ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-4192/2021 от 04.03.2022 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело №А54-4192/2021

14 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04 марта 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 14 марта 2022 года.

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Соломатиной О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Каришевым А.Д.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, д. Турлатово, ОГРН 1026200702330)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201263725)

администрация муниципального образования - Екимовское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, с. Екимовка, ОГРН 1056212018939)

Малахова Валентина Харитоновна (г. Рязань)

Министерство природопользования Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1116234000145)

о признании недействительным уведомления об отказе государственного кадастрового учета №КУВД-001/2020-13694081/5 от 10.03.2021, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

при участии в заседании:

от заявителя - Данилова С.В., представитель по доверенности от 11.01.2021, представлен документ о наличии юридического образования, личность установлена на основании предъявленного паспорта;

от ответчика - Арцибасова И.В., представитель по доверенности №01-11/26 от 01.04.2021, представлен документ о наличии юридического образования, личность установлена на основании предъявленного удостоверения;

от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом;

установил: : администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (далее по тексту - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее по тексту - ответчик, Управление, росреестр) об отказе государственного кадастрового учета №КУВД-001/2020-13694081/5 от 10.03.2021, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Определением от 31.05.2021 заявление принято судом к производству.

Определением от 08.10.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, администрацию муниципального образования - Екимовское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, Малахову Валентину Харитоновну (далее третьи лица).

Определением от 08.11.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природопользования Рязанской области (далее третье лицо).

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие представителей указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях.

Представитель ответчика возразил против удовлетворения заявленных требований, доводы изложены в отзыве.

Из материалов дела следует: 03 сентября 2020 года администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности на основании постановления администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области № 1072 от 14.08.2020 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», согласно которому образуется земельный участок в территориальной зоне Ж-1. Зона жилой застройки, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования - Екимовское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области «Для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, д. Сергеевка. Площадь земельного участка 2 940 кв.м. (т. 1 л.д. 47-79)

К заявлению прилагался межевой план, подготовленный 02.09.2020 кадастровым инженером Серегиной О.И. (т. 1 л.д. 80-86).

08 сентября 2020 года уведомлением № КУВД-001/2020-13694081/1 был приостановлен государственный кадастровый учет в связи с тем, что нарушен п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (т. 1 л.д. 94-96).

Заявитель обратился в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, с заявлением об обжаловании уведомления о приостановлении от 08.09.2020 № КУВД-001/2020-13694081/1.

Решением от 24.02.2021 № 365 заявителю было отказано в принятии к рассмотрению заявления в связи с тем, что срок для обжалования истек (т. 1 л.д. 33-35).

От администрации в росреестр поступили дополнительные документы (исправленный межевой план от 28.10.2020 - т. 1 л.д. 88-93).

03 ноября 2020 года росреестр вынес уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета (т. 1 л.д. 97,98).

Уведомлением от 03.12.2020 срок приостановления продлен до 02.03.2021 (т. 1 л.д. 99).

Уведомлением от 02.03.2021 срок приостановления продлен до 10.03.2021 (т. 1 л.д. 100-102).

10 марта 2021 года вынесено решение об отказе в государственном кадастровом учете № КУВД -001/2020-13694081/5 (т. 1 л.д. 16,17, 103,104). Основанием для отказа послужил вывод росреестра о том, что часть спорного земельного участка пересекает лесопарковый зеленый пояс вокруг города Рязани, в котором образование земельного участка с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" не предусмотрено.

Не согласившись с отказом, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению. При этом, суд исходит из следующего.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу указанных норм, требование заявителя об оспаривании решения административного органа может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий - несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п. 3 ст. 1 Закона №218-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу пункта 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для государственной регистрации являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

В части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ перечислены документы, являющиеся основаниями для осуществления государственной регистрации прав, к которым, в том числе, относятся: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории) (п.п. 7); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (п.п. 8).

К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество определены утвержденным приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 Административным регламентом Росреестра.

Правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 215 Регламента).

Согласно пункту 216 Административного регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются, в том числе наличие всех необходимых документов; действительность поданных заявителем документов; необходимость направления межведомственного запроса; соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации) (подпункты 1, 3-5, 9).

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ не устранение причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанных в статье 26 настоящего Федерального закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий.

Согласно п. 12 ст. 29 Закона №218-ФЗ, приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Таким образом, при оценке правомерности оспариваемого отказа в государственной регистрации значимыми являются вопросы о соответствии представленных обществом на регистрацию документов требованиям, установленным действующим законодательством, и наличие в таких документах необходимых сведений, позволяющих достоверно установить факт наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества с учетом его идентифицирующих характеристик.

По настоящему делу администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности на основании постановления администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области № 1072 от 14.08.2020 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», согласно которому образуется земельный участок в территориальной зоне Ж-1. Зона жилой застройки, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования - Екимовское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области «Для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, д. Сергеевка. Площадь земельного участка 2 940 кв.м. (т. 1 л.д. 47-79)

Согласно межевому плану, приложенному к заявлению, спорный образуемый земельный участок частично расположен в зоне с особыми условиями использования территории (тип). Вид: Прочие зоны с особыми условиями использования территории. Зеленая зона.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1 ст. 22 Закона №218-ФЗ).

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. (ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Частью 2 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

Следуя принципам земельного и градостроительного законодательства, и Градостроительный кодекс Российской Федерации (статья 30), и Земельный кодекс Российской Федерации (статья 85) раскрывают понятие территориальной зоны, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент. Такие регламенты, согласно Земельному кодексу Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 85), образуют основу правового режима земельных участков и обязательны для исполнения всеми их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами.

Системное толкование статей 1, 2, 3, 8, 30 - 36, 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями части 9 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" приводит к выводу о том, что включение правил землепользования и застройки, карт территориального зонирования в систему правовых регуляторов в сфере градостроительной деятельности (Градостроительного кодекса Российской Федерации) не отменяет обязанности уполномоченных органов публичной власти при подготовке и утверждении таких актов обеспечить достоверность и актуальность содержащейся в указанных документах информации.

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 ГрК РФ).

Частью 1 ст. 35 ГрК РФ предусмотрено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В соответствии с ч. 15 ст. 35 ГрК РФ, помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Частью 1 ст. 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

В случае, если правилами землепользования и застройки применительно к территориальной зоне установлен градостроительный регламент, допускающий размещение зданий, сооружений, размещение которых в лесопарковых зеленых поясах запрещается в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 настоящей статьи, или если осуществляется перевод земель лесного фонда, включенных в лесопарковые зеленые пояса, в земли иных категорий, земли и земельные участки, расположенные в границах указанной территориальной зоны, и земли, в отношении которых осуществляется указанный перевод, подлежат исключению из границ лесопарковых зеленых поясов с учетом требований пункта 9 статьи 62.2 настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 62.4 Закона №7-ФЗ).

Пунктом 9 ст. 62.2 Закона №7-ФЗ предусмотрено, что изменение границ лесопаркового зеленого пояса, которое может привести к уменьшению его площади, не допускается. При изменении границ лесопаркового зеленого пояса площадь исключаемых территорий компенсируется включением в его границы территорий, площадь которых не меньше площади исключаемых территорий, которые соответствуют требованиям статьи 62.1 настоящего Федерального закона и расположенные на которых лесные насаждения и иные природные объекты обеспечивают выполнение средообразующих, природоохранных, экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций. Изменение границ лесопаркового зеленого пояса осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Рязанской областной Думой № 501-VI РОД от 13.12.2017 "О создании лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани и о его площади" в соответствии с п. 6 ст. 62.1 Закона №7-ФЗ был создан лесопарковый зеленый пояс вокруг города Рязани площадью 680499135 кв.м. Границы указанного лесопаркового зеленого пояса установлены Постановлением Минприроды Рязанской области от 25.01.2021 N 2 "Об установлении границ лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани".

То есть, на момент вынесения оспариваемого ненормативного правового акта, границы лесопаркового зеленого пояса были установлены.

Тот факт, что границы лесопаркового зеленого пояса вокруг города Рязани были утверждены 25.01.2021, не влияет на вывод суда о том, что спорный земельный участок находится в двух зонах, поскольку из Генерального плана муниципального образования - Екимовское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (утвержден решением Совета депутатов муниципального образования от 20.11.2014 №55) следует, что часть спорного образуемого земельного участка находилась в зоне озеленения территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) на момент подачи заявления (т. 1 л.д. 117).

Тот факт, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки, территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок относится к зоне Ж1 - зона жилой застройки с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, с учетом вышеперечисленных норм права, свидетельствует не о том, что спорный земельный участок находится в одной территориальной зоне, а то, что ПЗЗ муниципального образования не были приведены в соответствие с установленными границами лесопаркового зеленого пояса.

Так же, суд отмечает, что в соответствии со ст. 18, 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.

Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (п. 18 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)".

Кроме того, Администрацией не представлены доказательства попыток изменения границ лесопаркового зеленого пояса в части лесопарковой зеленой зоны, которая попадает в образуемый земельный участок.

В целях особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, устанавливается ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 62.4 Закона №7-ФЗ).

Как указано в ч. 2 ст. 62.4 Закона №7-ФЗ, ограниченный режим природопользования и иной хозяйственной деятельности в лесопарковых зеленых поясах осуществляется в соответствии с принципами:

1) приоритета осуществления видов деятельности и применения технологий, не приводящих к неблагоприятному изменению состояния природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах;

2) сбалансированности решения социально-экономических задач и задач особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах.

Частью 3 ст. 62.4 Закона №7-ФЗ предусмотрено, что на территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещаются:

1) использование токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ;

2) размещение отходов производства и потребления I - III классов опасности;

3) размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам I категории;

4) создание объектов, не связанных с созданием объектов лесной инфраструктуры, для переработки древесины;

5) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и лечебных грязей, использования других природных лечебных ресурсов;

6) создание объектов капитального строительства (за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов и являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов зданий, строений, сооружений, а также за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности);

7) строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;

8) размещение скотомогильников;

9) размещение складов ядохимикатов и минеральных удобрений.

При этом, ч. 4 ст. 62.1 Закона №7-ФЗ предусматривает приоритетные направления деятельности на территории лесопаркового зеленого пояса, которыми являются: охрана окружающей среды, природных комплексов и объектов; ведение эколого-просветительской работы и развитие туризма.

Суд отмечает, что положения ч. 4 ст. 62.1 и ч. 3 ст. 62.4 Закона №7-ФЗ подлежат совокупному толкованию.

Частью 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 54 (действовавшим на момент подачи документов) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995) земельный участок с видом разрешенного использования "Для ведения личного подсобного хозяйства" может быть использован для размещения жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Аналогичное описание содержится в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 10.11.2020 №А/0412.

С учетом вышеизложенного, формирование земельного участка, который состоит из двух территориальных зон, с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" на территории лесопаркового зеленого пояса является неправомерным.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В данном случае регистрирующий орган совершил оспариваемые действия в рамках предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка их совершения при наличии необходимых оснований.

В связи с вышеизложенным, в удовлетворении требований следует отказать.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на истца, как на проигравшую сторону дела.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области.

Судья О.В. Соломатина