 12, 13, 13к, расположенных по направлению к д. Дьяконово Ровновского сельского поселения.
В д. Серовское и п. Прудный ведется забор воды из скважин №1, 2, 3, 4, которая подается в центральный водопровод и населению.
Исходя из вышеперечисленного экспертом сделаны выводы, что на территории Семеновского сельского поселения ведется как добыча воды, так и транспортировка ее населению. В централизованную систему (общую) включены населенные пункты: д. Серовское, п. Прудный, д. Семено-Оленинское, д. Оленинское, д. Секиотово.
Определяющим фактором в определении централизованной системы является доставка воды населению. Водоподготовка в технологической цепи необязательна, ее наличие зависит от химического состава воды.
В отношении водоотведения экспертом установлено следующее.
На территории Семеновского сельского поселения имеется централизованная система водоотведения, которая состоит из канализационной самотечной сети с колодцами, канализационной насосной станции расположенной в районе ул. Юбилейная у магазина Лесок, напорного канализационного коллектора, двухсекционного ж/б отстойника, расположенного у ручья б/названья со сбросом отстоенной воды в балку. Централизованная система водоотведения расположена в левобережной части реки Павловка и отводит стоки от новых коттеджей и многоэтажных домов.
Правобережная часть д. Секиотово, часть индивидуальных домов в районе администрации сельского поселения, дома расположенные с левой стороны от автодороги на Семено-Никольское, а также населенные пункты: д. Серовское, п. Прудный, д. Семено-Оленинское, д. Оленинское, д. Мельгуново, д. Алтухово, д. Аблово, , с. Никольское и д. Семено-Никольское используют выгребные ямы и септики и относятся к нецентрализованной системе водоотведения.
Вывод по результатам экспертизы:
1. На территории Семеновского сельского поселения имеется централизованная система водоснабжения.
2. На территории Семеновского сельского поселения имеется централизованная система водоотведения (том 5 л.д.1-20).
Таким образом, экспертом установлено, что на территории Семёновского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области имеются три системы водоснабжения:
Централизованная (локальная) система водоснабжения находится в с. Никольское и д. Семено-Никольское. Система включает в себя водозаборный узел состоящий из скважины № 991 водонапорной башни и водопроводной сети, которая подает воду потребителям. К общей централизованной сети система не подключена.
Нецентрализованная система водоснабжения находится в д. Мельгуново, д. Алтухово, д. Аблово. Система состоит из шахтных колодцев и индивидуальных скважин, пробуренных на приусадебных участках.
Централизованная система водоснабжения (общая) включает в себя населенные пункты: д. Серовское, п. Прудный, д. Семено-Оленинское, д. Оленинское, д. Секиотово.
В части водоотведения экспертом установлено, что централизованная система водоотведения (две системы водоотведения) на части территории, охватывающей несколько населённых пунктов Семёновского сельского поселения, имеется.
Следовательно, из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто, что на территории Семёновского сельского поселения функционируют три системы холодного водоснабжения и две системы водоотведения.
Каждая из систем имеет свою зону деятельности, включающую территории нескольких населённых пунктов.
Вместе с тем, следует признать, что пункты оспариваемого постановления носят общий характер и не определяют для какой конкретно системы холодного водоснабжения или водоотведения определено в качестве гарантирующей организации МП «Водоканал города Рязани»; не устанавливают зоны деятельности МП «Водоканал города Рязани» как гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с указанием конкретных населённых пунктов, на территории которых осуществляется указанная деятельность.
Судом учтено, что система водоотведения связи с централизованной системой водоотведения, находящейся в ведении МП «Водоканал города Рязани», не имеет, сама система или её объекты в ведение МП «Водоканал города Рязани» не передавались. Так, в экспертном заключении указано, что сточные воды из централизованной системы водоотведения сбрасываются в балку, следовательно, не имеют соединения с централизованной системой водоотведения, находящейся в ведении МП «Водоканал города Рязани».
Как установлено в ходе судебного разбирательства, на момент принятия оспариваемого постановления инвентаризация сетей поселения, к которым подключены объекты водоснабжения и водоотведения, не проведена, количество абонентов, присоединённых к каждой из систем водоснабжения и водоотведения, не определено, в ведение какой-либо организации указанные сети не переданы.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что 04.06.2013 распоряжением администрации Рязанского муниципального района была создана комиссия по инвентаризации объектов водоснабжения, расположенных на территории Семеновского сельского поселения.
Как пояснил представитель ответчика в ходе судебного разбирательства, инвентаризация объектов водоснабжения, расположенных на территории Семеновского сельского поселения, не закончена, в связи с тем, что без участия представителей МП "Водоканал города Рязани" невозможно определить какие именно скважины находятся в хозяйственном ведении МП "Водоканал города Рязани" (том 2 л.д.80).
Довод ответчика о том, что МП «Водоканал города Рязани» является единственным источником холодного водоснабжения, не нашел документального подтверждения. Так, согласно выписке из Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Семёновского сельского поселения на период 2011-2014 годы обеспечение Семёновского сельского поселения осуществляется из 7 подземных водозаборов, из местного и областного бюджетов выделены средства на развитие водоснабжения (том 3 л.д.106-115).
Следует признать, что представленная ответчиком в материалы дела схема водоснабжения в границах МО Семёновское сельское поселение не соответствует требованиям ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, поскольку на ней не отражены указанные в заключении эксперта зоны действия систем централизованного и нецентрализованного водоснабжения и водоотведения, их перечень и границы размещения.
Не проведение указанных мероприятий в установленной законом последовательности приводит к невозможности правильного определения гарантирующей организации.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что материалы дела не позволяют сделать безусловный вывод о том, что муниципальное предприятие "Водоканал города Рязани" соответствует всем вышеперечисленным критериям.
Суд считает необходимым отметить, что отсутствие у хозяйствующего субъекта статуса гарантирующего поставщика не является препятствием в его деятельности, поскольку ч. 7 ст. 7 Закона №416-ФЗ предусмотрено, что до определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена согласно ст. 12 данного Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента, соответствуют действующему законодательству.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив все доказательства в их взаимосвязи и совокупности с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу о недействительности постановления администрации муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 04.06.2013 №58 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения", как не соответствующего Федеральному закону от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и нарушающего права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует обязать администрацию муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области устранить нарушения прав и законных интересов муниципального предприятия "Водоканал города Рязани", допущенные принятием постановления от 04.06.2013 №58 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения", признанного недействительным.
При обращении в суд заявитель уплатил государственную пошлину в общей сумме 4000 руб. (том 1 л.д.14,15).
Администрация муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области перечислила на депозитный счет Арбитражного суда Рязанской области 25000 руб. за проведение судебной экспертизы по делу №А54-3318/2013 (платежное поручение №136602 от 25.03.2014 - том 4 л.д.24).
В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. и за проведение судебной экспертизы в сумме 25000 руб. относятся на ответчика.
Муниципальное предприятие "Водоканал города Рязани" перечислило на депозитный счет Арбитражного суда Рязанской области 35000 руб. за проведение судебной экспертизы по делу №А54-3318/2013 (платежное поручение №2112 от 17.07.2014 - том 4 л.д.87).
В соответствии со ст.ст.107-109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Рязанской области на расчетный счет муниципального предприятия "Водоканал города Рязани" денежные средства в сумме 35000 руб. как излишне перечисленные за проведение судебной экспертизы по делу №А54-3318/2013.
Руководствуясь статьями 104, 107-110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Постановление администрации муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, д. Секиотово, ОГРН <***>) от 04.06.2013 №58 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения", проверенное на соответствие Федеральному закону от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", признать недействительным.
Обязать администрацию муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, д. Секиотово, ОГРН <***>) устранить нарушения прав и законных интересов муниципального предприятия "Водоканал города Рязани" (г. Рязань, ОГРН <***>), допущенные принятием постановления от 04.06.2013 №58 "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения", признанного недействительным.
2. Взыскать с администрации муниципального образования - Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, д. Секиотово, ОГРН <***>) в пользу муниципального предприятия "Водоканал города Рязани" (г. Рязань, ОГРН <***>) судебные расходы в сумме 4000руб.
3. Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Рязанской области на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью ООО "Центр исследований строительных конструкций и материалов" (г.Рязань) за проведение судебной экспертизы 25000 руб. по делу №А54-3318/2013.
4. Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Рязанской области на расчетный счет муниципального предприятия "Водоканал города Рязани" (г. Рязань, ОГРН <***>) денежные средства в сумме 35000 руб. как излишне перечисленные за проведение судебной экспертизы по делу №А54-3318/2013.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Л.И. Котлова