ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-5527/18 от 13.02.2019 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань                                                         Дело № А54-5527/2018

18 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании февраля 2019 года .

Полный текст решения изготовлен февраля 2019 года .

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи  Котловой Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каришевым А.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Веллком" (г. Рязань, ОГРН <***>)

к Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>)

третьи лица:

- общество с ограниченной ответственностью "Дека" (г. Рязань, ОГРН <***>)

- общество с ограниченной ответственностью "Новация" (г. Рязань, ОГРН <***>)

о признании незаконным предписания от 13.06.2018 №БА-29 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности от 16.11.2018, личность установлена на основании предъявленного паспорта; ФИО2, представитель по доверенности от 09.10.2018, личность установлена на основании предъявленного паспорта;

от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом;

от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,

установил: общество с ограниченной ответственностью "Веллком" (далее заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области (далее ответчик, Инспекция) с требованием о признании незаконным предписания от 13.06.2018 №БА-29 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.

Определением от 13.09.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Дека" и общество с ограниченной ответственностью "Новация".

В судебном заседании представитель заявителя поддерживает заявленное требование о признании незаконным предписания от 13.06.2018 №БА-29 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, основания изложены в заявлении, дополнении к заявлению, объяснениях, дополнительных пояснениях.

Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела судом установлено: ООО "Веллком" является застройщиком объекта капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул. 5-й Коломенский проезд в г. Рязани", расположенного по адресу: <...>.

Согласно договору от 22.09.2017 ООО "Веллком" (Застройщик)  поручает, а  ООО "Дека" (Генеральный подрядчик)  принимает на себя обязательство по строительству 1 этапа объекта: "Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул. 5-й Коломенский проезд в г. Рязани" (том 1 л.д. 16-17; том 2 л.д. 40).

Приказом  Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области  от 05.06.2018 №514С назначено проведение внеплановой  проверки в отношении ООО "Веллком" в рамках  осуществления  регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, №6200000020000035412, по требованию прокуратуры Рязанской области от 21.05.2018 о проведении внеплановой проверки объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул. 5-й Коломенский проезд в г. Рязани" (том 1 л.д. 133-134; том 2 л.д. 7, 9-10).

В результате проведенной проверки Инспекцией составлен акт от  13.06.2018 №431,   в качестве представителя  ООО "Веллком"  при проверке  присутствовала  ФИО3 по доверенности (том 1 л.д. 13-15; том 2 л.д. 5-6).

Заявителю было выдано предписание от 13.06.2018 №БА-29 в отношении  строительства многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул.5-й Коломенский проезд в г.Рязани., которым предписано (том 1 л.д. 11-12):

1.  Выполнить вынос водопровода за территорию строительной площадки согласно проектной документации л. 8; 9 Р 060-ИОС2,ИОСЗ, имеющей положительное заключение экспертизы №77-2-1-2-0004-17 от 20.06.2017.

2. Выполнить защитные козырьки, тротуары и перила в местах прохода людей в пределах опасных зон, в соответствии п. 2.2.11 ГОСТ 23407 "Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ", п. 6.2.2 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", "Стройгенплан" Р060-СГП, имеющей положительное заключение экспертизы №77-2-1-2-0004-17 от 20.06.2017.

3. Засыпать пазухи котлована выходящие за границы строительного участка, в соответствии с л.6 "Пояснительная записка" Р060-ПЗ имеющей положительное заключение экспертизы № 77-2-1-2-0004-17 от 20.06.2017.

4. Размеры фундаментной плиты привести в соответствие проектной документации (от оси 1/А-С до края плиты проект 480 мм, факт 2000 мм.) том-1 л. 1 Р060-КР.ГЧ, имеющее положительное заключение экспертизы №77-2-1-2-0004-17 от 20.06.2017.

5. Расположение несущих конструкций в осях А-С/1, ниже отметки 0.00 привести в соответствие с проектной документацией том-1 л. 1 Р060-КР.ГЧ, имеющее положительное заключение экспертизы №77-2-1-2-0004-17 от 20.06.2017.

Срок исполнения предписания до 13.07.2018 (том 1 л.д.11-12).

Не согласившись с предписанием от 13.06.2018 №БА-29, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив материалы дела, выслушав доводы заявителя, суд пришел к выводу, что заявление Общества подлежит удовлетворению, при этом арбитражный суд исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Из приведенной выше нормы следует, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

В силу условий части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации  лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В силу частей 1, 2, 4, 5 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций.

В силу пункта 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Согласно части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Таким образом, право органа государственного строительного надзора осуществлять в рамках своих полномочий надзор за объектами, подпадающими под действие государственного строительного надзора, предусмотрено действующим законодательством.

По смыслу части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон №294-ФЗ) результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), в том числе выданное по окончании проверки предписание об устранении нарушений обязательных требований, могут быть признаны недействительными в случае, если проверка была проведена с грубым нарушением требований данного закона.

К числу грубых нарушений согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона  относится  нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.

Частью 16 статьи 10 Закона №294-ФЗ предусмотрено: о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ (далее - работы) требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов (далее - иные нормативные правовые акты) и проектной документации.

В силу пункта 14 Положения, при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Согласно п. 4.6 "СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781) (ред. от 26.08.2016), при осуществлении строительства на основании договора базовыми организационными функциями подрядчика (генподрядчика) как лица, осуществляющего строительство, являются:

- выполнение работ, устройство конструкций, систем инженерно-технического обеспечения объекта строительства в соответствии с проектной и рабочей документацией;

- разработка и применение организационно-технологической документации;

- осуществление строительного контроля лица, осуществляющего строительство, в том числе контроля за соответствием применяемых строительных материалов и изделий требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации;

- ведение исполнительной документации;

обеспечение   безопасности   труда   на   строительной   площадке,   безопасности строительных работ для окружающей среды и населения;

- управление стройплощадкой, в том числе обеспечение охраны стройплощадки и сохранности объекта до его приемки застройщиком (заказчиком);

- выполнение требований местной администрации, действующей в пределах ее компетенции, по поддержанию порядка на прилегающей к стройплощадке территории.

В соответствии с п. 5.6 СП 48.13330.2011, перед началом выполнения работ на объекте подрядчик, осуществляющий строительство разрабатывает организационно-технологическую документацию.

На основании п. 5.7.2 "СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства", к организационно-технологической документации относятся проекты производства работ, схемы и указания по производству работ, схемы контроля качества, поточные графики, основные положения по производству строительных и монтажных работ в составе рабочей документации типовых проектов массового применения, а также иные документы, в которых содержатся решения по организации строительного производства и технологии строительно-монтажных работ, оформленные, согласованные, утвержденные и зарегистрированные в соответствии с правилами, действующими в организациях, разрабатывающих, утверждающих и согласующих эти документы.

Содержащиеся в организационно-технологической документации решения должны быть доведены до всех заинтересованных участников строительства.

В пункте 6 "МДС 12-81.2007. Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства и проекта производства работ" описан состав и содержание проекта производства работ:

"6.1. Исходными материалами для разработки проекта производства работ являются: проект организации строительства; рабочие чертежи на строительство здания или сооружения.

6.2. Проекты производства работ разрабатываются на возведение объекта в целом и (или) его составные части, на работы подготовительного периода строительства, а также на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ.

В составе проекта производства работ на возведение объекта в целом и (или) его составные части разрабатываются: календарный план производства работ по объекту; строительный генеральный план; график поступления на объект строительных конструкций, изделий и материалов; график потребности в рабочих кадрах; график потребности в основных строительных машинах; технологические карты на отдельные виды работ; карты (схемы) на контроль качества работ; мероприятия по охране труда и безопасности; пояснительная записка...;

6.4. Строительный генеральный план разрабатывается в части, необходимой для производства работ на объекте. На плане указывается расположение постоянных и временных транспортных путей, сетей водоснабжения, канализации, электроснабжения, теплоснабжения, административно-хозяйственной и диспетчерской связи, монтажных кранов, складов, временных инвентарных зданий, сооружений и устройств, используемых для обеспечения строительства...;

6.10. Мероприятия по охране труда и безопасности указывают типовые (стандартные, например, защитные ограждения и козырьки) и требующие проектной проработки (например, крепление земляных откосов, временное усиление конструкций)...;

6.15. Проект производства работ утверждается главным инженером генподрядной строительной организации, а разделы проекта по монтажным и специальным строительным работам - главными инженерами соответствующих субподрядных организаций...".

Судом из материалов дела установлено, что в связи с заключением Застройщиком (ООО "Веллком") договора подряда от 22.09.2017, лицом, осуществляющим строительство, в силу положений статей 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является подрядчик ООО "Дека", сведения о котором были направлены в Инспекцию извещением от 23.11.2017 №106-17 о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства (том 2 л.д.54).

В отношении ООО "Дека"  была проведена  плановая выездная проверка , по результатам которой составлен акт от 21.03.2018 №185 (том 2 л.д.55), выдано предписание от 21.03.2018 №БА-11 (том 2 л.д.56) в отношении  строительства того же объекта - многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул.5-й Коломенский проезд в г.Рязани.

Как следует из материалов дела и пояснений ООО "Дека", согласно акту  от 03.05.2018 №299 в ходе проверки исполнения предписания от 21.03.2018 №БА-11  в отношении ООО "Дека" установлено, что предписание от 21.03.2018 №БА-11 выполнено (том 2 л.д.20).

Как следует из пояснений ООО "Дека", согласно акту  от 07.11.2018 №1004 в ходе проверки  в отношении общества "Дека" при строительстве многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул.5-й Коломенский проезд в г.Рязани нарушений обязательных требований не выявлено.

Из материалов дела усматривается, что ООО "Дека", в лице директора ФИО4, действующее на основании Устава, с 20.06.2017 является членом Ассоциация саморегулируемой организации "Объединения рязанских строителей" (свидетельство № 0410.01-2017-6234118320-С-135), что дает Обществу право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) (том 2 л.д. 41).

22.09.2017 между ООО "Веллком" и ООО "Дека" был заключен договор на выполнение 1 этапа строительных работ на объекте капитального строительства - "Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул. 5-й Коломенский проезд в г. Рязани" - на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0060001:3979, расположенном по адресу: <...> (далее по тексту - Объект) (том 2 л.д. 40).

Как следует из письменных пояснений ООО "Дека", с момента заключения договора и по настоящее время строительные работы на объекте выполняются Обществом; 23.11.2017 извещением №106 Инспекция была уведомлена о начале строительства Объекта, а так же о лице, осуществляемом строительные работы (том 2 л.д. 39).

Пунктом 4.1.4. договора 22.09.2017, помимо осуществления строительства Объекта, к обязанностям ООО "Дека" отнесено выполнение необходимых мероприятий по соблюдению техники безопасности, электробезопасности, противопожарных мер, мер по рациональному использованию территории, охране окружающей среды.

ООО "Дека" письменно подтверждает, что работы по строительству Объекта выполняются ООО "Дека" в соответствии с проектной документацией и установленными техническими регламентами.

Пунктом №1 предписания №БА-29 от 13.06.2018 ООО "Веллком" предписано - "Выполнить вынос водопровода за территорию строительной площадки согласно проектной документации л. 8; 9 Р 060-ИОС2.ИОСЗ, имеющее положительное заключение экспертизы №77-2-1-2-0004-17 от 20.06.2017".

Представитель Общества поясняет, что выполнение п. №1 предписания №БА-29 от 13.06.2018, не представлялось возможным по следующим основаниям: согласно определению Железнодорожного районного суда г. Рязани от 16.03.2018 о принятии обеспечительных мер, установлен запрет на выполнение каких - либо работ на строительном объекте "Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул. 5-й Коломенский проезд в г. Рязани" в районе расположения водопровода (том 1 л.д. 129-132). Только определением Московского районного суда от 27.12.2018 обеспечительные меры были отменены (том 3 л.д. 18).

Общество указывает, что в обоснование установленного в предписании пункта по выносу водопровода, имеется ссылка на проектную документацию л. 8, 9 Р 060-ИОС2, ИОСЗ.

Общество поясняет, что подразделы 2 (ИОС2) и 3 (ИОСЗ), раздела №5 проектной документации на строительство Объекта, содержат в себе сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, а именно "Система водоснабжения" и "Система водоотведения" соответственно; подразделы проектной документации, на которые имеется ссылка в предписании, не предусматривают организацию проведение работ по выносу инженерных сетей (водопровода); также, проектной документацией на строительство Объекта не предусмотрен проект организации демонтажа сетей инженерно-технического обеспечения. ООО "Веллком" неоднократно уведомляло об этих обстоятельствах представителей Инспекции (письма за исх. № ВК/252 от 06.04.2018 г., исх. № ВК/417 от 09.06.2018 г.) но, тем не менее, невынос водопровода регулярно, без законных на то оснований указывается в качестве нарушения, о чем свидетельствую ранее вынесенные предписания БА-09 от 15.03.2018г. и БА-25 от 25.05.2018г. в пунктах, которых ООО "Веллком" предписано выполнить вынос водопровода за территорию строительной площадки согласно проектной документации л. 8; 9 Р 060-ИОС2, ИОСЗ; в настоящее время Инспекций направлено в Арбитражный суд Рязанской области заявление о привлечении ООО "Веллком" к административной ответственности предусмотренной ст. 19.5 КоАП РФ - дело№А54-6928/2018.

По пунктам №№2, 3, 4, 5 предписания №БА-29 от 13.06.2018 Общество поясняет, что по приведенным выше нормативам (п. 5.6 "СП 48.13330.2011, п. 6 "МДС 12-81.2007), исполнение предписания возлагается на лицо осуществляющее строительство, т.е. на подрядную организацию, которой является ООО "Дека"; именно подрядной организацией должны быть соблюдены меры по организации безопасности при выполнении работ в соответствующие этапы строительства.

Доводы Общества приняты судом во внимание.

Судом из материалов дела также установлено, что с момента начала строительства и по настоящее время на Объекте строительства осуществляется строительный контроль. Обществом, осуществляющим строительный контроль, является ООО "Новация" по договору на выполнение строительного контроля от 22.09.2017 (том 2 л.д. 60).

В представленном в материалы дела отзыве, ООО "Новация" по п. 1 предписания №БА-29 от 13.06.2018 поясняет, что водопровод является объектом инженерно-технического обеспечения, факт его наличия, местонахождения, а также проект на вынос должно быть предусмотрено и отражено в проектной документации; в подразделах 2 (ИОС2) и 3 (ИОСЗ), раздела №5 проектной документации Объекта, предусмотрены сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, а именно: "Система водоснабжения" и "Система водоотведения"; данные подразделы не предусматривают организацию проведение работ по выносу инженерных сетей (водопровода); в разделе № 1 "Пояснительная записка" проектной документации содержатся сведения о предполагаемых затратах, связанных со сносом зданий и сооружений, переселением людей, переносом сетей инженерно-технического обеспечения (№ п/п 18 п. "с"); затрат на проект организации демонтажа и переноса сетей инженерно-технического обеспечения не предусмотрено; таким образом, проектной документацией Объекта не предусмотрен демонтаж и перенос сетей инженерно-технического обеспечения.

ООО "Новация" указывает, что акт проверки и предписание от 13.06.2018 №БА-29 не имеют ссылки на акты и фотоматериалы, подтверждающее действительное обнаружение инспекторами водопровода и его реальное местонахождение на земельном участке.

По п. 3 предписания №БА-29 от 13.06.2018 ООО "Новация" поясняет, что работы по засыпке пазух котлована были выполнены лицом осуществляющем строительные работы (ООО "Дека") задолго до проведения данной проверки; наличие нарушений, предусмотренных указанным пунктом, выявленных на момент проведения проверки, результаты которой оформлены актом от 13.06.2018 №431, не подтверждено документально.

По пунктам №№ 4, 5 предписания №БА-29 от 13.06.2018 ООО "Новация" поясняет, что согласно экспертной оценке, подготовленной ООО "МЭЦ-ИМХОТЕП", которая ранее была передана в Инспекцию, принятые в проектной документации изменения, касающиеся размеров фундаментной плиты (от оси 1/А-С до края плиты проект 480 мм, факт 2000 мм.) и расположения несущих конструкций в осях А-С/ 1, ниже отметки 0.00, не противоречат требованиям СП 63. 13330.2012 и соответствуют требованиям ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ. ООО "Новация" считает, что пункты №№ 4, 5 предписания не могут являться нарушениями проектной документации.

Как полагает ООО "Новация", неисполнение п. 2 предписания не подтверждается какими-либо материалами; в предписании и акте проверки отсутствую ссылки на результаты фотофиксации нарушений.

ООО "Новация"  письменно подтверждает, что в период прохождения проверки в отношении ООО "Веллком" наличие изложенных в акте проверки от 13.06.2018 №431 нарушений ООО "Новация", при проведении строительного контроля I этапа работ, выявлено не было; установка защитных козырьков, в соответствии с ППР, содержащего стройгенпланы на этапы работ, в которых предусмотрены все необходимые мероприятия, связанные с безопасностью строительства, предусмотрена на II - ом и III -ем этапе работ.

Следует признать, что с момента осуществления строительных работ застройщик передал функции по осуществлению строительного контроля ООО "Новация", исполнив предусмотренные статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанности по ведению строительного контроля.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами, принимая во внимание доводы заявителя и третьих лиц, суд пришел к выводу, что Инспекцией неверно определен субъект проверки, поскольку лицом, осуществляющим строительство, является ООО "Дека", доводы и доказательства обратного ответчиком не представлены.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки  в качестве представителя  ООО  "Веллком" присутствовала  ФИО3 по доверенности (том 2 л.д.5-6).

Как полагает заявитель, в ходе проверки  в качестве представителя  ООО  "Веллком" присутствовала  ФИО3 по доверенности от 16.11.2017 №9 (том 2 л.д.91) без надлежащих полномочий, поскольку согласно  доверенности от 16.11.2017 №9 (том 2 л.д.91) ФИО3 даны полномочия по представлению общества  по вопросу  направления извещения в  Государственную инспекцию по  жилищному и строительному надзору Рязанской области о начале строительства  объекта капительного строительства - многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул.5-й Коломенский проезд в г.Рязани.

Как полагает ответчик, в ходе проверки  в качестве представителя  ООО  "Веллком" присутствовала  ФИО3 по доверенности от 01.04.2018 №20 (том 2 л.д.134).

Вместе с тем, ответчик не подтвердил свою позицию безусловными доказательствами, поскольку в акте проверки не имеется ссылки на конкретные номер и дату доверенности. Более того, в судебном заседании 14.01.2019 обозревались оригиналы материалов проверки, представленные ответчиком. Данные документы не прошиты, не пронумерованы, не скреплены печатью, в связи с чем суд относится к представленной ответчиком в обоснование довода о соблюдении процедуры проверки копии доверенности от 01.04.2018 №20 (том 2 л.д.134) критически.

Суд считает необходимым отметить, что определением от 14.01.2019 суд обязал ответчика в срок до 06.02.2019 представить в суд: дополнение к отзыву, с учетом отзывов третьих лиц, с учетом всех документов, имеющихся в материалах дела, с правовым и документальным обоснованием; все документы, послужившие основанием для принятия оспариваемого предписания; основания для проведения проверки; все материалы проверки; доказательства соблюдения процедуры проведения проверки по требованию прокуратуры, в т.ч. доказательства надлежащего извещения заявителя о проведении проверки; обосновать порядок и процедуру ведения делопроизводства (в том числе материалов проверки), со ссылкой на нормативные акты, локальные акты, внутренние регламенты и инструкции; доказательства соблюдения порядка проведения проверки (с учетом довода заявителя об отсутствии полномочий у ФИО3 на присутствие при проведении проверки и подписание актов проверки); иные доказательства.

Данное судебное определение ответчиком не исполнено, представитель ответчика в судебное заседание не явился, никаких заявлений и ходатайств от ответчика не поступило.

В силу части 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом неблагоприятные последствия.

В силу части 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом.

Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства в обоснование своей позиции не представил, доводы заявителя не опроверг.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

При установленных обстоятельствах следует признать, что доводов об отсутствии обязанности по извещению юридического лица о предстоящей внеплановой проверке, доказательств, свидетельствующих об извещении юридического лица  либо о наличии полномочий у лица, присутствовавшего при проведении проверки, Инспекцией не представлено.

Поскольку проверка проведена с нарушением Федерального закона №294-ФЗ, в отношении ООО "Веллком", не являющегося лицом, осуществляющим строительство, оспариваемое предписание,  принятое по результатам проверки, подлежит признанию незаконным. Доказательств обратного Инспекцией не представлено.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, не влияют на выводы суда.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В  силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оценив все доказательства в их взаимосвязи и совокупности с обстоятельствами дела, суд пришел к выводу, что предписание Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области от 13.06.2018 №БА-29 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, как несоответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",  и нарушающее права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, следует  признать незаконным.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  следует обязать Государственную инспекцию строительного надзора Рязанской области устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Веллком", допущенное принятием предписания от 13.06.2018 №БА-29, признанного судом незаконным.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 3000 руб. относится на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Предписание Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>) от 13.06.2018 №БА-29 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, проверенное на соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", признать незаконным.

Обязать Государственную инспекцию строительного надзора Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>) устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Веллком" (г. Рязань, ОГРН <***>), допущенное принятием предписания от 13.06.2018 №БА-29, признанного незаконным.

2. Взыскать с Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области (г. Рязань, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Веллком" (г. Рязань, ОГРН <***>) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в случаях, порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                           Л.И. Котлова