ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-5197/2017 от 21.06.2018 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело №А54-5197/2017

04 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28 июня 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 04 июля 2018 года.

В судебном заседании 21.06.2018 объявлен перерыв до 28.06.2018.

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Стрельниковой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РегионГаз" (<...>; ОГРН <***>) к администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (<...>; ОГРН <***>),

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (<...>; ОГРН <***>)

о признании незаконным отказа администрации Муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области в утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 540 кв. м, местоположением: <...> км. автодороги Москва - Самара, изложенный в письме № ДА/1-1545 от 09.06.2017

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 18.05.2015, личность установлена на основании предъявленного паспорта,

от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 27.06.2017, личность установлена на основании предъявленного удостоверения,

от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,

установил: общество с ограниченной ответственностью "РегионГаз" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области к администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (далее - ответчик, администрация), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 540 кв.м, местоположением: <...> км автодороги Москва - Самара, а также об обязании утвердить схему расположения данного земельного участка.

В предварительном судебном заседании, состоявшемся 12.10.2017, представитель общества с ограниченной ответственностью "РегионГаз" уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области в утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 540 кв.м, местоположением: <...> км автодороги Москва - Самара, изложенный в письме администрации от 09.06.2017 № ДА/1-1545.

Суд, руководствуясь частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии возражений со стороны представителя ответчика, принял уточнение заявленных требований к рассмотрению по существу, поскольку указанное процессуальное действие является правом заявителя, не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Представитель общества с ограниченной ответственностью "РегионГаз" поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что отказ администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области в утверждении схемы расположения земельного участка является неправомерным и лишает Общество права на приобретение спорного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Представитель администрации по заявленным требованиям возражал, считает, что оспариваемый отказ является правомерным, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствии третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в порядке, предусмотренном ст.ст. 121,123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела судом установлено. Общество с ограниченной ответственностью "РегионГаз" является собственником сооружения - автогазозаправочной станции (АГЗС), с кадастровым (условным) номером: 62-62-09/255/2005-025, расположенного на 202 километре автодороги Москва-Самара (свидетельство о государственной регистрации права от 12.10.2012 серии 62 МД 575159).

16 мая 2017 года, ссылаясь на наличие зарегистрированного права собственности на сооружение - АГЗС, общество с ограниченной ответственностью "РегионГаз" обратилось в администрацию муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, занятого АГЗС, в целях его последующего выкупа.

Письмом от 09.06.2017 № ДА/1-1545 администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области сообщила ООО "РегионГаз" об отказе в утверждении такой схемы, сославшись на то, что Общество не предоставило информацию по наличию утвержденного проекта межевания территории в отношении образуемого земельного участка.

Не согласившись с указанным отказом, ООО "РегионГаз" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением (с учетом уточнений).

Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду.

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника строения, не имеет права на приватизацию соответствующего земельного участка либо приобретение этого земельного участка в аренду.

Как следует из материалов дела, Общество, ссылаясь на наличие зарегистрированного права собственности на сооружение - АГЗС, 16.05.2017 обратилось в администрацию Рязанского района Рязанской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, занятого АГЗС, в целях его последующего выкупа.

Письмом от 09.06.2017 №ДА/1-1545 администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области сообщила Обществу об отказе в утверждении такой схемы, сославшись на то, что оно не предоставило информацию по наличию утвержденного проекта межевания территории в отношении образуемого земельного участка.

В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Таким образом, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории (с учетом положений пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

В связи доводы ответчика о том, что схема не может быть утверждена, так как Обществом не представлен утвержденный проект межевания территории, полежат отклонению.

Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Согласно пункту 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Из приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации следует, что отсутствие утвержденного проекта межевания территории не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В ходе рассмотрения настоящего дела, в обоснование правомерности отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, ответчик заявил о том, что в акте приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительного комплекса АГЗС - подъездные пути и трансформаторная подстанция не значатся.

Представитель заявителя, по данному доводу возражал. Пояснил, что проект строительства АГЗС, расположенной на 202 километре автодороги Москва - Самара и акт ввода ее в эксплуатацию, был подписан всеми согласующими организациями, в том числе и представителями администрации Рязанского района Рязанской области. Технический паспорт АГЗС содержит данные о том, что подъездные пути к АГЗС являются сооружениями, составляющими объект недвижимости - АГЗС. Право собственности ООО "РегионГаз" на АГЗС зарегистрировано в установленном порядке. Таким образом, собственник земельного участка дал согласие (одобрил) размещение АГЗС на земельном участке, предоставленном для ее строительства. ООО "РегионГаз" является законным собственником указанного объекта недвижимости, характеристики которого определенны в техническом паспорте, составленном ФГУП "Ростехинвентаризация".

По ходатайству заявителя определением суда от 18.01.2018 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Центр исследований строительных конструкций и материалов" ФИО3. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:

- Являются ли подъездные пути к АГЗС (асфальтовое покрытие являющееся въездом на АГЗС с автодороги Москва-Самара и выездом на автодорогу Москва-Самара) частью единого объекта недвижимости - сооружения АГЗС расположенной на 202 километре автодороги Москва-Самара?

- Располагается ли объект недвижимости - сооружение АГЗС, распложенная на 179 километре автодороги Москва-Самара, в том числе и на земельном участке в границах точек с координатами:

l.X=436503,40 Y=1336449,76

2.X=436440,37 Y=1336506,94

3.X=436438,37 Y=1336500,15

4.X=436451,53 Y=1336487,42

5.X=436496,44 Y=1336447,63

6.X=436503,40 Y=1336449,76

7.X=436503,40 Y=1336449,76,

площадью 540 кв.м., расположенный в районе сооружения АГЗС, расположенной на 202 километре автодороги Москва-Самара?

Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр исследований строительных конструкций и материалов" № 1-18-СЭ от 28.04.2018:

1. Подъездные пути к АГЗС (асфальтовое по­крытие являющееся въездом на АГЗС с автодо­роги Москва - Самара и выездом на автодорогу Москва - Самара) являются частью единого объ­екта недвижимости - сооружения АГЗС располо­женной на 202 километре автодороги Москва - Самара.

2. Объект недвижимости - сооружение АГЗС расположен на 202 километре автодороги Москва - Самара, в том числе и на земельном участке в границах точек с координатами:

Х=436503,40 Y=l 336449,76

Х=436440,37 Y=l 336506,94

Х=436438,37 Y=l 336500,15

Х=436451,53 Y=l 336487,42

Х=436496,44 Y=l 336447,63

площадью 540 м2, расположенный в районе сооружения АГЗС, расположенной на 202 километре автодороги Москва - Самара.

Таким образом, материалами дела подтверждено факт нахождения на испрашиваемом земельном участке принадлежащего заявителю на праве собственности сооружения АГЗС.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, отказ администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области в утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 540 кв.м, местоположением: <...> км автодороги Москва - Самара, изложенный в письме от 09.06.2017 № ДА/1-1545, следует признать незаконным.

Пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В этой связи суд считает, что следует обязать администрацию муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РегионГаз" путем утверждения схемы расположения земельного участка, общей площадью 540 кв.м, местоположением: <...> км автодороги Москва - Самара.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя подлежат отнесению на ответчика.

С учетом изложенного, с администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "РегионГаз" подлежат взысканию судебные расходы в сумме 53000 руб. (государственная пошлина за подачу заявления в сумме 3000 руб. и расходы по оплате судебной экспертизы в сумме 50000 руб.).

В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.

В связи с изложенным, излишне уплаченная по платежному поручению от 28.07.2017 № 99 государственная пошлина за подачу заявления в сумме 9000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с депозитного счета Арбитражного суда Рязанской области на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "Центр исследований строительных конструкций и материалов" подлежат перечислению денежные средства в сумме 50000 руб. по реквизитам, указанным в счете от 04.05.2018 № 1-18-СЭ.

Руководствуясь статьями 109, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. Отказ администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (<...>; ОГРН <***>) в утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 540 кв.м, местоположением: <...> км автодороги Москва - Самара, изложенный в письме от 09.06.2017 № ДА/1-1545, проверенный на соответствие положениям Земельного кодекса Российской Федерации, признать незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (<...>; ОГРН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РегионГаз" (<...>; ОГРН <***>) путем утверждения схемы расположения земельного участка, общей площадью 540 кв.м, местоположением: <...> км автодороги Москва - Самара.

2. Взыскать с администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (<...>; ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "РегионГаз" (<...>; ОГРН <***>) судебные расходы в сумме 53000 руб.

3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РегионГаз" (<...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 9000 руб., излишне перечисленную по платежному поручению от 28.07.2017 № 99.

4. Перечислить обществу с ограниченной ответственностью "Центр исследований строительных конструкций и материалов" (<...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) с депозитного счета Арбитражного суда Рязанской области денежные средства в счет оплаты услуг эксперта в сумме 50000 руб., перечисленные обществом с ограниченной ответственностью "РегионГаз" (<...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) платежным поручением от 17.01.2018 № 1, по реквизитам, указанным в счете от 04.05.2018 № 1-18-СЭ.

5. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья И.А. Стрельникова