Арбитражный суд Рязанской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-5891/2009
16 ноября 2009 года С3
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2009 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Савина Н.Ф.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нестеровой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Рязань
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Рязань
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от административного органа: ФИО2, старший госинспектор, доверенность от 24.11.2008г. №01/1745;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен.
установил: Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Рязанской области (далее по тексту - заявитель, административный орган, УГАДН по Рязанской области) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий.
Представитель административного органа доводы заявления поддержал.
Предприниматель в судебное заседание не явился, отзыв не представил, требования не отклонил. Определение суда от 26.10.2009г. о назначении дела к судебному разбирательству получено предпринимателем 27.10.2009г. В соответствии со ст. ст. 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие предпринимателя, извещенного о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует : Начальником УГАДН по Рязанской области было издано распоряжение №351 от 28.09.2009г. о проведении внеплановой проверки автотранспортной деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 по вопросу соблюдения предпринимателем обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом (л.д.7).
Результаты проверки оформлены актом проверки № 090-РЮ, составленным проверяющим должностным лицом заявителя 21.10.2009г., которым установлено, что предпринимателем осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п.4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637 (далее - Положения) (л.д.10,11).
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении серия А-62 № 000398 от 21.10.2009г., в котором отражены нарушения, допущенные предпринимателем ФИО1 (л.д.5,6):
- не обеспечено соблюдение режима труда и отдыха водителей в части представления водителям еженедельного непрерывного отдыха (не менее 42 часов), чем нарушены требования п.п. 26,27 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15;
- не осуществляет контроль выполнения должностным лицом, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, своих обязанностей, чем нарушены требования п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27.
Копия протокола получена предпринимателем лично, о чем имеется соответствующая запись в протоколе. В протоколе отражена позиция индивидуального предпринимателя ФИО1 по выявленным нарушениям: "Согласна".
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, Управление ГАДН по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности.
Рассмотрев и оценив представленные материалы, заслушав доводы представителя административного органа, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 08.08.2001г., деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 Закона.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством РФ на органы Российской транспортной инспекции.
Кроме того, полномочия должностных лиц административного органа - органов Российской транспортной инспекции определены и в ч. 2 ст. 23.36 КоАП РФ.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 05.12.2001г. в Регистрационном управлении (палате) администрации г. Рязани, прошла перерегистрацию в Межрайонной ИМНС России №2 по г. Рязани (свидетельство серия 62 №000291797, основной государственный регистрационный номер 304623415400040) (л.д. 18). Лицензионной палатой Администрации Рязанской области 06 декабря 2001г. ей была выдана лицензия № АСС-62-901007 на осуществление перевозок пассажиров автобусами в пределах РФ (л.д. 17).
В соответствии с выданной индивидуальному предпринимателю ФИО1 лицензией на право перевозки пассажиров, условиями осуществления деятельности являются следующие обязанности владельца лицензии: обеспечение наличия лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; обязанность выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; обязанность осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.
Пунктом 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе: соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
В соответствии с п.1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
В соответствии с п. 26. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ №15 от 20.08.2004г. еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
Как установлено судом и следует из табеля учета рабочего времени за октябрь 2009г. (л.д.12-14), водитель ФИО3 отработал с 02.10.2009г. по 19.10.2009г. - 18 дней, водитель ФИО4 - с 01.10.2009г. по 19.10.2009г. - 19 дней, водитель ФИО5 - с 13.10.2009г. по 19.10.2009г. - 7 дней, то есть им несвоевременно представлен еженедельный непрерывный отдых. Тем самым предпринимателем нарушен п. 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ №15 от 20.08.2004г.
В соответствии с п.п. "г" п. 4 Положения от 30.10.2006г. № 637, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Пунктом 2.2 Положения от 09.03.1995г. №27 установлено, что основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются, в том числе закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации; а также регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 18.03.2008г. приказом №62/р (л.д. 15) приняла на работу на должность начальника по эксплуатации и безопасности дорожного движения ФИО6 Должностной инструкцией начальника отдела эксплуатации и безопасности движения (л.д. 16) предусмотрено, что в должностные обязанности ФИО6 входит, в том числе, контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей. Индивидуальный предприниматель ФИО1 должна осуществлять контроль за выполнением ФИО6 своих должностных обязанностей. Однако, индивидуальный предприниматель ФИО1 контроль не осуществляет, что подтверждается выявленными в ходе проверки нарушениями.
Таким образом, судом установлено, что при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, предпринимателем нарушаются лицензионные требования.
Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц, от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившие административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении № 000398 от 21.10.2009г., как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку факт совершения индивидуальным предпринимателем ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имел место, подтвержден материалами дела, предприниматель неоднократно привлекался к административной ответственности, арбитражный суд считает, что индивидуального ФИО1 следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 4000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку г. Рязани, зарегистрированную в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304623415400040, проживающую по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и взыскать в доход соответствующего бюджета административный штраф в сумме 4000 руб.
Реквизиты по оплате штрафа:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области)
ИНН <***>
КПП 623401001
Р/с <***>
ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК 10611690040040000140
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.Ф. Савина