ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А54-7525/15 от 18.04.2016 АС Рязанской области

Арбитражный суд Рязанской области

  ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;

http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Рязань Дело №А54-7525/2015

19 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 апреля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Котловой Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ратниковой Е.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению жилищно-строительного кооператива "Ходынинские дворики" о принятии мер по обеспечению заявления

жилищно-строительного кооператива "Ходынинские дворики" (ОГРН <***>; г. Рязань)

к главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (ОГРН <***>; г. Рязань)

о признании незаконным постановления от 03.12.2015 о назначении административного наказания

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности от 25.01.2016, предъявлен паспорт (в судебном заседании 13.04.2016); ФИО2, представитель по доверенности от 03.03.2016, предъявлен паспорт (в судебном заседании 18.04.2016);

от административного органа - ФИО3, начальник контрольно-правового отдела по доверенности №6 от 16.03.2015, предъявлено удостоверение;

от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании 13.04.2016 был объявлен перерыв до 18.04.2016 до 11 часов 20 минут.

установил: Жилищно-строительный кооператив "Ходынинские дворики" (далее заявитель, кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (далее административный орган, ГУ РЭК Рязанской области, Управление) о признании незаконным постановления от 03.12.2015 о назначении административного наказания.

Определением от 17.12.2015 заявления принято к производству в порядке упрощенного производства.

Определением от 17.02.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

Определением от 14.03.2016 участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена ФИО4.

Представитель заявителя поддерживает требования, доводы изложены в жалобе, дополнениях, возражениях (л.д. 4, 99, 113).

Представитель административного органа возражает по заявленным требованиям, доводы изложены в отзыве, дополнительных пояснениях (л.д. 44-49,96-98).

Представитель третьего лица не явился, извещен надлежащим образом; отзыв в материалы дела не представлен.

Дело об административном правонарушении, в соответствии со статьями 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрено судом в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 16.09.2015 (размещено на сайте Управления 15.09.2015) гр. ФИО4 разместила на сайте ГУ РЭК Рязанской области письмо о том, что у ЖСК "Ходынинские дворики" отсутствует сайт и не опубликована информация о тарифах на водоснабжение, а также просит рассмотреть вопрос о несоблюдении кооперативом законодательства о раскрытии информации регулируемыми организациями (в сфере водоснабжения) (л.д. 86, 107-112).

В период с 01.10.2015 по 28.10.2015 главным управлением "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области на основании приказа начальника ГУ РЭК Рязанской области от 22.09.2015 №16-р-к (л.д. 51-53), обращения гр. ФИО4 (вх. №КАС-152) в отношении жилищно-строительного кооператива "Ходынинские дворики" по адресу: 390029, <...>, проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами и с целью обращения граждан.

Задачей проверки являлось осуществление регионального государственного контроля (надзора) в части соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения.

В ходе проверочных мероприятий административным органом было выявлено нарушение кооперативом требований Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, постановления Правительства РФ от 17.01.2013 №6 в части обязанности раскрывать информацию.

Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 28.10.2015 №15, полученном представителем кооператива 09.11.2015 (л.д. 54-56). 28.10.2015 кооперативу выдано предписание (л.д. 57).

Письмом от 28.10.2015 №СЯ-694кп, ГУ "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области уведомило кооператив о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (18.11.2015 в 15 час. 00 мин. по адресу: <...>). Указанное письмо получено кооперативом 30.10.2015 (л.д. 59-61).

Письмом от 09.11.2015 №ОГ-730кп, ГУ "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области уведомило кооператив о переносе составления протокола по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на 20.11.2015 на 15.00 по адресу: <...>. Указанное письмо направлено кооперативу по факсу (л.д. 62-63).

20.11.2015 ГУ РЭК Рязанской области, в отсутствие законного представителя кооператива, составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому жилищно-строительному кооперативу "Ходынинские дворики" вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный протокол направлен кооперативу по почте (л.д. 64-66).

20.11.2015 административным органом вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно: 03 декабря 2015 года в 15 часов 00 минут в главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области по адресу: <...>. Данное определение получено кооперативом 25.11.2015 (л.д. 67-68).

03.12.2016 первым заместителем начальника главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области в присутствии представителя кооператива вынесено постановление о назначении административного наказания. В соответствии с указанным постановлением жилищно-строительный кооператив "Ходынинские дворики" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100000 руб. Данное постановление получено представителем кооператива 03.12.2015 (л.д. 69-72).

Не согласившись с указанным постановлением, жилищно-строительный кооператив "Ходынинские дворики" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы дела, выслушав доводы лиц участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу, что требование жилищно-строительного кооператива "Ходынинские дворики" подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении", с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" теплоснабжающие организации, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Стандарты) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения".

В соответствии с п. 56 Стандартов, регулируемыми организациями подлежит раскрытию информация:

а) о регулируемой организации (общая информация);

б) о тарифах на регулируемые товары (услуги);

в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);

г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям;

д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации;

е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе горячего водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения;

ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения;

з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе горячего водоснабжения;

и) о способах приобретения товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией;

к) о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения.

Информация, указанная в пунктах 15, 23 и 24 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования (п. 7 Стандартов).

Информация, указанная в пунктах 18 - 20 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, за исключением информации, указанной в подпункте "з" пункта 20 настоящего документа (п. 28 Стандартов).

Информация, указанная в пункте 18 настоящего документа, соответствует годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год (п. 29 Стандартов).

Информация, указанная в пункте 21 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация (п. 32 Стандартов).

Информация, указанная в пунктах 25 и 26 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией в течение 10 календарных дней со дня подачи ею заявления об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления) (п. 33 Стандартов).

Информация, указанная в пункте 17 настоящего документа, подлежит раскрытию в течение месяца со дня вступления в силу настоящего документа (п. 34 Стандартов).

Согласно п. 3 Стандартов, регулируемыми организациями информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации;

б) опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 настоящего документа;

в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети "Интернет";

г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители) в порядке, установленном настоящим документом.

Согласно ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Судом из материалов дела установлено, что в период с 01.10.2015 по 28.10.2015 на основании приказа ГУ РЭК Рязанской области от 22.09.2015 № 16 р-к проведена внеплановая проверка в отношении ЖСК "Ходынинские дворики". В ходе проверки установлено, что постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 28.11.2014 № 176 установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения для потребителей ЖСК "Ходынинские дворики". Тарифы, установленные указанным постановлением, действуют по 31 декабря 2015 года.

В ходе проверки установлено, что ЖСК "Ходынинские дворики" информация, указанная в пунктах 15, 17, 23, 24 18-20, 21 25, 26 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения", размещена с нарушением сроков.

20.11.2015 ГУ РЭК Рязанской области составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому жилищно-строительному кооперативу "Ходынинские дворики" вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На официальном сайте ГУ РЭК Рязанской области (http://www.rek.ryazangov.ru) функционирует специальный портал (ЕИАС) для раскрытия информации (https://regportal-tariff.ru).

На сайте ГУ РЭК Рязанской области (www.rek.ryazangov.ru) ЖСК "Ходынинские дворики" информация на момент составления протокола об административном правонарушении от 20.11.2015 не раскрыта, иных сведений о раскрытии информации от ЖСК "Ходынинские дворики" на момент составления протокола в ГУ РЭК Рязанской области по состоянию на 20.11.2015 не поступало.

01.12.2015 в ГУ РЭК Рязанской области поступило письмо от ЖСК "Ходынинские дворики" (вх. № 4324, л.д. 22), которым сообщалось о раскрытии указанной выше информации 23 и 24 ноября 2015 года с использованием портала ЕИАС.

ГУ РЭК Рязанской области указывает, что фактически по состоянию на 03.12.2015 ЖСК "Ходынинские дворики" разместил информацию. Тем не менее, информация размещена с нарушением сроков, установленных Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 №6. Данное обстоятельство не освобождает ЖСК "Ходынинские дворики" от ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

03.12.2016 первым заместителем начальника главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области в присутствии представителя кооператива вынесено постановление о назначении административного наказания. В соответствии с указанным постановлением жилищно-строительный кооператив "Ходынинские дворики" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100000 руб.

Суд пришел к выводу, что ЖСК "Ходынинские дворики" допущено нарушение требований федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, постановления Правительства РФ от 17.01.2013 №6 в части обязанности раскрывать информацию в установленные сроки в определенной законом форме.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства того, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения требований действующего валютного законодательства, в материалах настоящего дела отсутствуют.

Вина заявителя состоит в том, что он не принял всех необходимых мер для исполнения законно установленной обязанности по переоформлению паспорта сделки в установленный нормативно-правовым актом срок.

Исходя из этого, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений прав и интересов заявителя при производстве по делу об административном правонарушении арбитражным судом не установлено.

Довод заявителя о том, что внеплановая документарная проверка проведена с существенными нарушениями, не принимается судом, так как проведена административным органом в установленном порядке, на основании приказа и с надлежащим извещением Общества.

Довод заявителя о том, что ЖСК "Ходынинские дворики" не является субъектом естественной монополии, ресурсоснабжающей организацией и создан для удовлетворения потребностей своих членов и, как следствие, не может быть привлечен к административной ответственности со ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оценен судом и принят во внимание.

Часть 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса.

Постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 28.11.2014 №176 установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения для потребителей ЖСК "Ходынинские дворики". Тарифы, установленные указанным постановлением, действовали по 31 декабря 2015 года.

Статьей 34 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.

Часть 15 статьи 2 федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" дает определение понятию организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" определены сферы деятельности субъектов естественных монополий к ним в том числе относится - водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, ЖСК "Ходынинские дворики", оказывая услугу холодного водоснабжения, осуществляет эксплуатацию системы водоснабжения, соответственно, нормы, определенные частью 1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу указанных положений законов, полностью распространяются на ЖСК "Ходынинские дворики".

Довод заявителя о том, что обращение гр. ФИО4 в Управление не может быть основанием для проведения внеплановой проверки в отношении кооператива, так как она не имеет домовладение на территории ЖСК "Ходынинские дворики", не является потребителем питьевой воды в сфере холодного водоснабжения кооператива, не принимается судом во внимание.

Из подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля обращений граждан, права которых нарушены.

Судом из материалов дела установлено, что обращение гр. ФИО4, поступившее в Управление, содержит фамилию, имя, отчество обратившегося лица, и адрес, по которому следует отправить ответ, а также указан адрес электронной почты.

Таким образом, обращение гр. ФИО4 соответствует требованиям ст. 10 Закона №294ФЗ и является основанием для проведения проверки.

В свою очередь, кооператив в обоснование заявленного требования ссылается на малозначительность совершенного административного правонарушения, а именно: ЖСК "Ходынинские дворики", являясь некоммерческой организацией в форме жилищного строительного кооператива, который осуществляет деятельность исходя из наличия денежных средств от поступающих платежей граждан, кооператив не имел финансовой возможности произвести необходимые действия (приобретение ключа электронной подписи) ввиду отсутствия расчетного счета и наличия задолженности перед бюджетом из-за отзыва лицензии у кредитной организации, в которой был открыт единственный расчетный счет кооператива (приказ Банка России от 01.06.2015 №ОД-1208 отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации Коммерческий банк "ОПМ-Банк" с 01.06.2015). Отсутствие умысла со стороны кооператива подтверждает тот факт, что оплата ключа за кооператива была произведена третьим лицом (л.д. 18).

При рассмотрении материалов настоящего дел арбитражным судом учтена правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, содержащаяся в пункте 2 Определения от 21.04.2005 № 122-О, согласно которому назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. Постановлений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2007 №42, от 26.07.2007 №46, от 20.11.2008 №60) указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения, как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи, с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать разовый либо систематический характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив представленные в материалы настоящего дела доказательства, характер и степень общественной опасности, приняв во внимание, что ранее заявитель не привлекался по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (доказательств обратного не представлено), а также, что в рассматриваемом случае административное правонарушение не причинило экономического ущерба интересам государства, в действиях заявителя отсутствуют признаки пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него действующим законодательством Российской Федерации обязанностей, арбитражный суд расценивает совершенное ЖСК "Ходынинские дворики" правонарушение как малозначительное.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.

Устное замечание влечет для нарушителя юридические последствия и даёт возможность осознать противоправность своего поведения с тем, чтобы не допускать подобного в будущем.

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что постановление главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области о назначении административного наказания от 03.12.2015 подлежит признанию незаконным и его отмене, в связи с малозначительностью совершенного кооперативом административного правонарушения.

В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Постановление главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (ОГРН <***>; г. Рязань) от 03.12.2015 о назначении жилищно-строительному кооперативу "Ходынинские дворики" (ОГРН <***>; г. Рязань) административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100000 руб., признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, через Арбитражный суд Рязанской области может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 181, 211, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Л.И. Котлова