ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело № А54-3/2020
31 января 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании января 2020 года .
Полный текст решения изготовлен января 2020 года .
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шуман И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдеевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области (ОГРН <***>, <...>) к публичному акционерному обществу "Ростелеком" (ОГРН <***>, <...>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от административного органа: не явился, извещен надлежащим образом;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1 - представитель по доверенности от 07.08.2018; ФИО2 представитель по доверенности от 24.07.2018,
установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области (далее по тексту - Управление Роскомнадзора по Рязанской области, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении публичного акционерного общества "Ростелеком" (далее по тексту - ПАО "Ростелеком", общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 10.01.2020 указанное заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание проводилось в отсутствие указанного лица, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ПАО "Ростелеком" оказывает универсальные услуги связи на территории Рязанской области в соответствии с лицензиями Роскомнадзора в сфере оказания услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов № 166729 от 27.01.2016, в сфере оказания телематических услуг связи № 166733 от 16.02.2016 (т. 1 л.д. 120-127).
Между Федеральным агентством связи и оператором универсального обслуживания ОАО "Ростелеком" (в настоящее время ПАО "Ростелеком") заключен договор об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2014 № УУС-01/2014 (далее - договор).
Приложением № 2 к договору, а также дополнительным соглашением № 5 от 29.06.2017 к договору с приложением № 4, определен перечень населенных пунктов, на территории которых установлены средства коллективного доступа, в том числе точки доступа, с указанием количества средств коллективного доступа и точек доступа на территории Рязанской области:
- по услугам телефонной связи (далее - таксофоны);
- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа (далее - ГЖД);
- по услугам по передаче данных и предоставления доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с использования пользовательского оборудования абонента (точки доступа).
На основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Рязанской области от 30.09.2019 № 48-нд, административным органом в период с 01.10.2019 по 16.12.2019 проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ПАО "Ростелеком" с целью выполнения плана Управления Роскомнадзора по Рязанской области на 2019 год, утвержденного приказом руководителя Управления Роскомнадзора по Рязанской области от 20.11.2018 № 173 (т. 2 л.д. 27-29).
В ходе проведения данного систематического наблюдения административным органом выявлены нарушения ПАО "Ростелеком" пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", пункта 2, пункта 8 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 241, пунктов 5, 11 требований к лицензии № 166729.
Указанные нарушения выразились в следующем:
- в г. Спас-Клепики (автовокзал) Клепиковского района, р.п. Шилово (ул. Стройкова, магазин "Надежда"), <...>), <...>), с. Борки (почта) Шиловского р-на Рязанской области, г. Рязань (ж/д вокзал "Рязань-2"), <...> ГКБ №11), сотрудниками радиочастотной службы, таксофоны не обнаружены (отсутствуют);
- в <...>), <...>), г. Рязань (ул. ж/д вокзал "Рязань-1"), г. Рязань (автовокзал "Приокский"), с. Дашки-2 Рязанского района Рязанской области у таксофонов отсутствуют надписи и иная текстовая и графическая информация в легкочитаемой и понятной форме, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля;
- в п. Листвянка (ДК) Рязанского района Рязанской области у таксофона неисправен картоприемник, отсутствует информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи, отсутствует возможность приобретения карт оплаты универсальных услуг связи в населенном пункте;
- в с. Александрове (ДК) Рязанского района, Рязанской области при снятии таксофонной трубки на дисплее таксофона появляется надпись "Таксофон неисправен", в связи с чем не обеспечивается предоставление пользователю универсальными услугами связи, местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи, внутризоновых телефонных соединений, доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования, доступа к системе информационно-справочного обслуживания, возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб, отсутствует информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи, отсутствует возможность приобретения карт оплаты универсальных услуг связи в населенном пункте;
- в с. Болошнево Рязанского района Рязанской области, у таксофона отсутствует полукабина, отсутствуют надписи и иная текстовая и графическая информация в легкочитаемой и понятной форме, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, отсутствует информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи, клавиши номеронабирателя замерзли, в связи с чем не обеспечивается предоставление пользователю универсальными услугами связи, местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи, внутризоновых телефонных соединений, доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования, доступа к системе информационно-справочного обслуживания, возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб, отсутствует возможность приобретения карт оплаты универсальных услуг связи в населенном пункте;
- в д. Романцево (магазин) Рязанского района Рязанской области, у таксофона, отсутствуют надписи и иная текстовая и графическая информация в легкочитаемой и понятной форме, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, отсутствуют антивандальные кнопки с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, отсутствует возможность приобретения карт оплаты универсальных услуг связи в населенном пункте, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов;
- в с. Вышетравино (ЗАО "Павловское") Рязанского района Рязанской области, у таксофона отсутствует информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи, отсутствует возможность приобретения карт оплаты универсальных услуг связи в населенном пункте, отсутствует информационный указатель, включающий сведения, о наименовании вида оказываемой универсальной услуги связи, информации о способах подключения/оплаты универсальной услуги связи, контактной информации для получения справочно-информационной и технической поддержки, о тарифах на оказываемую универсальную услугу связи;
- в с. Алеканово (ул. Центральная, магазин) Рязанского района Рязанской области, у таксофона не исправна микрофонная линия, в связи с чем не обеспечивается предоставление пользователю универсальными услугами связи, местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи, внутризоновых телефонных соединений, доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования, доступа к системе информационно-справочного обслуживания, возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб, отсутствует возможность приобретения карт оплаты универсальных услуг связи в населенном пункте;
- в с. Дубровичи (магазин ООО "Дубрава") Рязанского района Рязанской области, у таксофона отсутствует полукабина, отсутствуют надписи и иная текстовая и графическая информация в легкочитаемой и понятной форме, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, отсутствуют антивандальные кнопки с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, отсутствует информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи, таксофон разбит, отсутствует сигнал готовности телефонной станции (непрерывный «гудок»), в связи с чем, не обеспечивается предоставление пользователю универсальными услугами связи, местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи, внутризоновых телефонных соединений, доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования, доступа к системе информационно-справочного обслуживания, возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб, отсутствует возможность приобретения карт оплаты универсальных услуг связи в населенном пункте;
- в п. Мурмино (магазин "Ока") Рязанского района Рязанской области, у таксофона не исправна микрофонная линия, в связи с чем, не обеспечивается предоставление пользователю универсальными услугами связи, местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи, внутризоновых телефонных соединений, доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования, доступа к системе информационно-справочного обслуживания, возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб;
- в с. Мосолово (АТС) Шиловского района Рязанской области, г. Рязань (ж/д вокзал "Рязань-1"), г. Рязань (автовокзал "«Приокский"), отсутствует возможность приобретения карт оплаты универсальных услуг связи в населенном пункте;
- в с. Пальное (магазин) Рязанского района Рязанской области, у таксофона отсутствует информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи, отсутствует возможность приобретения карт оплаты универсальных услуг связи в населенном пункте;
- в с. Вышгород (магазин) Рязанского района Рязанской области, у таксофона отсутствует информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи, отсутствует возможность приобретения карт оплаты универсальных услуг связи в населенном пункте, не обеспечивается предоставление пользователю универсальными услугами связи, местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи, внутризоновых телефонных соединений, доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования, доступа к системе информационно-справочного обслуживания, возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб;
- в с. Гавердово (администрация) Рязанского района Рязанской области, у таксофона отсутствует информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи, отсутствует возможность приобретения карт оплаты универсальных услуг связи в населенном пункте, не обеспечивается предоставление пользователю универсальными услугами связи, местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи, внутризоновых телефонных соединений, доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования, доступа к системе информационно-справочного обслуживания, возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.
Данные факты отражены в актах мониторинга № 62-0002 от 02.10.2019, № 0004 от 07.10.2019, № 62-0011 от 18.10.2019, № 62-0013 от 24.10.2019, № 0017 от 05.11.2019, № 62-0014 от 23.10.2019, № 4 от 07.10.2019, № 62-0028 от 02.12.2019, № 62-0029 от 11.12.2019, № 62-0022 от 13.11.2019 и прилагаемых к ним протоколах (т. 1 л.д. 36-78).
Результаты систематического наблюдения оформлены актом от 16.12.2019 № А-62/0/48-нд/65 (т. 1 л.д. 30-35).
По данному факту Управлением Роскомнадзора по Рязанской области 26.12.2019 (в присутствии уполномоченного представителя юридического лица - ФИО3, действующего на основании доверенности от 24.07.2018 № 0311/29/21-18) составлен протокол № АП-62/3/1093 об административном правонарушении, в котором сделан вывод о наличии в действиях ПАО "Ростелеком" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 20-24).
Копия указанного протокола направлена ПАО "Ростелеком" по юридическому адресу и вручена уполномоченному представителю общества.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении ПАО "Ростелеком" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев и оценив материалы дела, ознакомившись с доводами административного органа и лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражный суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) для юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Субъективная сторона заключается в том, что лицензиат, получив лицензию на осуществление деятельности и приняв на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований при осуществлении указанной деятельности.
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон № 99-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В силу пункта 3 статьи 2 Закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по оказанию услуг связи подлежит обязательному лицензированию.
При этом пунктом 1 части 4 статьи 1 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что особенности лицензирования данного вида деятельности могут устанавливаться иными федеральными законами.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи установлены Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее по тексту - Закон № 126-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона № 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии и соответствующие перечни лицензионных условий, устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Как следует из материалов дела, ПАО "Ростелеком" осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг связи в сети связи общего пользования на основании лицензий № 166733 от 16.02.2016, № 166729 от 27.01.2016, выданных Управлением Роскомнадзора по Рязанской области, сроком действия до 16.02.2021 и 27.01.2021 соответственно.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Закона № 126-ФЗ под оператором универсального обслуживания понимается оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи.
Из пункта 1 статьи 57 Закона № 126-ФЗ следует, что в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи.
К универсальным услугам связи в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа:
услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств;
услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа;
услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием точек доступа.
Согласно пункту 2 статьи 58 Закона № 126-ФЗ обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возлагается Правительством Российской Федерации на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации.
Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации, не вправе отказаться от возложенной на него обязанности по оказанию универсальных услуг связи.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, заключает с оператором универсального обслуживания договор об условиях оказания универсальных услуг связи на срок десять лет.
На основании пункта 2 статьи 58 Закона № 126-ФЗ между Федеральным агентством связи и оператором универсального обслуживания открытым акционерным обществом междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (в настоящее время ПАО "Ростелеком") заключен договор об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2014 № УУС-01/2014.
Приложением № 2 к договору, а также дополнительным соглашением № 5 от 29.06.2017 к договору с приложением № 4, определен перечень населенных пунктов, на территории которых установлены средства коллективного доступа, в том числе точки доступа, с указанием количества средств коллективного доступа и точек доступа на территории Рязанской области.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона № 126-ФЗ оператор связи обязан, в том числе, руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования, а также требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 настоящего Федерального закона. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи.
Пунктом 4 лицензионных условий осуществления деятельности по Лицензии № 166729 предусмотрена обязанность обеспечения предоставления пользователю:
а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации;
б) доступа к телематическим услугам связи и услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, а также к услугам связи по передаче данных за исключением передачи данных для целей передачи голосовой информации;
в) доступа к системе информационно-справочного обслуживания;
г) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, а также номеров соответствующих экстренных оперативных служб, устанавливаемых в соответствии с российской схемой и планом нумерации;
д) передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий, а также вследствие этих действий о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Пунктом 5 лицензионных условий осуществления деятельности по Лицензии № 166729 предусмотрена обязанность по выполнению лицензиатом обязательств по оказанию услуг связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 11 лицензионных условий осуществления деятельности по Лицензии № 166729 предусмотрена обязанность по выполнению лицензиатом обязательств по оказанию универсальных услуг связи в соответствии с договором об условиях оказания универсальных услуг связи.
Порядок оказания универсальных услуг связи регламентируется Правилами оказания универсальных услуг связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 241 "О мерах по организации оказания универсальных услуг связи" (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи:
а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) внутризоновых телефонных соединений;
в) доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования;
г) доступа к системе информационно-справочного обслуживания;
д) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что оператор универсального обслуживания обязан создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к местам оказания универсальных услуг связи, в том числе до 1 июля 2016 года обеспечить:
а) размещение с учетом доступности для инвалидов на объектах связи надписей и иной текстовой и графической информации в легкочитаемой и понятной форме, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля;
б) размещение информации об универсальных услугах связи в местах, доступных для инвалидов;
в) предоставление инвалидам в необходимых случаях помощи персонала оператора универсального обслуживания при пользовании универсальными услугами связи;
г) доведение при наличии возможности до инвалидов персоналом оператора универсального обслуживания информации об универсальных услугах связи в доступной для инвалидов форме;
д) оснащение таксофонов антивандальными кнопками с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Факт нарушения ПАО "Ростелеком" требований пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", пункта 2, пункта 8 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 241, пунктов 5, 11 требований к лицензии № 166729 подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, актами мониторинга № 62-0002 от 02.10.2019, № 0004 от 07.10.2019, № 62-0011 от 18.10.2019, № 62-0013 от 24.10.2019, № 0017 от 05.11.2019, № 62-0014 от 23.10.2019, № 4 от 07.10.2019, № 62-0028 от 02.12.2019, № 62-0029 от 11.12.2019, № 62-0022 от 13.11.2019 и прилагаемых к ним протоколах (т. 1 л.д. 36-78), актом от 16.12.2019 № А-62/0/48-нд/65 (т. 1 л.д. 30-35), протоколом от 26.12.2019 № АП-62/3/1093 об административном правонарушении.
Названные документы отвечают требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ставить под сомнение достоверность отраженных в них сведений у суда оснований не имеется.
Довод представителя ПАО "Ростелеком" о том, что выявленные нарушения, связанные с работоспособностью таксофонов, устранены на момент составления протокола об административном правонарушении не принимается судом, поскольку правонарушение выявлено административным органом при проведении проверки, устранение нарушения на момент составления протокола об административном правонарушения не свидетельствует о его отсутствии и не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Ссылка представителя ПАО "Ростелеком" на нарушение должностных обязанностей сотрудниками филиалов ПАО "Ростелеком" не является основанием для освобождения от ответственности юридического лица, которое должно обеспечивать контроль за исполнение трудовых обязанностей его сотрудниками. В любом случае обязанность по соблюдению требований действующего законодательства, лицензионных требований возложена на юридическое лицо.
Вопреки доводам представителя ПАО "Ростелеком", привлечение начальника цеха Рязанского районного линейно-технического цеха Рязанского городского центра технической эксплуатации телекоммуникаций Рязанского филиала ПАО "Ростелеком" к административной ответственности по этой же статье не исключает привлечение к административной ответственности и юридического лица и не может явиться основанием к освобождению непосредственно общества от административной ответственности.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает, что материалами дела подтверждается факт совершения ПАО "Ростелеком" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, выразившийся в осуществлении ПАО "Ростелеком" деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.
ПАО "Ростелеком", получив лицензию на оказание услуг связи, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий, предъявленных к такой деятельности.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения лицензионных требований, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ПАО "Ростелеком" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения ПАО "Ростелеком" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управлением соблюдена.
При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суд исходит из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае вменяемые Обществу нарушения выявлены в разные дни (02.10.2019, 07.10.2019, 18.10.2019, 23.10.2019, 24.10.2019, 05.11.2019, 13.11.2019, 02.12.2019, 11.12.2019) и отражены в актах мониторинга № 62-0002 от 02.10.2019, № 0004 от 07.10.2019, № 62-0011 от 18.10.2019, № 62-0013 от 24.10.2019, № 0017 от 05.11.2019, № 62-0014 от 23.10.2019, № 4 от 07.10.2019, № 62-0028 от 02.12.2019, № 62-0029 от 11.12.2019, № 62-0022 от 13.11.2019.
Поскольку правонарушение выявлено должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в период с 01.10.2019 по 16.12.2019, что отражено акте систематического наблюдения от 16.12.2019 № А-62/0/48-нд/65, то моментом совершения административного правонарушения в данном случае являются дни обнаружения названного правонарушения.
В связи с чем, на дату изготовления судебного решения по данному делу, срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по нарушениям, выявленным 05.11.2019, 13.11.2019, 02.12.2019, 11.12.2019, не истек.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения является оценочной категорией, критерии оценки Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, суд не усматривает каких-либо исключительных оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо обстоятельств, исключающих административную ответственность.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым правоотношениям выражаться в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере регулирования осуществления лицензируемых видов деятельности, к формальным требованиям публичного права.
С учетом того, что совершенное обществом правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок лицензирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, а также с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного обществом деяния, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с санкцией данной нормы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом определение характера совершенного правонарушения предполагает установление следующих обстоятельств: содержит ли правонарушение какую-либо угрозу для личности, общества и государства.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание, что ранее общество привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение (решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.06.2019 по делу № А54-3043/2019, от 08.11.2019 по делу № А54-8437/2019), суд считает возможным наложить на общество взыскание, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 31000 руб.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь публичное акционерное общество "Ростелеком" (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 784001001, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 09.09.2002, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с публичного акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 784001001, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 09.09.2002, <...>) административного штрафа в сумме 31000 руб.
Реквизиты для перечисления административного штрафа:
получатель: УФК по Рязанской области (Управление Роскомнадзора по Рязанской области)
л/с <***>
ИНН <***>,
КПП 623401001,
банк получателя: Отделение Рязань г. Рязань
БИК 046126001
р/с <***>
ОКТМО 61701000
КБК 09611690040046000140
УИН 09600000000023929394.
Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: <...>.
В случае неуплаты административного штрафа в шестидесятидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, копия решения будет направлена судом в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа, поскольку в силу части 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
3. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.В. Шуман