ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-4555/08 от 16.01.2009 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области 

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело №А54-4555/2008

19 января 2009 года С18

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 января 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 19 января 2009 года.

Судья Арбитражного суда Рязанской области Мегедь И.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ратниковой Е.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру", Рязанская область, п. Шилово

к Отделению иммиграционного контроля в Северо-западном административном округе Отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве, г. Москва

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21.10.2008 № 3012

при участии в судебном заседании:

от заявителя:   Алабин С.П. - адвокат, доверенность № 15 от 07.11.2008г.;

от административного органа   - не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

установил:   Общество с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" (далее по тексту - ООО "Славмебель.ру", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к заместителю начальника отдела - начальнику отделения иммиграционного контроля в СЗАО ОИК УФМС России по г. Москве, подполковнику милиции Бандуре О.Н. о признании недействительным постановления от 21.10.2008г. № 3012 о привлечении к административной ответственности.

Общество уточнило наименование административного органа - Отделение иммиграционного контроля в Северо-западном административном округе Отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве (Отделение иммиграционного контроля в СЗАО ОИК УФМС по г. Москве). Указанное уточнение судом принято.

На основании части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим ответчиком (административным органом) следует считать Отделение иммиграционного контроля в Северо-западном административном округе Отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве (Отделение иммиграционного контроля в СЗАО ОИК УФМС по г. Москве).

Представитель заявителя в судебном заседании заявленное требование поддержал, указав при том, что 06.10.2008г. никакого документа, подтверждающего факт обнаружения правонарушения, административным органом не составлялось. Обществу с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" было сообщено о необходимости явки 14.10.2008г. для составления протокола об административном правонарушении.С объяснениями гражданина Шохусайнова А.Г. от 06.10.2008г (л.д. 55), представитель общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" ознакомлен не был. В протоколе об административном правонарушении не описаны обстоятельства совершенного правонарушения, а именно: в чем выразилось привлечение к трудовой деятельности гражданина (какой вид работы выполнял гражданин), на каком именно производственном объекте выполнялась работа. В протоколе об административном правонарушении не идентифицирована личность гражданина (не указаны имя, отчество, место жительства гражданина, нет ссылки на паспортные данные).По мнению общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" административным органом не доказано событие административного правонарушения.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился. В представленном в материалы дела отзыве на заявление общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру", административный орган просил отказать заявителю, указывая на законность и обоснованность оспариваемого постановления (л.д. 72-74).

В соответствии со статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа, извещенного о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов настоящего дела следует,   что 06.10.2008г., сотрудниками Отделения иммиграционного контроля в Северо-западном административном округе Отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы России по городу Москве (на основании распоряжения Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве Отделение иммиграционного контроля в СЗАО ОИК УФМС России по г. Москве от 06.10.2008г. № МС-9/9-08-359 - л.д. 50) проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" (г. Москва, ул. 2-я Лыковская, д. 52А) паспортно-визового режима, установленного порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.

В ходе данной проверки сотрудниками Отделения иммиграционного контроля в Северо-западном административном округе Отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы России по городу Москве получено объяснение у гражданина Таджкистана Шохусайнова Абдурахмона Гардибековича, из которого следует, что 10.08.2008г. он пришел в фирму по производству мебели общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру", осуществляющую производство мебельной продукции по адресу: г. Москва, 2-я Лыковская, вл.52А, с целью устройства на работу. Руководитель общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" провел с ним собеседование. В ходе собеседования у него был проверен национальный паспорт, миграционная карта и разрешение на работу 77 № 080176093 от 15.06.2009г. В этот же день Шохусайнов приступил к работе в фирме по производству мебели в качестве грузчика.В его обязанности входит разгрузка автомобилей с товаром и погрузка готовой продукции. Заработная плата составляет 10000 рублей в месяц. Трудовой договор в письменной форме с ним не заключали. Грузчиком в обществе с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру", расположенном по адресу: г. Москва, ул. 2-я Лыковская вл. 52А работает с 10.08.2008г. по настоящее время, заявление об увольнении не писал. На момент проверки сотрудниками ФМС находился в цеху по сборке мебели и осуществлял погрузку (л.д. 55).

Указанное объяснение Шохусайнова А.Г. послужило основанием для составления, 14.10.2008г., сотрудником Отделения иммиграционного контроля в Северо-западном административном округе Отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы России по городу Москве, в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" Левина В.В., действующего на основании доверенности от 09.10.2008г. (л.д. 51) протокола об административном правонарушении МС № 302238, в котором отражено существо административного правонарушения, административная ответственность за которое по мнению административного органа предусмотрена частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении. Представитель общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" Левин В.В. с правонарушением, зафиксированном названном протоколе, не согласился (л.д. 48-49).

С протоколом об административном правонарушении МС № 302238 законный представитель общества Левин В.В. ознакомлен, права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ему разъяснены; дата, время и место (Карамышевская, каб. д. 14) рассмотрения дела об административном правонарушении объявлены, что подтверждается подписью Левина В.В. Копия протокола получена Левиным В.В. - 14.10.2008г.

Помимо объяснения написанного в протоколе, 14.10.2008г., представителем общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" Левиным В.В. было дано отдельное объяснение (л.д. 53-54), в котором отмечено, что в качестве рабочих предприятие нанимает только лиц из числа граждан Российской Федерации. С каждым, из тех лиц, кто ранее выполнял работу на территории предприятия заключают трудовые договора в обязательном порядке, требуют документы о прописке либо о временной регистрации. В период проведения работ со стороны руководства нашего предприятия, каких-либо фактов незаконного трудоустройства и проживания на территории предприятия допущено не было. Московский филиал общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" находится на территории базы "Кислород Строймонтаж" на основании договора аренды с обществом с ограниченной ответственностью "Ангарсервис" и обществом с ограниченной ответственностью "Портланд". Территория объекта охраняется круглосуточно и есть пропускной режим. О том, почему задержанные федеральной миграционной службой лица: Хусайнов М.М., Закиров Ф.Д., Шохусайнов А.Г., Шохусайнов Ш.Г., Назаров И.А., Хабибов А.С., Зокиров Д.Ж., Мусоев З.И., Мусоев Г.И., Хусайнов М.М. утверждают, что они были приняты на работу на предприятие, представителю общества не известно. Данный факт не мог иметь место.

Определение от 14.10.2008г., согласно которому рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" назначено на 21.10.2008 г. в 10 час. 45 мин. по адресу: г. Москва, Карамышевская наб., д. 14, вручено представителю общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" Левину В.В. под роспись (л.д. 66).

21.10.2008г., представитель общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" Левин В.В. на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился.

21.10.2008г., заместитель начальника отдела - начальник Отдела иммиграционного контроля в Северо-западном административном округе Управления Федеральной миграционной службы России по городу Москве (в отсутствие законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру", извещенного надлежащим образом) вынес постановление о привлечении к административной ответственности № 3012 (л.д. 5-6).

В соответствии с данным постановлением общество с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях и на общество с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" наложен административный штраф в сумме 600000 руб.

Копия оспариваемого постановления направлена в адрес общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" заказной корреспонденцией и получено данным обществом - 29.10.2008г. (л.д. 71).

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности от 21.10.2008г. по делу № 3012 общество с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев и оценив представленные в совокупности материалы настоящего дела, заслушав доводы представителя общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру", суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно пункту 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомление о таком привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок подачи работодателем и (или) заказчиком работ услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, установлен в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 г. № 183.

В силу пункта 2 Правил работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства.

Таким образом, законодательство предусматривает срок, в течение которого работодатель обязан уведомить соответствующий территориальный орган о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан.

Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В примечании к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано на то, что в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Содержание данных статей свидетельствует о том, что при привлечении к административной ответственности по части 3 стать 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обязан доказать факт выполнения иностранным гражданином трудовых обязанностей.

Согласно представленным административным органом материалам дела об административном правонарушении №3012 единственным документом, фиксирующим вменяемое заявителю нарушение, послужило объяснение гражданина Таджикистана Шохусайнова Абдурахмона Гардибековича, в котором он утверждает, что является работником общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру". Оценка судом указанного документа показала, что фактически будучи привлеченным в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении, Шохусайнов А.Г. не был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложных показаний (часть 5 статьи 25.6 Кодекса).

С учетом изложенного, следует признать, что указанное объяснение свидетеля получено административным органом с нарушение закона и оно, в силу части 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть использовано в качестве доказательства по делу об административном правонарушении № 3012.

Административный орган не представил арбитражному суду безусловных доказательств, подтверждающих факт выполнения на конкретном месте (объекте) каких-либо работ гражданином Таджикистана Шохусайновым А.Г. для общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру", а также документов, свидетельствующих о наличии между обществом с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" и гражданином Шохусайновым А.Г. трудовых отношений (трудовой договор, приказ о приеме на работу и т.д.).

Более того, административным органом не представлены и доказательства того, что письменные показания гражданина Таджикистана Шохусайнова А.Г. приобщены к протоколу об административном правонарушении от 14.10.2008 г. № 302238 и с ними ознакомлен законный представитель общества Левин В.В. Следует также отметить, что в протоколе об административном правонарушении не идентифицирована личность Шохусайнова А.Г., так как не указано полное имя и отчество указанного гражданина.

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" категорически отрицал трудоустройство гражданина Таджикистана Шохусайнова А.Г. В подтверждение своей позиции представитель представил в материалы дела справку общества от 02.12.2008г. № 124 (л.д. 82)о том, что прием на работу гражданина Таджикистана Шохусайнова А.Г. не осуществлялся.

Административный орган данные утверждения заявителя не опроверг.

Между тем задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положении статей 28.2 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол и постановление о привлечении к административной ответственности должны содержать описание события правонарушения, доказательства, на основании которых административный орган пришел к выводу о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, а также обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что протокол об административном правонарушении от 14 октября 2008г. № 302238 не содержит описания обстоятельств вмененного обществу административного правонарушения. В протоколе содержится лишь заключение о том, что общество привлекло к трудовой деятельности гражданина Таджикистана Шохусайнова А.Г. в качестве грузчика, не уведомив об этом в 3-дневный срок УФМС по г. Москве и ОСНЗН. На чем основан вывод о выполнении иностранным гражданином трудовых обязанностей в интересах конкретного общества, проверяющим административного органа не раскрыт.

Законный представитель общества Левин В.В. не согласился с заключением административного органа, содержащимся в протоколе об административном правонарушении, и изложил свои доводы по вменяемому Обществу правонарушению. Согласно объяснениям представителя общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" от 14.10.2008г. (л.д. 53-54) следует, что арендуемая часть помещений у общества с ограниченной ответственностью "Ангарсервис" охраняется круглосуточно, есть пропускной режим.

При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении административным органом данное обстоятельство не исследовалось (вопрос выдачи пропуска Шохусайнову А.Г. обществом с ограниченной ответственностью "Ангарсервис" либо иной организацией не разрешен, и т.д.), как и не исследовалось на каком конкретно производственном объекте по адресу: г. Москва, ул. 2-я Лыковская, вл. 52А, гражданин Таджикистана Шохусайнов А.Г. выполнял работу по указанной им должности.

Более того, арбитражный суд, рассматривая настоящий спор, установил, что обществу с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" (Рязанская область, п. Шилово) вменяется правонарушение по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Лыковская, вл. 52 А".

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу представитель общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" заявил, что общество не осуществляет какой либо хозяйственной деятельности по адресу: г.Москва, ул. 2-я Лыковская, вл. 52А.

Обществом с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" (Рязанская область, п. Шилово) осуществляется хозяйственная деятельность по адресу: г. Москва, Строгино, проектируемый проезд, 607, что подтверждается договором от 01.01.2008 г. № 11/08, заключенным с закрытым акционерным обществом "Ангарсервис" (л.д. 7-8). По указанному договору обществом с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" (Рязанская область, п. Шилово) арендуются у закрытого акционерного общества "Ангарсервис" нежилые помещения в виде четырёх ангаров. Помимо общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" у закрытого акционерного общества "Ангарсервис" арендуют другие помещения (на основании договоров) общество с ограниченной ответственностью "Пирс", закрытое акционерное общество "Имидж Дизайн Групп", что подтверждается справкой закрытого акционерного общества "Ангарсервис" от 22.12.2008 г. № 12/08 (л.д. 84).

Доказательств наличия у общества с ограниченной ответственностью в пользовании нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Лыковская, вл. 52А, административным органом арбитражному суду не представлено. Не представлены им доказательства того, что ул. Лыковская, вл.52А и Строгино, Проектируемый проезд 607 в г. Москве, являются одним и тем же адресом, имеющим разные наименования.

Не представлены арбитражному суду и иные доказательства (протокол осмотра территорий и помещений, договора аренды и др.), подтверждающие факт совершения обществом с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" по адресу: г. Москва, ул. 2-Лыковская, вл. 52А, административного правонарушения по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд также отмечает, что проверка соблюдения обществом установленного порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы проведена сотрудниками Отделения иммиграционного контроля в Северо-западном административном округе Отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы России по городу Москве на основании распоряжения от 06.10.2008 г. № МС-9/9-08-359.

В данном распоряжении указано о проведении соответствующей проверки общества с ограниченной ответственностью "Славмебель", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лыковская, вл. 52А.

Таким образом, из материалов дела не усматривается какое конкретно юридическое лицо подлежало проверке и фактически было проверено по адресу: г. Москва, ул. 2-Лыковская, вл. 52А.

Арбитражный суд допускает, что административное правонарушение могло иметь место, однако оно надлежащим образом не зафиксировано, не установлено надлежащее лицо, совершившее правонарушение.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Недоказанность события административного правонарушения свидетельствует о неправомерности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения .

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного, постановление о привлечении к административной ответственности от 21.10.2008г. по делу № 3012, вынесенное Отделением иммиграционного контроля в Северо-западном административном округе Отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы России по городу Москве в отношении общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру" подлежит признанию незаконным, а заявленное требование общества удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.   Постановление Отделения иммиграционного контроля в Северо-западном административном округе Отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве от 21.10.2008 № 3012 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Славмебель.ру", расположенного по адресу: Рязанская область, п. Шилово, ул. Рязанская, д. б/н, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1076225000917, признать незаконным и отменить полностью. 

2.   Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья И.Ю. Мегедь