АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
июля 2019 года | Дело № | А55-10240/2019 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2019 года. Решение изготовлено в полном объеме 29 июля 2019 года. | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | судьи Мешковой О.В. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания ФИО1, | |||||||
рассмотрев в судебном заседании дело по иску, заявлению | |||||||
финансового управляющего Ларина С.А. Телешинина Андрея Игоревича, г.Сызрань | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от начальника ОСП Железнодорожного р-на г. Самары - старшего судебного пристава ФИО4 - ФИО4, старший судебный пристав, удостоверение, приказ от 28.01.2019; | |||||||
установил: Финансовый управляющий ФИО2 ФИО3 обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит: признать неправомерным бездействие отдел судебных приставов Железнодорожного района г. Самара по непринятию мер к возбуждению исполнительных производств, обязать отдел судебных приставов Железнодорожного района г. Самара возбудить исполнительное производство и принудительно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном листе серия ФС №020598633 от 06.09.2018, выданным Арбитражным судом Самарской области. К участию в деле судом на основании ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был привлечен начальник отдела судебных приставов Железнодорожного района г. Самары УФССП России по Самарской области – старший судебный пристав ФИО4 в качестве заинтересованного лица и на основании ст. 51 АПК РФ была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5. Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в силу ч.6 ст.121, ст.123 и 186 АПК РФ. Доводы заявителя изложены в заявлении и ходатайстве. ОСП Железнодорожного р-на г. Самары и явившаяся в судебное заседание начальник отдела – старший судебный пристав ФИО4 заявленные требования не признают по доводам, изложенным в отзыве на заявление, ссылаясь на факт утраты исполнительного листа по вине работников канцелярии, которые уже уволены из ОСП, а также принятие мер по получению дубликата исполнительного листа. Представитель УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в силу ч. 6 ст. 121, ст.123 и 186 АПК РФ, отзыв на заявление Управлением не представлен. Третье лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в силу ст.123 и 186 АПК РФ, отзыв на заявление не представило. Суд на основании ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, с учетом их надлежащего извещения по имеющимся в деле материалам. Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, объяснения сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению с учетом следующих установленных судом обстоятельств. В силу статей 198 и 329 АПК РФ действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде гражданами, организациями и иными лицами, если они полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Основополагающим принципом исполнительного производства является принцип законности. Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, устанавливаются Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве). Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункт 2 статьи 4 Закона об исполнительном производстве). В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Законом об исполнительном производстве, а также Федеральным законом "О судебных приставах". В силу статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставов) в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Таким образом, законодательство в сфере исполнительного производства предоставляет ряд прав и гарантий сторонам исполнительного производства в ходе его осуществления. Судебный пристав-исполнитель, как должностное лицо, состоящее на государственной службе и наделенное полномочиями, обязан, соблюдая принцип законности, обеспечивать реализацию прав и защиту интересов как должника, так и взыскателя в рамках исполнительного производства. Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) одной из задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов. Статьей 4 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительное производство осуществляется, в частности, на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Порядок возбуждения исполнительного производства установлен статьей 30 Закона об исполнительном производстве. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ). Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставуисполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов (пункт 7 статьи 30 Закона N 229-ФЗ). Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (пункт 8 статьи 30 Закона N 229-ФЗ). Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (пункт 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ). По общему правилу, установленному частью 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Таким образом, Законом об исполнительном производстве установлены сроки при процедуре возбуждения исполнительного производства. Данные сроки направлены, в том числе, на реализацию принципа своевременности совершения исполнительных действий. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 118-ФЗ "О судебных приставах" старший судебный пристав: - организует работу подразделения судебных приставов; - обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; - организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; - издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; - осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности. Ответственность за организацию надлежащего выполнения подразделением судебных приставов возложенных на службу судебных приставов задач несет старший судебный пристав. Согласно положениям п. 4.3.1 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682 (далее - Инструкция) в целях выделения из всего массива поступившей корреспонденции документов, требующих обязательного рассмотрения, начальником отдела - старшим судебным приставом перед регистрацией документов осуществляется их предварительное рассмотрение. Поступившие документы передаются на рассмотрение Директору, иным должностным лицам Службы только после регистрации (пункт 4.5.1 Инструкции). После рассмотрения поступивших документов Директор (заместитель Директора) передает секретарю документы, оформленные на бумажном носителе, с подписанными указаниями по их исполнению (пункт 4.5.7 Инструкции). В аналогичном порядке руководители структурных подразделений центрального аппарата (руководитель территориального органа, его заместители, начальник отдела - старший судебный пристав) Службы передают документы после рассмотрения работникам, ответственным за делопроизводство (уполномоченному должностному лицу подразделения документационного обеспечения). Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2017 г. по делу № А55-7313/2017, должник - ФИО2 признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим должника утвержден ФИО3. Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.06.2019 г. по делу №А55-7313/2017 продлен срок реализации имущества гражданина в отношении ФИО2 на 4 месяца. Финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит суд истребовать у ФИО5 и передать финансовому управляющему ФИО3 имущество указанного в заявлении. Определением Арбитражного суда Самарской обл. от 08.08.2018 года по делу №А55-7313/2017 суд обязал истребовать у ФИО5 и передать финансовому, управляющему ФИО2 ФИО3 следующее имущество: - ВАЗ 21063, 1992 г.в., гос.номер К6080КА, дата регистрации 04.12.1992 г., а так же паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства и ключи; - Hyndai Sonata, 2007 г.в., VIN X7MEN1FP7A030927, гос. номер <***>, дата регистрации 18.07.2013 г., а так же паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства и ключи; - ВАЗ 21093, 2002 г.в., VIN <***>, гос.номер В668НО, дата регистрации 27.03.2014 г., а так же паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства и ключи. Арбитражным судом Самарской области 16.08.2018 на основании указанного определения арбитражного суда выдан исполнительный лист серия ФС № 020598633. Как следует из объяснений заявителя и материалов дела, ФИО5 до настоящего времени Определение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2018 года по делу № А55-7313/2017, не исполнила. В связи с неисполнением ФИО5 определения Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2018г., финансовый управляющий ФИО2 ФИО3 обратился в ОСП Железнодорожного района г. Самара УФССП России по Самарской области с заявлением исх. № 1 от 19.09.2018 г. о возбуждении исполнительного производства и принудительном исполнении определения суда с приложением подлинного исполнительного листа серия ФС №020598633 от 16.08.2018 г. Данное заявление было направлено заявителем в ОСП Железнодорожного района г.Самара УФССП России по Самарской области по почте 20.09.2018 заказным письмом №44600126097676, что подтверждается почтовой квитанцией. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления заявление получено ОСП Железнодорожного района г. Самара УФССП России по Самарской области 24.09.2018 (л.д. 10-11). С учетом положений статьи 30 Закона об исполнительном производстве постановление о возбуждении исполнительного производства должно было быть вынесено не позднее 02.10.2018. Однако, как установлено судом, на момент подачи в арбитражный суд рассматриваемого заявления, то есть более чем полгода, исполнительное производство на основании исполнительного листа серия ФС №020598633 от 16.08.2018 г., выданного Арбитражным судом Самарской области по делу № А55-7313/2017, так и не было возбуждено, соответствующее постановление о возбуждение исполнительного производства не было вынесено, что и послужило основанием для обращения финансового управляющего в суд. В соответствии со статьей 122 Закона N 229-ФЗ установлено, что жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Бездействие по своей природе в отличие от действия является длящимся нарушением требований Закона N 229-ФЗ, так как заключается в невыполнении судебным приставом-исполнителем требований Закона N 229-Ф в течение определенного периода времени. В постановлении от 20.02.2002 N 1076/01 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложил следующую правовую позицию. Законом об исполнительном производстве не предусмотрены последствия пропуска 10-дневного срока, установленного для подачи жалобы на действия судебного пристава. По смыслу Закона об исполнительном производстве указанный срок не является пресекательным, а несоблюдение его не может служить основанием к отказу в удовлетворении жалобы по существу. Длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на уполномоченное лицо (орган) законом. Длящееся правонарушение начинается с момента совершения противоправного действия (бездействия), сопряжено с неисполнением таким лицом (органом) возложенной на него обязанности в течение длительного периода времени и прекращается вследствие действий самого нарушителя, направленных на прекращение правонарушения, либо вследствие вмешательства иных заинтересованных лиц (уполномоченных органов), направленного на пресечение нарушения закона. В связи с этим, срок на подачу заявления об оспаривании бездействия исчисляется с того времени, когда заявитель узнал о допущенном бездействии. В силу части 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Надлежащие доказательства направления постановления о возбуждении исполнительного производства в сроки, определенные в статье 30 Закона N 229-ФЗ в материалах исполнительного производства отсутствуют, суду они также не представлены. Исходя из материалов дела, заявитель узнал о спорном бездействии после обращении к данным сервиса банка данных исполнительных производств на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов, из анализа которого установил отсутствие данных о возбуждении исполнительного производства 01.04.2019, исходя из даты заявления, поданного в суд, доказательств обратного суду не представлено. При этом в арбитражный суд заявитель обратился с нарочным 10.04.2019, то есть с соблюдением установленного законом срока. Поскольку в рассматриваемом случае имело место длящееся нарушение, выразившееся в бездействии, то срок обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением финансовым управляющим не допущен. Данный вывод суда подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 N 15АП-15018/2017 по делу N А32-28041/2017. Согласно отзыву ОСП поступившие 24.09.2018 в ОСП Железнодорожного района г. Самара по почте заявление финансового управляющего и исполнительный лист арбитражного суда были утрачены сотрудниками канцелярии. В результате проведенной проверки начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП Железнодорожного района г. Самара ФИО4 , местонахождение исполнительного документа не установлено, при этом привлечь к ответственности виновных утрате исполнительного документа не представляется возможным ввиду увольнения сотрудников канцелярии. Таким образом, ОСП Железнодорожного района г. Самары УФССП по Самарской области было в нарушение Закона об исполнительном производстве допущено неправомерное бездействие, выразившееся в непринятии надлежащих мер по возбуждению исполнительного производства на основании исполнительного листа по делу № А55- 7313/2017. Доказательств того, что судебным приставом-исполнителем принимались меры, направленные на соблюдение норм Закона об исполнительном производстве до обращения заявителя в арбитражный суд, которые свидетельствовали бы об отсутствии его вины, либо наличия каких-либо препятствий для исполнения своих обязанностей, судебным приставом-исполнителем в материалы дела не представлено. Утрата исполнительного документа и заявления взыскателя, не принятие мер по возбуждению исполнительного производства в установленный законом срок и, как следствие, несвоевременная передача на исполнение исполнительного документа нарушает права взыскателя на своевременное возбуждение исполнительного производства и своевременное исполнение требований исполнительного документа. Бездействие судебных - приставов исполнителей ОСП Железнодорожного района г. Самара приводит к нарушению прав взыскателей и причинению взыскателям убытков, выраженных в увеличении затрат на проведение процедуры реализации в отношении должника. Частью 2 статьи 12 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт. Приказом Федеральной службы судебных приставов от 28.09.2015 N 455 утверждено Положение об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находящихся в составе исполнительных производств (далее - Положение). Целью настоящего Положения является повышение эффективности работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, в том числе сводных исполнительных производств (пункт 1.1 Положения). Согласно пункту 1.3 Положения при выявлении фактов утраты материалов исполнительных производств судебным приставом-исполнителем незамедлительно принимаются меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Федеральной службы судебных приставов России. Судом установлено, что только спустя почти 2 месяца с момента подачи заявления финансовым управляющим рассматриваемого заявления в арбитражный суд и возбуждения производства по делу, 13.06.2019 ОСП Железнодорожного района г. Самары УФССП по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о выдачи дубликата исполнительного листа Серии ФС № 020598633 от 06.09.2018 по делу № А55- 7313/2017. Определением от 01.07.2019 по делу № А55- 7313/2017 судом удовлетворено ходатайство ОСП о выдаче дубликата исполнительного листа. Спустя почти два месяца после обращения заявителя в арбитражный суд, 06.06.2019 начальником отдела- старшим судебным приставом-исполнителем ОСП Железнодорожного района г. Самары УФССП по Самарской области ФИО4 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника – ФИО5 с предметом исполнения, соответствующего исполнительному листу Арбитражного суда Самарской области по делу № А55- 7313/2017 серии ФС № 020598633 от 06.09.2018 по делу А55- 7313/2017. Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 198, 329 АПК РФ, частью 2 статьи 12, частью 1 статьи 121, частями 1, 8 статьи 30, частью 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве, статьи 12 Закона о судебных приставов, а также, приняв во внимание позицию Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд считает, что оспариваемое бездействие ОСП Железнодорожного района г. Самара не соответствует требованиям Закона об исполнительном производстве и Положения по организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и кредиторов в деле о банкротстве, в связи с чем на основании ст. 201 АПК РФ подлежит признанию незаконным. Позиция о том, что заявленные требования подлежат рассмотрению арбитражным судом по существу вне зависимости от факта совершения судебным приставом-исполнителем действий согласно исполнительному листу после обращения заявителя за судебной защитой изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 651/11 по делу N А03-4049/2010. В соответствии с ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок в случае удовлетворения требований заявителя. Вместе с тем на день вынесения судебного акта отсутствует необходимость понуждения ОСП вынести постановление о возбуждении исполнительного производства, поскольку оно согласно материалам дела было вынесено 06.06.2019 после обращения заявителя в арбитражный суд, в связи с чем суд считает необходимым с учетом положений ст. 201 АПК РФ обязать ОСП Железнодорожного района г. Самары УФССП по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя без указания на необходимость возбуждения исполнительного производства. | |||||||
Руководствуясь ст. 110, 112, 329, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Признать незаконным бездействие Отдела судебных приставов Железнодорожного района г. Самары Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, выразившееся в непринятии мер к возбуждению исполнительного производства, выданного 16.08.2018 г. Арбитражным судом Самарской области по делу № А55-7313/2017. Обязать Отдела судебных приставов Железнодорожного района г. Самары Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. | |||||||
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | О.В. Мешкова | |||||