ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело № А54-4804/2020
15 сентября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании сентября 2020 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2020 года .
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шуман И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдеевой Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры (г. Рязань) к обществу с ограниченной ответственностью "Телси" (ОГРН <***> , ИНН <***>, г. Рязань)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры: ФИО1, личность установлена на основании предъявленного служебного удостоверения;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом;
установил: Рязанская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Телси" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель прокуратуры требование поддержал в полном объеме.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проводится в отсутствие указанного лица, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121-123 АПК РФ.
Из материалов дела следует: ООО "Телси" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.12.2018, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 622901001, расположено по адресу: 390044, Рязань, ул. Вишневая, дом 21, корпус 6, литера А, помещение НЗ, офис 28. В соответствии с Уставом основными видами деятельности ООО "Телси" являются обработка отходов и лома черных и цветных металлов.
ООО "Телси" на основании выданной Минэкономразвития Рязанской области лицензии от 23.05.2019 № ЧЦМ-0182 осуществляет деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов по адресу: <...>.
Земельный участок, на котором расположена площадка, оборудованная под прием лома, находится в аренде ООО "Телси" на основании заключенного с ООО "Инжкомсервис" договора аренды земельного участка № 8/19/20 от 01.11.2019.
ООО "Телси" деятельность по обращению с ломом по указанному адресу осуществляет с 23.05.2019 по настоящее время.
За указанный период ООО "Телси" получена прибыль от деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов в размере 192889 рублей, что подтверждается справкой ООО "Телси".
По результатам проведенной проверки 26.06.2020 природоохранной прокуратурой совместно с привлеченными специалистами управления Роспотребнадзора по Рязанской области, министерства промышленности и экономического развития Рязанской области установлен факт осуществления ООО "Телси" предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Так, на момент проверки 26.06.2020 пункт приема лома работал. Во время работы пункта контролером лома и отходов металла ФИО2 (приказ о приеме на работу № 07-лс от 15.03.2020) принято 1267,9 кг лома черного и цветного металла, за что оплачено 20221 руб., что подтверждается записями ФИО2, сделанными на листке бумаги.
При приеме лома ФИО2 радиационный контроль и контроль на взрывобезопасность не осуществлялся. Приемо-сдаточные акты на принятый лом не составлял, журнал радиационного контроля принимаемого лома, а также журнал учета приемо-сдаточных актов не вел. ФИО2 требованиям радиационной безопасности не обучен. Свидетельство о поверке дозиметра на пункте приема лома отсутствовало.
Данные факты отражены в акте осмотра от 26.06.2020, справках управления Роспотребнадзора по Рязанской области, Министерства промышленности и экономического развития Рязанской области.
30.06.2020 прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, в деятельности ООО "Телси" выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст.23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя прокуратуры, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.
Согласно части 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 34 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома металлов, цветных металлов подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 года N 1287 утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, которое определяет порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании N 1287 грубыми нарушениями при осуществлении лицензируемой деятельности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 настоящего Положения; требований Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов в части приема лома черных и цветных металлов: без составления приемосдаточного акта, без осуществления радиационного контроля, без осуществления контроля на взрывобезопасность.
В силу пунктов 8, 8.1 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.
Подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании N 1287 предусмотрено, что лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления.
При решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности необходимо установить все элементы состава вменяемого административного правонарушения.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения, являются отношения в области лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Объективная сторона рассматриваемого нарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушении требований условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом рассматриваемого правонарушения выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностные и юридические лица.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
Материалами дела подтверждается, что рассматриваемое правонарушение нарушает установленный законом порядок осуществления предпринимательской деятельности по заготовке, хранению переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, подлежащей лицензированию.
Действия лица, заключающееся в осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в нарушение установленных требований, условий лицензии, образуют объективную сторону рассматриваемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, ООО "Телси" на основании выданной Минэкономразвития Рязанской области лицензии от 23.05.2019 № ЧЦМ-0182 осуществляет деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов по адресу: <...>.
В ходе проведения совместных с управлением Роспотребнадзора по Рязанской области, министерством промышленности и экономического развития Рязанской области мероприятий, прокуратурой было установлено, что 26.06.2020, во время работы пункта лома, расположенного по адресу: <...> контролером лома и отходов металла ФИО2 (приказ ООО "Телси" о приеме на работу № 07-лс от 15.03.2020) принято 1267,9 кг лома черного и цветного металла, за что оплачено 20221 руб., что подтверждается записями ФИО2, сделанными на листке бумаги.
Принимая лом, ФИО2 радиационный контроль и контроль на взрывобезопасность не осуществлял, приемо-сдаточные акты на принятый лом не составлял, журнал радиационного контроля принимаемого лома, а также журнал учета приемо-сдаточных актов не вел. ФИО2 требованиям радиационной безопасности не обучен. Свидетельство о поверке дозиметра на пункте приема лома отсутствовало.
Факт осуществления ООО "Телси" 26.06.2020 предпринимательской деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов по адресу: <...> с грубым нарушением условий, предусмотренных •специальным разрешением (лицензией), подтверждается материалами проведенной прокуратурой проверки, в том числе актом осмотра от 26.06.2020, справками управления Роспотребнадзора по Рязанской области, Министерства промышленности и экономического развития Рязанской области, объяснениями ФИО3, ФИО2 и иными материалами проверки.
Порядок привлечения к административной ответственности прокуратурой соблюден.
Так, состав административного правонарушения доказан, квалификация по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ определена правомерно, права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены.
Представитель ООО "Телси", присутствовавший при составлении постановления от 30.06.2019 о возбуждении производства об административном правонарушении, факты, изложенные в нем, не отрицал, подписав его без возражений и указав на принятие мер по устранению нарушений.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличия в действиях Общества события и состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения ООО "Телси" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, арбитражным судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения является оценочной категорией, критерии оценки Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.
Пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
С учетом конкретных обстоятельств допущенного правонарушения, принимая во внимание характер общественных отношений, на которые оно посягает, учитывая ненадлежащее отношение общества к соблюдению установленных законодательством запретов, отсутствие обстоятельств, свидетельствующих об исключительности ситуации, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно общедоступным сведениям ООО "Телси" относится к категории малого или среднего предпринимательства, как микропредприятие.
Совершенное правонарушение обществом признано, является устранимым, правонарушение совершено впервые, не причинило вреда жизни и здоровью людей, а также перечисленным выше объектам; реальный имущественный ущерб отсутствует. Доказательств совершения ООО "Телси" ранее аналогичного правонарушения (наличия вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания) в материалы дела не представлено. Состав вменяемого обществу правонарушения не исключает возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Таким образом, с учетом изложенных выше обстоятельств и норм статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения ООО "Телси" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 14.1 указанного Кодекса, с заменой административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Телси" (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Рязань) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Суд по интеллектуальным правам через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.В. Шуман