АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
сентября 2021 года | Дело № | А55-18201/2021 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2021 года. Полный текст решения изготовлен 06 сентября 2021 года. Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания секретарем Навроцким Д.Д. | |||||||
рассмотрев 31 августа 2021 года в судебном заседании дело по заявлению | |||||||
Акционерного общества "Транснефть-Приволга" | |||||||
к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору | |||||||
о признании незаконным постановления | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО2 доверенность от 29.08.2019 от заинтересованного лица – не явился | |||||||
Установил: Акционерное общество "Транснефть-Приволга" (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №301-о/430-089-Ю от 15.06.2021 Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – управление, административный орган) считает оспариваемое постановление законным по основаниям, изложенным в отзыве. Представитель управления в судебное заседание не явился, управление извещено в порядке ст. 123 АПК РФ. Рассмотрев материалы дела, судом установлено следующее. Постановлением Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №301-о/430-089-Ю от 15.06.2021 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 201 000 руб. Как следует из материалов дела, на основании части 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», приказов управления от 21.03.2021 № ПР-301-453-О, от 21.03.2021 № ПР-301-456-О, от 21.03.2021 № ПР-301-457-о, в целях реализации Положения о режиме постоянного государственного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 455, в режиме постоянного государственного надзора проведены выездные проверки опасных производственных объектов: -«Площадка станций насосных магистральных нефтепроводов Самарского РНУ», peг. номер А53-00021-0002,1-го класса опасности; -«Парк резервуарный магистральных нефтепроводов Самарского РНУ», peг. номер А53-00021-0003,1-го класса опасности; -«Участок магистральных нефтепроводов Самарского РНУ» peг. номер А53-00021-0001, 1-го класса опасности, расположенных по адресу: -«Участок магистральных нефтепроводов Самарского РНУ»: 443526, Самарская обл., Волжский район, п. Просвет; -«Площадка станций насосных магистральных нефтепроводов Самарского РНУ»: 443526, Самарская обл., Волжский район, п. Просвет; -«Парк резервуарный магистральных нефтепроводов Самарского РНУ»: 443526, Самарская обл., Волжский район, п. Просвет; принадлежащих (находящихся в эксплуатации) АО "Транснефть-Приволга", 443020 Россия, <...>, при проведении которой, выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, обнаруженные (совершенные) 26 мая 2021 года в 15 часов 00 минут юридическим лицом - АО "Транснефть-Приволга", а именно, Площадка станций насосных магистральных нефтепроводов Самарского РНУ, Парк резервуарный магистральных нефтепроводов Самарскою РНУ, Участок магистральных нефтепроводов Самарского РНУ: на территории резервуарного парка производится складирование посторонних предметов; площадка лестницы для обслуживания и управления приводами в нижней части не имеет упоров на бетонное основание; не производится очистка от поросли травы и уборка сухой травы; отсутствует красная черта на шкале прибора соответствующая максимально разрешенному рабочему давлению манометра; не обеспечен контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ административную ответственность влечет нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Заявитель считает, что вина и состав вменяемых обществу нарушений по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ не находит подтверждение в материалах административного дела. При вынесения постановления, по мнению заявителя, управлением была допущена неправильная квалификация правонарушения по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ вместо ст. 11.20 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов, ссылаясь при этом на позицию центрального аппарата Ростехнадзора. Общество считает, что принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, степень вины предприятия возможно применение в отношении общества положения части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. Управление считает факт административного правонарушения доказанным материалами дела, квалификацию правонарушения по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ правильной, меру административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 201 000 руб. определенной правильно с учетом всех установленных по делу обстоятельств и требований ст. 4.1 КоАП РФ. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Общество с квалификацией описанных в оспариваемом постановлении нарушений не согласно в связи с их неправильной квалификацией по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, поскольку описанные в Актах нарушения полностью охватываются составом административного правонарушения, предусмотренным статьей 11.20 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов. Общество указывает на то, что в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение правил безопасности помимо общих норм, содержащихся в части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена другими статьями указанного Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной названным Кодексом - в рассматриваемом случае нормой статьи 11.20 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов, ссылаясь на позицию центрального аппарата Ростехнадзора, изложенную на сайте http://www.gosnadzor.ru, где приведён Перечень типовых нарушений обязательных требований на объектах магистрального трубопроводного транспорта в сфере компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Однако обществом не учтено, что нарушение требований промышленной безопасности заключается в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушения требований промышленной безопасности, выявленные управлением, могут либо могли привести к аварии на опасных производственных объектах, а так же на территории предприятия и прилегающих территориях. Проверка в отношении опасных производственных объектов АО «Транснефть-Приволга» управлением проводилась на основании части 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в целях реализации Положения о режиме постоянного государственного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 455, в режиме постоянного государственного надзора (далее –Положение №455). В соответствии с п. 2 Положения №455 постоянный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами. Согласно п. 4 Положения №455, режим постоянного государственного надзора предусматривает проведение уполномоченными должностными лицами органа надзора мероприятий по контролю за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим объект повышенной опасности (далее - организация, владеющая объектом повышенной опасности), обязательных требований при эксплуатации объекта повышенной опасности, ведении технологических процессов и работ на данном объекте, в том числе при обслуживании, текущем ремонте, диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений, технических устройств, средств и оборудования, применяемых на объекте повышенной опасности, осуществлении работ по капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта повышенной опасности, а также выполнение мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений. Согласно п. 5 Положения №455, постоянный государственный надзор достигается посредством систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами органа надзора следующих мероприятий по контролю: а) обход и осмотр зданий, сооружений, помещений объекта повышенной опасности, б) проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности на в) проверка пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и г) проверка обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на объекте д) рассмотрение организационно-распорядительной, технической, разрешительной, е) рассмотрение и анализ представляемых сведений (отчетов) о результатах ж) рассмотрение и анализ сведений, подтверждающих соблюдение организацией, з) рассмотрение сведений о планируемых организацией, владеющей объектом и) участие уполномоченных должностных лиц органа надзора в обследованиях к) наблюдение за работой комиссий по расследованию причин инцидентов на объектах повышенной опасности; л) наблюдение за соблюдением на объекте повышенной опасности требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте; м) наблюдение за работой аттестационных комиссий по аттестации специалистов в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений организации, владеющей объектом повышенной опасности; н) проверка выполнения мероприятий по устранению причин аварий, повреждений и инцидентов на объекте повышенной опасности, профилактике аварий, повреждений и инцидентов; о) проверка правильности идентификации опасного производственного объекта, установления класса гидротехнического сооружения; о.1) проверка организации и функционирования системы управления промышленной безопасностью; о.2) объявление учебной тревоги и проверка готовности организации, владеющей объектом повышенной опасности, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (без развертывания основных средств аварийно-спасательных формирований и остановки технологических процессов не чаще одного раза в год на срок, установленный планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий); п) осуществление иных мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В ходе проверки опасных производственных объектов управлением установлены нарушения Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов». утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2020 г. №517. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов" (далее - Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах (далее - ОПО) магистральных трубопроводов (далее - МТ), по которым транспортируются опасные вещества -углеводороды, находящиеся в жидком (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, конденсат газовый, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) и (или) газообразном (газ) состоянии. Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и предназначены для применения при: а) разработке технологических процессов, проектировании, строительстве, б) изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностики и ремонте в) проведении экспертизы промышленной безопасности: документации на На площадочные объекты магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, осуществляющие прием, хранение и выдачу нефти и нефтепродуктов (парк резервуарный), распространяются федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, устанавливающие требования промышленной безопасности на опасные производственные объекты складов нефти и нефтепродуктов, Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов" утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. № 529. Данные Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности на опасных производственных объектах складов нефти и нефтепродуктов - площадках нефтебаз по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, резервуарных парках и наливных станциях магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, указанные в подпункте "в" пункта 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов квалифицируются по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Тогда как статья 11.20 КоАП РФ не предусматривает ответственность за нарушения требований промышленной безопасности, а только административные правонарушения допущенные при нарушении «Правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, а равно пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями». Исходя из изложенного суд находит правильной квалификацию управлением вменяемого обществу административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Ссылку общества на позицию центрального аппарата Ростехнадзора, изложенную на сайте http://www.gosnadzor.ru, где приведен Перечень типовых нарушений обязательных требований на объектах магистрального трубопроводного транспорта в сфере компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, суд считает несостоятельной исходя из обстоятельств рассматриваемого административного дела. При этом несогласие общества с описанием выявленных нарушений в оспариваемом постановлении не является основанием для признания незаконным постановления, поскольку факт административного правонарушения материалами дела доказан, о чем изложено выше. Вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и общество правомерно привлечено к ответственности на основании ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ. Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Как отмечено в пункте 18.1 Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. Судом не установлены обстоятельства, которые в рассматриваемом случае свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения. Вместе с тем, суд считает необоснованной меру наказания, примененную административным органом к обществу за совершенное им правонарушение, исходя из следующего. По смыслу статьи 3.1, части 3 статьи 4.1. КоАП РФ, при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае, административный орган должен исходить из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждения совершения новых правонарушений. При этом, наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением юридического лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность. Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Согласно части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении № 1-П от 17.01.2013 указал на возможность назначения административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции для учета в полной мере характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, а также иных имеющих значение для дела существенных обстоятельств и тем самым обеспечения назначение справедливого и соразмерного административного наказания. Суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы, установленные по делу фактические обстоятельства, характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности охраняемых государством правоотношений, приняв во внимание степень вины общества, учитывая принцип соразмерности административного наказания пришел к выводу о том, что назначенное обществу наказание не соответствует степени тяжести совершенного им деяния, при этом цель административного наказания будет достигнута путем применения административного наказания в виде штрафа в размере 100 500 руб., т.е. уменьшенного по правилам ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ. В соответствии с ч.2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение об изменении решения. Исходя из изложенного, следует постановление Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №301-о/430-089-Ю от 15.06.2021 о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 201 000 руб. признать незаконным и изменить в части меры ответственности. Руководствуясь ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Постановление Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №301-о/430-089-Ю от 15.06.2021 о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 201 000 руб. признать незаконным и изменить в части меры ответственности. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение десяти дней с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||