АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 26-55-25
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
14 ноября 2008 года
Дело № А55-15931/2008
Арбитражный суд Самарской области
В составе судьи Харламова А.Ю.
При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лихачевым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании 14 ноября 2008 года дело по заявлению Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, 443010, Самарская область, Самара, Самарская, 146 А,
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, 443010, Самарская область, Самара, Самарская, 146 А,
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 09 января 2008 года № ГИСН-29/1,
ФИО2, доверенность от 09 января 2008 года № ГИСН-29/3;
от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО3, доверенность от 09 октября 2008 года № Д-49/518.
Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2008 года.
Установил:
Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области 02 сентября 2008 года была проведена проверка по вопросу соответствия выполнения строительных работ проектной документации при реконструкции объекта капитального строительства – здания школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны, расположенного по адресу: Самарская область, р.ц. Ч-ны, ул. Почтовая, д. 10, результаты которой были оформлены Актом проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 02 сентября 2008 года № 02-711 (л.д. 52).
Данная проверка была проведена административным органом в присутствии начальника участка ООО «Русская строительная компания-Самара» гражданина ФИО4
Из содержания указанного Акта следует, что административный орган установил:
-факт осуществления работ, связанных с реконструкцией здания школы, расположенной по адресу: Самарская область, р.ц. Ч-ны, ул. Почтовая, д. 10, при одновременном осуществлении образовательного процесса учащихся в первую смену;
-пути проезда строительного транспорта и прохода к зданию школы младших школьников совпадают;
-пищеблок – не работает;
-не предоставлен Акт готовности объекта к учебному году.
На основании Акта проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 02 сентября 2008 года № 02-711 административным органом было оформлено Предписание «Об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства» от 02 сентября 2008 года № 02-711/1 (л.д. 10), которое было вручено руководителю Департамента технического надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области гражданину ФИО5, действующему от имени данного министерства на основании доверенности от 03 декабря 2007 года № Д-49/486 (л.д. 15).
Согласно Предписанию «Об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства» от 02 сентября 2008 года № 02-711/1 выданному Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, лицу, привлекаемому к административной ответственности было предписано:
-не допускать эксплуатацию здания школы с 02 сентября 2008 года до предоставления в Государственную инспекцию строительного надзора Самарской области организационно-технической документации на производство работ по реконструкции здания школы, прошедшей государственную экспертизу, учитывающую условия одновременной эксплуатации здания в рамках учебного процесса;
-уведомить подрядные организации о выдаче Предписания;
-о выполнении настоящего Предписания в срок до 16 сентября 2008 года уведомить Государственную инспекцию строительного надзора Самарской области (л.д. 10).
Данное Предписание было получено 04 сентября 2008 года руководителем Департамента технического надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области гражданину ФИО5, действующего от имени Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на основании доверенности от 03 декабря 2007 года № Д-49/486, что подтверждается подписью данного представителя на Предписании (л.д. 10 оборотная сторона).
02 октября 2008 года Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области была проведена проверка на предмет исполнения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Предписания «Об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства» от 02 сентября 2008 года № 02-711/1, результаты которой были оформлены Актом проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 02 октября 2008 года № 02-835 (л.д. 11).
Из содержания Акта проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 02 октября 2008 года № 02-835 следует, что Государственная инспекция строительного надзора Самарской области установила, что:
-Предписание «Об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства» от 02 сентября 2008 года № 02-711/1 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не исполнено;
-здание школы эксплуатируется;
-в школе ведется учебный процесс;
-организационно-технологическая документация на производство работ по реконструкции здания школы, прошедшая государственную экспертизу, в Государственную инспекцию строительного надзора Самарской области не предоставлена;
-на момент проверки ведутся работы по устройству фундаментов пристроя учебно-спортивного корпуса.
В связи с неисполнением Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Предписания «Об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства» от 02 сентября 2008 года № 02-711/1, Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области был составлен Протокол об административном правонарушении в области строительства от 08 октября 2008 года, в котором содержится описание административного правонарушения:
-«Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области осуществляя функции застройщика, на основании разрешения на строительство от 01 августа 2007 года № 47, выданного Администрацией муниципального района Челно-Вершинский Самарской области осуществляет реконструкцию здания средней школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны.
Реконструкция ведется по проекту, имеющему положительное заключение Управления Главгосэкспертизы России по Ульяновской области от 27 марта 2007 года № 1239 «П».
В ходе проведения мероприятий по осуществлению государственного строительного надзора должностным лицом инспекции 02 сентября 2008 года установлено, здание школы эксплуатируется, а именно в реконструируемом здании школы ведется учебный процесс.
На устранение выявленного нарушения Министерству было выдано Предписание от 02 сентября 2008 года № 02-711/1 о недопустимости эксплуатации здания школы до предоставления в инспекцию организационно-технологической документации на производство работ по реконструкции средней школы под образовательный центр, прошедшей государственную экспертизу, учитывающую условия одновременной эксплуатации здания в рамках учебного процесса.
При проведении проверки исполнения требования данного Предписания 02 октября 2008 года было установлено, что нарушение до настоящего времени не устранено.
Строительные работы по реконструкции производятся одновременно с учебным процессом. Организационно-технологическая документация, разрешающая эксплуатацию здания (учебный процесс) во время производства строительных работ в Инспекцию не предоставлена» (л.д. 12).
Факт неисполнения Предписания от 02 сентября 2008 года № 02-711/1 отражен в Протоколе об административном правонарушении в области строительства от 08 октября 2008 года составленным административным органом в присутствии руководителя Департамента технического надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - гражданина ФИО5, что подтверждается наличием подписи данного лица на данном процессуальном документе (л.д. 13).
08 октября 2008 года на основании Определения о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (л.д. 28) Государственная инспекция строительного надзора Самарской области обратилась в арбитражный суд с заявлением от 22 октября 2008 года входящий номер 15931, в котором просит суд:
-привлечь Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, 443010, Самарская область, Самара, Самарская, 146 А, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3-5).
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
В ходе судебного разбирательства представители Государственной инспекции строительного надзора Самарской области поддержали заявленные требования в полном размере по основаниям, изложенным в рассматриваемом заявлении.
При этом данные представители пояснили суду, что при рассмотрении данного дела отсутствует возможность применений судом статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку осуществление работ по реконструкции здания школы, в отсутствие организационно-технологической документации на производство работ по реконструкции здания школы, прошедшей государственную экспертизу и учитывающей условия одновременной эксплуатации здания в рамках учебного процесса, может повлечь неблагоприятные последствия для жизни и здоровья педагогического персонала и учащихся средней школы.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 53-56). При этом в ходе судебного разбирательства представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области пояснил суду, что у лица, привлекаемого к административной ответственности, каких-либо замечаний к процедуре привлечения министерства к административной ответственности не имеется. Данное обстоятельство подтверждается протоколом судебного заседания от 06 ноября 2008 года (л.д. 73 оборотная сторона).
В силу требований пункта 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и имеются ли основания для привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Согласно части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В данном случае, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области вменяется невыполнение Предписания Государственной инспекции строительного надзора Самарской области от 02 сентября 2008 года № 02-711/1.
Разрешая данный спор, суд также учитывает диспозицию части 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из письменных возражений (л.д. 53-56), основные доводы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, положенные в основу своей позиции, сводятся к следующему:
-Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области «… не является собственником здания школы, либо лицом, имеющим на него какие-либо права, то есть министерство … не только фактически не осуществляет эксплуатацию указанного здания, но и юридически не имеет к этому зданию никаких законных оснований, таким образом, данное предписание заведомо не исполнимо».
-Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку согласно договору строительного подряда (государственный контракт) от 16 июля 2007 года № 497 лицом, непосредственно осуществляющим строительство является ООО «Русская строительная компания-Самара».
Суд, рассмотрев материалы дела, оценив доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав доводы представителей сторон, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо , обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию , капитальный ремонт объектов капитального строительства , а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции , капитального ремонта.
Согласно статье 87 Устава Самарской области от 18 декабря 2005 года № 179-ГД, в системе органов исполнительной власти Самарской области образованы соответствующие министерства, в том числе, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.3 Положения «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области», утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 31 октября 2007 года № 225, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности на территории Самарской области (далее - сфера деятельности Министерства).
Министерство является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс и сметы, гербовую печать со своим наименованием, печати, штампы, бланки, открытые в установленном порядке счета, необходимые для осуществления деятельности Министерства.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Положения «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области» в ведении Министерства находятся, в том числе, государственное управление в сфере строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности.
В рамках закрепленных предметов ведения Министерство осуществляет полномочия по осуществлению в установленном порядке функций заказчика-застройщика в сфере деятельности Министерства.
В соответствии с договором о передаче муниципального имущества в оперативное управление от 24 марта 2006 года № 0806005 здание МОУ Челно-Вершинская СОШ (ОЦ), расположенное по адресу: <...>, было передано Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области в оперативное управление Муниципальному образовательному учреждению Челно-Вершинской средней общеобразовательной школе муниципального района Челно-Вершинский Самарской области сроком на 5 лет (л.д. 59-60).
При этом согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16 июля 2007 года серия 63-АВ 791896 земельный участок , расположенный по адресу: <...>, принадлежит Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на праве постоянного (бессрочного) пользования (л.д. 58).
Как следует из материалов дела, 27 марта 2007 года Управлением Главгосэкспертизы России по Ульяновской области именно Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, было выдано Положительное заключение по рабочему проекту «Реконструкция здания школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны» № 1239 «П» (л.д. 17-27).
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию , капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства, 01 августа 2007 года исполняющим обязанности Главы администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области именно Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, как застройщику, было выдано Разрешение на строительство № 47, которым застройщику было разрешено осуществить реконструкцию объекта капитального строительства – здания средней школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны, расположенного по адресу: <...> (л.д. 16).
Согласно пункту 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации
в случае осуществления строительства, реконструкции , капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщикомили заказчиком .
В ходе судебного разбирательства представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, пояснил суду, что заказчиком и одновременно застройщиком осуществляющим реконструкцию здания средней школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны, расположенного по адресу: <...>, является именно Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. Данное обстоятельство подтверждается протоколом судебного заседания от 14 ноября 2008 года л.д. 76 ответ представителя на 2ой вопрос суда).
16 июля 2007 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, выступая в роли «заказчика», заключило с ООО «Русская строительная компания-Самара» - «генеральный подрядчик» договор строительного подряда (государственный контракт) № 497, согласно пункту 1.1 которого, заказчик поручает генподрядчику, а генподрядчик принимает на себя выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции здания средней школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны (л.д. 41-48). К данному договору приложен График производства работ по объекту «Проектирование и реконструкция здания школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны» (л.д. 49-51).
Таким образом, на основании изложенного, суд пришел к выводу, что именно Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, в соответствии со статьей 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с пунктом 2.2 Положения «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области» является застройщиком, осуществляющим реконструкцию объекта капитального строительства – здания средней школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны, расположенного по адресу: <...>.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Следовательно, указанной правовой нормой установлена ответственность исключительно за неисполнение законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым в рамках данного дела является Государственная инспекция строительного надзора Самарской области.
Как следует из материалов дела, Предписание 02 сентября 2008 года № 02-711/1 было выдано Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области именно Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, как застройщику, осуществляющего реконструкцию объекта капитального строительства – здания средней школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны, расположенного по адресу: <...>.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщикобращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию .
Поскольку Разрешение на строительство от 01 августа 2007 года № 47 было выдано именно застройщику - Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, то и обращаться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта - здания средней школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны в эксплуатацию Градостроительный кодекс Российской Федерации предписывает именно Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В свою очередь, в соответствии с условиями договора строительного подряда (государственный контракт) от 16 июля 2007 года № 497 ООО «Русская строительная компания-Самара», как генеральный подрядчик, приняло на себя обязательство по выполнению строительно-монтажных работ по реконструкции здания средней школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны, а, следовательно, несет перед Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области гражданско-правовую ответственность за надлежащее исполнение обязательств в рамках данного договора.
Таким образом, следует признать несостоятельным довод лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что «… Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с Положительным заключением по рабочему проекту «Реконструкция здания школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны» от 27 марта 2007 года № 1239 «П», выданным Управлением Главгосэкспертизы России по Ульяновской области Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, рабочий проект реконструкции здания школы включает в себя следующие мероприятии:
-увеличение площади за счет строительства пристроев к существующему зданию;
-приведение существующего здания к соответствию действующим нормативным требованиям;
-изменение функционального зонирования помещений школы с учетом пристраиваемых площадей;
-разработка единого архитектурного решения фасадов здания с устройством утепления наружных стен;
-разработка мероприятий по обеспечению доступности здания для инвалидов и маломобильных групп населения.
Организацией строительства реконструкция объекта предусматривается поточно:
-прокладка наружных коммуникаций, возведение подземной части, возведение надземной части, благоустройство территории. В подготовительный период предусматривается ограждение территории, размещение временных складских и бытовых помещений, организация площадок складирования материалов, временного электроснабжения, временных подъездных дорог. Подробный объем строительных работ по реконструкции здания школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны» отражен в Строительном плане (л.д. 70).
Как следует из Рабочего проекта «Реконструкция здания школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны» от 27 марта 2007 года № 1239 «П» данным документом не предусмотрено одновременное осуществление реконструкции здания школы и проведение учебного процесса учащихся средней школы (л.д. 17-27).
В своих письменных возражениях Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области излагает довод о том, что поскольку министерство «… не является собственником здания школы, либо лицом, имеющим на него какие-либо права, то есть министерство … не только фактически не осуществляет эксплуатацию указанного здания, но и юридически не имеет к этому зданию никаких законных оснований, таким образом, данное предписание заведомо не исполнимо».
Суд не может согласиться с данной позицией лица, привлекаемого к административной ответственности, по следующим основаниям:
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области является застройщиком, осуществляющим реконструкцию объекта капитального строительства – здания средней школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны, расположенного по адресу: <...>.
Из содержания Предписания от 02 сентября 2008 года № 02-711/1 следует, что Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области административным органом было предписано:
-не допускать эксплуатацию здания школы с 03 сентября 2008 года до предоставления в инспекцию организационно-технологической документации на производство работ по реконструкции средней школы под образовательный центр, прошедшей государственную экспертизу, учитывающую условия одновременной эксплуатации здания в рамках учебного процесса;
-уведомить подрядные организации о выдаче предписания .
Как было установлено административным органом в ходе проверки исполнения предписания, оформленной Актом проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 02 октября 2008 года № 02-835, Предписание от 02 сентября 2008 года № 02-711/1 не было исполнено Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в полном объеме.
При этом в ходе судебного разбирательства, представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области пояснил суду, что Предписание от 02 сентября 2008 года № 02-711/1, в части уведомления подрядной организации - ООО «Русская строительная компания-Самара» также не исполнено без уважительных причин. Данное обстоятельство подтверждается протоколом судебного заседания от 12 ноября 2008 года (л.д. 75 оборотная сторона ответ на 2ой вопрос суда).
В ходе судебного разбирательства представители административного органа пояснили суду, что «осуществление реконструкции здания средней школы под образовательный центр одновременно с осуществлением образовательного процесса учащихся, в отсутствие организационно-технологической документации на производство работ по реконструкции средней школы, прошедшей государственную экспертизу, учитывающую условия одновременной эксплуатации здания в рамках учебного процесса, не исключает возможность наступления неблагоприятных последствий для педагогического персонала и, прежде всего, для учащихся - несовершеннолетних лиц (причинения телесных повреждений и возможность наступления летального исхода для преподавателей и учеников).
Также данные представители пояснили суду, из Строительного плана (л.д. 70) следует, что работы по реконструкции здания школы ведутся в тех корпусах, в которых одновременно проходят учебные занятия, проезд грузового транспорта, осуществляющего доставку строительных материалов на объект, в котором ведутся работы по реконструкции, осуществляется без каких-либо ограничений по пути следования учащихся в школу.
Необходимо отметить, что только в ходе судебного разбирательства – 12 ноября 2008 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области направило в адрес Государственной инспекции по строительному надзору Самарской области Проект производства работ кранами на объекте: «Проектирование и реконструкция здания средней школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны» для дальнейшего разрешения производства работ по реконструкции на вышеуказанном объекте».
В обоснование изложенного, представители административного органа представили суду сопроводительное письмо руководителя Департамента технического надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 12 ноября 2008 года исходящий номер В-26/2763 направленное в адрес руководителя Государственной инспекции по строительному надзору Самарской области (л.д. 61). К данному письму приложен Проект производства работ кранами при реконструкции здания средней школы под образовательный центр в районном центре Ч-ны, учебно-спортивный блок (л.д. 62-69).
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, пришел к выводу, что Предписание Государственной инспекции по строительному надзору Самарской области от 02 сентября 2008 года № 02-711/1 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не исполнено надлежащим образом, поскольку:
-до настоящего периода Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не представлена в Государственную инспекцию по строительному надзору Самарской области организационно-технологическая документация на производство работ по реконструкции средней школы под образовательный центр, прошедшая государственную экспертизу, учитывающую условия одновременной эксплуатации здания в рамках учебного процесса;
-Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, как застройщик не предпринял каких-либо мер и не осуществил соответствующих действий, направленных на недопущение эксплуатации здания школы в отсутствие прошедшей государственную экспертизу организационно-технологической документации на производство работ по реконструкции средней школы под образовательный центр, учитывающую условия одновременной эксплуатации здания в рамках учебного процесса;
-Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не уведомило подрядчика - ООО «Русская строительная компания-Самара» о выдаче Предписания от 02 сентября 2008 года № 02-711/1.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд считает, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не представило суду надлежащих доказательств полного, либо частичного исполнения Предписания от 02 сентября 2008 года № 02-711/1.
Напротив, в ходе судебного разбирательства Государственная инспекция по строительному надзору Самарской области, в соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представила суду доказательства обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу, что имелось событие административного правонарушения – неисполнение Предписания Государственной инспекции по строительному надзору Самарской области от 02 сентября 2008 года № 02-711/1, имелся факт его совершения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, наличие у Государственной инспекции по строительному надзору Самарской области оснований и полномочий для составления протокола об административном правонарушении.
В ходе судебного разбирательства суд также проверил наличие, либо отсутствие существенных нарушений Государственной инспекцией по строительному надзору Самарской области процедуры привлечения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области к административной ответственности и пришел к выводу об отсутствии со стороны Государственной инспекции по строительному надзору Самарской области нарушений данной процедуры.
Как установлено судом, о месте, времени и необходимости обеспечения явки законного, либо иного уполномоченного представителя для составления протокола об административном правонарушении Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области было надлежащим образом извещено административным органом посредством Уведомления от 07 октября 2008 года № 243, которое было лично вручено руководителем Государственной инспекции по строительному надзору Самарской области гражданином ФИО6 министру Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области гражданину ФИО7
Данное обстоятельство было установлено судом на основании пояснений представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, который в частности пояснил суду, что «… факт надлежащего заблаговременного извещения административным органом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о месте и времени составления протокола об административном правонарушении подтверждаю». Данное обстоятельство подтверждается протоколом судебного заседания от 14 ноября 2008 года (л.д. 76 ответ представителя на 1ый вопрос суда).
Кроме того, в ходе судебного заседания от 12 ноября 2008 года представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на вопрос суда:
-«подтверждаете ли вы, либо отрицаете, факт присутствия при составлении протокола об административном правонарушении от 08 октября 2008 года (л.д. 12) уполномоченного представителя – ФИО5, имеющего право представлять интересы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области при составлении данного протокола ?», пояснил суду, что:
-«… данный факт подтверждаю … руководитель Департамента технического надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области ФИО5 был направлен министром Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области ФИО7 представлять интересы министерства при составлении протокола об административном правонарушении от 08 октября 2008 года». Данное обстоятельство подтверждается протоколом судебного заседания от 12 ноября 2008 года (л.д. 75 ответ представителя на 2ой вопрос суда).
Таким образом, на основании изложенного, суд установил, что при составлении Протокола об административном правонарушении в области строительства от 08 октября 2008 года составленным административным органом присутствовал уполномоченный представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - руководитель Департамента технического надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - гражданин ФИО5, что подтверждается наличием подписи данного лица на данном процессуальном документе (л.д. 13).
Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока и такое правонарушение не является длящимся.
Исходя из анализа вышеуказанных норм, такое правонарушение, как невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора государственных органов, не может относиться к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока, установленного предписанием.
В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, в рассматриваемом случае - это 16 сентября 2008 года.
Соответственно, постановление о привлечении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области к административной ответственности могло быть вынесено в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позднее 16 ноября 2008 года.
При рассмотрении данного дела суд установил, что административным органом не пропущен срок для привлечения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области к административной ответственности.
Руководствуясь частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд пришел к выводу о наличии в действиях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области состава вменяемого правонарушения, в связи с чем, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области необходимо привлечь к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп.
При этом, определяя размер штрафа налагаемого на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, суд исходит из отсутствия в материалах дела обстоятельств смягчающих, либо отягчающих ответственность лица, привлекаемого к административной ответственности в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, размер штрафа налагаемого на лицо, привлекаемое к административной ответственности, определяется судом в минимальном размере, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 182, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Требования удовлетворить.
1.Привлечь Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, 443010, Самарская область, Самара, Самарская, 146 А, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.Наложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, 443010, Самарская область, Самара, Самарская, 146 А, административный штраф в размере 50 000 руб. 00 коп.
3.Предложить Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, 443010, Самарская область, Самара, Самарская, 146 А, в месячный срок в добровольном порядке уплатить штраф по следующим реквизитам:
Реквизиты получателя штрафа:
получатель: УФК по Самарской области (Государственная инспекция строительного надзора Самарской области),
счет № 40101810200000010001, банк получателя: ГРКЦ Банка России по Самарской области, БИК 043601001, ОКАТО 36401000000, ИНН <***>, КПП 631501001, КБК 72811690040040000140.
В случае не представления доказательств уплаты штрафа в добровольном порядке будет выдан исполнительный лист на принудительное взыскание.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, в течение 10 дней с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья ____________________________________________/Харламов А.Ю.