АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
апреля 2022 года | Дело № | А55-1027/2022 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2022 года. Решение изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года. | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | судьи Мешковой О.В. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кашиной А.В., | |||||||
рассмотрев в судебном заседании дело по иску, заявлению | |||||||
Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, г. Санкт-Петербург | |||||||
к Обществу с ограниченной ответственностью "Олимп", г. Самара, ИНН <***> | |||||||
о привлечении к административной ответственности | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от сторон – не явились, извещены, | |||||||
установил: Заявитель - Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Управление, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее – общество, ответчик) к административной ответственности по ч.1 ст.14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в силу ч. 1 ст. 121, ст.123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие Управления. От ответчика отзыв на заявление не поступил. Суд на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам. Как следует из материалов дела, административным органом установлено, что в декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516/21 от 02.11.2021 г. выявлено недостоверное внесение сведений о документе, подтверждающем соответствие данной продукции требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»: неверно указан номер протокола испытаний. Согласно копии представленной декларации о соответствии, декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516/21 от 02.11.2021 г. принята на основании протокола испытаний №11307/МФЦС/022021 от 26.10.2021 г. Административный орган пришел к выводу о том, что ООО «ОЛИМП» осуществило недостоверное декларирование соответствия продукции, приняв декларацию о соответствии ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516/21 от 02.11.2021 г. с нарушением обязательных требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, в связи с чем выявлено совершение административного правонарушения, мера ответственности за совершение которого установлена ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ «Недостоверное декларирование соответствия продукции». ООО «ОЛИМП» уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом телеграммами, направленными по адресу регистрации общества. Законный представитель ООО «ОЛИМП» директор в назначенное время не явился в Управление для составления протокола об административном правонарушении. В соответствии с пунктом 3 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Согласно п. 7 - п. 10 Выписки из ЕГРЮЛ на 04.06.2021 г. «Адрес (место нахождения)» ООО «ОЛИМП»: 443110, <...>. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 45 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 г., адресат (его уполномоченный представитель) имеет право за дополнительную плату сделать распоряжение (в письменной форме) об отправлении или доставке по другому адресу поступающих на его имя почтовых отправлений и почтовых переводов. Таких мер юридическим лицом принято не было. С учетом изложенного, ООО «ОЛИМП» считается, надлежащим образом, уведомлено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. 20.12.2021 уполномоченным должностным лицом Управления – государственным инспектором отдела государственного надзора в области карантина растений, семенного надзора, качества и безопасности зерна составлен протокол № КСЗ-01/21-362 в отношении ООО «ОЛИМП» по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ. На основании ст. 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности. Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, доводы административного органа, суд приходит к выводу о том, что заявление Управления о привлечении общества к административной ответственности подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. В соответствии с частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ - недостоверное декларирование соответствия продукции - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ, является совершение декларантом действий, связанных с подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории, технической документации. В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Абзацем 6 статьи 2 Закона N 184-ФЗ установлено, что декларация о соответствии - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.11.2011 N 880 устанавливает: 1) объекты технического регулирования; 2) требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; 3) правила идентификации объектов технического регулирования; 4) формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента. Статьей 4 ТР ТС N 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" определено пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье. В соответствии со статьей 23 Закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов. С учетом требований статьи 24 Закона N 184-ФЗ декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: - принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; - принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона). При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя). Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия. Согласно п. 1 ст. 6 Закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" принят с целями: 1) защита жизни и (или) здоровья человека; 2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); 3) защита окружающей среды. Согласно п. 2 ст. 24 Закона N 184-ФЗ, при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. По требованиям п. 3 ст. 24 Закона N 184-ФЗ - при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи: включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре); предоставляет сертификат системы менеджмента качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации. В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона N 184-ФЗ заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено; извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в I соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 7 Технического регламента Таможенного союза N 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" (далее - ТР ТС 021/2011) пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту. Из материалов дела следует, что 20 ноября 2021 года в адрес ООО «ОЛИМП» поступила партия продукции «семена чиа» (Код ТН ВЭД ЕАЭС 1207999600 – «Семена и плоды прочих масличных культур, дробленые или недробленые, прочие») общей массой 20,0 т (происхождение Парагвай), в контейнере № MSKU5689670 на теплоходе «VAYENGAMAERSK», в сопровождении товарно-транспортной накладной (коносамента) № HSR103499 от 18.11.2021 г., фитосанитарному сертификату №PY123 от 07.10.2021 г., декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516/21 от 02.11.2021 г. (заявитель – ООО «ОЛИМП», изготовитель – SEEDS ОILS.A., Парагвай). Декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516/21 от 02.11.2021 г. (схема декларирования – 1д, действительна по 28.10.2026 г. включительно) на серийный выпуск продукции «семена чиа» (изготовитель – SEEDS ОILS.A., Парагвай) принята на основании протокола испытаний № 11307/МФЦС/102021 от 26.10.2021 г., выданного испытательной лабораторией общества с ограниченной ответственностью «МИЛЛЕНИУМ-ТЕСТ» (далее – испытательная лаборатория ООО «МИЛЛЕНИУМ-ТЕСТ»; ИНН <***>, адрес места осуществления деятельности: 109147, Россия, <...>, эт. 1. /пом. I, к 1В, офис XII). Однако в протоколе испытаний №11307/МФЦС/102021 от 26.10.2021 г. отсутствуют сведения о проведении испытаний образца продукции «семена чиа» по показателям: содержание афлатоксина В1 и ГМО. Согласно Данным из реестра деклараций о соответствии от 02.12.2021г. (Выписка по ДС № ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516_21 от 2021-12-02): Декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516/21 от 02.11.2021 г. имеет статус «действующая» на дату: 02.12.2021г. В соответствии с п. 7 «Масложировая продукция, жировые продукты» приложения № 3 «Гигиенические требования безопасности к пищевой продукции» ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в продукции «семена чиа» (семена масличных культур): допустимый уровень афлатоксина В1- не более 0,005 мг/кг. Согласно ч. 9 ст. 7 «Общие требования безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»: при производстве (изготовлении) пищевой продукции из продовольственного (пищевого) сырья, полученного из ГМО растительного, животного и микробного происхождения, должны использоваться линии ГМО, прошедшие государственную регистрацию. В случае если изготовитель при производстве пищевой продукции не использовал ГМО, содержание в пищевой продукции 0,9 процентов и менее ГМО является случайной или технически неустранимой примесью, и такая пищевая продукция не относится к пищевой продукции, содержащей ГМО. Для того, чтобы установить наличие, либо отсутствие необходимости сопровождения продукции документами, подтверждающими его соответствие ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», заявителю необходимо проводить исследования на наличие ГМО в продукции. Иным способом установить количество ГМО в продукции и определить необходимость сопровождения продукции документами, содержащими информацию о наличии в продукции ГМО, не представляется возможным. Протокол испытаний №11307/МФЦС/102021 от 26.10.2021 г. не содержит информации о содержании (отсутствии): афлатоксина В1 и ГМО в продукции «семена чиа» и соответственно не мог быть использован для принятия декларации о соответствии и подтверждения соответствия продукции «семена чиа» требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Таким образом, ООО «ОЛИМП», приняв декларацию о соответствии ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516/21 от 02.11.2021 г. на сновании отсутствующих и недостоверных сведений, не обеспечило надлежащее исполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере качества и безопасности зерна и осуществило декларирование продукции «семена чиа» (изготовитель – SEEDS ОILS.A., Парагвай), не прошедшей необходимых процедур оценки (подтверждения) соответствия, установленных ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». В декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516/21 от 02.11.2021 г. выявлено недостоверное внесение сведений о документе, подтверждающем соответствие данной продукции требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»: неверно указан номер протокола испытаний. Согласно копии представленной декларации о соответствии, декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516/21 от 02.11.2021 г. принята на основании протокола испытаний №11307/МФЦС/022021 от 26.10.2021 г. Согласно сведениям из реестра сертификатов соответствия и деклараций о соответствии с официального сайта Федеральной службы по аккредитации https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration/view/16258709/testingLabs: Декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516/21 от 02.11.2021 г. принята на основании протокола испытаний № 11307/МФЦС/102021 от 26.10.2021 г., выданного испытательной лабораторией ООО «МИЛЛЕНИУМ-ТЕСТ», что подтверждается выпиской по ДС № ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516_21 от 02.12.2021 г. 03 декабря 2021 года Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору было направлено письмо в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (исх. № 167-03 от 03.12.2021 г.) с просьбой подтвердить нахождение и осуществление деятельности испытательной лаборатории ООО «МИЛЛЕНИУМ-ТЕСТ» по адресу, указанному в протоколе испытаний №11307/МФЦС/102021 от 26.10.2021 г. (109147, Россия, <...>, эт. 1. /пом. I, к 1В, офис XII) В ответ на письмо Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору № 167-03 от 03.12.2021 г. от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям был получен ответ от 10.12.2021 г. № 14/9876 (вх. № 03/922 от 11.12.2021), согласно которому испытательная лаборатория ООО «МИЛЛЕНИУМ-ТЕСТ» по адресу: 109147, Россия, <...>, эт. 1. /пом. I, к 1В, офис XII отсутствует и деятельность не осуществляет (Акт №92от 09.12.2021г.). В соответствии с ч. 1 ст. 5 «Правила обращения на рынке» ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»: пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при её соответствии техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 7 «Общие требования безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»: 1. Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. 2. Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту. Частью 1 пункта 1 «Правил регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. N 936 (далее – Постановление №936), предусмотрено, что декларация о соответствии формируется и регистрируется в едином реестре в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством специализированного сервиса автоматизированной электронной регистрации деклараций о соответствии. Согласно ч.15 п.I Правил регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными, утвержденных Постановлением N 936 внесение изменений в зарегистрированную декларацию о соответствии не допускается. При необходимости внесения изменений заявитель принимает новую декларацию о соответствии и осуществляет ее регистрацию в соответствии с настоящими Правилами. В соответствии с п. 3 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 данной статьи: включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре). Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать указание на схему декларирования соответствия; сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы менеджмента качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия декларации о соответствии (ч. 5 ст. 24 Закона № 184-ФЗ). Оформленная заявителем и подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя либо уполномоченного заявителем лица декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии и начинает действовать с момента присвоения ей регистрационного номера (п. 6 ст. 24 Закона № 184-ФЗ). В силу п. 2 ст. 28 Закона № 184-ФЗ: «Заявитель обязан: - обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; - выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия». Согласно п. 1 ст. 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 22 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», заявитель обязан обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Согласно ч. 7 ст. 23 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» доказательственные материалы должны содержать результаты исследований (испытаний), подтверждающие выполнение требований настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 319 утверждена Единая форма декларации о соответствии. Согласно приложению № 2 к Единой форме декларации о соответствии в позиции 4 декларации указываются нормативные правовые акты, соответствие требованиям которых подтверждено данной декларацией о соответствии (с указанием разделов (пунктов, подпунктов) нормативных правовых актов) и предусмотренных Единым перечнем. В позиции 5 декларации приводится обозначение (наименование) документов, на основании которых принимается декларация о соответствии. В качестве таких документов могут использоваться: подтверждающие соответствие обязательным требованиям протоколы испытаний продукции, проведенных аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза; документы, предусмотренные для данной продукции законодательством Сторон и выданные уполномоченными на то органами, учреждениями и организациями (свидетельство о государственной регистрации, ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, сертификат пожарной безопасности), с указанием номера, даты выдачи и др.; другие документы, подтверждающие соответствие продукции обязательным требованиям. Копии документов, представляемые для подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных правовых актов, должны быть заверены подписью и печатью (для индивидуального предпринимателя - при ее наличии) изготовителя продукции или поставщика. Исходя из системного толкования приведенных норм права, объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, является совершение декларантом действий, связанных с подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории, технической документации. Таким образом, недостоверное декларирование - это действия по представлению в процессе декларирования недостоверных сведений и документов, на основании которых осуществляется выдача декларации о соответствии. На основании вышеизложенного, в декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516/21 от 02.11.2021 г. выявлено недостоверное внесение сведений о документе, подтверждающем соответствие данной продукции требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»: неверно указан номер протокола испытаний. Согласно копии представленной декларации о соответствии, декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516/21 от 02.11.2021 г. принята на основании протокола испытаний №11307/МФЦС/022021 от 26.10.2021 г. Административный орган обоснованно пришел к выводу о том, что ООО «ОЛИМП» осуществило недостоверное декларирование соответствия продукции, приняв декларацию о соответствии ЕАЭС N RU Д-PY.РА02.В.20516/21 от 02.11.2021 г. с нарушением обязательных требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, в связи с чем в его действиях имеется событие административного правонарушения, мера ответственности за совершение которого установлена ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ «Недостоверное декларирование соответствия продукции». Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств принятия обществом всех мер по соблюдению требований законодательства не представлено. По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности общества, которые могли бы быть истолкованы в его пользу на основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ. Учитывая, что Обществом не представлены доказательства принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства при выпуске в обращение продукции, принятия всех зависящих от общества мер для достоверного декларирования соответствия продукции, а также не представило доказательств невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суд пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ. Материалами дела подтверждается, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек. Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, степень его общественной опасности, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд невозможным применение к совершенному учреждением правонарушению положений ст. 2.9 КоАП РФ. Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания вмененного Обществу административного правонарушения малозначительным. Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Учитывая социальную значимость требований законодательства в рассматриваемой сфере, пренебрежительное отношение правонарушителя к требованиям публичного права, а также то, что допущенные нарушения в указанной области могут причинить вред здоровью людей, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют. Установленные по делу обстоятельства не свидетельствуют об исключительности, случайном характере совершения обществом рассматриваемого правонарушения и позволяют сделать вывод о пренебрежительном отношении ответчика к соблюдению установленных норм и правил. В силу ч. 1 ст. 14.44 КоАП РФ недостоверное декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Из материалов дела следует, что ООО «Олимп» ранее к административной ответственности не привлекалось, доказательств обратного административным органом не представлено, при этом согласно общедоступным данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Олимп» ИНН <***> внесено в указанный реестр и с 10.09.2020 является субъектом малого предпринимательства – микропредприятием. Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что «семена чиа» содержат опасные для здоровья человека или животных, окружающей среды вещества. В рассматриваемом случае, исходя из позиции административного органа и установленных по делу материалов не следует, что допущенное обществом правонарушение создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не установлено, что допущенное нарушение привело к имущественному ущербу. В противном случае административный орган должен был квалифицировать допущенное обществом нарушение применительно к ч. 3 ст. 14.44 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Таким образом, суд, учитывая, что допущенное обществом правонарушение не создало с учетом конкретных обстоятельств дела угрозу причинения вреда, пришел к выводу о необходимости применения в рассматриваемом случае положений 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение. | |||||||
Руководствуясь ст. 110, 167-171, 180-182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Заявление удовлетворить. Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (443110, Самарская область, гор. Самара, ул. Мичурина, дом 76, офис 38, ОГРН: <***>, дата присвоения ОГРН: 21.08.2020, ИНН: <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренной ч.1 ст. 14.44 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и назначить наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 100 000 руб. На основании ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заменить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей на предупреждение. | |||||||
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | О.В. Мешкова | |||||