Арбитражный суд Рязанской области
ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-3492/2012
05 апреля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 марта 2003 года.
Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Стрельниковой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, г. Рязань)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, Рязанская область, Скопинский район, пос. Побединка)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, старший государственный инспектор по доверенности от 01.12.2011, личность представителя установлена на основании предъявленного удостоверения;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом;
установил: в арбитражный суд обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - заявитель, административный орган) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту - индивидуальный предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Индивидуальный предприниматель в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует отметка на почтовом уведомлении о вручении.
Руководствуясь положениями ст.ст.156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст.ст.121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: индивидуальный предприниматель ФИО1 на основании лицензии АСС-62-213846, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с 02.12.2005г. по 01.12.2015г., осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
На основании распоряжения начальника Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области №026 от 16.01.2012г. в отношении индивидуального предпринимателя проведена плановая выездная проверка соблюдения последним обязательных требований (л.д.11-12).
Проверкой выявлено следующее:
- не проведение водителям послерейсовых медицинских осмотров: 11.01.2012г. водителю ФИО3, 12.01.2012г. водителю ФИО3, 18.01.2012г. водителю ФИО3, 19.01.2012г. водителю ФИО3, 26.01.2012г. водителю ФИО3, 27.01.2012г. водителю ФИО3, 21.01.2012г. водителю ФИО4, 22.01.2012г. водителю ФИО4, чем нарушено требование ч.1 ст.23 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. "О безопасности дорожного движения";
- 11.01.2012г., 12.01.2012г., 18.01.2012г., 19.01.2012г., 21.01.2012г., 22.01.2012г., 26.01.2012г., 27.01.2012г. не проведен контроль технического состояния автобусам марки ГАЗ 322132 г/н. СВ738_62; СЕ61562 по возвращении с линии в соответствии с установленными требованиями, чем нарушено требование п.2.5.4 "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минтранса от 30.03.1994г. № 15;
- предприниматель за декабрь 2011г. и январь 2012г. не ведет учет рабочего времени фактически отработанного водителями автобусов с учётом периодов, включаемых в рабочее время водителей по табелю утвержденной формы (Т-12, Т-13), чем нарушено требование ст.91 "Трудового кодекса РФ" от 30.12.2001г. №197-ФЗ, п.15 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, п.п.1,1.2 постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. №1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты";
- не составил за февраль и март 2012г. графики работы водителей на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доведением его до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие, с указанием времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха, чем нарушено требование п.4 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15;
- при заполнении путевых листов не выполняются требования по применении "Обязательных реквизитов" и не соблюдается "порядок заполнения путевых листов", чем нарушено требование п.5. 2), п. 6. 3), 4), п.7. 2), п.16 "Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. № 152;
- при проверке журнала учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии, журнала учета путевых листов и путевых листов за январь 2012г. установлены случаи переработки водителями сменных норм рабочего времени, чем нарушено требование п.11 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15;
- при проверке журнала учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии, журнала учета путевых листов и путевых листов за январь 2012г. установлены случаи сокращения времени между сменного (ежедневного) отдыха водителей, чем нарушено требование п.25 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15;
- автобусы марки ГАЗ 322132 г/н СВ738 62, г/н СЕ615_62 не оснащены техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографом), чем нарушено требование п.8.1 "Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств", утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2009г. №720, п.4 а) "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637;
- транспортные средства: марки ГАЗ 322132 г/н. СВ738_62, СЕ615_62, используемые предпринимателем в лицензируемом виде деятельности, не оборудованы аппаратурой спутниковой навигации системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, чем нарушено требование п.4 а) "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек...", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637, ст. 4 Федерального закона от 14.02.2009г. №22-ФЗ "О навигации деятельности", ч.1 раздела I"Перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.2010г. №55, п.8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2009г. №720.
Результаты проверки оформлены актом плановой выездной проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя №013-АР от 15.02.2012г. (л.д.13-18).
Индивидуальный предприниматель ознакомлен с результатами проверки, о чем в тексте данного документа имеется соответствующая отметка.
Вышеуказанные обстоятельства квалифицированы административным органом как нарушение индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозочной деятельности, о чем 15.02.2012г. составлен протокол серия А-62 №000041 об административном правонарушении. Протоколом сделан вывод, что такое правонарушение влечет ответственность, предусмотренную ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа (л.д.19-22).
Индивидуальному предпринимателю разъяснены процессуальные права, с протоколом предприниматель ознакомлен, о чем в протоколе имеются соответствующие отметки.
Копии акта №013-АР от 15.02.2012г. и протокола серия А-62 №000041 от 15.02.2012г. об административном правонарушении индивидуальным предпринимателем получены.
С целью привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, исследовав доказательства, заслушав доводы представителя административного органа, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
На основании ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В силу ст.5 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" положения о лицензировании отдельных видов деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. №637 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п.4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к обязанностям лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств относит, в частности, обязанность организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Таким образом, перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, должна осуществляться с соблюдением вышеперечисленных лицензионных условий.
На основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу примечания ст.2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальным предпринимателем не проводились водителям послерейсовые медицинские осмотры: 11.01.2012г. водителю ФИО3 (путевой лист №3 от 11.01.2012г.), 12.01.2012г. водителю ФИО3 (путевой лист №4 от 12.01.2012г.), 18.01.2012г. водителю ФИО3 (путевой лист №8 от 18.01.2012г.), 19.01.2012г. водителю ФИО3 (путевой лист №9 от 11.01.2012г.), 26.01.2012г. водителю ФИО3 (путевой лист №11 от 26.01.2012г.), 27.01.2012г. водителю ФИО3 (путевой лист №12 от 27.01.2012г.), 21.01.2012г. водителю ФИО4 (путевой лист №268 от 21.01.2012г.), 22.01.2012г. водителю ФИО4 (путевой лист №269 от 22.01.2012г.).
В соответствии с п. 2.5.4 "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет, в том числе контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальным предпринимателем 11.01.2012г., 12.01.2012г., 18.01.2012г., 19.01.2012г., 21.01.2012г., 22.01.2012г., 26.01.2012г., 27.01.2012г. не проведен контроль технического состояния автобусам марки ГАЗ 322132 г/н. СВ738_62; СЕ61562 по возвращении с линии в соответствии с установленными требованиями (путевые листы: №4 от 12.01.2012г., №3 от 11.01.2012г., №9 от 19.01.2012г., №8 от 18.01.2012г., №12 от 27.01.2012г., №11 от 26.01.2012г., №269 от 22.01.2012г., №268 от 21.01.2012г.).
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Рабочее время водителя состоит из следующих периодов: время управления автомобилем; время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 № 15).
В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" в целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации Государственным комитетом РФ по статистике утверждены согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.
Пунктом 1.2 указанного Постановления предусмотрена унифицированная форма первичной учетной документации по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда, в том числе № Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда", № Т-13 "Табель учета рабочего времени".
Судом установлено и из материалов дела следует, что предприниматель ФИО1 не ведет учет времени за декабрь 2011г. и январь 2012г., фактически отработанного работником (водителем автомобиля) по табелю учета рабочего времени утвержденной формы (Т-12, Т-13) с учетом периодов включаемых в рабочее время водителей, что является нарушением ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15, Постановления Государственного комитета Российской Федерации от 05.01.2004 № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (доказательств обратного в материалы дела не представлено).
Пунктом 4 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" утв. приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15 установлено, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Судом установлено, что у предпринимателя ФИО1 графики работы водителей за февраль и март 2012г. отсутствуют. Доказательств обратного в суд не представлено.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152, путевой лист должен содержать сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, а именно: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона индивидуального предпринимателя.
Пунктом 6 подпункта 3 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" установлено, что в путевом листе должны быть указаны показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).
Согласно подпункту 4 пункта 6 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" сведения о транспортном средстве включают, в том числе дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Согласно подпункту 2 пункта 7 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" сведения о водителе в путевом листе должны содержать в том числе дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Пунктом 16 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" предусмотрено, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что индивидуальный предприниматель при заполнении путевых листов не выполняет требования по применению "Обязательных реквизитов" и не соблюдает "порядка заполнения путевых листов", а именно: в путевых листах №3 от 11.01.2012г., №4 от 12.01.2012г., №8 от 18.01.2012г., №9 от 19.01.2012г., №11 от 26.01.2012г., №12 от 27.01.2012г.,№268 от 21.01.2012г., №269 от 22.01.2012г. не содержится: почтовый адрес и номер телефона предпринимателя, показание одометра (полные км. пробега) при возращении транспортных средств в гараж, время (часы, минуты) заезда транспортного средства на постоянную стоянку, дата и время проведения послерейсового медицинского осмотра водителей, имя и отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителя.
Согласно пункту 11 раздела 11 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что за январь 2012г. выявлены случаи переработки водителями сменных норм рабочего времени (журнал учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии, журнал учета путевых листов и путевых листов за январь 2012г.):
- водитель ФИО3: 11.01.2012г (п/л № 3) приступил к работе в 06 ч. 00 м., а возвратился из рейса в 21 ч.00 м., рабочее время (с учетом времени для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2-х часов) составило 13 час. 00 мин., что на 1 час.00 мин. больше максимально допустимого (не более 12 часов), 18.01.2012г. (п/л № 8) приступил к работе в 06 ч. 00 м., а возвратился из рейса в 21 ч. 00 м., рабочее время (с учетом времени для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2-х часов) составило 13 час. 00 мин., что на 1 час.00 мин. больше максимально допустимого (не более 12 часов), 26.01.2012г. (п/л № 11) приступил к работе в 06 ч. 00 м., а возвратился из рейса в 21 ч. 00 м., рабочее время (с учетом времени для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2-х часов) составило 13час.00мин., что на 1 час. 00 мин. больше максимально допустимого (не более 12 часов),
- водитель ФИО4: 21.01.2012г. (п/л №268) приступил к работе в 06 час.10 мин., а возвратился из рейса в 21 час. 00 мин., рабочее время (с учетом времени для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов) составило 12 час. 50 мин., что на 00 час.50 мин. больше максимально допустимого (не более 12 часов).
В соответствии с пунктом 25 раздела 111 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что за январь 2012г. выявлены случаи сокращения времени междусменного (ежедневного) отдыха водителей (журнал учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии, журнал учета путевых листов и путевых листов за январь 2012г.):
- водитель ФИО3: 11.01.2012г (п/л №3) рабочее время с 06 ч. 00м. до 21 ч. 00 м., начало следующей смены 12.01.2012г. (п/л № 4) в 06 ч. 00 м, время междусменного отдыха составило 09час. 00мин., что на 03 час. 00 мин. меньше минимально допустимого (не менее 12 часов); 18.01.2012г. (п/л № 8) рабочее время с 06 ч. 00 м. до 21 ч. 00 м., начало следующей смены 19.01.2012г. (п/л № 9) в 06 ч. 00 м., время междусменного отдыха составило 09ч.00мин, что на 03час.00мин. меньше минимально допустимого (не менее 12 часов); 26.01.2012г. (п/л №11) рабочее время с 06 ч. 00 м. до 21 ч. 00 м., начало следующей смены 27.01.2012г. (п/л № 12) в 06ч.00м., время междусменного отдыха составило 09 ч. 00 мин, что на 03 час. 00 мин. меньше минимально допустимого (не менее 12 часов);
- водитель ФИО4: 21.01.2012г. (п/л № 268) рабочее время с 06 ч. 00 м. до 21 ч. 00 м., начало следующей смены 22.01.2012г. (п/л № 269) в 06 ч. 00 м, время междусменного отдыха составило 09 час. 00 мин., что на 03 час. 00 мин. меньше минимально допустимого (не менее 12 часов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее - Технический регламент).
В соответствии с пунктом 8(1) Технического регламента транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами.
Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации, с 23 января 2012 года.
Из представленных материалов настоящего дела следует, что индивидуальный предприниматель использует автобусы марки ГАЗ 322132 г/н СВ738 62, г/н СЕ615_62 для коммерческой перевозки пассажиров по регулярному маршруту №133, максимальная масса которых превышает 5 тонн, относятся к категории М2 (автобус СВ738_62 путевые листы: №268 от 21.01.2012г., №269 от 22.01.2012г., автобус СЕ615_62 путевые листы: №3 от 11.01.2012г., №4 от 12.01.2012г., №8 or 18.01.2012г., №9 от 19.01.2012г., №11 от 26.01.2012г., №12 от 27.01.2012г.).
Однако данные автобусы не оснащены техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографом).
Следовательно, индивидуальным предпринимателем допущено нарушение пункта 8.1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2010 г. №706.
В соответствии п. 4 а) "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 №637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.
В соответствии с п. 8 "Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств", утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 №720, транспортные средства, включая специальные транспортные средства, категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанной аппаратурой. Порядок оснащения указанной аппаратурой транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14 февраля 2009 №22-ФЗ "О навигационной деятельности, в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
В соответствии с п. 1 раздела 1 "Перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", утв. приказом Минтранса от 9 марта 2010 №55, транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров.
Судом установлено и доказательств обратного не представлено, что на транспортных средствах марки ГАЗ 322132 (государственный регистрационный номер СВ738_62, СЕ615_62), имеют лицензионные карточки № 831165 (г/н СВ738_62), № 831166 (г/н СЕ615_62), предпринимателем производилась перевозка пассажиров по маршруту № 133 регулярных перевозок, что подтверждается путевыми листами, представленными в дело. Материалами дела подтверждается, что предприниматель осуществлял лицензируемый вид деятельности по перевозке пассажиров на транспортном средстве не соответствующем лицензионным требованиям и условиям, а именно: не оснащенном аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Таким образом, суд пришел к выводу, что на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении индивидуальный предприниматель допустила нарушения установленных нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Факт нарушения индивидуальным предпринимателем лицензионных требований подтверждается актом проверки №013-АР от 15.02.2012г., протоколом серия А-62 №000041 от 15.02.2012г. об административном правонарушении, а также представленными в материалы дела доказательствами.
Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что он мог и должен был знать требования, существующие в области перевозок пассажиров и багажа автобусами, а также должен был исполнять такие требования, однако не предпринял всех зависящих от него мер к соблюдению соответствующих требований.
В связи с тем, что соблюдение установленных законами и иными нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является одним из условий осуществления перевозок пассажиров и лицензионным требованием, заявителем правомерно сделан вывод о наличии в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом также установлено, что процедура административного расследования осуществлена заявителем с соблюдением процессуальных прав и гарантий, предоставленных индивидуальному предпринимателю.
Материалами дела подтверждено, что индивидуальный предприниматель присутствовал при проведении проверки, составлении акта по результатам проверки и протокола об административном правонарушении. С указанными документами индивидуальный предприниматель ознакомлен, что подтверждается материалами дела.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении предусмотрены ч.3 ст.28.3 КоАП РФ.
При таких условиях суд считает, что в рамках дела об административном правонарушении процессуальные права индивидуального предпринимателя не нарушены, предусмотренные законодательством гарантии защиты своих прав индивидуальному предпринимателю предоставлены.
В силу ч.6 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что заявитель правомерно квалифицировал действия индивидуального предпринимателя как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, вина индивидуального предпринимателя установлена, процессуальные права индивидуального предпринимателя в рамках административного расследования соблюдены.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких обстоятельствах требование Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, за нарушения лицензионных требований является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное, арбитражный суд назначает индивидуальному предпринимателю ФИО1 административное наказание, предусмотренное ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца п.Побединка, Скопинского района, Рязанской области, проживающего по адресу: <...>, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>, к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 административный штраф в сумме 3000 рублей для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области)
ИНН <***> КПП 623401001
р/сч <***>
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001 ОКАТО 61401000000 КБК 10611690040040000140.
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: <...>.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, копия решения будет направлена судом в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа, поскольку в силу части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.А. Стрельникова