ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-6439/16 от 05.12.2016 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

  ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело №А54-6439/2016

12 декабря 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 декабря 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2016 года.

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Шуман И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Авдеевой Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области (ОГРН <***>, г. Рязань) к обществу с ограниченной ответственностью "ВИАСИ" (ОГРН <***>, Рязанская область, Рыбновский район, с. Вакино) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности от 27.10.2016 № 5, личность установлена на основании предъявленного паспорта;

от ответчика - не явился, извещен надлежащим образом.

установил: Государственная инспекция строительного надзора Рязанской области (далее - административный орган, Инспекция) в арбитражный суд рязанской области с требованием привлечь общество с ограниченной ответственностью "ВИАСИ" (далее - ответчик, Общество, ООО "ВИАСИ") к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель административного органа заявление поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие заявителя, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания в порядке, предусмотренном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ООО "ВИАСИ" ведет строительные работы на объекте капитального строительства - "Многопрофильный автозаправочный комплекс", расположенный по адресу: <...>.

С 04.04.2016 по 08.04.2016 на указанном выше объекте капитального строительства инспекцией проводилась проверка выполнения предписания №АА-50 от 27.11.2015.

По результатам проверки составлен акт проверки № 324 от 29.04.2016 и выдано описание № АА-11 от того же числа.

С 15.06.2016 по 17.06.2016 на указанном выше объекте капитального строительства проводилась проверка соответствия выполненных работ по инженерно-техническому обеспечению, отделочным работам, благоустройству объекта сального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных актов проектной и рабочей документации, ведение исполнительной документации, осуществление строительного контроля.

По результатам проверки составлен акт проверки № 487 от 21.06.2016 и выдано описание № АА-14 от 21.06.2016 об устранении выявленных нарушений обязательных для исполнения требований в области строительства.

Извещениями №№ 324 и 487 от 20.09.2016 Общество уведомило Инспекцию об устранении нарушений.

На основании приказа начальника Госстройнадзора Рязанской области № 982-01-03 от 29.09.2016, Инспекцией проведена (04.10.2016) проверка исполнения предписаний №АА-11 от 29.04.2016 и №АА-14 от 21.06.2016, в результате которой было остановлено, что ООО "ВИАСИ" вышеуказанные предписания не выполнены, а именно пункты № 1-5, 8-15, 22-24, 27-29, 32, 33, 36, 39, 40, 48 предписания № АА-14 от 21.06.2016 об устранении нарушений; пункты № 15, 19, 50, 51 предписания АА-11 от 29.04.2016 об устранении нарушений не выполнены.

По данному факту сотрудником инспекции составлен акт № 919 07.10.2016.

Усмотрев в бездействии Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Инспекции 28.10.2016, в присутствии представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N БМ-5.

Для привлечения ООО "ВИАСИ" к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Инспекция обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя административного органа, арбитражный суд считает, что заявленные Инспекцией требования удовлетворению не подлежат. При этом суд исходит из следующего.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее по тексту - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

На основании части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Частью 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение), задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Пунктом 9 названного Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (пункт 14 Положения).

Как установлено судом, общество ведет строительные работы на объекте капитального строительства - "Многопрофильный автозаправочный комплекс", расположенный по адресу: <...>.

29.04.2016 ООО "ВИАСИ" было выдано предписание № АА-11 со сроком исполнения до 29.07.2016, в соответствии с которым лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано было, в том числе выполнить следующие мероприятия:

- представить общий журнал работ, в соответствии с требованиями по ведению общего журнала работ, РД 11-05-2007.

- представить паспорта на резервуары для хранения жидкого топлива в количестве 4 штук емкостью 25 м3 каждый, аварийного резервуара объемом 25м3, аккумуляторных баллонов для хранения газа, газооборотников в количестве 3 шт.

- представить акт на гидроизоляцию резервуаров для хранения жидкого топлива в количестве 4 штук емкостью 25 м3 каждый, аварийного резервуара объемом 25 м3;

- др.

21.06.2016 Обществу выдано предписания № АА-14 со сроком исполнения до 28.08.2016, в соответствии с которым общество обязано было выполнить мероприятия, в том числе:

- установить электрические воздушно - тепловые завесы №№ 1 - 6 в количестве 6 шт. на въездных воротах автомойки 2 поста. Постов ТО, на автоматических входных дверях, в соответствии с проектом 14/15-И-ИОС4.1, 14/15-И-ИОС.

- выполнить уклоны пола к приямкам для сбора грязной воды в помещении № 11 автомойки на 2 поста, соответствии с проектом 14/15-И-ИОС 2/3.1, 14/15-И-ИОС 7.

- выполнить предусмотренную проектом 14/15-И-ПЗ, установку УКО-2 М plus, или внести изменения в проект согласно фактически примененному оборудованию марки УКО-1 оборотного водоснабжения автомойки. Разместить установку, согласно проекту в отдельном помещении № 4 (оборотного водоснабжения). С устроенным в конструкции пола дренажным трапом, для отвода воды при промывке фильтров и аварийном сбросе, в соответствии с проектом 14/15-И-ПЗ.

- выполнить в соответствии с проектом 14/15-И-ИОС4.1, лист. 1 установку радиаторов отопления расположенных в помещении для проведения ТО.

- выполнить систему дымоудаления в постах ТО от двигателей внутреннего сгорания. Установить вентиляторы и система удаления газов за пределы здания не выполнена, в соответствии с требованиями проекта 14/15-И-ИОС 4.1.

- выполнить систему освещения и количество светильников в торговом зале, в соответствии с проектом 14/15-И-ИОС 5.1, лист. 13.

- установить 23 электронагревателя марки "FRICO" 600Вт/220 в торговом зале, предусмотренные проектом 14/15-И-ИОС 5.1, лист 13.

- в ИТП установить 4 настенных газовых котла марки TERMONA, в соответствии с проектом 14/15-И-ИОС 4.2, лист 1 (по факту установлено 2 другого производителя) или внести изменения в проект, согласно фактически установленным напольным котлам марки PROTERM.

- привести в соответствие с проектом 14/15-И-ИОС 5.1, лист 3 систему удаления дымовых газов от котлов, в связи с произведенной их заменой, и не внесены изменения в проект согласно фактически выполненных решений по дымоудалению от газовых котлов.

- загерметизировать места труб через строительные
 конструкции. Трубопроводы в местах пересечения строительных конструкций
 проложить в гильзах из несгораемых материалов. Зазор заполнить эластичным несгораемым материалом, в соответствии с требованиями п.6.2.3 СП 30.13330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2-К.01-85*.

- выполнить прокладку воздуховода приточной вентиляции через помещение № 6 (помещение для персонала) в соответствии с проектом 14/15-И-4.1, лист. 2, или внести изменения в проект согласно фактически выполненной прокладки через помещение № 1 (ИТП).

- выполнить систему освещения и количество светильников в помещении компрессорной, в соответствии с проектом 14/15-И-ИОС 5.1, лист 11, из освещения НПО 22-100, в количестве 24 шт., или внести изменения в проект согласно фактическому количеству светильников (2шт. в спец. исполнении).

- выполнить лотки марки "профи пластик" с верхней решеткой из чугуна системы К2 ливневой канализации в количестве 104 м.п., предусмотренные проектом 14/15-И-ИОС 7, с трех сторон заправочных островков с навесом ТРК. или внести изменения в проект.

- выполнить уклоны от заправочных постов жидкого топлива в сторону резервуарного парка для хранения жидкого топлива, предусмотренные проектом 14/15-И-ИОС 7. лист. 3, или внести изменения в проект.

- расположить аккумуляторные баллоны газа в количестве 8 штук согласно проекту 14/15-И-ИОС 7, лист. 6;9, а именно вертикально, или внести изменения в проект касающиеся фактического (горизонтального) расположения аккумуляторных баллонов газа.

- выполнить в соответствии с проектом 14/15-И-ИОС 7, лист. 6; 9 конструкции резервуарного парка аккумуляторных баллонов в количестве 8 штук, или внести изменения в проект об устроенной конструкции в виде скатной кровли непредусмотренной проектом;

- выполнить уклоны в сторону сливного колодца площадки слива АЦ, предусмотренные проектом 14/15-И-ИОС 7, лист 5, или внести изменения в проектную документацию;

- выполнить согласно проекту горловину сливного колодца АЦ.

- выполнить сеть К2 ливнестоков с площадки АЗС, в соответствии с требованиями проекта 14/15-И-ИОС 2/3.2, лист. 1.

- выполнить очистные сооружения ливневых стоков и талых вод, в соответствии с требованиями проекта 14/15-И-ИОС 2/3.2, лист. 1.

- выполнить асфальтобетонное покрытие возле резервуарного парка газовых баллонов, в соответствии с проектом 14/15-И-ПЗУ, лист.2.

- установить знаки: "Пешеходный переход" 4 шт., выполнить разметку пешеходного перехода, в соответствии с требованиями проекта 14/15-И-ПЗУ, лист.2.

- установить сооружения "Искусственная неровность" на въезде и выезде с АЗС, предусмотренные проектом 14/15-И-ПЗУ, лист.2

- и др.

Факт невыполнения обществом в установленный срок вышеуказанных требований предписаний уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа подтверждается актом проверки № 919 от 07.10.2016, протоколом об административном правонарушении от 28.10.2016 N БМ-5.

Доказательств обратного материалы дела не содержат и обществом не представлено.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.

С учетом изложенного суд следует признать, что в бездействии Общества усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В то же время, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении срок давности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

Такой правовой подход соответствует также правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.10.2013 N 5598/13, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 19.05.2015 по делу N А48-2701/2014 и т.д.

Поскольку вменяемое Обществу правонарушение относится к административным правонарушениям против порядка управления (глава 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), то срок давности привлечения Общества к административной ответственности составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения, который следует исчислять с момента истечения срока исполнения предписания Инспекции №АА-11 от 29.04.2016 - с 29.07.2016 и предписания № АА-14 от 21.06.2016 - с 22.08.2016.

При этом судом учтено, что срок исполнения предписания административным органом не продлевался, что подтвердил представитель инспекции в судебном заседании.

Таким образом, правонарушение было обнаружено должностным лицом административного органа 30.07.2016 и 23.08.2016 соответственно, а с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности административный орган обратился в Арбитражный суд Рязанской области только 01.11.2016 (согласно штампу канцелярии), то есть спустя более двух месяцев.

Обращаясь в арбитражный суд с заявлением 01.11.2016, инспекция не учла, что согласно части 1 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен Федеральным законом об административных правонарушениях.

В силу требований абзаца второго части первой статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о времени и месте судебного заседания размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Определением суда от 03.11.2016 судебное заседание было назначено в пределах срока, установленного статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, принимая заявление административного органа к производству, суд, соблюдая требования статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, назначил судебное заседание не ранее 24.11.2016.

Вместе с тем, срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек - 30.10.2016 (по предписанию №АА-11 от 29.04.2016), и - 23.11.2016 (по предписанию № АА-14 от 21.06.2016) соответственно.

В силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В случае пропуска сроков давности привлечения к административной ответственности, которые восстановлению не подлежат, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении требования Инспекции о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области (ОГРН <***>, г. Рязань) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВИАСИ" (ОГРН <***>, Московская область, Красногорский район, г. Красногорск) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья И.В. Шуман