Арбитражный суд Рязанской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело № А54-5683/2007
С21
“01” февраля 2008г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31.01.2008г.
Полный текст решения изготовлен 01.02.2008г.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Котлова Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ратниковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Скопинское представительство
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, Рязанская область, с. Рождествено
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО2, старший государственный инспектор, доверенность №02/432 от 19.03.2007г.
от лица, привлекаемого к ответственности - не явился, извещен надлежащим образом
установил: Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области Сасовское представительство представлены материалы проверки о совершении индивидуальным предпринимателем ФИО1, Рязанская область административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель административного органа поддерживает заявление, доводы изложены в заявлении (л.д. 2).
Предприниматель ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В материалы дела представила возражения, в которых просит возбужденное административное производство прекратить, заявление оставить без удовлетворения (л.д. 50-54).
Дело об административном правонарушении, в соответствии со статьями 156, 205 АПК РФ, рассмотрено судом в отсутствие предпринимателя ФИО1, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в порядке статей 121, 123 АПК РФ.
Из представленных материалов следует : на основании распоряжения №649 от 27.11.2007г. (л.д. 3) внеплановой проверкой индивидуального предпринимателя ФИО1 установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет перевозку пассажиров на основании лицензии № АСС-62-212742 от 01.07.2003г. с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
не обеспечила контроль выполнения п.5.7.6 Положения «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса Российской федерации от 09 марта 1995г. №27;
не обеспечила соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха водителя автобуса;
не обеспечено составление графиков работы водителей на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доведением его до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие, с указанием времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха, чем нарушено требование п. 3 .п. 4 Приказа Минтранса РФ от 20 августа 2004г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»;
не обеспечено составление графиков (расписаний) движения автобусов на пригородных маршрутах регулярных перевозок пассажиров на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учётом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами, чем нарушены требования п. 5.7.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27, п. 5.2.2 , п. 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2;
не обеспечено полное оформление путевых листов, чем нарушены требования Приказа Минтранса РФ от 30.06.2000г. №68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте".
Выявленные нарушения отражены в акте проверки №62 104-СА от 11.12.2007г., врученном предпринимателю ФИО1 11.12.2007г. (л.д.4-7). По результатам внеплановой проверки составлен протокол об административном правонарушении серии А-62 №000827 от 11.12.2007г., в котором в разделе "Объяснения" отражена позиция предпринимателя ФИО1 – "с нарушениями, указанными в протоколе, не согласна. Режимы труда и отдыха водителя соблюдались, расписания и скоростные режимы соответствуют нормам. Оформление путевых листов ведется полностью" (л.д. 9).
Оценив материалы дела и доводы заявителя, суд пришел к выводу, что предпринимателя ФИО1следует освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, исходя из следующего.
ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, зарегистрирована Администрацией Рождественского сельского округа Скопинского района Рязанской области, основной государственный регистрационный номер 304621915500035, имеющей лицензию №АСС-62-212742 от 01.07.2003г. на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок пассажиров более 8 человек по РФ, выдана Управлением Государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и является в силу ст.2.4 КоАП РФ должностным лицом.
Согласно п.1 ст. 17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 08.08.2001г. (в ред. от 06.12.2007г.), деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В соответствии с выданной предпринимателю лицензией на право перевозки пассажиров (регистрационный номер АСС-62-212742 от 01.07.2003г.), условиями осуществления деятельности являются следующие обязанности владельца лицензии: обеспечение наличия лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; обязанность выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; обязанность осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм (л.д. 23).
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 5.7.6 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждения, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 г. N 27, при неблагоприятных изменениях дорожных или метеорологических условий, создающих угрозу безопасности перевозок пассажиров (разрушение дорожного покрытия, гололедица, сильный туман, заносы и т.д.), организация обязана провести оперативную корректировку графиков (расписаний) движения в сторону снижения скорости или отменить график движения, а при необходимости не допустить к выезду на линию или обеспечить иным образом прекращение движения транспортных средств.
В силу 5.7.3 Положения графики (расписания) движения должны разрабатываться в соответствии с установленными правилами на основе нормирования скоростей перед открытием маршрутов регулярных перевозок, а также на действующих маршрутах. Нормативы скорости (времени) движения должны обеспечивать безопасные режимы движения транспортных средств в реальных условиях движения на маршруте: соответствовать скорости, разрешенной Правилами дорожного движения, дорожными знаками, предусматривать возможные задержки, связанные с организацией дорожного движения, задержки на железнодорожных переездах и т.п. Графики выпуска транспортных средств на линию должны формироваться с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости транспортных средств.
Согласно п.п. 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997г. №2, разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами. Обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.06.2000г. №68 "О ведении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" (в ред. от 22.09.2003г.) утвержден Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями.
В силу п. п. 3, 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004г. №15, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности) (п. 6). Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (п. 7). Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения (п.9).
Судом установлено и из представленных предпринимателем ФИО1 документов следует, что предпринимателем ФИО1 проведены сезонные и периодические инструктажи водителям, составлено расписание движения автобусов по пригородным маршрутам (журнал инструктажей, журнал выхода автомобиля на линию и возврата с линии, расписание, л.д. 60, 69-76). Данный факт заявителем не опровергается.
Вместе с тем, суд пришел к выводу, что предпринимателем ФИО1 был нарушен режим труда и отдыха водителя ФИО3 (переработка сменных норм). Согласно путевых листов, водитель ФИО3 работал с 01.11.07г. по 07.11.07г. включительно, без предоставления отдыха. В период с 26.11.2007г. по 03.12.2007г. водитель ФИО3 запланирован, то есть 8 дней подряд. В путевых листах не отражено фактическое время работы (обед должен быть запланирован), не стоит отметка механика. Графики работы водителей представлены в материалы дела, но они составлены с нарушением. Следовательно, предпринимателем ФИО1 нарушены требования п.п. 3,4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Суд считает, что предпринимателю ФИО1 необходимо надлежащим образом организовать работу по суммированному учету рабочего времени в целях недопущения превышения разрешенной продолжительности ежедневной работы (смены) водителей.
В силу ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Анализируя допущенное правонарушение, суд пришел к выводу, что данное правонарушение не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с п.17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
Протокол об административном правонарушении серии А-62 №000827 от 11.12.2007г., как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным ст.28.2 КоАП РФ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства,а также учитывая степень вины правонарушителя, отсутствие ущерба, связанного с неправомерными действиями предпринимателя, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, арбитражный суд считает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить предпринимателя ФИО1 от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием. В силу п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении следует прекратить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 2.1, 2.4, 2.9, 3.1, 4.1, 4.2, ч. 3 ст. 14.1, ст. 23.1, 26.2, 28.2, 26.11, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. ст. 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявления Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области (Скопинское представительство) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, зарегистрированной по адресу: 391800 <...>, основной государственный регистрационный номер 304621915500035, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, отказать. Освободить предпринимателя ФИО1, зарегистрированную по адресу: 391800 <...>, основной государственный регистрационный номер 304621915500035, от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничиться устным замечанием. Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области. На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.
Судья Котлова Л.И.