Арбитражный суд Рязанской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-4334/2010
07 октября 2010 года С8
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 сентября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 07 октября 2010 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Стрельникова И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соколовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела внутренних дел по Ряжскому муниципальному району Рязанской области (Рязанская область, г.Ряжск)
к обществу с ограниченной ответственностью "Всплеск" (Рязанская область, г.Ряжск)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом,
установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратился Отдел внутренних дел по Ряжскому муниципальному району Рязанской области (далее - административный орган, Отдел) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Всплеск" (далее - Общество, ООО "Всплеск") к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Административный орган, извещенный о времени и месте судебного заседания определением, не направил представителя для участия в судебном заседании.
ООО "Всплеск" не направило представителя для участия в судебном заседании, заявленные требования не отклонило, отзыв на них не представило.
О времени и месте судебного заседания Общество извещалось по юридическому адресу, однако определение возвращено в арбитражный суд в связи с истечением срока хранения.
В соответствии со ст. ст.156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. ст.121, 123 АПК РФ.
Из материалов дела следует: 15.07.2010г. должностным лицом административного органа проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 29.12.2006г. №244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон №244-ФЗ). Указанная проверка проведена в помещении развлекательного клуба ООО "Всплеск", расположенного по адресу: <...>.
В ходе осмотра установлено, что в данном помещении располагаются 16 включенных электронных автоматов, часть из которых на момент проверки использовалась посетителями развлекательного клуба (протокол осмотра помещений, территорий от 15.07.2010г., л.д.11).
Посетители клуба ФИО1, ФИО2 и ФИО3 пояснили, что целью посещения ими клуба является игра на игровых автоматах, для чего оператору клуба каждым из них переданы денежные средства в сумме 100 рублей, которые были выставлены на электронном автомате кредитом (100 баллов). При этом при определенном совпадении различных комбинаций изображений на мониторе автомата сумма кредита увеличивается, при отсутствии таких совпадений сумма кредита уменьшается. О проведении какой-либо лотереи указанным лицам известно не было (объяснения от 15.07.2010г., л.д.13-15).
Оператор развлекательного клуба ООО "Всплеск" ФИО4 от дачи объяснений отказалась (объяснения от 15.07.2010г., л.д.19).
16 электронных автоматов отключены от сети, арестованы, изъяты административным органом на основании протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 15.07.2010г. (л.д.12) и переданы на хранение в МП "Ряжская Управляющая компания".
Посчитав, что указанные действия Общества фактически являются ставкой, 12.08.2010г. Отдел составил протокол №2536 об административном правонарушении в отношении юридического лица (л.д.7), в котором сделан вывод о наличии в действиях ООО "Всплеск" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Указанный протокол составлен в присутствии законного представителя Общества, которому разъяснены положения ст.ст. 24.2, 24.4, 25.1, 25.4, 29.3, 30.1 КоАП РФ, а также вручена копия протокола.
В объяснениях к протоколу руководитель ООО "Всплеск" указал на то, что Обществом осуществляется розыгрыш лотереи по установленным правилам.
С целью привлечения ООО "Всплеск" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, Отдел обратилось в арбитражный суд с наносящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. При этом суд руководствуется следующим.
В силу ч.2 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Из материалов дела следует, что 11.05.2010г. ООО "Всплеск" заключило контракт №227-10/М/1 с ООО "Мидас" (л.д.35-39), по условиям которого ООО "Всплеск" приняло на себя обязательство осуществлять по поручению ООО "Мидас" стимулирующую лотерею "Феникс".
Разрешение на проведение стимулирующей лотереи "Феникс" в период с 25.01.2010г. по 01.12.2010г. выдано ФНС России (серия Н200С №001744 ФНС, л.д.28).
Согласно подп.1 ст.2 Федерального закона от 11.11.2003г. №138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон №138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В силу п.3 ст.3 Закона №138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, а также на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Согласно п.14 ст.2 Закона №138-Ф3 лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Согласно условиям проведения стимулирующей лотереи "Феникс" (л.д.32-34) данная лотерея является тиражной, проводится на лотерейном оборудовании; участниками данной лотереи являются приобретатели товара (наклеек), которые, при наличии кассового чека, подтверждающего приобретение вышеуказанного товара, получают подарочные баллы, разыгрываемые впоследствии на лотерейном оборудовании. Право на участие в лотерее не связано с внесением ее участником платы за такое участие.
Участникам лотереи присваивается идентификационный номер и с указанного момента участник приобретает право принять участие в лотерее.
Призовым фондом являются: карты мира, сувенирный глобус, подарочные издания книг.
Призы вручаются согласно данным официальной таблицы результатов проведения конкретного тиража.
В ходе проверки установлено, что Общество использует в своей деятельности 16 электронных автоматов.
Из имеющихся в материалах дела объяснений ФИО1, ФИО2 и ФИО3 следует, что каждый их них передал денежные средства в сумме 100 рублей оператору развлекательного клуба и подошел к электронному автомату, на котором играл путем нажатия кнопок, ожидая определенную комбинацию знаков на мониторе электронного автомата, которая давала бы возможность увеличить ставку. Каких-либо товаров в лотерейном клубе указанные лица не приобретали, никакой регистрации их в качестве участника лотереи не проводилось.
В то же время правилами участия в стимулирующей лотерее "Феникс" (л.д.56) предусмотрено, что участник лотереи набирает баллы на лотерейном оборудовании. Баллы могут увеличиваться и уменьшаться в процессе игры. В случае проигрыша на лотерейном оборудовании (количество баллов уменьшилось до нуля) участник выбывает из дальнейшего участия в лотерее. В случае выигрыша участник может получить приз из призового фонда либо может обменять приз на денежные средства исходя из расчета: 1 балл = 1 рубль.
Однако в соответствии с п.4 ст.17 Закона №138-ФЗ призовой фонд тиражной лотереи формируется до проведения тиража.
Кроме того, в соответствии с п.6 ст.20 Закона №138-ФЗ выплата, передача или предоставление выигрышей осуществляется в соответствии с условиями лотереи.
Условиями стимулирующей лотереи "Феникс" не предусмотрено, что участник лотереи может обменять приз на денежные средства.
Согласно ст.4 Закона №244-ФЗ азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
Оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст.71 АПК РФ, учитывая тот факт, что ООО "Всплеск" не представило доказательств реализации продукции, оговоренной условиями вышеуказанной лотереи, доказательств регистрации посетителей клуба в качестве участников лотереи, учитывая, что право на участие в стимулирующей лотерее не может быть связано с внесением участником лотереи платы за такое участие, а также учитывая противоречия между условиями и правилами проведения стимулирующей лотереи "Феникс", суд пришел к выводу о том, что в развлекательном клубе по адресу: <...> Обществом фактически осуществлялась деятельность по организацию и проведению азартных игр, поскольку денежные средства от посетителей данного клуба принимались Обществом в качестве ставки.
Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Федеральным законом.
Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 данного Закона.
Согласно ст.3 Закона №244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В силу статьи 4 Закона №244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - это выдаваемый в соответствии с данным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений; лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Статьей 16 Закона №244-ФЗ предусматривается, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 этого Закона, частью 2 статьи 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009г. без получения предусмотренного данного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 Закона №244-ФЗ, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Из смысла Закона №244-ФЗ следует, что выдача лицензий осуществляется только для деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Подпункт 77 пункта 1 статьи 17 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию, утратил силу с 30.06.2009г.
Из анализа приведенных норм права следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) не является лицензируемой с 01.07.2009г.
В ч.2 ст.14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Исходя из вышеуказанных положений законодательства, деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорной зоны в смысле, который придается Законом №244-ФЗ, не может быть квалифицирована по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Указанный вывод соответствует правовой позиции суда Двадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлениях от 17.12.2009г. по делу №А54-5362/2009, от 22.12.2009г. по делу №А54-5078/2009, а также позиции Федерального арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлениях от 13.05.2010г. по делу №А54-633/2010, от 13.05.2010г. по делу №А54-634/2010.
Судом установлено, что деятельность ООО "Всплеск" не была связана с организацией азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Таким образом, в действиях ООО "Всплеск" отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований Отдела о привлечении ООО "Всплеск" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, следует отказать.
В силу положений ч.3 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.
Учитывая изложенное, 16 электронных автоматов, арестованных и изъятые в соответствии с протоколом ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 15.07.2010г., следует возвратить Обществу.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований Отдела внутренних дел по Ряжскому муниципальному району Рязанской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Всплеск" (<...>; основной государственный регистрационный номер 1076214000257) к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Освободить из-под ареста и вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Всплеск" электронные автоматы в количестве 16 шт., указанные в протоколе ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 15.07.2010г. и находящиеся на хранении в МП "Ряжская Управляющая компания (<...>).
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.А. Стрельникова