Арбитражный суд Рязанской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-4620/2010
12 октября 2010 года С8
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 октября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 12 октября 2010 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Стрельникова И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соколовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (г.Рязань)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (г.Рязань)
о привлечении к административно ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 24.03.2009г.,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом,
установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области (далее- заявитель, административный орган) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - индивидуальный предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа.
Представитель административного органа в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Индивидуальный предприниматель, извещенная о времени и месте судебного заседания определением, для участия в судебном заседании не явилась, заявленные требования не отклонила, отзыв на них не представила.
Руководствуясь положениями ст. ст.156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие индивидуального предпринимателя, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. ст.121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: индивидуальный предприниматель ФИО1 на основании лицензии АСС-62-900927 (л.д.42), выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации сроком с 01.10.2001г. по 30.09.2009г., продленной по 30.09.2014г., осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
На основании распоряжения №244 от 01.09.2010г. Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (л.д.6-7) административным органом проведена внеплановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Проверкой выявлено следующее:
1) водителю ФИО3, работающему у индивидуального предпринимателя по трудовому договору, после допущенного им дорожно-транспортного происшествия не проведена восьмичасовая стажировка с последующей сдачей тестовых экзаменов;
2) водителям ФИО4, ФИО5, ФИО6 не организовано повышение профессионального мастерства;
3) индивидуальный предприниматель не осуществляет в отношении водителей ФИО7, ФИО8, ФИО9 учет данных о стаже водительской деятельности на определенных типах транспортных средств, перерывах в водительской деятельности (ввиду отсутствия трудовых книжек);
4) водитель ФИО9 привлечен индивидуальным предпринимателем к работе на транспортном средстве, оборудованным ГБА, работающем на СНГ, без прохождения соответствующего обучения;
5) водителям ФИО7 и ФИО8, принятым на работу в августе 2010г., не проведен вводный инструктаж.
Результаты проверки оформлены актом проверки №010-КН от 09.09.2010г. (л.д.8-11).
Индивидуальный предприниматель ознакомлен с актом проверки, о чем на данном документе имеется соответствующая отметка.
Вышеуказанные обстоятельства квалифицированы заявителем как нарушение индивидуальным предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозочной деятельности, о чем составлен протокол серия А-62 №000251 от 09.09.2010г. об административном правонарушении (л.д.14-15). Протоколом сделан вывод, что такое правонарушение влечет ответственность, предусмотренную ч.3 ст.14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.
Индивидуальному предпринимателю разъяснены его процессуальные права, с протоколом он ознакомлен и согласен, о чем на протоколе имеются соответствующие отметки.
Копии акта №010-КН от 09.09.2010г. и протокола серия А-62 №000251 от 09.09.2010г. об административном правонарушении индивидуальным предпринимателем получены.
С целью привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, исследовав доказательства, заслушав доводы заявителя, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
На основании ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В силу ст.5 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" положения о лицензировании отдельных видов деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. №637 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п.4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к обязанностям лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств относит, в частности, обязанность организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Таким образом, перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, должна осуществляться с соблюдением вышеперечисленных лицензионных условий.
На основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу примечания ст.2.4 КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с п.6.11 Руководящего документа РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 "Положение о повышении профессионального мастерства и стажировки водителей", утвержденного 20.01.1986г. заместителем Министра автомобильного транспорта РСФСР, водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортное происшествие, направляются на стажировку в течение 8 часов и последующую сдачу тестовых экзаменов.
В силу п.2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994г. №15 (зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 04.05.1994г. за №554), при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
В соответствии со ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации на работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. При этом трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995г. №27 (зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.06.1995г. за №868), закреплено следующее:
- транспортная организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству (п.3.1.2);
- повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями (занятия проводятся в порядке, установленном вышеуказанным Положением о повышении профессионального мастерства и стажировки водителей). Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя (п.3.4.2);
- транспортная организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей (п.3.4.1);
При этом в соответствии с п.п.1, 2 Руководящего документа РД -200-РСФСР-12-0071-86-09 "Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом", утвержденного 20.01.1986г. заместителем министра автомобильного транспорта РСФСР, не допускается допуск водителей к работе на линии без прохождения ими инструктажа (в том числе и вводного, проводимого со всеми водителями, принимаемыми на работу в предприятие), отметка о котором делается в соответствующем журнале.
На основании п.10.2 Руководящего документа Р 3112199-1094-03 "Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе", утвержденного руководителем Департамента автомобильного транспорта Минтранса России, к управлению ГБА, работающими на СНГ, допускаются только водители, прошедшие специальную подготовку и сдавшие экзамен по программе технического минимума в объеме 40 часов.
Материалами дела подтверждено, что указанные выше требования индивидуальный предприниматель надлежащим образом не исполнила.
Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, суд пришел к выводу, что на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении индивидуальный предприниматель допустила нарушения установленных нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Факт нарушения индивидуальным предпринимателем лицензионных требований подтверждается актом №010-КН от 09.09.2010г. и протоколом серия А-62 №000251 от 09.09.2010г. об административном правонарушении.
Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что она могла и должна была знать требования, существующие в области перевозок пассажиров и багажа автобусами, а также должна была исполнять такие требования, однако не предприняла всех зависящих от нее мер к соблюдению соответствующих требований.
В связи с тем, что соблюдение установленных законами и иными нормативными актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров является одним из условий осуществления перевозок пассажиров и лицензионным требованием, заявителем правомерно сделан вывод о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом также установлено, что процедура административного расследования осуществлена заявителем с соблюдением процессуальных прав и гарантий, предоставленных индивидуальному предпринимателю.
Материалами дела подтверждено, что индивидуальный предприниматель присутствовала при проведении проверки, составлении акта по результатам проверки и протокола об административном правонарушении. С указанными документами индивидуальный предприниматель ознакомлена, что подтверждается материалами дела.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении предусмотрены ч.3 ст.28.3 КоАП РФ.
При таких условиях суд считает, что в рамках дела об административном правонарушении процессуальные права индивидуального предпринимателя не нарушены, предусмотренные законодательством гарантии защиты своих прав индивидуальному предпринимателю предоставлены.
В силу ч.6 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что заявитель правомерно квалифицировал действия индивидуального предпринимателя как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, вина индивидуального предпринимателя установлена, процессуальные права индивидуального предпринимателя в рамках административного расследования соблюдены.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких обстоятельствах требование Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, за нарушения лицензионных требований является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное, арбитражный суд назначает индивидуальному предпринимателю ФИО1 административное наказание, предусмотренное ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку г.Рязань, проживающую по адресу: <...>, зарегистрированную в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304622913500014, к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 административный штраф в сумме 3000 рублей для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области)
ИНН <***> КПП 623401001
р/сч <***>
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001 ОКАТО 61401000000 КБК 10611690040040000140.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.А. Стрельникова