Арбитражный суд Рязанской области
ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-5074/2016
28 февраля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 февраля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Митяевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарабриной Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества "Федеральная грузовая компания" (ОГРН - <***>), г. Москва
к акционерному обществу "Вагонная Ремонтная Компания-3" (ОГРН - <***>), г. Москва
о взыскании расходов, связанных с ремонтом вагонов, в сумме 119 931 руб. 75 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил: акционерное общество "Федеральная грузовая компания" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Вагонная Ремонтная Компания -3" о взыскании расходов, связанных с ремонтом вагонов, в сумме 138495 рублей 51 копейка.
Определением суда от 08 сентября 2016 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 26.10.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В материалы дела 23.01.2017 от истца поступило заявление в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об уменьшении размера исковых требований, с учетом которого истец просит взыскать с ответчика расходы, связанные с ремонтом вагонов №62356571, №60892056, №61945051, №63579965, №61124756, №61637260, №61633475, №64355928, №65171506, в сумме 119 931 руб. 75 коп.,
Уменьшение размера исковых требований судом принято.
В судебное заседание истец и ответчик не явились, заявлений и ходатайств не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие лиц, участвующих в деле, при наличии заявления истца о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что 01.03.2014 между открытым акционерным обществом "Вагонная ремонтная компания-3" (подрядчик) и открытым акционерным обществом "Федеральная грузовая компания" (заказчик) заключен договор № ФГК-43-15 на выполнение работ по деповскому ремонту грузовых вагонов (том 1 л.д. 21-31), по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнять работы по деповскому ремонту грузовых вагонов, принадлежащих заказчику по согласованному сторонами месячному графику подачи грузовых вагонов в ремонт с указанием рода грузового вагона, определенному Приложением №1 к настоящему Договору (пункт 1.1)
Согласно пункту 1.3 договора деповской ремонт грузовых вагонов производится в вагонных ремонтных депо подрядчика. Перечень депо подрядчика определен в приложении №3 к договору.
В соответствии с пунктом 6.1 договора подрядчик гарантирует, что при производстве ремонта грузовых вагонов применяются качественные материалы и запасные части. Гарантийный срок на выполненные работы по деповскому ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, начиная от даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36М.
В соответствии с пунктом 6.4. договора при обнаружении технологических дефектов в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта (далее - дефекты), грузовые вагоны направляются в ближайшие вагонные эксплуатационные депо сети железных дорог или депо подрядчика для устранения выявленных дефектов. Заказчик имеет право устранять дефекты в любых ближайших организациях, выполняющих техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
В соответствии с пунктом 6.6 договора работы по устранению дефекта, возникшего в течении гарантийного срока, оплачивает заказчик, за исключением случаев его устранения в рамках гарантийного ремонта в депо подрядчика, выполнявшего деповской ремонт грузового вагона.
Согласно пункту 6.7. договора подрядчик обязан возместить заказчику все документально подтвержденные расходы, возникшие у заказчика по вине подрядчика, в том числе связанные с оплатой провозных платежей в ремонт, оплатой за выполненные работы по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока.
Все расходы заказчик предъявляет и направляет в депо подрядчика, проводившего деповской ремонт грузового вагона/отказавшего узла путем направления письменного обращения с приложением акта-рекламации формы ВУ-41М, документов по расследованию, фотоматериалов на узлы, акта о выполненных работах (оказанных услугах), расчетно-дефектной ведомости, расчета суммы возмещения вреда, счета-фактуры, платежного поручения.
В соответствии с пунктом 6.8 договора депо подрядчика в течении 30 календарных дней от даты получения обращения письменно информирует заказчика о результатах рассмотрения. В случае принятия заявленных требований оплачивает расходы заказчика не позднее 30 календарных дней от даты подписания ответа о признании требований обоснованными. В случае отклонения заявленных требований, направляет мотивированный отказ, вместе с которым возвращает заказчику предоставленные ему с обращением документы.
Согласно пункту 10.2 договора, если стороны не придут к соглашению путем переговоров, все споры рассматриваются в претензионном порядке.
Пунктом 10.3 договора установлено, что в случае, если споры не урегулированы сторонами с помощью переговоров и в претензионном порядке, то они передаются на рассмотрение в арбитражный суд по месту выполнения ремонта.
В соответствии с условиями договора депо АО "ВРК-3" произвело плановый ремонт вагонов, принадлежащих АО "ФГК": №62356571, №60892056, №61945051, №63579965, №61124756, №61637260, №61633475, №64355928, №65171506, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
В период гарантийного срока в результате технологической неисправности произведена отцепка вышеуказанных грузовых вагонов и произведен текущий ремонт с целью устранения выявленных дефектов.
Текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов №№62356571, 60892056, 61945051, 63579965, 61124756, 61637260, 61633475, 65171506 произведен на основании договора от 01.04.2013 № ТОР-ЦВ-00-11, заключенного между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и акционерным обществом "Федеральная грузовая компания" (том 1 л.д.33-52).
В соответствии с пунктом 1.1 договора, заказчик (АО "ФГК") поручает и обязуется оплатить, а подрядчик (ОАО "РЖД") принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационных вагонных депо - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее - ВЧДЭ), указанных в перечне эксплуатационных вагонных депо подрядчика.
Согласно пункту 2.1 договора стоимость выполняемых работ по ТР-2 одного грузового вагона определяется ВЧДЭ подрядчика (ОАО "РЖД") в расчетно-дефектной ведомости, составленной по форме приложения № 2 к договору, на основании фактически выполненных работ в соответствии с дефектной ведомостью формы ВУ-22 и акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (в случае его составления).
Цена выполнения ТР-2 грузовых вагонов, согласно пункту 2.2. договора, определяется Прейскурантом цен на работы, выполняемые при ТР-2 грузовых вагонов (приложение № 3 к договору, подпункт 2.2.1).
Текущий отцепочный ремонт грузового вагона №64355928 произведен на основании договора от 06.03.2015 №ФГК-68-15, заключенного между открытым акционерным обществом "Вагонная ремонтная компания-1" (подрядчик) и акционерным обществом "Федеральная грузовая компания" (заказчик) - том 1 л.д.53-64).
В соответствии с пунктом 1.1 договора, заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по проведению текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов заказчика в объеме ТР-2, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в 2015 году, в вагонных ремонтных депо. Перечень депо подрядчика определен в приложении №1 к настоящему договору.
Согласно пункту 2.1 договора цена работ определяется прейскурантом цен на ремонтные работы, выполняемые при текущем отцепочном ремонте грузовых вагонов, определенным приложением №2 к настоящему договору, кроме НДС по ставке 18%.
В расчет исковых требований включены расходы истца по контрольным регламентным работам, к которым относятся работы, задачей которых является проверка работоспособности отремонтированных и/или замененных при текущем отцепочном ремонте (ТР-2) деталей и/или элементов узла/ов деталей в комплексной работе грузового вагона целиком.
Истцом по устранению выявленных технологических неисправностей в текущем отцепочном ремонте (ТР-2) грузовых вагонов №62356571, №60892056, №61945051, №63579965, №61124756, №61637260, №61633475, №64355928, №65171506 понесены расходы.
В порядке, установленном договором от 01.03.2014 № ФГК-43-15, истцом были направлены в адрес ответчика претензии с приложением необходимых документов о возмещении понесенных расходов вследствие некачественного выполнения деповского ремонта. Данные претензии оставлены ответчиком без ответа и удовлетворения.
Неисполнение ответчиком обязательства по возмещению расходов, связанных с оплатой выполненных работ по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных подрядных работ в течение гарантийного срока, послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд о взыскании 119 931 руб. 75 коп. (с учетом уменьшения размера исковых требований).
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из следующих обстоятельств.
Пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
В рассматриваемом деле обязательства возникли из заключенного между сторонами договора от 01 марта 2014 года № ФГК-43-15 на выполнение работ по деповскому ремонту грузовых вагонов, который является договором подряда и регулируется договора нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота, согласно пункту 1 статьи 722 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора от 01 марта 2014 года № ФГК-43-15 подрядчик (ответчик) обязан производить ремонт грузовых вагонов в соответствии с требованиями руководящего документа "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", утвержденного на 54-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 18-19 мая 2011 года (далее - Руководство по деповскому ремонту грузовых вагонов), с использованием собственных материалов и запасных частей, а также запасных частей заказчика, образующихся в процессе ремонта вагонов.
Согласно пункту 1.1 Руководства по деповскому ремонту грузовых вагонов, требования настоящего Руководства являются обязательными при проведении деповского ремонта грузовых вагонов колеи 1520 мм для всех предприятий независимо от форм собственности.
В соответствии с пунктом 4.1 Руководства по деповскому ремонту грузовых вагонов, деповской ремонт является плановым, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Нормативы периодичности производства деповских ремонтов установлены в соответствии с "Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных к обращению на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении" утвержденным на 47 заседании Совета.
В соответствии с пунктами 18.1. и 18.2. Руководства по деповскому ремонту грузовых вагонов, вагонные депо, производящие деповской ремонт вагонов, несут ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов формы ВУ-36 при соблюдении правил эксплуатации вагонов. На детали и узлы вагона, не выдерживающие срок гарантии, оформляется акт-рекламация формы ВУ-41.
Следовательно, при проведении плановых видов ремонта вагоноремонтное депо обязано провести проверку каждого элемента вагонов, включая элементы тележек грузовых вагонов, включая пружины рессорного комплекта. Необходимость замены деталей (элементов узла/ов деталей) вагона, либо отсутствие таковой необходимости по факту проведенной проверки определяет депо подрядчика (ОАО "ВРК-3"). В случае, если замена детали не производится, то депо подрядчика (ОАО "ВРК-3") гарантирует, что вагон с установленными на нём деталями (элементов узлов деталей) отработает до следующего планового вида ремонта без сбоев.
В соответствии с пунктом 6.1 договора от 01 марта 2014 года № ФГК-43-15 подрядчик гарантирует, что при проведении ремонта грузовых вагонов применяются качественные материалы и запасные части.
Гарантийный срок на выполненные работы по деповскому ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования и международном сообщении (утверждено Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 16-17.10.2012 года № 57), начиная от даты оформления уведомления о приемки грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36М.
В соответствии с пунктом 6.4 договора от 01 марта 2014 года № ФГК-43-15 при обнаружении технологических дефектов в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта (далее - дефекты), грузовые вагоны направляются в вагонные эксплуатационные депо сети железных дорог или депо подрядчика для устранения выявленных дефектов. Заказчик имеет право устранять дефекты в любых ближайших организациях, выполняющих техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
Эксплуатационными вагонными депо ОАО "РЖД" и ОАО "ВРК-1" в результате технологической неисправности произведена отцепка грузовых вагонов АО "ФГК" №62356571, №60892056, №61945051, №63579965, №61124756, №61637260, №61633475, №64355928, №65171506 и произведен текущий ремонт с целью устранения выявленных дефектов (технологической неисправности).
В соответствии с пунктом 6.6 договора от 01 марта 2014 года № ФГК-43-15 работы по устранению дефекта, возникшего в течение гарантийного срока, оплачивает заказчик, за исключением случаев его устранения в рамках гарантийного ремонта в депо подрядчика, производившего деповской ремонт грузового ремонта.
Согласно пункту 6.2 договора расследование случаев причин отцепки вагона и ведение рекламационной работы проводится в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденным 05.02.2013 года Президентом НП "ОПЖТ" ФИО1, либо документом, введенным в действие взамен него.
Согласно пункту 6.5 договора отсутствие представителя подрядчика при расследовании рекламационного случая не является основанием для отклонения претензии, если подрядчик своевременно не уведомил о своем участии в расследовании.
Согласно пункту 1.3 Регламента, расследование причин возникновения технологического характера и составление рекламационных документов на грузовые вагоны всех родов и типов, допущенных к обращению на сети железных дорог, на их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока эксплуатации после изготовления, ремонта или модернизации организует и производит эксплуатационное вагонное депо ОАО "РЖД".
Согласно пункту 1.7 Регламента, по итогам расследования составляется Акт-рекламация (рекламационный акт) в трех экземплярах, первый экземпляр акта вместе с рекламационными документами остается в ВЧДЭ, выявившем дефект, два экземпляра акта-рекламации вместе с рекламационными документами направляются владельцу вагона, копии - членам комиссии.
В соответствии с пунктом 2.15 приложения 8 к Указаниям МПС России предприятие, признанное виновным в причинах пояснения дефектов, указывается на оборотней стороне рекламационного акта формы ВУ-41.
Согласно представленным истцом актам-рекламациям формы ВУ-41М, виновным в технологических неисправностях грузовых вагонов №62356571, №60892056, №61945051, №63579965, №61124756, №61637260, №61633475, №64355928, №65171506 указано депо подрядчика (ответчика).
Грузовой вагон №62356571 был отцеплен в результате технологической неисправности по коду 205 (трещина/излом боковой рамы).
Грузовой вагон №60892056 был отцеплен в результате технологической неисправности по коду 540 (неисправность запора люка).
Грузовой вагон №61945051 был отцеплен в результате технологической неисправности по коду 205 (трещина/излом боковой рамы).
Грузовой вагон №63579965 был отцеплен в результате технологической неисправности по коду 214 (излом пружин).
Грузовой вагон №61124756 был отцеплен в результате технологической неисправности по коду 151 (сдвиг буксы).
Грузовой вагон №61637260 был отцеплен в результате технологической неисправности по коду 157 (грение буксы).
Грузовой вагон №61633475 был отцеплен в результате технологической неисправности по коду 151 (сдвиг буксы).
Грузовой вагон №64355928 был отцеплен в результате технологической неисправности по коду 150 (грение буксы по внешним признакам).
Грузовой вагон №65171506 был отцеплен в результате технологической неисправности по коду 540 (неисправность запора люка).
Все причины выявленных неисправностей - технологические.
Порядок удостоверения факта неисправности узла и детали вагона, не выдержавших гарантийного срока после их изготовления, ремонта установлен Указаниями МПС РФ № Б-1190у от 13.10.1998 "Об изменении учетных и отчетных форм по вагонному хозяйству".
В п. 1.1. Инструктивных указаний по заполнению и кодированию рекламационного акта на узлы и детали вагона, не выдержавшие гарантийного срока после изготовления, ремонта, модернизации формы ВУ-41М (Приложение к Указанию МПС РФ № Б-1190у от 13.10.1998) установлено, что Акт формы ВУ-41 составляется на все вагоны всех типов, допущенные к обращению в сети железных дорог России, их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока после изготовления, ремонта, модернизации, произведенные предприятиями различных форм собственности, имеющими право на производство вышеперечисленных работ.
Следовательно, выявление неисправности технологического характера требует оформления акта формы ВУ-41 М, который является доказательством ненадлежащего качества изготовления/ремонта вагона.
Также, основные положения по порядку расследования причин отцепки грузовых вагонов и ведения рекламационной работы (в том числе составление документов установленной формы, подтверждающих обстоятельства дела и вину лиц в возникшей неисправности), определял на момент отцепки вагонов "Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы" от 2014 года.
В соответствии с пунктами Регламента на узлы и детали грузовых вагонов, не выдержавшие гарантийного срока эксплуатации после изготовления, ремонта и модернизации оформляется рекламационный акт формы ВУ-41, который является основанием для предъявления претензии, так как устанавливает вину лиц в технологической неисправности вагона.
В результате проведенных расследований были установлены причины возникновения дефектов и определен виновник возникновения этих причин - АО "ВРК-3".
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Каких либо документальных доказательств, того, что выявленные технологические неисправности имели характер эксплуатационных, ответчиком не представлено.
Причиной отцепок спорных вагонов явились технологические неисправности, выявленные в период гарантийного срока эксплуатации вагонов, факт выявления зафиксирован актами-рекламациями.
Расчет исковых требований судом проверен и признан правильным.
Учитывая изложенное, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что ответчик отзыв на исковое заявление с изложением доводов в обоснование своих возражений в материалы дела не представил. Вместе с тем, из представленных истцом возражений на отзыв ответчика, направленный ответчиком в адрес истца, следует, что ответчик возражает относительно заявленных исковых требований, по следующим доводам, которые были учтены судом при вынесении решения.
Довод ответчика о том, что акты-рекламации, составленные ОАО "РЖД" свидетельствуют лишь о наличии неисправности, но не подтверждают вину ответчика, судом не принимается, в связи со следующим.
В соответствии условиями договора на плановый ремонт расходы, понесенные заказчиком (истцом) за выполненные работы по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока, Заказчик в претензионном порядке предъявляет Подрядчику (Ответчику) наряду с другими документами акт-рекламацию формы ВУ-41М.
Согласно пункту 1.1 Временного регламента ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве от 25.07.2011 № 1085/ЦДИ-2011 рекламационные документы - это документы, подтверждающие неисправность и причину ее возникновения, вследствие которой был отцеплен вагон.
Акт формы ВУ-41 составляется ОАО "РЖД", являющимся естественным монополистом, которое в силу статьи 20 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" и пункта 3.2. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 26, определяет техническую пригодность вагонов к перевозке для обеспечения безопасности движения поездов.
В соответствии с Указанием МПС России от 13.10.1998 № Б-1190у "Об изменении учетных и отчетных форм по вагонному хозяйству" единственным документом, удостоверяющим факт наступления гарантийной ответственности и определяющим виновность соответствующего юридического лица, является рекламационный акт формы ВУ-41, который составляется уполномоченными представителями ОАО "РЖД".
Возражения ответчика относительно наличия дефектов у вагонов № 62356571 и 61945051, отцепленных по коду 205 - трещина/излом боковины, поскольку до отцепки вагоны находились в эксплуатации, судом не могут быть учтены, поскольку гарантия на плановый ремонт распространяется до следующего планового ремонта, а не до отцепки вагона.
Указание ответчика на обнаружение литейного дефекта боковой рамы на вагоне № 62356571, также не может быть учтено судом.
Согласно п. 2.1.1 договора на плановый ремонт подрядчик обязуется произвести ремонт грузовых вагонов в соответствии с Руководящим документом "Грузовые вагоны железной дороги колеи 1520. Руководство по деповскому ремонту".
Согласно руководящему документу РД 32.174-2001 "Неразрушающий контроль деталей вагонов" при плановом ремонте обязательно проведение дефектоскопирование боковых рам.
Соответственно, следуя правилам соблюдения технологии ремонта и условиям договора, ответчик должен был провести дефектоскопирование боковых рам, для своевременного выявления их неисправностей. Используя деталь, предоставленную истцом, ответчик прежде чем поставить ее на вагон должен проверить качество этой детали и убедиться в том, что она обеспечит прохождение вагона до следующего планового ремонта.
Ответчик при выполнении планового ремонта не заявлял о некачественности боковой рамы, имеющейся на вагоне.
Довод ответчика относительно невозможности несения ответственности за неисправности, обнаруженные в вагонах № 60892056 и 65171506, отцепленных по коду 540- неисправность запора люка, поскольку при плановом ремонте работы с указанными деталями ответчик не выполнял, не может быть принят судом.
Из расчетно-дефектной ведомости на плановый ремонт вагонов усматривается, что ответчик выполнял работы с люком: номер работ по прейскуранту 423.16 на вагон № 60892056 и 423.13 на вагон № 65171506.
Возражения об отсутствие гарантийных обязательств на вагон № 63579965, отцепленный по коду 214 - излом пружин, поскольку работы с пружинами ответчик не выполнял, также не учтены судом.
Пунктом 2.1.1 договора № ФГК-43-15 от 01.03.2014 предусмотрено, что ответчик обязуется произвести ремонт грузовых вагонов в соответствии с Руководящим документом "Грузовые вагоны железной дороги колеи 1520. Руководство по деповскому ремонту".
При выполнении деповского ремонта контроль технических параметров пружин должен осуществляться в соответствии с требованиями "Методики выполнения измерений надрессорной балки, боковых рам, пружин и рессорного комплекта при проведении плановых видов ремонта тележек 18-100" РД 32 ЦВ 050-2005, которая в свою очередь обязывает проводить контроль качества поверхности пружин, высоты пружин в свободном состоянии, контроль диаметра, пределы искажений геометрии пружин и испытание пружин рабочей нагрузкой (п.4.4.1.1, п. 4.4.2 РД 32 ЦВ 050-2005).
Следовательно, ответчик обязан был выполнять данные работы для своевременного выявления пружин, не способных обеспечить прохождение вагона в гарантийный период.
Довод ответчика относительно неправомерности отцепки вагона № 61637260 по коду 157 - "грение буксы по показаниям средств автоматизированного контроля", не обоснован в силу следующего.
Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Протоколом Совета по железнодорожному транспорту Государств - участников Содружества от 21-22 мая 2009 № 50 устанавливается порядок технического обслуживания вагонов на станциях, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов.
Согласно пункту 3.3.2 Инструкции по техническому обслуживанию осмотрщик обязан проверить нагрев буксы и сравнить его с другими буксами этого же вагона, при этом к неисправности буксовых узлов относится повышенный нагрев в пределах температуры рабочего нагрева любой части буксы в сравнении с другими буксами состава.
В соответствии с пунктом 3.3.7 Инструкции, по всем неисправностям, выявленным по внешним признакам нагрева букс, осмотрщик должен принять решение о ремонте колесной пары или о дальнейшем ее следовании в составе поезда.
При невозможности установить причину нагрева буксы колесная пара должна быть заменена и направлена в ремонт.
Согласно пункту 2.5 Инструкции МПС России от 30.12.1996 № ЦВ-ЦШ -453 "Инструкция но размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда" существуют 3 уровня сигналов тревоги в случае выявления в составе поезда греющейся буксы: "тревога 0 - предаварийный уровень", "тревога 1 - аварийный уровень", "тревога 2 - критический уровень".
Согласно пункту 7.9 Инструкции по установке средств контроля при остановке поезда на станции по показаниям средств контроля или по графику движения поездов осмотрщики-ремонтники (локомотивная бригада) обязаны также осмотреть вагоны с предаварийным уровнем нагрева буксового узла, если они были показаны средствами контроля с выдачей сигнала "Тревога 0".
Согласно Положению по организации системы контроля технического состояния подвижного состава в пути следования (Утв. Распоряжением ОАО РЖД от 14.08.2014 №1902р) установлено следующее:
4.8.9. При получении от оператора автоматизированной системы контроля подвижного состава регионального (дорожного) уровня требования на остановку и осмотр подвижного состава по трехкратном) последовательном) срабатыванию установок К ГСМ сигнализацией "ТРЕВОГА-0", действовать установленным порядком, как и при поступлении сигнала "ТРЕВОГА-1".
4.8.11. Отправление поездов при выявлении нагрева буксового узла без заключения осмотрщика вагонов запрещается. Отправление таких поездов без заключения осмотрщика вагонов разрешается только при условии отцепки неисправного вагона.
Учитывая тот факт, что буксовый узел испытывает в пути следования значительные статические и динамические нагрузки от исправности буксовых узлов в большей степени зависит безопасность движения поездов. Нагрев буксы происходит из-за наличия дефектов в буксовом узле. На начальной стадии дефекты могут не вызвать явного повышения нагрева, однако аварийная ситуация создается. Учитывая это, очень важно своевременно выявить неисправность буксового узла, для обеспечения безопасности движения и предотвращения негативных последствий.
В соответствии с Приказом от 18 декабря 2014 г. N 344 "Об утверждении положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта, "Грение буксового узла" является событием, связанным с нарушением правил безопасности движения поездов и подлежит отцепке от сформированного состава, во избежание тяжелых последствий.
ОАО "РЖД" определяющим техническую пригодность вагонов к перевозке и отвечающим за безопасности движения в результате проведенного расследования (согласно пункту 2.7 и 2.8 Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы) была выявлена неисправность, повлекшая грение буксы, в результате чего составлен рекламационный акт формы ВУ-41М и вагон отцеплен в ТОР.
Таким образом, осмотрщик вагона действовал правомерно, отцепка была выполнена в соответствии с предъявленными требованиями.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относится на ответчика.
В связи с уменьшением размера исковых требований излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Взыскать с акционерного общества "Вагонная Ремонтная Компания-3" (ОГРН - <***>, <...>) в пользу акционерного общества "Федеральная грузовая компания" (ОГРН - <***>, <...>) расходы, связанные с некачественно выполненными работами по ремонту вагонов в размере 119 931 руб. 75 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 598 руб. 00 коп.
2. Возвратить акционерному обществу "Федеральная грузовая компания" (ОГРН - <***>, <...>) из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 556 руб. 87 коп., перечисленную по платежному поручению №20621 от 16.08.2016.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Л.И. Митяева