ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-10479/19 от 09.12.2019 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2019 года

Дело №

А55-10479/2019

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2019 года. Полный текст решения изготовлен 16 декабря  2019 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Степановой И.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Грязновой Е.В.

рассмотрев 05-09 декабря 2019 года в судебном заседании     дело по  заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов"       

к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

с участием третьего лица – ПАО «ГАЗПРОМ»

об оспаривании предписания №08-908-01-19-004-ПН от 22.02.2019 в части

при участии в заседании

от заявителя – Ломакин Д.И. по доверенности №28-10/335 от 26.12.2018, Крамаренко М.Н. по доверенности №28-10/537 от 29.12.2018

от заинтересованного лица – не явился

от третьего лица -  не явился

установил:

       Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Средне-Поволжского управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  №08-908-01-19-004-ПН от 22.02.2019 в части пунктов 5-10 «Энергетический надзор».

       Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – управление, заинтересованное лицо) против заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве. Представитель управления в судебное заседание не явился, управление извещено в порядке ст. 123 АПК РФ.

       Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, третье лицо извещено в порядке ст. 123 АПК РФ, поддерживает позицию заявителя.

       Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

       Как следует   из материалов дела, на основании приказа руководителя Средне-Поволжского управлений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Михайлина М.П. от 09.01.2019 № 16, в целях реализации требований п. 11 ст. 16 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, ст. 13.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, «Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 455, должностными лицами Управления, уполномоченными осуществлять постоянный государственный надзор, были проведены мероприятия по контролю (надзору), за соблюдением ООО «Газпром трансгаз Саратов» требований промышленной безопасности, а так же за выполнением мероприятий по обеспечению промышленное безопасности при эксплуатации объекта повышенной опасности: «Участки магистральных газопроводов Александровгайского ЛПУМГ», per. № А51-01028-0001.

В соответствии с п. 2 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утв. постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. №455 (далее - Положение №455), постоянный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными, органами.

Согласно п. 4 Положения №455, режим постоянного государственного надзора предусматривает проведение уполномоченными должностными лицами органа надзора мероприятий по контролю за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим объект повышенной опасности (далее - организация, владеющая объектом повышенной опасности), обязательных требований при эксплуатации объекта повышенной опасности, ведении технологических процессов и работ на данном объекте, в том числе при обслуживании, текущем ремонте, диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений, технических устройств, средств и оборудования, применяемых на объекте повышенной опасности, осуществлении работ по капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта повышенной опасности, а также выполнение мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - ФЗ № 294-ФЗ) установлен порядок проведения и оформления результатов проверок, а так же установлены обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по принятию мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.

В соответствие с п. 1 ст. 16 ФЗ № 294-ФЗ, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 17 ФЗ №294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фондам безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Согласно вышеприведенных норм, по результатам проверки и выявленных в ходе проверки нарушений, юридическому лицу - ООО «Газпром трансгаз Саратов» был вручен акт проверки от 22.02.2019 № 08-908-01-19-004-ПН о выявленных в ходе проверки нарушениях, а так же выдано предписание от 22.02.2019 № 08-908-01-19-004-ПН с установлением срока устранения нарушений.

Оспариваемое в части  предписание от 22.02.2019 № 08-908-01-19-004-ПН управление считает  соответствующим нормам действующего законодательства, законным, обоснованным и исполнимым по следующим основаниям.

В силу п. 5 Положения №455, постоянный государственный надзор достигается, посредством систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами органа надзора следующих мероприятий по контролю:

а)   обход и осмотр зданий, сооружений, помещений объекта повышенной
опасности, территории или частей территории объекта повышенной опасности, его
-цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;

б)   проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности на
объекте повышенной опасности;

в)   проверка пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи
и поддержки действий в случае аварии;

г)   проверка обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на объекте
повышенной опасности (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых
осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов  топливно-энергетического комплекса");

д)   рассмотрение организационно-распорядительной, технической,
разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте
повышенной опасности предусмотрено обязательными требованиями промышленной
безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, технического
регулирования, анализ и оценка ее соответствия указанным требованиям;

е) рассмотрение и анализ представляемых сведений (отчетов) о результатах, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, технического регулирования, о результатах контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения;

ж)  рассмотрение и анализ сведений, подтверждающих соблюдение организацией,
владеющей объектом повышенной опасности, обязательных требований промышленной
безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, технического
регулирования;

з)   рассмотрение сведений о планируемых организацией, владеющей объектом
повышенной опасности, мероприятиях на объекте повышенной опасности, относящихся
к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования, и их
анализ и оценка на предмет своевременности, полноты и достаточности;

и)  участие уполномоченных должностных лиц органа надзора в обследованиях
гидротехнического сооружения при подготовке декларации безопасности
гидротехнического сооружения;

к) наблюдение за работой комиссий по расследованию причин инцидентов на объектах повышенной опасности;

л) наблюдение за соблюдением на объекте повышенной опасности требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;

м) наблюдение за работой аттестационных комиссий по аттестации специалистов в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений организации, владеющей объектом повышенной опасности;

н) проверка выполнения мероприятий по устранению причин аварий, повреждений и инцидентов на объекте повышенной опасности, профилактике аварий, повреждений и инцидентов;

о) проверка правильности идентификации опасного производственного объекта, установления класса гидротехнического сооружения;

0.1) проверка организации и функционирования системы управления промышленной безопасностью;

о.2) объявление учебной тревоги и проверка готовности организации, владеющей объектом повышенной опасности, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (без развертывания основных средств аварийно-спасательных формирований и остановки технологических процессов не чаще одного раза в год на срок, установленный планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий);

п) осуществление иных мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Магистральные газопроводы являются сложными инженерно-техническими сооружениями, обеспечивающими транспортировку газа.

В состав магистральных газопроводов входят: трубопровод с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами пуска и приема очистных устройств, узлами замера расхода газа, конденсатосборниками; газораспределительные станции; установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, кабельные линии связи, воздушные линии электропередачи, сооружения телемеханики, устройства сигнализации и видеонаблюдения; подъездные дороги, вертолетные площадки; опознавательные и сооружений.

Управление указывает на то что  характер выявленных нарушений связан именно с обеспечивающими энергоснабжение электроустановками: Воздушные линии-ЮкВ (ВЛ-10кВ). Участок магистральных газопроводов и ВЛ-10кВ является единой технологической системой. Воздушные линии обеспечивают подачу напряжения на катодную защиту (электрохимическую защиту). Технологический процесс транспортировки газа по магистральным газопроводам проектируется с применением электрохимической защиты (ЭХЗ). При проектировании учитывается план трассы проектируемых трубопроводов с нанесенными линейными сооружениями (трубопроводами, кабелями, линиями электропередачи и др.), с проектируемыми и существующими устройствами ЭХЗ.

В соответствии ГОСТ Р51164-98 установлены общие требования к защите от подземной и атмосферной коррозии наружной поверхности стальных (малоуглеродистые низколегированные стали класса не выше К60) магистральных трубопроводов, транспортирующих природный газ, нефть и нефтепродукты, и т.д.

Кроме того, защита трубопроводов от коррозии должна обеспечивать их безаварийную (по этой причине) работу на весь период эксплуатации и при всех способах прокладки, кроме надземной, трубопроводы подлежат комплексной защите от коррозии защитными покрытиями и средствами электрохимической защиты, независимо от коррозионной агрессивности грунта и следовательно ЭХЗ является неотъемлемой частью магистрального газопровода, т.е. опасного производственного объекта (ОПО).

Катодная защита - это электрохимическая защита от коррозии, основанная на наложении отрицательного потенциала на защищаемую деталь.

Ток для катодной защиты вырабатывает специальное устройство - станция катодной защиты. Она является источником электропитания (специализированный блок питания). Станция подключается к питающей сети и вырабатывает электрический ток с заданными параметрами. Таким образом, катодная защита обеспечивает безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта, которая работает от подключения к электроустановкам.

Станции катодных защит достаточно результативны, при непосредственном соединении с линией электропередачи или генератору, они обеспечивают ингибирующее действие токов.

Отсутствие катодной защиты может привести к необратимым последствиям: от возникновения коррозии до утечки газа и взрыва.

 Электрохимическая защита (катодная защита) должна обеспечивать в течение всего срока эксплуатации непрерывную по времени катодную поляризацию трубопровода на всем его протяжении (и на всей его поверхности). По мнению управления, выявленные  нарушения требований «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», при эксплуатации электроустановок ЭХЗ могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации на магистральном трубопроводе, в частности на ОПО и включение в состав комиссии государственного инспектора по энергетическому надзору и в рамках постоянного надзора является правомерным.

    В обоснование заявленных требований заявитель  указывает на то, что содержащаяся в материалах административного органа информация, недостоверна, противоречива и нарушает интересы общества, т.к. в ходе выездных контрольных мероприятий уполномоченный представитель управления превысил полномочия, установленные законодательством о режиме постоянного надзора, и поэтому она не может служить основанием для принятия акта государственного понуждения - предписания. Заявитель считает оспариваемое  предписание в части пунктов 5-10 «Энергетический надзор» (в акте проверки соответственно пункты 6-11) не соответствующим закону.

Доводы общества суд находит обоснованными исходя из следующего.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности ОПО, в том числе и осуществление постоянного надзора, регламентировано  Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон №116-ФЗ). Федеральным законом № 116-ФЗ определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации именно ОПО, данный Закон направлен на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Согласно статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ на ОПО I класса
опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора в
соответствии с положениями Федерального закона «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ
(далее - Закон    №294-ФЗ).    Порядок    осуществления    постоянного государственного надзора устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях», о чем изложено выше.

Из вышеизложенного следует, что проверка безопасности эксплуатации электрооборудования и линейных сооружений электрохозяйства, в частности вдольтрассовых высоковольтных линий ВЛ ЮкВ, эксплуатируемых обществом как вспомогательное (общество является рядовым потребителем электроэнергии) и не имеющего признаков опасности, не входит в компетенцию специалистов государственного энергетического надзора и надзора за ГТС в рамках осуществления постоянного надзора и к деятельности в области промышленной безопасности, не относится.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.3 Федерального закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, при этом Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго России от 13.01.2003 №6 (далее - ПТЭЭП) не относятся к вышеперечисленным актам, т.к. являются ведомственными техническим нормами Министерства энергетики РФ и включают в себя общие требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки.

Согласно п. 3  Положения о режиме постоянного государственного надзора  на  опасных   производственных   объектах  и   гидротехнических сооружениях, утв. постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №455 к отношениям, связанным с осуществлением постоянного государственного надзора,  применяются  положения  федеральных  законов №294-ФЗ,  "О безопасности гидротехнических сооружений" и Федерального закона №116-ФЗ.   В   силу   ст.   2   Федерального   закона   №    116-ФЗ   опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные   объекты,   указанные   в   Приложении   1   к  данному Федеральному закону, а электроустановки, эксплуатируемые обществом в соответствии с приложением №1  к Федеральному закону №116-ФЗ не относятся к ОПО и не имеют признаков опасности по транспортировке опасного   вещества   (природный   газ)   и   использованию   оборудования, работающего   под   избыточным   давлением,   характерными   для   ОПО магистральных газопроводов, т.е. по сути работа электрооборудования средств электрохимзащиты (ЭХЗ) не влияет на основной технологический процесс.

Таким образом, государственный энергетический надзор не является прямым участником и исполнительным органом в области промышленной безопасности при проведении контрольных мероприятий в режиме постоянного надзора. Управление необоснованно включило в приказы «О назначении должностных лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор» должностных лиц региональных отделов энергетического надзора и надзора за ГТС, что  подтверждается также требованиями Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, утв. приказом Ростехнадзора от 12.02.2016 №48, где прямо закреплено с какими законодательными актами осуществляется исполнение государственной функции надзора в области ПБ; Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 27.02.2015, рег.№36293, где предусмотрены для исполнения государственной функции законодательные акты, при этом постановление Правительства РФ от 05.05.2012 №455 в настоящем документе отсутствует.

Таким образом, с января 2019 года на ОПО общества выездные контрольные мероприятия представителями государственного энергетического надзора проводятся  в рамках внеплановых проверок необоснованно, т.к. основанием для проведения внеплановой проверки является: а) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований либо поступление в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности уведомления об исполнении такого предписания; б) поступление в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера; в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пункт 7). Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 7 данной нормы, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Закона №294-ФЗ (пункт 8). Согласно указанной нормы Закона №294-ФЗ, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 данной статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов. Документов, подтверждающих согласование проведения внеплановых выездных/документарных проверок, административный орган уполномоченному представителю Общества не предоставил.

ПТЭЭП использованы в акте государственного понуждения (предписание), как нормативный правовой акт и нормативный технический документ вразрез требованиям приложения №1 «Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности» в части «Объекты магистрального трубопроводного транспорта» к приказу Ростехнадзора от 17 октября 2016 г. № 421 «Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесённых к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору». ПТЭЭП не являются общим для различных опасных производственных объектов документом согласно Перечню нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор») П-01-01-2017 с изм. на 21.03.2018, в частности 2 разд. гл.IV - разд.2.5 «Объекты магистрального трубопроводного транспорта» ПТЭЭП отсутствует, при этом ПТЭЭП является специальным (п.5.2.57) документом в соответствии с разд.5.2 «Безопасность электрических установок и сетей». Данный факт подтверждается также приложением №4 «Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного энергетического надзора» (п.9) подразд.1 «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти». Т.о., ПТЭЭП на ОПО магистральных газопроводов I класса опасности не распространяются.

К акту проверки не приложены фактические материалы, подтверждающие требования в области энергетической безопасности и, в частности, разъяснение законности проведения внеплановой выездной проверки электрооборудования, не входящего в состав ОПО I класса опасности. На основании части 12 статьи 16 Федерального закона №294-ФЗ уполномоченным представителем общества внесены возражения о несогласии с выдвигаемыми требованиями в части пунктов 5-10 (6-11) «Энергетический надзор» с обоснованием позиции общества в отношении правомерности проведения внеплановой выездной проверки должностными лицами государственного энергетического надзора на ОПО чрезвычайно высокой опасности (I класс) «Участки магистральных газопроводов Александровогайского ЛПУМГ» рег.№А51-01028-0001.

В соответствии с требованиями основного отраслевого нормативного технического документа ПАО «Газпром» СТО Газпром 2-3.5-454-2010 «Правила эксплуатации магистральных газопроводов» гл.12 основная функция службы защиты от коррозии - обеспечение бесперебойной работы установок катодной, дренажной и протекторной защиты; обеспечение поддержания потенциалов в защитных диапазонах по всей протяженности и во времени, контроль их величин; обеспечение бесперебойного функционирования средств контроля коррозионного состояния, в нормативных объемах; контроль коррозионного состояния линейных сооружений и состояния защитного покрытия и пр., при этом нарушений в работе станций (СКЗ) и установок катодной защиты (УКЗ) должностным лицом административного органа в ходе проверки не выявлено. Проведение регламентных работ на оборудовании ЭХЗ проводится в плановом порядке  и установленный предписанием срок устранения приведет к незапланированному сбою в работе и, как следствие, к неисполнению основной целевой функции системы защиты от коррозии. К тому же, начальник службы защиты от коррозии Александровогайского ЛПУМГ, указанный в акте проверки, как лицо, допустившее нарушения, в соответствии с должностными обязанностями не является ответственным за электрохозяйство, а осуществляет производственный контроль, организует своевременную и качественную эксплуатацию, ремонт и модернизацию средств электрохизащиты (далее - ЭХЗ), обеспечивает и поддерживает их бесперебойную работу.

Обязательным условием выдачи предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения проверяемым лицом требований законодательства, предписание должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, при этом вмененное к исполнению обществу предписание (в оспариваемой части)  не содержат нарушений требований нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.

Ссылка в акте проверки и предписании на п.п.67, 68 Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов, утв. приказом Ростехнадзора от 06.11.2013 №520 не корректна, т.к. имеет отношение к порядку разработки технологического регламента на эксплуатацию ОПО МТ, т.е. технического документа об организации надежного и безопасного ведения технологического процесса транспорта газа  и не относится к характеристикам и работе электроустановок потребителей. Доказательств того, что средства ЭХЗ на данный момент требуют проведения капитального ремонта или дополнительного обследования, административный орган в материалы дела не представил.

В п.5 «Порядок контроля технологического процесса» (п.9 Таблицы №2 «Организация эксплуатации и технического обслуживания») Технологического регламента на эксплуатацию опасного производственного объекта «Участки магистральных газопроводов Александровогайского ЛПУМГ» рег.№А51-01028-0001, не являющегося нормативным правовым актом, отсутствуют описанные и предъявляемые административным органом нарушения, т.к. в пункте Технологического регламента обозначены наименования работ и их периодичность, при этом техническое обслуживание (ТО) вдольтрассовых линий ЮкВ (ВЛ) проводится 1 раз в год; текущий ремонт (TP) проводится по необходимости; капитальный ремонт проводится не реже 1 раза в 10 лет для ВЛ на железобетонных и металлических опорах и не реже 1 раза в 5 лет для ВЛ на опорах с деревянными деталями, что соответствует требованиям п.2.3.7 ПТЭЭП.

Пункты предписания об устранении нарушений в части «Энергетический надзор» не основаны на законе, не доказаны и носят неопределенный характер, т.к. повторяют формулировки, обозначенные и зафиксированные в акте и не предписывают обществу проведение каких-либо конкретных действий, а также обозначенное оборудование не имеет привязок и четкого месторасположения по отношению к участкам магистральных газопроводов согласно сведениям, характеризующим ОПО, имеющимся в распоряжении надзорного органа. К акту проверки не приложены протоколы  или  заключения   проведённых  исследований,   испытаний  и экспертиз, объяснения работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за якобы выявленные нарушения, иные связанные с результатами проверки документы или их копии в соответствии с п.66 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах», утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 февраля 2016 г. N48, предписание является неисполнимым.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов, осуществляющих публичные полномочия, обязательным является наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) должностного лица закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

       Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в  случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

       Исходя из смысла и содержания указанной нормы Закона, требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретными, предписание должно быть исполнимым.

       Тогда как предписание выдается  в  случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившим проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

       Исходя из изложенного оспариваемое предписание не соответствует закону и   нарушает права и законные интересы заявителя.

       В силу  положений ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

       При таких обстоятельствах, заявленные требования следует удовлетворить.

        Расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб. в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ относятся на заинтересованное лицо  и подлежат взысканию с него в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.  110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

       Признать недействительным предписание Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №08-908-01-19-004-ПН от 22.02.2019 в части пунктов 5-10 «Энергетический надзор» .

       Обязать Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

       Взыскать с Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу заявителя судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

И.К. Степанова