ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-4357/07 от 28.11.2007 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области 

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело №А54-4357/2007

30 ноября 2007 года С18

Резолютивная часть решения объявлена 28.11.2007г.

Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2007 года.

Судья Арбитражного суда Рязанской области Мегедь И.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ФГОУВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний", г. Рязань

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Рязанской области, г. Рязань

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - Управление Федерального казначейства по Рязанской области в лице отделения по г. Рязани и Рязанскому району

о признании частично недействительным предписания № 59-03-07/841 от 27.08.2007г.

при участии в судебном заседании:

от заявителя:   ФИО1, юрисконсульт по доверенности № 10/34/43-22 от 19.11.2007г., удостоверение № 005988, выдано 19.10.2007г.; ФИО2 - старший юрисконсульт по доверенности от 12.11.2007г. № 10/34/43-21, удостоверение № 004241 (присутствовала в судебном заседании 28.11.2007г.); ФИО3 - помощник начальника академии по правовой работе по доверенности от 12.01.2007 № 10/34/43-1 (присутствовал в судебном заседании 21.11.2007г.); ФИО4 - старший ревизор контрольно-ревизионной группы по доверенности от 24.10.2007 № 10/34/43-20 (присутствовал в судебном заседании 21.11.2007г.);

от ответчика:  ФИО5 - старший специалист 1 разряда по доверенности от 01.10.2007 № 20; ФИО6 - заместитель руководителя по доверенности от 01.11.2007 № 21; ФИО7 - специалист-эксперт организационного отдела по доверенности от 01.11.2007 № 22 (присутствовала в судебном заседании 21.11.2007г.);

от третьего лица:   ФИО8, зам. начальника отдела по доверенности № 01-20-02/3505 от 20.11.2007г., удостоверение 779 выдано12.04.2006г.; ФИО9, юрисконсульт по доверенности в порядке передоверия от 10.01.2007г., удостоверение 703, выдано 29.10.2006г.

В судебном заседании 21.11.2007г. объявлен перерыв до 28.11.2007г.

установил:   Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" (далее по тексту - ФГОУВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Рязанской области о признании частично недействительным предписания № 59-03-07/841 от 27.08.2007г. по устранению нарушений в части п. 2 резолютивной части, предусматривающей восстановление в доход федерального бюджета незаконных расходов по выплате премии в 2006г. в сумме 516,8 тыс. руб., из средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Определением суда от 02.11.2007г., к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено - Управление Федерального казначейства по Рязанской области в лице отделения по г. Рязани и Рязанскому району. ______________________________________________________________________________________________________________________________

Представители ФГОУВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" поддержали заявленное требование, сославшись на то, что предписание № 59-03-07/841 от 27.08.2007г. по устранению нарушений, предусматривающее восстановление в доход федерального бюджета незаконных расходов по выплате премии в 2006г. в сумме 516,8тыс. рублей, из средств полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, является неправомерным и противоречащим действующему законодательству.

Представители ответчика по требованию возразили, сославшись на законность предписания № 59-03-07/841 от 27.08.2007г.

Представители третьего лица поддержали позицию, изложенную в отзыве на заявление. Дополнительно указали на невозможность проведения операции по перечислению с лицевого счета заявителя средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме 516,8 тыс. руб. в доход федерального бюджета, как это предусмотрено п. 2 оспариваемого предписания.

Из материалов дела следует:   в июле 2007 года Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Рязанской области была проведена выездная проверка Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

По итогам проверки был составлен акт № 83 от 03.08.2007г. Одним из нарушений указанных в акте явилось наличие кредиторской задолженности на 01.01.2006г. по заработной плате сумме 617,0 тыс. рублей, в том числе по виду расходов 240 "Гражданский персонал" - 160,8 тыс. рублей, по виду расходов 239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющих специальное звание" - 456,2 тыс. рублей. Задолженность образовалась по причине начисленной, но не выданной премии в декабре 2005 года при отсутствии средств по указанным статьям.

27.08.2007г., Территориальным управлением Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Рязанской области вынесено предписание по устранению нарушений № 59-03-07/841, выявленных в ходе проверки, где ФГОУВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" предложено восстановить в доход федерального бюджета незаконные расходы по выплате премии в 2006 году в сумме 516,8 тыс. рублей, из средств полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - п. 2 резолютивной части (т. 1 л.д.71-74).

Не согласившись с принятым Территориальным управлением Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Рязанской области предписанием № 59-03-07/841 от 27.08.2007г. в части п. 2 резолютивной части, ФГОУВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд находит заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ, признание ненормативного правового акта недействительным поставлено в зависимость от наличия двух условий, а именно от несоответствия оспариваемого акта требованиям закона и нарушения им прав и законных интересов заявителя в экономической сфере.

Судом из материалов дела установлено, что в соответствии с приказом начальника академии от 31.12.2004г. № 255 (т. 1 л.д. 23), ФГОУВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" были изданы приказы о поощрении: о выплате единовременного денежного вознаграждения сотрудникам уголовно-исполнительной системы от 23.12.2005 Ш 950 л/с; о поощрении личного состава от 23.12. 2005 № 1093 л/с; о поощрении работников, курсантов и слушателей академии от 21.12.2005 №1083 л/с; о поощрении сотрудников академии от 17.12.2005 № 1065 л/с; о поощрении личного состава от 23.12.2005 № 1101 л/с; о материальном стимулировании членов диссертационных советов академии от 22.12.2005 №1090 л/с; о поощрении сотрудников Академии ФСИН России, представителей других ведомств по результатам работ на высших академических курсах академии за 2005 учебный год от 24.12.2005 № 1103 л/е (т. 1 л.д. 24-64).

При отсутствии лимитов бюджетных обязательств по статьям 240 «Гражданский персонал» и 239 «Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющих специальное звание» заявителем произведено начисление премии в декабре 2005 года, в результате чего по состоянию на 01.01.2006 года образовалась кредиторская задолженность по заработной плате в сумме 617,0 тыс. рублей.

Однако, следует отметить, что заявитель произвел выплаты начисленных премий в 2006г. из экономии лимитов на текущий финансовый 2006 год, не привлекая дополнительных лимитов бюджетных обязательств, т.е. за счет и в пределах выделенных ассигнований.

В настоящее время указанная задолженность в 2006г. погашена из средств федерального бюджета в сумме 516749,05 руб., перечислен ЕСН в сумме 15867,52 руб., задолженность в сумме 100322,98 руб. и ЕСН в сумме 26284,62 руб. оплачена из внебюджетных средств, удержан и перечислен в бюджет НДФЛ в сумме 59449 руб.

Кроме того, на основании письма директора ФСИН России от 10.05.2006г. № 10/16/2-233 была проведена служебная проверка по факту превышения фактических расходов денежного содержания персонала по сравнению с лимитами бюджетных обязательств в 2005г., в ходе которой установлено, что причиной превышения обязательств стало несвоевременное предоставление начальником расчетного отделения финансово-экономического отдела начальнику финансово-экономического отдела достоверной информации о размере начислений разовых премий работникам академии и соответствие их выделенным лимитам бюджетных обязательств.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Территориальное управление Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Рязанской области в судебном заседании, а также в оспариваемом предписании не указало на нецелевое использование денежных средств.

Предписанием № 59-03-07/841 от 27.08.2007г. установлено незаконное использование денежных средств. Целью использования указанных денежных средств явилась выплата премии.

Таким образом, нецелевое использование денежных средств академией не допущено.

Статьей 283 БК РФ определены основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Среди перечисленных в статье 283 БК РФ оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, такое основание как незаконное использование бюджетных средств не значится.

Таким образом, применение мер принуждения в данном случае неправомерно.

Статьей 282 БК РФ, предусмотрены меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства РФ: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В указанном перечне, такая мера принуждения как возмещение организацией бюджетных средств за нарушения бюджетного законодательства РФ - отсутствует.

Статья 282 БК РФ предусматривает возможность применения иных мер принуждения, предусмотренных исключительно БК РФ и федеральными законами.

Указ Президента, которым руководствовалось Территориальное управление Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Рязанской области при вынесении оспариваемого предписания, не может быть отнесен к федеральному закону.

В силу ч. 1 ст. 3 БК РФ, Указы Президента Российской Федерации также не могут противоречить БК РФ и иным актам, указанным в статье 2 БК.

Таким образом, применение мер принуждения в виде восстановления в доход федерального бюджета незаконно израсходованных денежных средств, является неправомерным.

Следует отметить, что предписание, выданное Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, должно быть реально исполнимо.

Из представленных в материалы дела документов 21.09.2007г. следует, что ФГОУВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" обращалась с письмом № 10/34/34-822 к руководителю отделения по г.Рязани и Рязанскому району УФК по Рязанской области с просьбой произвести платеж по платежному поручению № 2306 от 20.09.2007г. на сумму 516800 руб. из средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности с лицевого счета <***> (т. 2 л.д. 1-2).

Согласно письму Отделения по г.Рязани и Рязанскому району УФК по Рязанской области № 06-38/3023 от 24.09.2007г. (т. 2 л.д. 3), произвести перечисление указанной суммы невозможно. При этом, отказ произвести операцию по восстановлению за счет внебюджетных средств в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных средств на выплату премий и материальной помощи, Отделение по г.Рязани и Рязанскому району УФК по Рязанской области мотивировало следующим.

В соответствии с Порядком открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2001г. № 46 н, основанием для открытия получателям средств лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям, оформленные в соответствии с ними разрешения на открытие лицевого счета для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства, выдаваемые главными распорядителями и распорядителями средств федерального бюджета получателям средств федерального бюджета. При этом в генеральном разрешении и разрешении указываются источники образования и направления использования внебюджетных средств.

В связи с вышеизложенным, восстановление за счет внебюджетных средств с лицевого счета <***>, открытого на балансовом счете 40503 "Средства предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации", в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных средств на выплату премий и материальной помощи за счет средств федерального бюджета, которые были выплачены с лицевого счета <***>, открытого на балансовом счете 40105 "Средства федерального бюджета", невозможно в связи с несоответствием направлениям использования внебюджетных средств, указанным в разрешении.

Из пояснений третьего лица, данных в судебном заседании, следует, что ч. 2 ст.42 БК РФ, доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг (в рассматриваемом случае - в доход федерального бюджета).

Таким образом, перечисление в доход бюджета суммы незаконно использованных федеральным учреждением бюджетных средств из средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, лишено экономического смысла, так как никакого возмещения не происходит, общие доходы федерального бюджета не увеличиваются.

В соответствии со ст. 165 БК РФ, Минфин России, в том числе, осуществляет полномочия по методологическому руководству в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 21.06.2001г. № 45н, утверждена Инструкция о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов.

Пунктами 6, 15 вышеназванной Инструкции предусмотрено, что открытие и расходование средств с лицевых счетов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности осуществляется исключительно в соответствии с разрешениями на открытии данного лицевого счета, выдаваемыми в соответствии с генеральными разрешениями главными распорядителями и распорядителями средств федерального бюджета.

Данными разрешениями предусмотрена такая позиция, как «Направление использования бюджетных средств». В указанных документах заявителя, находящегося по месту открытия учреждению лицевого счета по учету полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в Отделении по г.Рязани и Рязанскому району Управления Федерального казначейства по Рязанской области, в составе разрешенных направлений использования денежных средств не предусмотрено списание с лицевого счета денежных средств для перечисления в доход федерального бюджета незаконно использованных бюджетных средств.

Более того, согласно п.6 ст.161 БК РФ, средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, используются бюджетным учреждением в соответствии с утвержденной вышестоящим распорядителем сметой доходов и расходов.

В соответствии с п.8 Инструкции № 46н, смета доходов и расходов по внебюджетным средствам является документом, составляемым на текущий финансовый год, утверждаемым в установленном главным распорядителем бюджетных средств порядке и определяющим объемы поступлений внебюджетных средств с указанием направлений использования этих средств.

В сметах ФГОУВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" на 2006, 2007 годы не предусмотрено расходование средств на возмещение незаконно использованных учреждением бюджетных средств по предписаниям контролирующих органов.

При таких обстоятельствах, операция по перечислению с лицевого счета заявителя по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности суммы 516,8 тыс. руб. в доход федерального бюджета, в соответствии с ч.2 резолютивной части предписания по устранению нарушений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Рязанской области от 27.08.07г. № 59-03-07/841, - произведена быть не может.

Указанная позиция основана на письме Федерального казначейства от 12.12.2005г. №42-7.1-01/5.1-368, которым Федеральное казначейство указало Управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ на отсутствие у территориальных органов Федерального казначейства правовых оснований для приема к исполнению платежных поручений на перечисление со счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, сумм для возмещения средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению, по предписаниям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, требование ФГОУВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний", подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, в связи с удовлетворением требований ФГОУВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний", госпошлина по заявлению в сумме 2000 руб. относится на Территориальное управление Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Рязанской области.

Определением от 09.10.2007г., ФГОУВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины до вынесения судебного акта по данному делу.

Поскольку ФГОУВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины до вынесения судебного акта по данному делу, госпошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.   Признать недействительным п. 2 резолютивной части предписания Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Рязанской области № 59-03-07/841 от 27.08.2007г. по устранению нарушений, предусматривающей восстановление Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний" в доход федерального бюджета незаконных расходов по выплате премии в 2006г. в сумме 516,8 тыс. руб., из средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

2.   Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Рязанской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.

3.   Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.

Судья Мегедь И.Ю.