ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-16308/2021 от 08.02.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 февраля 2022 года

Дело №

А55-16308/2021

Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2022 года. Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе Степановой И.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Митекиной М.В.

рассмотрев 08 февраля 2022 года в судебном заседании дело по заявлению Общества ограниченной ответственностью "Центр Экологических Технологий"

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям

о признании незаконным предписания

при участии в заседании

от заявителя - не явился

от заинтересованного лица - Хлынина Ю.А. приказ от 18.11.2021

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Центр Экологических Технологий" (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания № 21-вн от 23.04.2021 об устранении выявленных нарушений, обязательных требований.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, заявитель извещен в порядке ст. 123 АПК РФ.

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - управление, заинтересованное лицо) возражает против заявленных требований, согласно доводам, изложенным в отзыве.

Определением суда от 16.07.2021 производство по делу № А55-16308/2021 было приостановлено до вступления в законную силу судебных актов, которыми закончено рассмотрение дел по существу по делам №12-590/21, № 12-591/2021 Ленинского районного суда г. Ульяновска, № А72-7666/2021, № А72-7665/2021, № А72-7664/2021 Арбитражного суда Ульяновской области. Определением суда от 20.12.2021 производство по делу возобновлено.

Рассмотрев материалы дела, суд считает заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 25.03.2021 № 89-КНД управлением в отношении общества была проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам проведения проверки был составлен акт № 98-вн от 23.04.2021 и выдано предписание № 21-вн от 23.04.2021 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Согласно предписанию обществу следует:

1. Устранить нарушения условий ГЭЭ, выразившееся в размещении на площадке компостирования отходов, не подвергшихся предварительной обработке, а именно дроблению, что предусмотрено ГЭЭ, как необходимая составляющая часть процесса компостирования отходов.

2. Устранить нарушения условий ГЭЭ, выразившееся в размещении в буртах отходов, не подлежащих компостированию, а именно: металлические отходы, трупы животных и птиц, оборудование электрическое, утратившие потребительские свойства, а именно: микроволновая печь, термопот, электрические утюги, утратившие потребительские свойства, компьютеры и
периферийное оборудование, утратившие потребительские свойства, а именно: манипулятор «мышь» с соединительными проводами, покрышки пневматических шин, кастрюли, микросхемы и т.д. Данные отходы размещены в буртах.

3. Устранить нарушения условий ГЭЭ, выразившееся в несоблюдении процесса буртования, а именно: отходы расположены на технологических проходах.

4. Устранить нарушения условий ГЭЭ, выразившееся в отсутствие правоустанавливающих документов на биопрепараты, предусмотренные ГЭЭ.

5. Устранить нарушения условий ГЭЭ, выразившееся в несоблюдении зонирования производственной территории. Накопление, буртование и сам процесс компостирования происходит на всей территории Баратаевского карьера песка.

6. Устранить нарушения условий ГЭЭ, выразившееся в бурты, находящиеся на полигоне захоронения отходов, покрыты растительным покровом высотой примерно 1,6 м., что свидетельствует о том, что отходы, находящиеся в буртах, находятся на теле полигона более 11 мес., таким образом, осуществляется размещение отходов производства и потребления.

7. Устранить нарушения условий ГЭЭ, выразившееся в размещении в буртах отходов, размещенных в ноябре 2020 года, что подтверждается сроком изготовления продукции, указанной на упаковочных материалах отходов, что нарушает период разрешенного формирования бурта и процесса компостирования, а именно несоблюдение буртования отходов в теплый период.

8. Устранить нарушения условий ГЭЭ, а именно: по всем характеристикам объект обращения с отходами оборудован под полигон размещения отходов. Принимаемые от сторонних организаций отходы размещаются на территории Баратаевского карьера, после чего формируются в бурты и засыпаются песком. Подтверждающих документов о получении технического грунта в межрегиональное управление представлено не было, из чего следует вывод, что отходы размещаются на карьере.

9. Устранить нарушение действующего законодательства РФ в части соблюдения лицензионных требований, выразившихся в отсутствии зданий, строений, сооружений, помещений для осуществления деятельности по сбору отходов.

10. Устранить нарушение действующего законодательства РФ, выразившееся в осуществление рекультивации отработанного Баратаевского карьера песка твердыми коммунальными отходами.

11. Устранить нарушение действующего законодательства РФ в части соблюдения лицензионных требований, выразившихся в отсутствии оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок для осуществления деятельности по утилизации отходов, поскольку отходы, содержащие неорганические вещества не подлежат компостированию, а следовательно, не могут быть утилизированы подобным образом, так как будут продолжать содержать те же вещества и свойства отхода не изменятся. Срок исполнения предписания 23.07.2021.

Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.

Ссылаясь на п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", общество указывает на то, что предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

По пункту 1 предписания общество ссылается на осуществление деятельности в области обращения с отходами на основании лицензии № 073 0234 от 06.03.2019г., виды деятельности в составе лицензируемого вида деятельности: сбор IV класса опасности, транспортирование IV класса опасности, обработка IV класса опасности, утилизация отходов IV класса опасности, выданной Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области, а также на разработанную и полученную положительную государственную экологическую экспертизу на проектную документацию «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера», утвержденную приказом Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 27.07.2018 № 468.

По объяснениям заявителя, объект проектирования, получивший положительное заключение, представляет собой процесс рекультивации Баратаевского карьера техническим грунтом, полученным в результате компостирования отходов сортировки твердых коммунальных отходов с добавками промышленных отходов 4-5 классов опасности. Подготовка отходов для компостирования включает в себя операции по дроблению. Дробление хвостов сортировки осуществляется мобильной дробилкой HusmanHL1622 (или аналогом). Дробильная установка не имеет постоянного места расположения, а располагается на технологических площадках в соответствии с технологической необходимостью (стр. 17 том Раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», подраздел 7 «Технологические решения» 2017/211- ИОС7). Общество ссылается на акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 02.04.2021, указано на установленную рядом с местом накопления отходов дробилку Husman», т.е. проверкой установлено наличие оборудования для проведения процесса обработки - дробления.

На момент проведения проверки дробильная установка осуществляла дробление, рядом с ней находились дробленые отходы, из которых привлеченными к проведению проверки в качестве экспертов специалистами были взяты отборы проб (акт № 21Б0036 от 02.04.2021г., проба № 1 - отход после дробления), в буртах находятся дробленые отходы.

По пункту 2 предписания общество указывает на размещение в буртах отходов, не подлежащих компостированию, а именно: металлические отходы, трупы животных и птиц, оборудование электрическое, утратившие потребительские свойства, а именно: микроволновая печь, термопот, электрические утюги и т.д. Биологические отходы (трупы птиц, шкуры животных) обнаружены вне буртов и их наличие на территории общество объясняет естественными причинами, в том числе перемещением бродячими собаками. Компостирование трупов и частей тел птиц и животных не осуществляется.

Общество обращает внимание на то, что при проведении выездной проверки вскрытие буртов, отбор проб, проведение лабораторных анализов управлением не проводились.

Ссылаясь на Технологический регламент по получению рекультивационного материала (технического грунта), являющегося неотъемлемой частью проекта, в компонентный состав отхода «отсев сортировки» входит: стекло, камни, металл, резина полиэтилен. В компонентный состав отхода «хвосты сортировки» входит: стекло, камни, металл, резина полиэтилен, тетропак, электронные компоненты и пр. Поэтому присутствие таких компонентов считает возможным на территории объекта.

По пункту 3 предписания общество указывает на расположение отходов на технологических проходах, на соблюдение технология буртования в полном объеме, т.к. в проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, нет запрета на нахождение отходов на технологических проходах. По объяснениям общества, при выгрузке из транспортного средства, дроблении, формировании бурта отходы могут быть разнесены ветром и в соответствии с утвержденным графиком такие отходы собираются и размещаются на площадке компостирования.

По пункту 4 предписания общество указывает на Приложение К к тому 2017/211- ИОС7, где указан список биопрепаратов, возможных к применению для процесса компостирования.

При проведении выездной проверки было установлено наличие биопрепаратов, что подтверждается фото № 29,30 фототаблицы к акту проверки от 23.04.2021 №№98-вн.

Пунктом 13 приказа № 89-кнд от 25.03.2021г. о проведении внеплановой выездной проверки был установлен перечень документов, которые должны быть предоставлены обществом. В данном перечне отсутствовали правоустанавливающие документы на биопрепараты, а дополнительных устных либо письменных запросов на предоставление документов от административного органа в адрес общества не поступало. Общество ссылается на договор на выполнение работ от 07.10.2020, заключенный между ООО «Компания Приор» (исполнитель) и обществом (заказчик), согласно которому, исполнитель выполняет работы по обработке буртов следующими препаратами: гашеной известью и/или водной суспензией микробного препарата. Для выполнение указанных работ лицензия в области обращения с отходами не требуется.

По пункту 5 предписания общество ссылается на отсутствие нарушения зонирования производственной территории, накопление отходов расположено в зоне 1.1 -1.2., бурты расположены в зоне 2.1.-2.3. На публичной кадастровой карте (https://pkk.rosreestr.ru) видно, что нарушение зонирования производственной территории нет.

По пункту 6 предписания общество поясняет, что согласно проекту, после дробления отходов они перемещаются на участок компостирования. На участке компостирования фронтальным погрузчиком или экскаватором осуществляется формирование бурта произвольной геометрии. Высота бурта должна быть не больше 2 м. Для предотвращения размножения мух и грызунов, устранения запаха боковые и верхние поверхности буртов необходимо покрывать изолирующим слоем торфа, готового компоста, материалом временной изоляции, земли или опила толщиной 20 см. При необходимости бурты увлажняются, а выделяющееся под влиянием жизнедеятельности термофильных микроорганизмов тепло приводит к «саморазогреванию» компостируемого материала. В буртах весенне-летней закладки биологические фракции отсева и хвостов сортировки через 5-10 дней температура компостируемого материала повышается до 60-70 0С, затем снижается до 30-35 0С. Процесс перебуртовки приводит к тому, что температура бурта снова повышается до 50-60 0С и удерживается на таком уровне 15 дней, а затем снижается до 30 0С. Указанные в акте проверки бурты были сформированы в октябре 2020 года, так как из-за погодных условий процесс компостирования в буртах не был завершен (по результатам замера температур), компостный материал не был направлен на карту дозревания. Общество считает не доказанным осуществление размещения отходов в виде хранения либо размещения.

По пункту 7 предписания общество считает, что срок изготовления продукции, указанный на упаковочных материалах, лишь доказывает срок изготовления продукции, а не срок размещения этого упаковочного материала в буртах. Проектом «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера» не запрещено накапливать отходы в холодный период года путем формирования бурта. Проектом предусмотрено, что компостирование отходов осуществляется в 4 цикла за год, а сам процесс компостирования начнется лишь в теплый период времени, когда будут устойчивые положительные температуры, после этого будет осуществляется контроль влажности и температуры в буртах, их перебуртовка, внесение биопрепаратов.

По пункту 8 предписания общество ссылается на отсутствие указания административным органом на то, какими именно характеристиками обладает объект обращения с отходами, что привело к выводу об оборудовании полигона размещения с отходами. По объяснениям общества со ссылкой на проект, после исчерпания проектной емкости и рекультивации, территория существующего полигона будет использоваться только для размещения площадок компостирования (размещение компостных буртов, накопление компостного материала). Общество обращает внимание на то, что с момента получения лицензии № 073 0234 от 06.03.2019г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов IV класса опасности приступило к реализации проекта по рекультивации Баратаевского карьера песка техническим грунтом, получаемый путем обработки и утилизации твердых бытовых отходов и с этого момента больше не осуществляет деятельность по размещению отходов, а использует территорию полигона захоронения отходов для размещения площадок компостирования.

Ссылаясь на ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", письмо Министерства природы РФ №13.47/19647 от 26.07.2018 «По вопросу обращения с отходами», общество относит дробление отходов и процесс компостирования в буртах к деятельности по обработке отходов. Тогда как размещение отходов - это хранение и захоронение отходов.

По пункту 9 предписания общество ссылается на то, что в момент переоформления лицензии (2019г.) действовало Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 октября 2015 г. N 1062, подпунктом «а» пункта 3 которого было предусмотрено лицензионное требование для осуществления деятельности по сбору отходов наличие здания, строения, сооружения и помещений, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании.

К заявлению о переоформлении лицензии Обществом были приложены подтверждающие документы о наличии у него здания, строения, сооружения и помещений для осуществления сбора отходов IV класса опасности. При осуществлении обследования территории в рамках проверки все вышеуказанные здания также находились на объекте со ссылкой на акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 02.04.2021.

По пункту 10 предписания общество поясняет, что рекультивация отработанного Баратаевского карьера происходит техническим грунтом, полученным в результате компостирования отходов сортировки твердых коммунальных отходов с добавлением промышленных отходов 4-5 классов опасности. Технический грунт, полученный путем обработки и утилизации остатков сортировки и хвостов сортировки, является уже продуктом, а не отходом. На полученный технический грунт общество разработало Технические условия ТУ 38.21.29-001- 25456310-2018, которые прошли сертификацию в Росстандарте. Технический грунт не содержит вредных веществ и не оказывает негативного воздействия на окружающую среду со ссылкой на протоколы лабораторных исследований.

По пункту 11 предписания общество ссылается на утвержденный приказом Управления Росприроднадзора по Ульяновской области №225 от 20.04.2018 состав экспертной комиссии, в которой штатным сотрудником Управления Росприроднадзора по Ульяновской области являлась лишь главный специалист-эксперт отдела нормирования, лицензирования и информационно-аналитического сопровождения Перова О.А., остальные члены комиссии - внештатные эксперты, обладающие научными и практическими познаниями по рассматриваемому вопросу. Общество считает не доказанным, что их познаний либо квалификации недостаточно, чтобы надлежащим образом провести экспертизу.

Общество ссылается на решение от 17.10.2019 по делу № А72-12345/2019 Арбитражного суда Ульяновской области и решение Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2019 по делу А40-220858/19-147-1804, которыми было установлено, что общество не осуществляет деятельность по размещению отходов, деятельность по получению технического грунта, в результате компостирования отходов сортировки твердых коммунальных отходов является утилизацией отходов, общество не использует ТКО для рекультивации карьера.

В обоснование возражений управление указывает на то, что проверка проведена по поручению центрального аппарата Росприроднадзора на основании информации, поступившей из Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. Проведение проверки согласовано Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в установленном законом порядке.

Общество эксплуатирует объект HBOC №73-0173-000078-П, категория риска - средняя (4), объект размещения (захоронения), обработки и утилизации отходов производства и потребления, расположенный по адресам: Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, Совхоз «Карлинский», территория Баратаевского карьера песка (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:106); Ульяновская область, г. Ульяновск, Засвияжский район, территория Баратаевского карьера (участок № 1) (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:29); Ульяновская область, г. Ульяновск, Засвияжский район, территория Баратаевского карьера (участок № 2) (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:114); Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, с. Баратаевка, в 2500 м северо-восточнее территории ЗАО «Симбирская литейная компания» по ул. Мира, д. 196 (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:118); Ульяновская область, Ульяновский район (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:372); Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, 376 (земельный участок с кадастровым номером 73:19:070901:376).

Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области обществу была выдана лицензия №073 0234 от 06.03.2019 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части выполнения работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов IV класса опасности, по адресам мест осуществления: Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, Совхоз Карлинский, территория Баратаевского карьера песка (73:19:070901:106); Ульяновская область, г. Ульяновск, Засвияжский район, территория Баратаевского карьера песка (участок № 1, 73:19:070901:29); Ульяновская область, г. Ульяновск, Засвияжский район, территория Баратаевского карьера песка (участок №2, 73:19:070901:114); Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, с. Баратаевка, в 2500 м. северо - восточнее территории ЗАО «Симбирская литейная компания» по ул. Мира, д.196 (73:19:070901:118); Ульяновская область, Ульяновский район (73:19:070901:372); Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, 376 (73:19:070901:376).

Обществом получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера», утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 27.07.2018 № 468 (далее - ГЭЭ).

Основное производственное назначение объекта - производить рекультивацию Баратаевского карьера техническим грунтом, полученным в процессе компостирования остатков сортировки и хвостов сортировки, получаемых в процессе сортировки твердых коммунальных отходов, образующихся от физических и юридических лиц на территории г. Ульяновска и Ульяновской области. Дополнительно в процессе компостирования применяются инертные материалы, образуемые в процессе проведения строительных и иных работ на территории города и области (инертные материалы, строительные материалы, утратившие свои производственные свойства, грунт и др.).

Согласно ГЭЭ рекультивация Баратаевкого карьера осуществляется с помощью технического грунта, полученного в процессе компостирования остатков сортировки и хвостов сортировки, получаемых в процессе сортировки ТКО.

Площадка рекультивируемого карьера разделена на 2 части:

Полигон захоронения отходов (включен в ГРОРО № 73-00004-3-00592- 250914), заполненный отходами практически до дневных отметок поверхности. После исчерпания проектной емкости и рекультивации, территория существующего полигона должна будет использоваться только для размещения площадок компостирования (размещение компостных буртов, накопление компостного материала). Территория, подлежащая рекультивации, представляет собой отработанный карьер глубиной местами до 37 метров.

На объекте организованы следующие типы площадок:

Площадка компостирования отходов. Площадки для компостирования отходов, согласно ГЭЭ, должны размещать на участке рекультивируемого карьера, заполненного отходами (рекультивированная территория) и на неэксплуатируемых частях территории, предназначенной для непосредственного проведения рекультивационных работ.

Площадка (карта) размещения полученного компостного материала для его дозревания и получения технического грунта.

Площадки накопления отходов и компостного материала.

Управлением в ходе проведения проверки установлены отступления от проектной документации «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, осуществление лицензируемых видов деятельности в отсутствии лицензии, а также применение ТКО при рекультивации карьера.

На момент проведения проверки выявлено, что на площадке компостирования отходов, размещены отходы, не подвергшиеся предварительной обротке, а именно дроблению, что предусмотрено ГЭЭ как необходимая составляющая часть процесса компостирования отходов.

В ходе проверки обнаружено размещение отходов, не предусмотренных ГЭЭ, а именно: металлические отходы, трупы животных и птиц, оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства, а именно: микроволновая печь, термопот, электрические утюги, утратившие потребительские свойства, компьютеры и периферийное оборудование, утратившие потребительские свойства, а именно: манипулятор «мышь» с соединительными проводами, покрышки пневматических шин, кастрюли, микросхемы и тд. Данные отходы размещены в буртах.

Обществом не соблюдается процесс буртования, а именно: отходы расположены на технологических проходах.

Отсутствует документация, подтверждающая факт приобретения биопрепаратов, необходимых для компостирования твердых коммунальных отходов в соответствии с предусмотренной технологией, организацией не представлены, при этом деятельность по компостированию обществом осуществляется не самостоятельно, а с привлечением подрядных организаций, не имеющих лицензии на осуществление деятельности в сфере обращения с отходами (ООО «Компания Приор», ИП Кочетов С.С., ИП Ковалев А.Р., ООО «СимбирскТехнолоджи», ООО «Элит-Премиум»

В ходе проведения проверки также выявлено, что общество не придерживается зонирования производственной территории, утвержденной ГЭЭ. Накопление, буртование и сам процесс компостирования производит на всей территории Баратаевского карьера.

Бурты, находящиеся на полигоне захоронения отходов покрыты растительным покровом высотой примерно 1,6 м., что свидетельствует о том, что отходы, находящиеся в буртах находятся на теле полигона более 11 мес.

В буртах выявлены отходы, размещенные с ноября 2020 года, что подтверждается сроком изготовления продукции указанной на упаковочных материалах отходов, что нарушает период разрешенного формирования бурта и процесса компостирования.

Управление ссылается на проведенную Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации внеплановую проверку Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области на предмет соблюдения требований законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области на 2019-2020 годы. По результатам проверки установлено, что доказательства приобретения биопрепаратов, необходимых для компостирования твердых коммунальных отходов в соответствии с предусмотренной технологией, организацией не представлены, при этом деятельность по компостированию обществом осуществляется не самостоятельно, а с привлечением подрядных организаций, не имеющих лицензии на осуществление деятельности в сфере обращения с отходами (ООО «Компания Приор», ИП Кочетов С.С., ИП Ковалев А.Р., ООО «СимбирскТехнолоджи», ООО «Элит-Премиум»).

Управление ссылается на не представленные в ходе проверки правоустанавливающие документы на биопрепараты, предусмотренные ГЭЭ.

При визуальном осмотре управлением установлено, что бурты, находящиеся на полигоне захоронения отходов покрыты растительным покровом высотой примерно 1,6 м., что свидетельствует о том, что отходы, находящиеся в буртах находятся на теле полигона более 11 мес., а именно: исходя из проектной документации ГЭЭ процесс компостирования происходит в теплый период года, с апреля по октябрь, процесс компостирования в буртах длится 53 дня, после компостный материал должен быть перемещен на дозревание в течение 30 дней. Проверка проводилась с 01.04.20.2021 по 23.04.2021. Исходя из этого, крайний месяц для компостирования являлся октябрь 2020 года, с ноября 2020 по апрель 2021 год был холодный период времени, соответственно, за данный период времени травянистая растительность не могла образоваться, исходя из чего следует вывод, что отходы размещены на теле полигона раньше октября 2020 года с учетом 83 дней ранее процессе компостирования и подготовки отходов к компостированию. Управление пришло к выводу, что общество осуществляет размещение отходов под видом утилизации отходов в процессе компостирования, тем самым подменяя понятия и осуществляя деятельность, не предусмотренную проектом, получившим положительное заключение ГЭЭ. Общество реализует объект с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно: согласно ГЭЭ прием отходов осуществляется 365 дней в году, тогда как процесс компостирования осуществляется с апреля по октябрь, соответственно в период, не подлежащий процедуре компостирования, общество должно накапливать отходы (сбор) на производственной площадке.

Управление исходя из анализа документов общества, а также исходя из основных понятий, указанных в ст. 1 Закона №89-ФЗ, указывает на то, что дробление является деятельностью по обработке отходов. Тогда как сам процесс компостирования является деятельностью по утилизации отходов.

ФАС России установлено, что часть земельных участков (73:19:070901:114, 73:19:070901:29, 73:19:070901:376, 73:19:070901:118), на которых осуществляется обработка ТКО, принята от арендодателей для проведения их рекультивации.

Общество не в полной мере осуществляет обработку отходов (дробление), как предусмотрено ГЭЭ, территория рекультивируемого карьера по всем характеристикам оборудована под полигон размещения отходов. Принимаемые от сторонних организаций отходы размещаются на территории Баратаевского карьера, после чего формируются в бурты и засыпаются песком. Подтверждающих документов о получении технического грунта в управление представлено не было, из чего следует вывод, что на карьере размещаются отходы.

В соответствии с действующим законодательством по окончании проверки ООО «ЦентрЭкоТех» выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

По результатам проведенной проверки в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена чч. 2, 3, 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Ко АП РФ). Указанные протоколы направлены в Арбитражный суд Ульяновской области. По результатам рассмотрения Арбитражным судом Ульяновской области вынесены решения о наличии в действиях ООО «ЦентрЭкоТех» состава административных правонарушений, Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Кроме того, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.07.2021 по делу А72-7666/2021 общество привлечено к ответственности по части 4 ст. 14.1 КоАП РФ,

Таким образом, Межрегиональным управлением проведен комплекс мероприятий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации в рамках охраны окружающей среды, факт совершения выявленных правонарушений подтверждается материалами проверки, а также вступившими в законную силу судебными актами.

Исходя из изложенного, доводы общества об отсутствии в его действиях нарушений обязательных требований, а также условий, предусмотренных проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, являются несостоятельными.

В пункте 1 части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Закон N 294-ФЗ) установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Исполнимость предписания, как и его конкретность, является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.

Предписание следует считать законным только в том случае, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание.

Таким образом, обязательным основанием для выдачи предписания является установление в ходе проверки и отражение в акте и предписании конкретного вида нарушения, обоснование необходимости применения определенных правил, которые указываются в виде ссылки на нормативный правовой акт, требования которого нарушены. Аналогичные правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13.

Исполнимость предписания в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Оспариваемое предписание выдано в пределах полномочий управления и соответствует требованиям закона, не возлагает на заявителя обязательства, не предусмотренные действующим законодательством, предписание является исполнимым.

Согласно позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 21.06.2019 № Ф06-47804/2019 по делу № А12-29997/2018, предписание должно быть законным, реально исполнимым, понятным и содержать четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю. Предписание следует считать законным только в том случае, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения.

Факт выявленных управлением нарушений материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнут.

Оспариваемое предписание вынесено с соблюдением установленного порядка, является понятным, содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения.

Общество со всей определенностью осведомлено о требованиях по осуществлению деятельности в области обращения с отходами и эти требования являются для него обязательными к исполнению.

Предписание не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.к. общество обязано соблюдать требования в области обращения с отходами, не дожидаясь указаний органа, осуществляющего надзор за соблюдением требований.

Заявителем не представлены доказательства принятых всех зависящих от него мер по соблюдению требований закона, по выполнению оспариваемого предписания, а принятые меры суд находит недостаточными исходя из характера и количества выявленных управлением нарушений обязательных требований.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о соответствии закону оспариваемого предписания № 21-вн от 23.04.2021.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Расходы по оплате госпошлины в размере 3000 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. 110,167-170,176, 201 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

И.К. Степанова