Арбитражный суд Рязанской области
ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-5685/2010
13 декабря 2010 года С8
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2010 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Стрельникова И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соколовой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области (г.Рязань)
к обществу с ограниченной ответственностью "Константа" (г.Рязань)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности №03-11/26143 от 05.08.2010г.,
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен надлежащим образом,
установил: в Арбитражный суд Рязанской области обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Константа" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области поддержал заявленные требования.
ООО "Константа", извещенное о времени и месте судебного заседания определением, не направило представителя для участия в судебном заседании, заявленные требования не отклонило, отзыв на них не представило.
Руководствуясь положениями ст. ст.156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. ст.121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: на основании приказа №17-44-14/127 от 03.09.2010г. должностными лицами Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 11.11.2003г. №138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон №138-ФЗ) при проведении стимулирующей лотереи "Феникс". Указанная проверка проведена в помещениях развлекательных клубов ООО "Константа", расположенных по адресам: <...>; <...>; <...>.
Проверяющими установлено следующее.
17.09.2010г. в помещении клуба по адресу: <...> находились 39 электронных автоматов, 38 из которых были подключены к сети. На момент проведения проверки часть автоматов использовалась посетителями клуба (протокол осмотра организации по вопросам соответствия лотерей условиям их проведения и законодательству Российской Федерации от 17.09.2010г.).
Администратор лотерейного клуба ФИО2 пояснил, что посетители клуба приобретают лотерейный товар (CD-диски) стоимостью 100 рублей (при покупке выдается товарный чек). В дальнейшем денежные средства зачисляются с помощью электронного ключа в память электронного автомата из расчета 1 рубль = 1 балл и розыгрыш осуществляется участником лотереи на электронном оборудовании самостоятельно (протокол опроса свидетеля от 17.09.2010г.).
17.09.2010г. в помещении клуба по адресу: <...> находились 38 электронных автоматов, подключенных к сети. На момент проведения проверки часть автоматов использовалась посетителями клуба (протокол осмотра организации по вопросам соответствия лотерей условиям их проведения и законодательству Российской Федерации от 17.09.2010г.).
Администратор лотерейного клуба ФИО3 пояснила, что посетители клуба приобретают лотерейный товар (CD-диски), стоимость которых зачисляется с помощью электронного ключа в память электронного автомата из расчета 1 рубль = 1 балл. Розыгрыш осуществляется участником лотереи на электронном оборудовании самостоятельно (протокол опроса свидетеля от 17.09.2010г.).
17.09.2010г. в помещении клуба по адресу: <...> находились 62 электронных автомата, подключенных к сети. На момент проведения проверки часть автоматов использовалась посетителями клуба (протокол осмотра организации по вопросам соответствия лотерей условиям их проведения и законодательству Российской Федерации от 17.09.2010г.).
Оператор лотерейного клуба ФИО4 пояснила, что посетители клуба приобретают лотерейный товар (CD-диски) (при покупке выдается товарный чек), после чего им предлагается осуществить розыгрыш призового фонда на лотерейном оборудовании. В случае выигрыша создается тиражная комиссия, которая выплачивает выигрыш из призового фонда (протокол опроса свидетеля от 17.09.2010г.).
Посетители клубов ФИО5 и ФИО6 пояснили, что каждый из них передал оператору лотерейного клуба по 100 рублей, которые были выставлены на электронном автомате кредитом (100 баллов), и самостоятельно разыграл денежные средства в указанной сумме на электронном оборудовании. Никаких документов, связанных с проведением ООО "Константа" лотереи, ФИО5 и ФИО6 не получали (объяснения от 17.09.2010г.).
Вышеуказанные обстоятельства отражены в акте проверки №7 от 28.09.2010г.
Телеграммами от 21.10.2010г. Межрайонная ИФНС России №2 по Рязанской области предложила ООО "Константа" явиться 03.11.2010г. для рассмотрения акта проверки №7 от 28.09.2010г. и составления протокола об административном правонарушении.
Телеграмма, направленная руководителю ООО "Константа", получена последним 22.10.2010г., телеграмма, направленная по юридическому адресу ООО "Константа" (<...>), не доставлена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу.
Посчитав, что ООО "Константа" не проводит стимулирующую лотерею "Феникс", а фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр, 03.11.2010г. Межрайонная ИНФС России №2 по Рязанской области составила протокол об административном правонарушении №14-588, в котором сделан вывод о наличии в действиях ООО "Константа" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Указанный протокол составлен в отсутствие законного представителя Общества.
С целью привлечения ООО "Константа" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, Межрайонная ИНФС России №2 по Рязанской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. При этом суд руководствуется следующим.
В силу ч.2 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В материалы дела представлен агентский договор №А 0610 от 06.07.2010г., заключенный между ООО "Константа" и ООО "Мидас", по условиям которого ООО "Константа" приняло на себя обязательство осуществлять по поручению ООО "Мидас" стимулирующую лотерею "Феникс" (с предварительной реализацией продукции, с целью стимулирования продажи которой проводится стимулирующая лотерея, а также с последующей выплатой выигрышей).
Разрешение на проведение стимулирующей лотереи "Феникс" в период с 25.01.2010г. по 01.12.2010г. выдано ФНС России (серия Н200С №001744 ФНС).
Согласно подп.1 ст.2 Федерального закона от 11.11.2003г. №138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон №138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В силу п.3 ст.3 Закона №138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, а также на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Согласно п.14 ст.2 Закона №138-Ф3 лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Согласно условиям проведения стимулирующей лотереи "Феникс" данная лотерея является тиражной, проводится на лотерейном оборудовании; участниками данной лотереи являются приобретатели товара (CD/DVD дисков производства Verbatium либо карт оплаты доступа к информационно-развлекательному Интернет-сервису ООО "Мидас"), которые, при наличии кассового чека, подтверждающего приобретение вышеуказанного товара, вправе подать заявку на участие в лотерее (каждая заявка регистрируется организатором лотереи); дополнительная плата за участие в лотерее не взимается.
Призовой фонд лотереи образуется за счет средств организатора до проведения розыгрыша, сам розыгрыш призового фонда проводится по алгоритму случайного определения выигравшего участника с использованием лотерейного оборудования.
Розыгрыш призового фонда лотереи проводится единовременно с участием тиражной комиссии между всеми участниками тиража стимулирующей лотереи, результаты розыгрыша публикуются в СМИ в течение 10 дней с момента проведения каждого розыгрыша.
Таким образом, розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи "Феникс" проводится на лотерейном оборудовании тиражной комиссией, а не самим участником лотереи, при этом участник лотереи регистрируется ее организатором. Кроме того, призовой фонд лотереи должен формироваться до его розыгрыша.
В то же время в ходе проверки установлено, что ООО "Константа" использует в своей деятельности 139 электронных автомата.
Из имеющихся в материалах дела объяснений ФИО5 и ФИО6 следует, что каждый из них передал денежные средства в сумме 100 рублей оператору развлекательного клуба и подошел к электронному автомату, на котором играл путем нажатия кнопок, ожидая определенную комбинацию знаков на мониторе электронного автомата, которая давала бы возможность увеличить ставку.
Сведений о приобретении указанными лицами лотерейных товаров и регистрации их в качестве участников стимулирующей лотереи "Феникс" в материалах дела не имеется.
Следует также отметить, розыгрыш призового фонда способом, установленным проверяющими, не позволяет сформировать призовой фонд до начала такого розыгрыша. Таким образом, розыгрыш денежных средств посетителями развлекательных клубов ООО "Константа" осуществлялся не за счет призового фонда стимулирующей лотереи "Феникс".
Кроме того, в материалы дела представлено письмо ООО "Мидас" (организатора стимулирующей лотереи "Феникс") о том, что данная организация не заключала договора с ООО "Константа" на проведение лотереи.
Доказательств обратного суда не представлено.
Согласно ст.4 Федерального закона от 29.12.2006г. №244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон №244-ФЗ) азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
Оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая тот факт, что ООО "Константа" не опровергло данных, содержащихся в письме ООО "Мидас", не представило доказательств реализации продукции, оговоренной условиями стимулирующей лотереи "Феникс", доказательств регистрации посетителей клуба в качестве участников лотереи, учитывая условия проведения лотереи, не предусматривающих доступ к лотерейному оборудованию для участников лотерей и предусматривающих розыгрыш призового фонда тиражной комиссией, а также принимая во внимание способ формирования призового фонда стимулирующей лотереи "Феникс", суд пришел к выводу о том, что в развлекательных клубах по адресам: <...>; <...>; <...> ООО "Константа" фактически осуществляло деятельность по организацию и проведению азартных игр.
Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно статье 3 Закона №244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Закона №244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим же Законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона №244-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 9 Закона №244-ФЗ игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона №244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Исходя из системного толкования норм Закона №244-ФЗ существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.
Таким образом, запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанный вывод суда согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.10.2010г. №5889/10.
При таких обстоятельствах следует признать, что Межрайонной ИНФС России №2 по Рязанской области сделан правомерный вывод о наличии в действиях ООО "Константа" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Константа" вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами проверки и протоколом о административном правонарушении №14-588 от 03.11.2010г.
Вина ООО "Константа" заключается в том, что он могло и должно было знать требования, существующие в области организации и проведения лотерей и азартных игр, а также должно было исполнять такие требования, однако не предприняло всех зависящих от него мер к соблюдению соответствующих требований.
Нарушения заявителем процедуры привлечения ООО "Константа" к административной ответственности судом не установлено.
Полномочия Межрайонной ИФНС России №2 по Рязанской области на составление протокола об административном правонарушении предусмотрены ч.3 ст.28.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При таких обстоятельствах требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Константа" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд назначает обществу с ограниченной ответственностью "Константа" административное наказание, предусмотренное статьей ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Константа", расположенное по адресу: <...>, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1106234000652, к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Константа" административный штраф в сумме 40000 рублей для зачисления по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Рязанской области (Межрайонная ИФНС России №2 по Рязанской области)
ИНН <***> КПП 623401001
р/сч <***>
Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, г.Рязань
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000 КБК 18211690020020020000140.
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.А. Стрельникова