ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-3623/17 от 02.08.2017 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                               Дело № А54-3623/2017

09 августа 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании августа 2017 года .

Полный текст решения изготовлен августа 2017 года .

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Ушаковой И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Банниковой Т.Н.,         

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Прокурора Путятинского района Рязанской области (Рязанская область, с.Путятино)

к обществу с ограниченной ответственностью "Веста"  (г.Рязань; ОГРН 1116225000110)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от административного органа: Яковлева Т.Н. - помощник прокурора Рязанской области, личность установлена по предъявленному служебному удостоверению;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом,

установил: прокурор Путятинского района Рязанской области обратился в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Веста" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель административного органа поддержал заявленные требования в полном объеме.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явилось. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело в судебном заседании рассматривается в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Путятинского района Рязанской области по обращению Титовой Н.А. проведена проверка исполнения ООО "Веста" требований законодательства в сфере обращения с отходами

В ходе проверки установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Веста", расположенное по адресу: Рязанская область, Путятинский район, с. Путятино, ул. Ворошилова, д.23, осуществляет свою коммерческую деятельность для извлечения прибыли.

Согласно п.2.1 Устава ООО "Веста" общество обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке.

Факт регистрации  ООО "Веста" в качестве юридического лица подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия 62 №002223425, а также выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно п.3.3 Устава ООО "Веста", основными видами деятельности Общества являются: управление эксплуатацией и обслуживанием жилого фонда, производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), сбор, очистка и распределение воды, предоставление прочих коммунальных услуг, уборка территории и аналогичная деятельность, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, удаление и обработка твердых отходов и др.

Согласно п.3.2 Устава ООО "Веста" лицензируемые виды деятельности, перечень которых определяется законом, осуществляются на основании специального разрешения в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ ООО "Веста" к дополнительным видам деятельности юридического лица относятся сбор отходов, обработка и утилизация отходов.

В ходе проверки установлено, что ООО "Веста" по настоящее время осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов IV и V классов опасности на территории Путятинского сельского поселения Рязанской области, а именно, от населения в с. Путятино Путятинского района Рязанской области, с последующим размещением отходов на санкционированной свалке твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 62:12:0010310:575 (место расположения: Рязанская область, Путятинский район, в 1 км южнее д. Воропаевка), который находится в аренде у ООО "Веста" на основании договора аренды земельного участка от 17.03.2014 года №А-12-14.

По результатам проверки установлено, что ООО "Веста" осуществляет подлежащий лицензированию вид деятельности, а именно сбор, транспортирование и размещение отходов, в том числе IV класса опасности, не имеет на данный вид деятельности соответствующей лицензии (разрешения).

08 июня 2017 года прокурором Путятинского района Рязанской области в отношении ООО "Веста"  вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, пре­дусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 10-14).

В своих объяснениях заместитель директора общества указал "факт нарушения ООО "Веста" Закона о лицензировании вида деятельности признаю. Будут приняты меры по получению лицензии.".

В целях привлечения ООО "Веста" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор Путятинского района Рязанской области обратился в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Возбуждение дела об административном правонарушении и составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществлялось должностным лицом управления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1, частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность в отсутствие лицензии.

Объективную сторону оставляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о возможности привлечения лица к административной ответственности за предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ административное правонарушение подлежит установлению факт осуществления лицом, которому вменяется совершение данного правонарушения, конкретной подлежащей лицензированию деятельности.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 г. № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

Основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности установлены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.07.2015) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежала лицензированию.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ) в пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ внесены изменения, согласно которым подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), перечислены основные понятия, к которым в том числе относятся: сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Из содержания названной нормы следует, что деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.

Согласно пункту 5.26 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" под сбором отходов понимается деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

Пункт 5.30 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" устанавливает, что размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронения отходов.

Таким образом, из буквального толкования статьи 1 Закона № 89-ФЗ и пункта 5.26 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" следует, что сбор отходов, то есть их прием от физических лиц и юридических лиц, осуществляется в местах образования отходов. При этом деятельность по размещению отходов может осуществляться только в специализированных объектах или хранилищах.

Из  материалов дела следует, что общество осуществляет сбор отходов из мест их образования (от собственников отходов) с последующим размещением  на санкционированной свалке бытовых отходов.

Факт осуществления обществом предпринимательской деятельности по сбору от населения с.Путятино, транспортировке и размещению отходов IV и V классов опасности без лицензии на территории Путятинского сельского поселения Рязанской области подтверждается материалами дела и не опровергнут обществом.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Прокурор в целях осуществления надзора за законодательством и на основании поступившей информации о фактах нарушения закона вправе проводить проверки. В соответствии с ч. 4 п. 2 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 настоящего Кодекса и выносится в сроки, установленные ст. 28.5 настоящего Кодекса.

Согласно ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 08.06.2017, как доказательство совершения юридическим лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что ООО "Веста" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

Поскольку факт совершения ООО "Веста" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вина в его совершении подтверждены материалами дела и не отрицается обществом, арбитражный суд считает, что ООО "Веста" следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Применить, с учетом смягчающих обстоятельств (общество впервые привлекается к административной ответственности, доказательств обратного в материалы дела не представлено), наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 статьи 14.1 КоАП РФ - в виде административного штрафа в сумме 40000руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Веста"  (Рязанская область, Путятинский район, с. Путятино, ул. Ворошилова, д.23; ОГРН 1116225000110) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Веста"  (Рязанская область, Путятинский район, с. Путятино, ул. Ворошилова, д.23; ОГРН 1116225000110) административный штраф в размере 40000руб. для зачисления по следующим реквизитам:

Прокуратура Рязанской области

ИНН 6231010247,

КПП 623401001

ОКАТО 61401000000

ОКТМО 61701000

л/с 04591312840 в УФК по Рязанской области

р/счет 40101810400000010008 в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области в г.Рязань,

БИК 046126001

КБК 415 1 16 90010 01 6000 140.

Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.

В случае неуплаты административного штрафа в шестидесятидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, копия решения будет направлена судом в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа, поскольку в силу части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                              И.А. Ушакова