ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-15745/11 от 03.11.2011 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 ноября 2011 года

Дело №

А55-15745/2011

Резолютивная часть решения суда объявлена 03 ноября 2011 года. Полный текст решения суда изготовлен 11 ноября 2011 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

председательствующего судьи Щетининой М.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Храменковой А.А.

рассмотрев в судебном заседании 03 ноября 2011 года дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО1

к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара

с участием третьих лиц:

Министерства имущественных отношений по Самарской области

ФИО2

о признании незаконными действий

при участии в заседании

от заявителя - представитель ФИО3, по доверенности от 15.04.2011 года

от заинтересованного лица - представитель ФИО4, по доверенности Д05-01/2908 от 05.10.2011 года

от ФИО2 - представитель не явился, извещен

от Министерства - представитель не явился, извещен

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту- предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о признании незаконными действий, выразившихся в неутверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная ,у дома №54, площадью 7.00 кв.м. для использования под временный павильон «Ремонт обуви» без фундамента на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории.

Заявление мотивировано отсутствием правовых оснований у департамента для принятия заключений о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Заявитель указывает, что на момент его обращения в Министерство о предоставлении земельного участка действовали Правила застройки и землепользования, утвержденные решением Думы городского округа Самара 61 от 26.04.2001 года, поэтому все доводы, изложенные Департаментом в заключениях на обращение Министерства о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, являются не обоснованными. Павильон уже установлен на испрашиваемом земельном участке, уменьшение площади озеленения не предполагается.

Привлеченная судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В адрес суда направила ходатайство о рассмотрении дела без ее участи. Возражений не имеет.

Привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений от явки в суд уклонилось, заявителем в его адрес направлено заявление почтовым отправлением № 443069841799928, однако позицию письменно Министерство не изложило, возражений в адрес суда не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено в соответствии со ст.123 АПК РФ (почтовое отправление 46960).

При отсутствии возражений сторон, суд в соответствии с п. 4 ст. 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции, о чем сделана отметка в протоколе судебного заседания.

Согласно ст.156 АПК РФ суд рассматривает дело без участия представителей третьих лиц.

Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как следует из материалов дела, 07.12.2009 года заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 7.00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Революционная, у дома №54 под существующий временный павильон «Ремонт обуви» без фундамента для дальнейшей эксплуатации (л.д. 6).

Министерство направило в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, по результатам рассмотрения которого, Департаментом 13.12.2010 года дано заключение №СП-6-1142-2-1 о невозможности утверждения схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) поскольку земельный участок рас положен на газоне и занимает часть благоустроенной и озелененной территории. При этом, Департаментом было отражено в заключении, что в соответствии с Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденными Постановление Главы городского округа Самара от 10.06.2008 года №404, категорически запрещен уничтожать и повреждать деревья, кустарники, газоны.

Кроме указанного заключения, Департаментом 22 марта 2011 года выдавалось заключение №Сп-6/-1142-0-1 , в котором указано, что размещение объекта в охранных зонах и санитарно-защитных полосах инженерных коммуникаций без получения специальных согласований от владельцев инженерных коммуникаций не предусмотрено.

28 марта 2011 года Департаментом выдано Заключение №СП-6/1142-3-1, которым он подтверждает доводы, изложенные ранее в выданном Заключении №СП-6/1142-0-1 и указывает на то, что испрашиваемый земельный, согласно карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Решением думы городского округа Самара от 15.07.2010 года №951, расположен в зоне линейной инженерной и транспортной инфраструктуры.

Письмом от 29 апреля 2011 года № 12-1/4325/09 (л.д.36) Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении вышеназванного земельного участка, расположенного в зоне линейной инженерной и транспортной инфраструктуры в аренду, по причине нахождения на нем временного павильона. Из содержания отказа следует, что цель использования земельного участка, указанная в заявлении не соответствует фактическому использованию земельного участка.

Предприниматель, не согласившись с действиями Департамента по вынесению указанных заключений, послуживших основанием для отказа в предоставлении ему земельного участка под имеющийся временный объект, обратился в арбитражный суд Самарской области.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74.

Согласно п.п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 вышеуказанному Порядку граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении № 1 к настоящему Порядку.

К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении № 2 к настоящему Порядку.

Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.

Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.

В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.

При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области", принятого и вступившего в силу на момент обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, не допускается размещение объектов некапитального характера в охранной зоне подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций.

При этом пунктом 1 статьи 20 названного закона предусмотрено, что ограничения на размещение объектов некапитального характера, предусмотренные статьей 6 настоящего Закона, учитываются при размещении указанных объектов после вступления настоящего Закона в силу, при этом органы местного самоуправления в срок не позднее двух лет со дня вступления настоящего Закона в силу обеспечивают реализацию данных ограничений на территории муниципальных образований в отношении объектов некапитального характера, размещенных на день вступления настоящего Закона в силу.

Из писем Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара усматривается, в том числе, что под испрашиваемым земельным участком расположен водопровод, кабель связи, санитарно-защитная зона водовода. Использование земельного участка под временный павильон «Ремонт обуви» не соответствует основным видам разрешенного использования в зоне линейной инженерной и транспортной инфраструктуры, что противоречит пункту 1 статьи 6 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области" (действующего на момент спорных от ношений).

Суд исходил из того, что обязанность органа местного самоуправления по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории возникает только в случае возможности предоставления земельного участка в испрашиваемых размерах и местоположении.

С учетом изложенного, поскольку испрашиваемый земельный участок объективно не может быть предоставлен заявителю для целей предполагаемого им использования в силу прямого запрета, установленного вышеназванным Законом Самарской области, оспариваемые действия департамента не противоречат закону или иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Суд довод заявителя о том, что ответы департамента по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка являются необоснованными, поскольку павильон уже установлен, находит ошибочным.

Исходя из положений пункта 4 приложения № 2 к Порядку, фактическое владение временным объектом сами по себе не порождают у заявителя права на приобретение земельного участка в аренду под указанным строением.

При таких обстоятельствах основания, предусмотренные статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований заявителя у суда отсутствуют.

Расходы по оплате госпошлины распределяются в соответствии со с т.110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.110,167-171,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

М.Н. Щетинина