ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-12334/10 от 13.08.2010 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 26-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Самара

13 августа 2010 года

Дело №

А55-12334/2010

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

Селиваткина В.П.,

рассмотрев 11 августа 2010 года в судебном заседании, в котором оглашена резолютивная часть решения, дело по заявлению

ООО «Технопромсервис», г.Самара

к Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области, г.Самара

при участии 3-х лиц – УФНС России по Самарской области, ГУ- УПФ РФ в Самарском и Ленинском районах г.Самары

о признании незаконным действий налогового органа

при участии в заседании, протокол которого велся секретарем судебного заседания Брагиной Н.А.

от заявителя – Евсеева О.Ю., доверенность от 01.03.2010г.

от заинтересованного лица – Тюрина Е.В., доверенность от 25.05.2010г., Дуванова Л.Н., доверенность от 10.08.2010г.

от УФНС – Суркин С.А., доверенность от 08.06.2010г.,

от ГУ- УПФ РФ в Ленинском и Самарском районах г.Самары – не явился (извещен)

Установил:

ООО «Технопромсервис» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным действий Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области по начислению и отражению в Справке №84819 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.03.2010г. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 1 614 056 рублей и пени в размере 58 188 рублей 95 коп.

В судебное заседание не явился представитель ГУ- УПФ РФ в Ленинском и Самарском районах г.Самары, извещен надлежащим образом в соответствии со ст.123 АПК РФ, что подтверждается наличием в материалах дела почтового уведомления №12398.

Межрайонная ИФНС России № 18 по Самарской области, УФНС России по Самарской области заявленные требования не признают по мотивам, изложенным в отзыве (л.д.53-57).

Судом установлены следующие обстоятельства.

ООО «Технопромсервис» является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и производит уплату взносов в порядке, сроки и размерах, установленных законодательством РФ.

При этом МИФНС России №18 по Самарской области начислило ООО «Технопромсервис» недоимку и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии. Указанные действия являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО «Технопромсервис» по следующим основаниям.

ООО «Технопромсервис» до 10.12.2009 г. располагалось по адресу: Самарская область, г. Похвистнево, ул. Революционная, д.44 и соответственно состояло на учете в МИФНС Росси №14 по Самарской области. 10.12.2009 г. в соответствии с решением единственного участника адрес места нахождения ООО «Технопромсервис» изменился, Общество стало располагаться по адресу: г. Самара, ул. Водников, д.20/3 и 26.12.2009 г. получило Свидетельство о постановке на учет в МИФНС России №18 по Самарской области.

В соответствии с Приказом Минфина России № ММ-8-8/46 от 09.11.2009, письмом Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2004 г. N09-0-10/5147 "О направлении дополнительных рекомендаций" документы налогоплательщика, имеющиеся в базе налогового органа до даты снятия с учета налогоплательщика с налогового учета, передаются в налоговый орган по новому месту нахождения юридического лица, который в свою очередь, получив сведения, загружает сведения в ЕГРЮЛ. Загрузка сведений производится не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления сведений. Вместе с учетным делом направляются в том числе бухгалтерская отчетность и финансовые документы.

В соответствии с указанным порядком, МИФНС России №14 по Самарской области направило в МИ ФНС №18 по Самарской области все документы и сведения в отношении ООО «Технопромсервис», которые в том числе включали в себя сведения об уплате ООО «Технопромсервис» налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей.

ООО «Технопромсервис» в 2009 г. производило уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в установленных законодательством РФ размерах и в установленные сроки. Уплата за периоды с января 2009г. по ноябрь 2009г. производилась по прежнему месту нахождения (ОКАТО 36427000000), за декабрь - по новому месту нахождения (ОКАТО 36401000000). Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. была сдана в МИФНС России №18 по Самарской области 19.02.2010 г.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков. Пунктом 2 ст. 22 НК РФ установлено, что права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

В соответствии с указанными нормами 01 марта 2010 г. ООО «Технопромсервис» получило Справку №84819 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.03.2010 г., согласно которой по данным МИФНС России №18 по Самарской области на лицевом счете ООО «Технопромсервис» по ОКАТО 36401000000 (новое место нахождения организации) начислена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 1 614 056 рублей, на сумму указанной недоимки начислены пени в размере 58 188 рублей 95 коп. А на лицевом счете по ОКАТО 36427000000 (прежнее место нахождения организации) числится переплата в размере 343 114 рублей 78 коп.

В соответствии с Письмом МНС РФ от 18.03.2002 г. № ФС-6-10/314 ведение одной карточки лицевого счета по двум различным ОКАТО недопустимо, однако в нарушение указанного требования МИФНС России № 18 по Самарской области неправомерно отказалось от объединения лицевого счета ООО «Технопромсервис» по одному ОКАТО.

ООО «Технопромсервис» обратилось в УФНС России по Самарской области с жалобой на действия МИФНС России №18 по Самарской области. Однако в удовлетворении жалобы было отказано на том основании, что согласно ФЗ РФ от 24.07.2009 г. №212-ФЗ у налогового органа нет правовых оснований для проведения зачета (возврата) страховых взносов, и ООО «Технопромсервис» предложено обратиться по данному вопросу в Пенсионный Фонд РФ.

При этом указанный УФНС России по Самарской области Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2010 г., то есть после изменения ООО «Технопромсервис» своего места нахождения и постановки на налоговый учет в МИФНС России №18 по Самарской области. То есть нормы закона не могут быть применены к отношениям, возникшим до момента его вступления в силу.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 26 ФЗ РФ от 24.07.2009 г. №212-ФЗ зачету подлежат суммы излишне уплаченных стразовых взносов. Однако ООО «Технопромсервис» не производило излишнюю уплату взносов, и обжаловало в вышестоящий орган действия МИФНС России №18 по Самарской области именно в части отказа от объединения лицевого счета по одному ОКАТО и начисления недоимки по страховым взносам, а не в части отказа от проведения зачета. В связи с чем, вывод УФНС России по Самарской области о том, что у налогового органа нет оснований для проведения зачета страховых взносов не соответствует доводам, изложенным в жалобе.

Тем не менее, ООО «Технопромсервис» обратилось в Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском и Самарском районах города Самары, получив в ответ уведомление о том, что страховые взносы, уплаченные в 2009 г. ООО «Технопромсервис» по прежнему месту регистрации, переданы в Самарский район г. Самары из г. Похвистнево, и Протокол к Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 01.03.2010 г. В разделе 1 Протокола указано, что задолженность по уплате страховых взносов на начало отчетного период за ООО «Технопромсервис» отсутствует (л.д.36).

Таким образом, по данным Пенсионного Фонда, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, задолженность по уплате страховых взносов за ООО «Технопромсервис» по состоянию на 01.03.2010 г. отсутствует.

14.05.2010 г. МИФНС России №18 по Самарской области повторно сообщило ООО «Технопромсервис» на отсутствие оснований для объединения налоговых обязательств по одному ОКАТО отсутствует, ссылаясь на п.4.6 «Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры передачи российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в иной налоговый орган в случае изменения места нахождения (места жительства), прекращения деятельности организации через обособленное подразделение», утвержденных приказом Минфина РФ от 03.11.2009 №ММ-8-6/46ДСП.

По мнению ООО «Технопромсервис» ссылка на эти указания является неправомерной, поскольку указания разработаны для налоговых органов, а не для налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов).

Законодательство РФ вменяет юридическому лицу обязанности по правильному исчислению, полной и своевременной уплате страховых взносов в установленном законодательством РФ порядке. При этом лицевые счета являются внутриведомственной учетной системой налоговых платежей, которая сама по себе не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

Однако в связи с наличием незаконно начисленной недоимки по страховым взносам ООО «Технопромсервис» не может получить от МИФНС России №18 по Самарской области справку об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам и сборам, требующуюся для участия в тендере на право заключения договора о выполнении работ по бурению скважины. Без справки об отсутствии задолженности ООО «Технопромсервис» не будет допущено к участию в тендере и соответственно понесет колоссальные убытки.

В связи с чем, ООО «Технопромсервис» считает действия МИФНС России №18 по Самарской области по начислению недоимки и пени по страховым взносам на пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии незаконными и нарушающими права Общества.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статей 23, 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать законно установленные налоги, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из материалов дела следует, что заявителем самостоятельно, в срок, установленный налоговым кодексом, уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в пенсионный фонд за 2009г.

Данное обстоятельство подтверждается платежными поручениями, письмом ГУ – УПФ РФ в Ленинском и Самарском районах г.Самары, Протоколом к Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 01.03.2010 г. В разделе 1 Протокола указано, что задолженность по уплате страховых взносов на начало отчетного период за ООО «Технопромсервис» отсутствует, Реестром по приему средств внутри отделения ПФ и между отделениями ПФ за период с 01.01.09г. по 31.12.09г. (л.д.35-38).

Согласно статье 30 Кодека налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В силу положений статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.

Согласно подпункту 4 п.5.4.1.1 Приказа ФНС РФ от 09.09.2005 №САЭ-3-01-444 (в ред. от 26.12.2008) «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами» Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам является документом, подтверждающим состояние расчетов по налогам, сборам, взносам налогоплательщика.

Выдача налогоплательщику, добросовестно исполнившего свою обязанность по уплате страховых взносов, Справки №84819 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.03.2010 г., согласно которой по данным МИФНС России №18 по Самарской области на лицевом счете ООО «Технопромсервис» по ОКАТО 36401000000 (новое место нахождения организации) начислена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 1 614 056 рублей и начислены пени в размере 58 188 рублей 95 коп, нарушает законные интересы и права налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, поскольку наличие задолженности на лицевом счете, свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика, препятствует его участию в различных конкурсах, тендерах, что может повлечь за собой значительные материальные потери.

Своевременное представление налоговым органом документов налогоплательщика, имеющиеся в базе налогового органа до даты снятия с учета налогоплательщика с налогового учета, в налоговый орган по новому месту нахождения юридического лица, загрузка указанных сведений в ЕГРЮЛ в силу статей 30,32 НК РФ является обязанностью налоговых органов.

Нарушение порядка и сроков представления документов, их внесение в ЕГРЮЛ не должно влиять на законные права и интересы добросовестного налогоплательщика.

В судебном заседании заявитель пояснил, что он, как налогоплательщик в силу ст.45 НК РФ самостоятельно, добросовестно исполнил свою обязанность как по уплате страховых взносов в пенсионный фонд РФ, так и своевременно представил необходимые документы в налоговый орган для постановки на учет по новому месту нахождения.

Жалобы в адрес МИФНС, УФНС были направлены с единственной целью, а именно: устранить допущенные нарушения налогового законодательства в части необоснованного начисления Обществу недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 1 614 056 рублей и пени в размере 58 188 рублей 95 коп

Согласно п.5 ст.3 НК РФ «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом».

Таким образом, судом установлено, что ООО «Технопромсервис» в полном объеме исполнило свои обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии за 2009г., а, следовательно, вправе получить Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания в ней задолженности.

Доводы налогового органа о том, что они в настоящее время не является администратором указанных платежей в бюджет в связи с изданием ФЗ РФ от 24.07.2009 г. №212-ФЗ, а, следовательно, не имеет правовых оснований для проведения зачета (возврата) страховых взносов, ООО «Технопромсервис» судом не принимаются, поскольку в 2009г. администратором данных платежей являлся налоговый орган, Справка №84819 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.03.2010 г., согласно которой по данным МИФНС России №18 по Самарской области на лицевом счете ООО «Технопромсервис» по ОКАТО 36401000000 (новое место нахождения организации) начислена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 1 614 056 рублей и пени в размере 58 188 рублей 95 коп, выдана также этим налоговым органом. Кроме того, заявитель не просил налоговый орган и не просил суд осуществить возврат излишне уплаченных взносов, поскольку такого не существует, страховые взносы уплачены в установленном законом объеме, он лишь просит признать действия налогового орган по начислению недоимки и пени при отсутствии задолженности незаконными.

В силу положений части 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом правовые предписания статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются императивными и не поставлены законодателем в зависимость от предмета заявленных требований (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 октября 2007 года по делу N А56­50405/2006), устранение нарушений прав и законных интересов заявителя является способом восстановления нарушенного права, который суд обязан определить независимо от заявления такого требования» (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2007 года по делу № А56-19500/2006)».

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном размере.

В соответствии со ст.110 АПК РФ, согласно Информационному письму от 11 мая 2010 г. N 139 «О внесении изменений в Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации" расходы по оплате госпошлины подлежат взысканию с налогового органа в пользу заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области по начислению и отражению в Справке №84819 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.03.2010г. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 1 614 056 рублей и пени в размере 58 188 рублей 95 коп, как несоответствующие Налоговому кодексу РФ.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области в пользу ООО «Технопромсервис» расходы по оплате госпошлины в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца.

Судья В.П.Селиваткин