АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г. Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846)207-55-15, факс (846)226-55-26 http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru | ||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ г. Самара | ||||||
июня 2021 года | Дело № | А55-15930/2020 | ||||
Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2021 года. Полный текст решения изготовлен 11 июня 2021 года. | ||||||
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Кулешовой Л.В. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Суханкиной В.В., | ||||||
рассмотрев в судебном заседании 01-07 июня 2021 года дело по заявлению | ||||||
Общества с ограниченной ответственностью НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» , 445028, Самарская область, г. Тольятти, ул. Фрунзе, д. 43А, пом. 42, | ||||||
к МРИ ФНС России № 2 по Самарской области, 445031, <...> с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «Компания «Тензор», 150001, <...>, Общество с ограниченной ответственностью «Тис-с», 445057, <...>., ФНС России, 127381, <...>, УФНС России по Самарской области, 443110, <...> ФИО1, о признании незаконным бездействия и действия | ||||||
при участии в заседании | ||||||
от заявителя – пред. ФИО2 по дов. № 3 от 17.06.2020 г., от ФНС России - не явился, извещен, от УФНС России по Самарской области – пред. ФИО3 по дов. от 18.05.2021 г., от МРИ ФНС России № 2 по Самарской области – пред. ФИО4 по дов. от 23.01.2021 г., пред. ФИО3 по дов. от 03.09.2020 г., от третьих лиц – не явились, извещены, | ||||||
установил: Заявитель обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого в порядке ст. 49 АПК РФ в судебном заседании 1-7 июня 2021 просит: 1) признать незаконным действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 14.04.2020г. уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2018г. за № 971594112 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ»; 2) признать незаконным действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 14.04.2020г. уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2018г. за № 971635978 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ»; 3) признать незаконным действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 14.04.2020г. уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019г. за № 971649595 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ»; 4) признать незаконным действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 14.04.2020г. уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г. за № 971615409 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ»; 5) признать незаконным действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 14.04.2020г. уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г. за №971638473 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ»; 6) признать незаконным бездействие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по непринятию мер на сообщение ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» о подаче 14.04.2020г. в МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области неуполномоченным и не имеющим отношения к ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» лицом (ООО «ТИС-С») уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2018г. за №971594112 и обязать МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения путем исключения из обработки уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2018г. за № 971594112, представленной неуполномоченным и не имеющим отношения к ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» лицом (ООО «ТИС-С») и восстановления результатов первичной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2018г. № 23034914, представленной ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» 25.10.2018 г.; 7) признать незаконным бездействие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по декларации по НДС за 4 квартал 2018г. за № 971635978 и обязать МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения путем исключения из обработки уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2018г. за № 971635978, представленной неуполномоченным и не имеющим отношения к ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» лицом (ООО «ТИС-С») и восстановления результатов первичной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2018г. за № 745457409, представленной ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» 24.01.2019 г.; 8) признать незаконным бездействие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по 9) признать незаконным бездействие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по 10) признать незаконным бездействие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по Представитель заявителя поддержала заявленные требования и при этом ссылается на то, что Инспекцией неправомерно приняты уточненные налоговые К участию в деле, на основании ст. 51 АПК РФ, были привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Компания «Тензор», Общество с ограниченной ответственностью «Тис-с», ФНС России, УФНС России по Самарской области, ФИО1. Представители налоговых органов, придерживающиеся консолидированной позиции, возражали против удовлетворения заявленных требований. Согласно доводам налоговых органов, в связи с тем, что уточненные налоговые декларации по НДС за 2 квартал 2018 года и 3 квартал 2018 года были подана ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» в июле 2020 в электронном виде и к ним была приложена доверенность на представителя ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ», то у налогового органа отсутствовали основания для отказа в принятии от ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» поданных налоговых деклараций. Кроме того, налоговые органы считают, что в действиях налогового органа отсутствует бездействие в части неисключения из обработки уточненных налоговых деклараций по НДС за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г., поскольку действующее налогового законодательство и подзаконные акты не предусматривают права налоговых орган исключать из обработки принятые налоговые декларации, поэтому в действиях инспекции отсутствует противоправное поведение. Кроме того, заявитель вправе самостоятельно аннулировать уточненные декларации по НДС за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г. путем подачи уточненных деклараций. Поэтому оспариваемое бездействие инспекции не ущемляет прав и законных интересов заявителя (т. 1 л.д. 120-124, т. 3 л .д. 60-62, 141-146). Представитель ООО «Компания «Тензор» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен в порядке ст. 123 АПК РФ, согласно представленному отзыву ООО «Компания «Тензор» пояснило, что общество выполняет функции оператора электронного документооборота и подтверждает, что уполномоченный представитель ООО «ТИС-С» отправил в МРИ ФНС России № 2 по Самарской области за налогоплательщика ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» спорные налоговые декларации. Уточненные налоговые декларации были подписаны электронной подписью абонента ООО «ТИС-С», выданной на имя ФИО5 (серийный номер № 1F21E10AD37EC680E9112660C793403A, срок действия с 16.04.2019 по 16.07.2020). Кроме того, Общество пояснило, что информационное сообщение о доверенности на представление отчетности передается в составе транспортного контейнера отправляемой отчетности в зашифрованном виде в налоговый орган. Таким образом, ООО «Компания «Тензор» не имеет доступа к содержимому транспортных контейнеров и не имеет возможности предоставить в адрес суда ни доверенность, на основании которой была направлена спорная налоговая отчетность, ни информацию о ней (т. 2 л.д. 111-113, т. 4 л .д. 2-3, 63-66). ООО «ТИС-С» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ, отзыв не представило. ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен в порядке ст. 123 АПК РФ, отзыв не представил. Исследовав материалы дела, оценив доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. Как следует из материалов дела ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» 30.04.2020 обратилось в МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области, УФНС России по Самарской области и ФНС России об исключении из обработки уточненных налоговых деклараций за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г., представленных в налоговый орган 14.04.2020 неуполномоченным и не имеющим отношения к Обществу лицом, и восстановить результаты представленных налоговых деклараций по НДС за указанные периоды непосредственно ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ». Также заявитель просит предоставить документы, на основании которых налоговый орган принял от третьего лица представленные уточненные декларации по НДС за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г. (т. 1 л.д. 14). Также ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» 30.04.2020 года была подана жалоба в УФНС России по Самарской области на действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области, в которой просят признать незаконными факты принятия 14.04.2020 уточненных налоговых деклараций по НДС за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г. при отсутствии доверенности действовать от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» (т.1 л.д. 30-31). Решением УФНС России по Самарской области от 07.05.2020г. № 01-39/047125@ жалобы ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» на действия сотрудников МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области, в которых он также просит исключить из обработки уточненные декларации и восстановить результаты первичных налоговых деклараций оставлены без удовлетворения.( т. 1 л.д. 34-36). Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Пунктом 4 ст. 200 НК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При оценке бездействия (действий) суд исходит из положений п. 5 ст. 200 АПК РФ, устанавливающего, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя. В качестве основания для оспаривания действия и бездействия Инспекции, заявитель указывает на то, что Инспекцией неправомерно приняты уточненные декларации по НДС за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г., поданные 14.04.2020 в электронной форме от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» неуполномоченным лицом. При этом заявитель указывает, что не выдавал ООО «ТИС-С» в лице ФИО5 доверенность от 13.04.2020 № б/н. В связи с чем у налогового органа не было законных оснований для принятия уточненных налоговых деклараций. Поскольку заявитель не подавал уточенные налоговые декларации по НДС за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г., он не может подать уточенные налоговые декларации. Поэтому единственным способом восстановления его нарушенных прав и законных интересов является совершение инспекцией действий по исключению из обработки уточненных налоговых деклараций за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 года. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 14.04.2020 в МРИ ФНС РФ № 2 по Самарской области были поданы уточненные налоговые декларации по НДС за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г. от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» . Документы поступили в составе транспортного контейнера в электронном виде через оператора электронного документооборота ООО «Компания «Тензор» и подписаны электронной подписью абонента ООО «ТИС-С», выданной на имя ФИО5 (серийный номер № 1F21E10AD37EC680E9112660C793403A, срок действия с 16.04.2019 по 16.07.2020) на основании доверенности ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» от 13.04.2020 № б/н.( т. 2 л.д. 4-24). Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (пункт 4 статьи 80 НК РФ). В силу абзацев 2 - 4 пункта 5 статьи 80 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета). При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой, территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при предоставлении государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) установлены Административным регламентом ФНС России по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@. Порядок организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС между налоговыми органами и налогоплательщиками определен Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ (далее - Методические рекомендации). При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающим право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика передаваемая налоговая декларация сопровождается информационным сообщением о представительстве (пункт 2.2 Методических рекомендаций). Информационное сообщение о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах (далее - информационное сообщение о доверенности), представляется уполномоченным представителем налогоплательщика в налоговые органы только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом, с обязательным представлением копии доверенности на бумажном носителе в налоговый орган до начала осуществления деятельности через уполномоченного представителя. В информационном сообщении о доверенности указываются реквизиты доверенности и полномочия лица (владельца сертификата ключа подписи (ЭЦП)), которое подписывает и представляет электронный документ. Заполнение полей информационного сообщения о доверенности в электронном виде, по сути, является отражением информации, находящейся на бумажном носителе - оригинале доверенности, выданной налогоплательщиком уполномоченному представителю, о полномочиях представителя, подписавшего налоговую декларацию или другой электронный документ. Согласно Методическим рекомендациям по формированию информационного сообщения о доверенности: - в поле "дата доверенности" указывается дата начала действия полномочий уполномоченного представителя, если это оговорено в доверенности, в противном случае - дата выдачи доверенности уполномоченному представителю (пункт 8); - в поле "дата окончания действия доверенности" при наличии указывается дата, по которую включительно действует доверенность. Если дата окончания доверенности отсутствует, то доверенность действительна в течение года (пункт 9). В ходе рассмотрения дела налоговым органом в качестве доказательства соблюдения установленной процедуры принятия уточненных налоговых деклараций в электронном виде была представлена копия доверенности б/н от 13.04.2020, согласно которой ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» доверяет ООО «ТИС-С» в лице директора ФИО5 представлять интересы общества в органам Федеральной налоговой службы РФ. Доверенность выдана на срок до 13.04.2022, подписана управляющим ИП ФИО1 с оттиском круглой печати организации. Подлинность копии заверена подписью без расшифровки с наложением оттиска печати Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области. (т. 2 л.д. 4). Заявителем было заявлено ходатайство о фальсификации доверенности в связи с тем, что ФИО1 не подписывал данный документ. Также было заявлено ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы. Судом для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства инспекции было предложено, а затем суд истребовал в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 66 АПК РФ документ, с которого изготовлена представленная в материалы дела копия доверенности, а также копию доверенности лучшего качества с читаемым оттиском печати. МРИ № 2 по Самарской области представлена в материалы дела еще одна копия доверенности б /н от 13.04.2020, согласно которой ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» доверяет ООО «ТИС-С» в лице директора ФИО5 представлять интересы общества в органах Федеральной налоговой службы РФ. Доверенность выдана на срок до 13.04.2022, подписана управляющим ИП ФИО1 с оттиском круглой печати организации. Подлинность копии заверена подписью без расшифровки с наложением оттиска печати Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области. ( т. 4 л.д. 90).. В судебном заседании 01-07.06.2021 представитель инспекции заявил, что заверил копию, не сверяя ее с подлинником. Также в судебном заседании представители налоговых органов дали согласие на исключение из числа доказательств по делу копий доверенности б /н от 13.04.2020, согласно которой ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» доверяет ООО «ТИС-С» в лице директора ФИО5 представлять интересы общества в органах Федеральной налоговой службы РФ (т. 2 л.д. 4, т. 4 л.д. 90). В связи с чем суд в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 161 АПК РФ, исключил из числа доказательств копии доверенности б/н от 13.04.2020. (т. 2 л.д. 4, т. 4 л.д. 90). Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о проведении по делу почерковедческой экспертизы в рамках заявленного ходатайства о фальсификации доказательства. Также в последнем заседании заявитель заявил ходатайство об истребовании из следственного управления СК РФ по Самарской области копий протокола допроса ФИО5 и начальника отдела контрольно-аналитического отдела УФНС РФ по Самарской области ФИО6 для подтверждения факта подачи налоговых деклараций не уполномоченным лицом, Исключение судом из числа доказательств по делу копий доверенности б /н от 13.04.2020 является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства как необоснованного. В ходе рассмотрения дела представители МРИ № 2 по Самарской области заявили о невозможности представления подлинника доверенности (либо надлежащей копии), поскольку документ был утрачен сотрудником инспекции ФИО7 В материалы дела представлены приказ о прекращении служебного контракта от 27.10.2020, акт от 28.10.2020 по факту не передачи указанным сотрудником при увольнении рабочей документации за период с 01.01.2019 по 27.10.2020. ( т. 3 л.д.149,150). Таким образом, в ходе рассмотрения дела налоговым органом не представлены доказательства наличия у ООО «ТИС-С» в лице директора ФИО5 полномочий на представление интересов ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» в органах Федеральной налоговой службы РФ на момент подачи 14.04.2020 уточненных деклараций по НДС за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г. в электронном виде. Данное обстоятельство в силу процессуального принципа распределения обязанности доказывания свидетельствует о недоказанности налоговым органом в рамках рассмотрения настоящего спора соблюдения административной процедуры принятия 14.04.2020 уточненных налоговых деклараций по НДС за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г. в электронном виде, поданных от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» ООО «ТИС-С» в лице директора ФИО5. В связи с изложенным суд считает, что заявленные требования в части признания незаконными действий МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 14.04.2020 г. уточненных налоговых деклараций по НДС за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г. при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» подлежат удовлетворению. Требования заявителя в части признания незаконным бездействия МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по непринятию мер на сообщение ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» о подаче 14.04.2020г. в МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области неуполномоченным и не имеющим отношения к ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» лицом (ООО «ТИС-С») уточнённых (2) налоговых деклараций по НДС за за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г. и обязании МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения путем исключения из обработки уточнённых (2) налоговых деклараций по НДС за за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г., представленных неуполномоченным и не имеющим отношения к ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» лицом (ООО «ТИС-С») и восстановления результатов первичных налоговых деклараций по НДС за налоговых деклараций по НДС за за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 г., представленных ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Действующим налоговым законодательством, подзаконными актами и Административным регламентом ФНС России по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ не предоставляется права налоговым органам аннулировать принятые налоговые декларации. Заявитель ссылается на письмо от 10 июля 2018 года ФНС России N ЕД-4-15/13247@ "О профилактике нарушений налогового законодательства", в котором содержалась Инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций. Однако письмом от 02.11.2018 N ЕД-4-15/21496@ ФНС России отменила действие Инструкции по аннулированию деклараций, отозвав свое Письмо от 10.07.2018 N ЕД-4-15/13247@. Доводы заявителя о незаконности бездействия налогового органа как несоответствующего требованиям пункта 5 ст. 80 НК РФ (в ред. ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ) являются несостоятельными, поскольку названная норма в силу прямого указания закона будет применяться в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021. Таким образом ни названная Инструкция, ни новая редакция статьи 80 НК РФ не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям. Действующая редакция НК РФ не предусматривает возможность аннулирования принятых налоговых деклараций налоговым органом, не регламентирует действия налогового органа в ситуации, когда руководитель организации отрицает подписание им налоговой декларации. Однако статьей 81 НК РФ налогоплательщику предоставлено право подачи уточненной налоговой декларации с целью сообщения о своих действительных налоговых обязательствах. Налоговый орган, в свою очередь, путем осуществления мероприятий налогового контроля вправе проверить правильность исчисления и уплаты налогов. Данный вывод согласуется с судебной практикой по данному вопросу, нашедшему свое выражение, в частности, в Постановлении АС Уральского округа от 11.09.2018 N Ф09-4202/18, постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2021 г. по делу N А79-12459/2019 При этом суд полагает необходимым отметить, что названная выше ранее действовавшая Инструкция и п. 5 ст. 80 НК РФ, вступающий в силу с 01.07.2021, предоставляя налоговым органам право по аннулированию принятых налоговых деклараций, содержат строгую регламентацию действий по выявлению и пресечению налоговых нарушений в определенных и урегулированных Кодексом налоговых процедурах (камеральные и выездные проверки, иные мероприятия). Согласно положениям статей 80, 88 НК РФ, налоговый контроль в отношении полноты и достоверности указанных в налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий, несоответствий) может проводиться только после ее принятия налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки. Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 23.04.2015 N 736-О камеральная налоговая проверка квалифицирована как форма текущего документарного контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения. Следовательно, установленный ранее Инструкцией и с 01.07.2021 п. 5 ст.80 НК РФ порядок не предоставлял и не предоставляет права налоговым органам по заявлению налогоплательщика без проведения камеральной проверки соответствующей налоговой декларации аннулировать принятую налоговую декларацию. Поскольку иной порядок позволял бы возможность злоупотребления правами со стороны недобросовестных налогоплательщиков. При таких обстоятельствах обжалуемые действия (бездействия) налогового органа не ущемляют прав заявителя как налогоплательщика в налоговых правоотношениях, который вправе аннулировать уточненные налоговые декларации по НДС за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 года путем подачи уточненных налоговых деклараций за указанные периоды, содержащих действительные налоговые обязательства. Данный вывод согласуется с судебной практикой по данному вопросу, нашедшему свое выражение, в частности, в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2020 г. по делу N А33-18071/2019. Более того, подача уточенных деклараций налогоплательщиком позволит нивелировать неблагоприятные последствия для его добросовестных контрагентов. Судом признается несостоятельной ссылка заявителя на судебную практику, а именно решение Арбитражного суда Московского округа от 26.10.2020 по делу № А40-233315/19. Во-первых, названный судебный акт принят по иным обстоятельствам с участием иных лиц. Кроме того, в решении отсутствует правовое обоснование возможности и правомерности действий по аннулированию принятых налоговый деклараций. Необходимо также отметить, что согласно общедоступной информации, содержащейся в информационной системе "Картотека арбитражных дел" названный судебный акт обжалуется налогоплательщиком-заявителем, поскольку осуществленный Управлением перевод уточненной налоговой декларации по НДС в состояние «Исключена из обработки» и внесение изменений в КРСБ путем отражения начислений в соответствии с предыдущей декларацией, не привел и не мог привести к восстановлению прав и законных интересов налогоплательщика и иных заинтересованных лиц (в т.ч. контрагентов). Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании 01-07.2021 представителем заявителя ФИО2 , которая представляла интересе заявителя ООО «Консул» в деле № А40-233315/19. Таким образом, оценив доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в их совокупности с учетом требований статей 71, 162, 168 АПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности заявителем наличия противоправного бездействия инспекции, а также ущемление прав налогоплательщика оспариваемым бездействием. С учетом изложенного заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в части признания незаконными действий МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 14.04.2020 г. уточнённых налоговых деклараций по НДС за 3 за 3, 4 квартал 2018 года, 2,3,4 квартал 2019 года при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ». Поскольку оспариваемые действия нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд считает необходимым в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ обязать МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с действующим налоговым законодательством. В остальной части требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Расходы по оплате государственной пошлины в части удовлетворенных требований следует отнести на заинтересованное лицо и взыскать с МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области в пользу заявителя в сумме 15 000 руб. В остальной части расходы следует отнести на заявителя. . | ||||||
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд | ||||||
Р Е Ш И Л: | ||||||
Заявление удовлетворить частично. Признать незаконным действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 14.04.2020 г. уточнённой налоговой декларации (2) по НДС за 3 квартал 2018 г. за № 971594112 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ». Обязать МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Признать незаконным действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 14.04.2020г. уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2018 г. за № 971635978 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ». Обязать МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Признать незаконным действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 14.04.2020г. уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2019 г. за № 971649595 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ». Обязать МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Признать незаконным действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 14.04.2020г. уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г. за № 971615409 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ». Обязать МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Признать незаконным действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 14.04.2020г. уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г. за №971638473 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ». Обязать МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части требований отказать. Взыскать с МРИ ФНС России № 2 по Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью НПК «СПЕЦИНЖИНИРИНГ» государственную пошлину в размере 15 000 рублей. | ||||||
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | ||||||
Судья | / | Л.В. Кулешова | ||||