ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-3674/2017 от 05.03.2018 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                        Дело № А54-3674/2017

06 марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании марта 2018 года . Полный текст решения изготовлен марта 2018 года .

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каришевым А.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГМ-Центр" (ОГРН <***>; г. Рязань)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (ОГРН <***>, г. Белгород)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО1 (308001, <...>)

об отмене постановления по делу об административном правонарушении №267/17.04.2017 от 11.05.2017

при участии в заседании:

от заявителя - ФИО2, представитель по доверенности от 27.11.2017, личность установлена на основании предъявленного паспорта;

от административного органа - не явился, извещен надлежащим образом;

от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом,

установил: общество с ограниченной ответственностью "ГМ-Центр" (далее заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (далее Управление, административный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении №267/17.04.2017 от 11.05.2017.

Определением суда от 21.07.2017 заявление принято к производству в порядке упрощенного производства. Определением суда от 01.09.2017 суд перешёл к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Определением от 01.02.2018  суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО1 (308001, <...>).

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что факт допущенного нарушения и соблюдение процедуры Общество не оспаривает, но просит суд изменить меру ответственности в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении №267/17.04.2017 от 11.05.2017 на предупреждение, поскольку административное правонарушение является совершено впервые, основания изложены в дополнении к заявлению.

Представители административного органа и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. В силу данной нормы процессуального права отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда, при этом ходатайство заявителя удовлетворяется при условии признания причин его неявки уважительными.

Рассмотрев ходатайство третьего лица об отложении судебного разбирательства, суд не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку третье лицо не лишено было возможности ознакомиться с материалами дела и принять участие в судебном заседании, в том числе заявить  ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Основания для безусловного отложения судебного разбирательства, предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не установлены; обстоятельств, препятствующих рассмотрению спора по существу, судом не установлено, материалы дела являются достаточными для рассмотрения спора по существу.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие представителей административного органа и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует: общество с ограниченной ответственностью "ГМ-Центр", ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 623401001, зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области 02.02.2015, юридический адрес: <...>; ООО "ГМ-Центр" осуществляет торговлю розничную непродовольственными товарами по образцам (ОКВЭД - 47.51) по адресу: <...> (договор нежилого помещения от 20.02.2016 - том 1 л.д. 82-89), в соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) является продавцом.

21.02.2017 гр. ФИО1 обратилась в Управление Роспотребнадзора по Белгородской области с жалобой о нарушении прав потребителя при продаже ООО "ГМ-Центр" в кредит постельных принадлежностей: отсутствии наглядной и доступной информации о продавце и реализуемых товарах, о потребительском кредитовании и его условиях, отказе продавца предоставить книгу отзывов и предложений по требованию потребителя, обменять одеяла и подушки на аналогичные товары, возвратить уплаченные денежные средства (том 1 л.д. 129-132).

Из обращения ФИО1 следует, что 31.01.2017 по договору-заказу по образцам №394/373, заключенному с ООО "ГМ-Центр" (далее - договор, том 1 л.д. 138-139), ФИО1 приобрела постельные принадлежности (4 одеяла, 3 подушки, пояс-обогреватель, валик, бальзам для стирки). 03.02.2017 гр. ФИО1 обратилась к ООО "ГМ-Центр" с требованиями о расторжении договора и возврате денежных средств, в чем ей было отказано без объяснения причин. Потребитель 06.02.2017 повторно обратилась с письменной претензией, указав, что приобретенные товары не подошли по весу, цвету, габаритам, форме, фасону, расцветке, к тому же у нее аллергическая реакция на материал, из которого сделан товар. Обменять она просила на аналогичный товар с другим цветом, размером и наполнителем в срок до 08.02.2017, а при отсутствии подходящего ей товара, принять купленный товар и расторгнуть договор. Ответ на обращение продавец не дал, товар не принял как не подлежащий обмену, денежные средства не возвратил (том 1 л.д. 129-132).

На основании распоряжения от 07.03.2017 №138 Управлением Роспотребнадзора по Белгородской области была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ГМ-Центр" в офисе продаж, расположенном по адресу <...> (служебная записка от 31.03.2017, том 1 л.д. 126-127). Данное распоряжение получено менеджером Общества для вручения руководителю.

31.03.2017 Управлением в офисе продаж, расположенном по адресу: <...> выявлено следующее (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов - том 1 л.д. 65-66):

- в наглядной и доступной для потребителей форме отсутствует информация на вывеске офиса продаж и в месте осуществления розничной торговли непродовольственными товарами по образцам по адресу <...>: о месте нахождения продавца ООО "ГМ-Центр" (сведения о юридическом адресе); о ценах на реализуемые товары в рублях и условиях приобретения товаров, в том числе при оплате товаров через определенное время после их передачи потребителю (ценники на товары, действующий прейскурант, информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита, предоставляемых банками, в т.ч. Коммерческим Банком "Ренессанс Кредит" (ООО) при покупке товаров);

- до подачи в торговый зал образцов товаров не осуществлена предпродажная подготовка товаров, которая включает проверку наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе: реализуются товары, на которые у продавца отсутствуют товарно-сопроводительные документы и документы, подтверждающие соответствие товара обязательным требованиям: синтетическое моющее средство бальзам для стирки и шелка Wool & Silk, изготовитель ДомалВиттол Ваш унд Ряйнигунгсмиттел ГмбХ Германия, импортер ООО "Альтэрос-Р" (109033, <...>) в количестве 5 шт. по цене 890 рублей, одеяло нижнее - наматрасник "Агнелло" 180x200 марки Geraldo Mossary артикул 03074, изготовитель Манифаттура Тессил Ресалити (Италия, Монтемурло, Виа Менализ 48/с), реализуются товары, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, полученные по товарным накладным №10 от 03.03.2016, №11 от 03.03.2016 (одеяло верхнее с шерстяным ворсом 140*200, одеяло верхнее с шерстяным ворсом 180*200, одеяло нижнее с шерстяным ворсом 140*200, одеяло нижнее с шерстяным ворсом 180*200, подушка валик) (том 1 л.д. 90-91), без указания в сопроводительных документах, подтверждающих приобретение (поступление) продукции, и документах, прилагаемых к каждой единице товара, сведений о декларации о соответствии (регистрационного номера декларации о соответствии, даты ее регистрации, наименования и адреса юридического лица, принявшего декларацию о соответствии);

- потребителю ФИО1 31.01.2017 по договору-заказу по образцам №394/373 переданы: 2 подушки с наполнителем термофил "Агнелло" 50x70 марки Geraldo Mossary изготовитель Мэйнгекс, Италия, Монтемурло, Виа Лабриоло, 182-184-59013, на этикетке которой указан единый знак обращения на рынке государств-членов Таможенного союза (ЕАС), дата производства 03.08.14, на которые у продавца отсутствуют товарно-сопроводительные документы;

- подушка с наполнителем термофил "Агнелло" 50x70 марки Geraldo Mossary артикул 02431 изготовитель Манифаттура Тессил Ресалити, Италия, Монтемурло, Виа Менализ 48/с, на этикетке которой указан единый знак обращения на рынке государств-членов Таможенного союза (ЕАС), дата производства 03.08.2014, на которую у продавца отсутствуют товарно-сопроводительные документы и документы, подтверждающие соответствие товара обязательным требованиям Технического регламента Таможенного союза 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности";

- продавцом нарушено право потребителя ФИО1 на обмен товаров надлежащего качества на аналогичный товар другого материала и цвета (постельных принадлежностей - одеял, подушек) (у потребителя ФИО1 имеется аллергическая реакция на материал, из которого изготовлены постельные принадлежности), что является нарушением п.п. 5, 10-12, 14, 19, 26, 29, 39, 41 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, п.п. 6, 30 Правил продаж товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 №918.

Протокол осмотра от 31.03.2017 составлен в присутствии понятых и получен представителем Общества ФИО3 (доверенность от 01.01.2017) (том 1 л.д. 65-66а, том 2 л.д. 19).

Письмами от 16.02.2017, №373 от 17.02.2017 ООО "ГМ-Центр" отказало ФИО1 в расторжении договора купли - продажи, а также указало, что товары в виде комплекта постельного белья из шерстяной ткани обмену и возврату не подлежат (том 1 л.д. 123-124).

По результатам проверки Управлением 31.03.2017 в отношении Общества (в присутствии представителя Общества ФИО3 по доверенности от 01.01.2017 сроком на один год - том 2 л.д. 19), составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №138 (том 1 л.д. 57-62). Акт проверки направлен в адрес Общества по адресу: <...> (том 1 л.д. 52-54).

Административным органом установлено, что ООО "ГМ-Центр" допущено нарушение обязательных требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

31.03.2017 Управлением составлен протокол наложения ареста на товары, транспортные средства и иные вещи (том 1 л.д.64).

31.03.2017 Обществу выдано предписание о прекращении нарушений обязательных требований №46/138 (том 1 л.д. 63).

Письмом Управления от 03.04.2017 №05/2464-17, направленным Обществу по адресу: <...>, законный представитель Общества приглашался в Управление Роспотребнадзора по Белгородской области 17.04.2017 к 10 час. 00 мин. по адресу: <...> для составления и вручения протоколов об административных правонарушениях. К данному письму прилагался акт проверки от 31.08.2017 №138 с приложениями и предписание от 31.03.2017 №46/138.Указанное письмо получено Обществом (том 1 л.д. 52-54).

17.04.2017, в отсутствие представителя Общества, в отношении ООО "ГМ-Центр" составлен протокол об административном правонарушении №267/17.04.17 по ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 1 л.д. 47-48).

Определением от 17.04.2017 №267/17.04.17 назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО "ГМ-Центр" по ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на 11.05.2017 в 14 час. 00 мин. (том 1 л.д. 46).

Письмом Управления от 17.04.2017 протокол об административном правонарушении от 17.04.2017 №267/17.04.17 и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 17.04.2017 №267/17.04.17 направлены в адрес ООО "ГМ-Центр" и получены Обществом 26.04.2017  (том 1 л.д. 44-45).

Письмом от 03.05.2017 №05/3832-17 Управление сообщило ООО "ГМ-Центр", что в "сопроводительном письме Управления от 03.04.2017 №05/2464-17"О направлении акта проверки и вызове для составления протоколов об административных правонарушениях" допущена техническая ошибка (опечатка), в части названия юридического лица ООО "ГМ-Белгород" вместо ООО "ГМ-Центр" (как указано в письме об исправлении ошибки от 03.05.2017 №05/3832-17, данное письмо было адресовано генеральному директору ООО "ГМ-Центр" ФИО4  Генеральным директором ФИО4 данное письмо получено. В акте проверки от 31.03.2017 №138 и в предписании от 31.03.2017 №46/138 указано правильное название Вашей организации. Приносим свои извинения за техническую ошибку"). Данное письмо получено Обществом 10.05.2017 (том 1 л.д. 49-50).

11.05.2017, Управлением, в отсутствие представителя Общества, в отношении ООО "ГМ-Центр" вынесено постановление по делу об административном правонарушении №267/17.04.17 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 10000 руб. Данное постановление получено Обществом 30.05.2017 (том 1 л.д. 41-43).

Не согласившись с постановлением Управления от 11.05.2017 №267/17.04.17, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы дела, выслушав доводы заявителя, арбитражный суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующего.

Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с общими положениями Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу статьи 22 Закона №2300-1 требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Ответственность за несоблюдение продавцом требований статьи 22 Закона о защите прав потребителей установлена статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения составляют действия, нарушающие правила продажи отдельного вида товара, или бездействие, выраженное в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения правил.

В силу части 3 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.

Такими нормативно-правовыми актами являются, в том числе разработанные в соответствии с Законом №2301 и регулирующие отношения между покупателями и продавцами Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 (далее - Правила).

Согласно пункту 5 Правил продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах. Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца. При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при наличии печати), с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце (пункт 10 Правил).

Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара; сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; сведения об основных потребительских свойствах товара; сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом) (пункт 11 Правил).

Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона (пункт 12 Правил).

Продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 14 Правил).

Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло. При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг (пункт 19 Правил).

 Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу. Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца, за исключением товаров, не подлежащих обмену или возврату по указанным в настоящем пункте основаниям в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (пункт 26 Правил).

Сроки удовлетворения продавцом требований покупателя, а также ответственность за нарушение этих сроков определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (пункт 29 Правил).

Текстильные товары (ткани и нетканые материалы и изделия из них), трикотажные изделия, швейные товары (одежда, белье, головные уборы), изделия из меха и обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт (пункт 39 Правил).

Товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха) (пункт 41 Правил).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 №918 утверждены Правила продажи товаров по образцам, в силу пункта 6 которых продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о своей организации и режиме ее работы, а также о товарах и их изготовителях в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Информация о товарах (для импортных товаров - на русском языке) и их изготовителях должна содержать: место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах, качестве и безопасности товара.

Согласно пункту 30 Правил продажи товаров по образцам продавец обязан передать покупателю товар, который полностью соответствует его образцу, качество которого соответствует информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в техническом паспорте на товар, правилах его использования, на этикетке или ярлыке, прикрепленным к товару, на самом товаре или его упаковке либо другими способами, предусмотренными для отдельных видов товаров). При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, он обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Если законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с законом, предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий этим требованиям. Одновременно с товаром продавец обязан передать покупателю относящиеся к нему документы (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации и другие).

Судом из материалов дела установлено, что Общество нарушило права потребителя ФИО1 на обмен товаров  надлежащего качества на аналогичный товар другого материала и цвета (постельных принадлежностей - одеял, подушек) (у потребителя ФИО1 имеется аллергическая реакция на материал, из которого изготовлены постельные принадлежности), что является нарушением пунктов 5, 10-12, 14, 19, 26, 29, 39, 41 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, пунктов 6, 30 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 №918.

Таким образом, ООО "ГМ-Центр" допущено нарушение обязательных требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

Доказательств невозможности соблюдения ООО "ГМ-Центр" законодательства в сфере защиты прав потребителей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. ООО "ГМ-Центр" имело возможность для соблюдения, но им не были приняты меры по соблюдению прав потребителей и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей.

Событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вина ООО "ГМ-Центр" подтверждаются следующими доказательствами: актом проверки от 31.03.2017 №138, протоколом об административном правонарушении №267/17.04.17 от 17.04.2017, протоколом наложения ареста от 31.03.2017, протоколом осмотра от 31.03.2017, товарными накладными от 03.03.2016, сертификатами, обращением ФИО1, фотографиями, спецификацией товара, претензией - требованием, требованием (претензией), договором - заказом по образцам, актом приема-передачи товара (том 1 л.д. 47-48, 57-62,64-66, 90-122, 129-139).

Управление считает, что совершенное ООО "ГМ-Центр" нарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям с участием граждан-потребителей, в связи с чем признать нарушение малозначительным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя.

Суд соглашается с данным доводом административного органа.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В рассматриваемом случае поводом для привлечения Общества к административной ответственности ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось непосредственное обнаружение должностными лицами административного органа достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Данное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела документами.

Доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него мер для предотвращения указанного административного правонарушения, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем в материалы настоящего дела не представлено.

Арбитражный суд считает, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения по ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных и Общество является субъектом административного правонарушения.

Судом нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности по ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.

Между тем, судом учтено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, финансовое положение, иные обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Согласно части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания в виде предупреждения. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи (часть 2 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Понятие предупреждения содержится в части 1 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, под которым подразумевается мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Следовательно, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.

Исходя из вышеприведенных норм права, для применения более строгого вида наказания, в данном случае - штрафа в сумме 10000 рублей, необходимо наличие отягчающих обстоятельств и (или) обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, таких обстоятельств в ходе административного расследования не установлено и в материалы настоящего дела не представлено.

Судом принято во внимание, что Общество признает полностью свою вину; Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, категория - микропредприятие; допущенное правонарушение Обществом совершено впервые; совершенное Обществом правонарушение не влечет причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует причинение имущественного ущерба.

Доказательств причинения заявителем вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинения имущественного ущерба департаментом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы настоящего дела также не представлено.

Часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного арбитражный суд считает, что постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области по делу об административном правонарушении от 11.05.2017 №267/17.04.17 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "ГМ-Центр" наказания в виде штрафа в сумме 10000 руб., предусмотренного ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует изменить в части назначения наказания, наложив на общество с ограниченной ответственностью "ГМ-Центр"  административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (ОГРН <***>, г. Белгород) по делу об административном правонарушении от 11.05.2017 №267/17.04.17 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "ГМ-Центр" (ОГРН <***>; г. Рязань) наказания в виде штрафа в сумме 10000 руб., предусмотренного ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначения наказания. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "ГМ-Центр" (ОГРН <***>; г. Рязань) к административной ответственности в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 181, 211, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                          Л.И. Котлова