ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-16982/2021 от 24.03.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

марта 2022 года

Дело №

А55-16982/2021

Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2022 года. Полный текст решения изготовлен 31 марта 2022 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Коршиковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лашко М.Д.

рассмотрев в судебном заседании 24 марта  2022 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс"

к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Министерства внутренних дел Российской Федерации

о признании незаконным бездействия

при участии в заседании

от заявителя – предст. ФИО1 по дов. от 19.01.2021 г.,

от заинтересованного лица – предст. ФИО2 по довер. от 07.04.2021 г., диплом,

от третьего лица – не явился, извещен,

установил:

          Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие ГУ МВД России по Самарской области, выразившиеся в не размещении информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан в системе ГИС ЖКХ. Кроме того, просит обязать ГУ МВД России по Самарской области в десятидневный срок после вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу разместить в системе ГИС ЖКХ сведения о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.

           Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, изложенные в заявлении.

           Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражает против заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, ссылается на отсутствие технической возможности в осуществлении передачи запрашиваемых данных.

           Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ, в представленном отзыве поддерживает доводы заинтересованного лица.

    Исследовав материалы дела, оценив доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, выслушав доводы представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

           Как следует из заявления, ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее - Региональный оператор, Истец) в соответствии с Соглашением, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018, осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области, в связи с чем на Регионального оператора возложена обязанность получения платы за оказанные услуги по обращению с ТКО согласно выставленных потребителям платежных документов.

            В соответствии с п.п. 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354) потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО вносится потребителями на основании платежных документов, представляемых Региональным оператором.

            Согласно п.п. «а» п. 69 Правил № 354 в платежном документе указываются, в том числе сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица).

             Аналогичные требования установлены Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг».

             В муниципальных образованиях Самарской области (за исключением 10 городских округов) нормативы накопления ТКО в домовладениях утверждены Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 19.12.2016 № 804 «Об утверждении нормативов накопления  ТКО  на  территории   Самарской   области»   (далее   -  Приказ   №   804)  и рассчитываются исходя из количества проживающих (постоянно проживающие (постоянная регистрация), временно проживающие (временная регистрация) и все остальные, кто пользуется коммунальной услугой более 5 дней).

              Для корректного формирования платежных документов Региональный оператор осуществляет сбор персональных данных (сведений) из различных открытых источников, в том числе, путем обработки сведений, содержащихся в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).

              04.03.2021 заявителем направлен запрос в службу поддержки ГИС ЖКХ по вопросу предоставления разъяснений о доступности Региональному оператору сведений о временной и постоянной регистрации по месту пребывания или жительства иностранных и российских граждан.

              05.03.2021 в ответ на вышеуказанный запрос службой поддержки ГИС ЖКХ было сообщено, что Региональному оператору доступна запрашиваемая информация только в случае, если она размещена в ГИС ЖКХ в личном кабинете поставщиков информации.

              После получения указанного ответа службы поддержки ГИС ЖКХ Региональным оператором проведен анализ возможности получения им вышеуказанных сведений в ГИС ЖКХ, в ходе которого установлено, что ГУ МВД России и его территориальные органы не размещают информацию о временной и постоянной регистрации по месту пребывания или жительства иностранных и российских граждан в полном объеме, что является нарушением требований Закона № 209-ФЗ и Приказа № 89/204/пр.

               В целях уточнения полученной 05.03.2021 от службы поддержки ГИС ЖКХ информации, заявителем был направил в адрес ГУ МВД России по Самарской области запрос исх. № ЭСР-19640/21 от 19.03.2021 на размещение информации в системе ГИС ЖКХ, а также письмо в адрес прокуратуры Самарской области о неразмещении информации в системе ГИС ЖКХ исх. № ЭСР-19643/21 от 19.03.2021.

                В ответ на запросы Регионального оператора поступили письма ГУ МВД России по Самарской области от 14.04.2021 № 32/4-20755, от 23.04.2021 № 3/215204256744, согласно которым: «...реализовать требования Федерального закона в части размещения информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан в ГИС ЖКХ в настоящее  время не представляется возможным в связи с проведением МВД России работ по наполнению базы данных и доработке программного обеспечения».

               Посчитав бездействия ГУ МВД России по Самарской области незаконными, нарушающими права заявитель, Региональный оператор обратился в суд с настоящим заявлением.

                  Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

                   Истец (заявитель) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом.

                  Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца (заявителя) должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

                  В настоящем деле заявителем обжалованы бездействия ГУ МВД России по Самарской области  по правилам главы 24 АПК РФ.

                  Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органа государственной власти могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии двух условий: если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

                  Из приведенных положений следует, что судебная защита в форме оспаривания решений, действий (бездействия) субъектов публичной власти гарантируется любому лицу при наличии оснований полагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и они были нарушены.

                  Представитель заинтересованного лица, не отрицает обязанность по размещению запрашиваемых сведений, между тем ссылается на отсутствие технической возможности их размещения.

                  Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходит из следующего.

                 Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №
5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» МВД
России ведет базовый государственный информационный ресурс
регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и
по        месту  жительства  в пределах Российской Федерации. В базу данных включена информация, предусмотренная частью 11 статьи 3 вышеназванного закона.

                  В соответствии с пунктом 27 (ранее - 41) Плана мероприятий по реализации в 2020 - 2022 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. № 265-р, мероприятия по наполнению базы данных, в целях повышения качества предоставления государственных услуг и внесение в базу данных сведений о регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания необходимо завершить до декабря 2021 года.

                В рамках поручения Правительства Российской Федерации МВД России осуществляет мероприятия по наполнению базы данных и её доработке, в части предоставления информации о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных совместно с заявителем в жилом помещении.

                   Как указывает заинтересованное лицо, в настоящее время в системе МВД России ведется личностный, а не адресный учет граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства на территории Российской Федерации (по фамилии, имени, отчеству в алфавитном порядке).

                   При этом органы внутренних дел не уполномочены на ведение учета родственных связей граждан.

                 Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 28 января 2016 г. № 18/34/пр «Об утверждении состава, порядка, способов, сроков и периодичности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан» установлено, что МВД России и его территориальные органы размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан, обязательное размещение которой предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», по каждому помещению (далее - информация) в составе:

- количество граждан Российской Федерации, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства;

- количество граждан Российской Федерации, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания;

- количество  иностранных  граждан  или  лиц  без  гражданства, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства;

- количество  иностранных  граждан  или  лиц  без  гражданства, поставленных на учет в жилом помещении по месту пребывания.

                Пунктом 3 приложения к вышеуказанному приказу установлено, что информация формируется МВД России на основе обработки сведений, содержащихся в базе данных и государственной информационной системе миграционного учета.

                Вместе с тем, пунктом 4 приказа Минкомсвязи России и Минстроя России от 23 марта 2015 г. № 89/204/пр определено, что взаимодействие иных информационных систем с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства должно осуществляться путем обеспечения информационной и технологической совместимости иных информационных систем с ГИС ЖКХ или с использованием инфраструктуры единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

                Ввиду того, что оператором ГИС ЖКХ не обеспечена информационная и технологическая совместимость в Системе межведомственного электронного взаимодействия 2.Х с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, в том числе МВД России, в настоящее время функционал размещения в ГИС ЖКХ информации о количестве граждан, зарегистрированных по месту пребывания и по месту жительства, в унаследованных информационных системах МВД России в сфере миграции не реализован.

                В целях обеспечения полноты, достоверности, актуальности и своевременности размещения информации в ГИС ЖКХ, в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2014 г № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», требуется существенная доработка информационных систем МВД России в сфере миграции в части, касающейся использования адресно-ориентированной модели обработки данных о регистрации граждан в соответствии с едиными форматами Федеральной информационной адресной системе, а также комплекс мероприятий по интеграции с ГИС ЖКХ в среде Системе межведомственного электронного взаимодействия 3.хх.

                    В соответствии с Положением об организации научной и научно-технической деятельности в системе МВД России, утвержденным приказом МВД России от 18 марта 2013 г. № 150 «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации» 22 апреля 2020 г. заключен государственный контракт № 2021188200142007708025358/03731000887200000150001 на выполнение опытно-конструкторской работы «Создание единого информационного ресурса регистрационного и миграционного учетов в рамках развития государственной информационной системы миграционного учета» (шифр «ГИСМУ») со сроком исполнения контракта 20.12.2021. Информация о контракте является общедоступной и размещена на портале госзакупок по адресу: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber= 1770802535820000013.

                 В связи с вышеизложенным, реализовать требования Федерального закона в части размещения информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан в ГИС ЖКХ, в настоящее время не представляется возможным в связи с проведением МВД России работ по наполнению базы данных и доработке программного обеспечения.

                  При указанных обстоятельствах, учитывая отсутствие технической возможности на размещение в системе ГИС ЖКХ сведений о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан, суд приходит к выводу, что удовлетворение требований заявителя в части признания незаконными бездействий не повлечет восстановление нарушенных прав.

В ходе рассмотрения дела суд неоднократно просил заявителя указать способ восстановления нарушенного права при отсутствии технической возможности у ГУ МВД России по Самарской области в размещении запрашиваемых сведений. Между тем, заявителем не был указан способ восстановления нарушенного права.

                 Также суд отмечает, что согласно ст. 2 Закона № 209-ФЗ субъектами, размещающими информацию в системе (далее - поставщики информации), являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе ГИС ЖКХ.

                   Заявитель не лишен возможности обратиться к иным органам, перечисленным в ст. 2 Закона № 209-ФЗ для получения необходимой информации.

                  Довод заинтересованного лица о неподведомственности спора арбитражному суду подлежит отклонению, поскольку деятельность заявителя направлена на извлечение прибыли и является предпринимательской. В связи с чем суд приходит к выводу о соблюдении компетенции рассматриваемого спора судом.

                 Довод заинтересованного лица о ненадлежащем ответчике, подлежит отклонению, поскольку заявитель обращался в территориальный орган МВД России, бездействия которого, он вправе оспорить в судебном порядке.

               При рассмотрении дел в порядке главы 24 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факт нарушения оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием) конкретных, реально существующих прав и законных интересов конкретного заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. И именно установленный в процессе рассмотрения дела факт такого нарушения, подтвержденный документально, на основании полного, всестороннего и объективного исследования судом материалов конкретного дела, является обязательным условием для удовлетворения требований заявителя в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ.

            Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд отказывает ООО "ЭкоСтройРесурс" в удовлетворении заявленных требований.

     Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

       В удовлетворении заявленных требований отказать.

       Решение  может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Коршикова