АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
04 марта 2009 года
Дело №А55-18381/2008
Судья Арбитражного суда Самарской области Плотникова Н.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания - Штейнле А.Н.
рассмотрев 26 февраля 2009 года по 04 марта 2009 года в судебном заседании дело по иску
Общества с ограниченной ответственностью "РОМАНА",445843, Самарская область, Тольятти, ФИО1, 48, оф. 33
к Мэрии городского округа Тольятти, 445011, Самарская область, Тольятти, пл. Свободы, 4
о понуждению к исполнению обязательств
при участии в заседании
от истца – не явился, извещен.
от ответчика – ФИО2, дов. дов. от 27.11.2008г.
Установил:
ООО «Романа» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением об обязании Мэрии городского округа Тольятти выполнить условия договора на реализацию инвестиционного проекта строительства объекта на территории городского округа Тольятти №623-2.2/д от 09.04.08 г. путем выдачи постановления об утверждении проекта границ земельного участка.
В качестве основания обращения с иском заявитель указал следующие обстоятельства. В инвестиционный паспорт городского округа Тольятти включен инвестиционный проект «Строительство административно-хозяйственного здания западнее производственной базы и стоянки товарных автомобилей ЗАО «Торгмаш». Между Мэрией городского округа Тольятти и ООО «Романа» заключен договор на реализацию инвестиционного проекта строительства объекта. Обязательства по договору истцом выполнены в полном объеме, в то время как Мэрия уклоняется от исполнения условий договора. В соответствии с условиями договора ответчик обязался оказывать содействие в реализации проекта по вопросам, входящим в компетенцию Мэрии, в том числе, обеспечение своевременной подготовки и выпуска распорядительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта. В связи с незаконным бездействием ответчика, ООО «Романа» просит обязать выдать постановление об утверждении проекта границ земельного участка.
Представитель истца в судебное заседание не явился. Учитывая то, что истец надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается почтовым уведомлением 48390, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело без участия представителя истца.
Ответчик – Мэрия городского округа Тольятти в удовлетворении иска просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Полагает, что в Положении о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории городского округа Тольятти не указано такой формы муниципальной поддержки, как согласование мэрией места размещения объекта или предоставление земельного участка. Предоставление земельных участков должно осуществляться в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Из заключенного сторонами договора с очевидностью не следует наличие у мэрии гражданско-правовой обязанности по изданию постановления о предварительном согласовании места размещения объекта. Возможность предоставления земельного участка в аренду для строительства не может определяться договорными отношениями.
В судебном заседании 26.02.09 г. объявлялся перерыв до 04.03.09 г. до 10 часов 15 минут. После перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, арбитражный суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Протоколом №22 заседания городской Инвестиционной комиссии от 24 ноября 2007 года в инвестиционный паспорт города Тольятти включен инвестиционный проект «Строительство административно-хозяйственного здания западнее производственной базы и стоянки товарных а/м ЗАО «Торгмаш» по ул.Коммунальной. 46, строение 6 в Автозаводском районе (л.д.5-6).
На основании данного решения между Мэрией городского округа Тольятти и ООО «Романа» 09 апреля 2008 года подписан договор, предметом которого является реализация инвестором инвестиционного проекта. Инвестор обязался за счет собственных и привлеченных средств осуществить реализацию инвестиционного проекта, а Мэрия обязалась обеспечить решение вопросов в пределах своей компетенции по поддержке инвестиционного проекта Инвестора в соответствии с Постановлением Думы городского округа Тольятти от 03 июля 2002 года №490 и Постановлением мэра г.Тольятти №108-1/П от 05.08.03 г. (л.д.7-9).
Сумма инвестиций определена в размере 26300000 рублей; срок строительства – 24 месяца с момента выдачи разрешения на строительство объекта.
Истец обязался в течение 10 дней после подписания договора обратиться в Мэрию с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта, а также оплатить проведение работ по созданию городского объекта социальной, инженерной инфраструктуры или объекта благоустройства в размере 366000 рублей, а также до ввода объекта в эксплуатацию выполнить проект благоустройства территории привокзальной площади железнодорожного вокзала в Автозаводском районе на сумму 734000 рублей.
Договором определено обеспечение исполнение обязательств по договору в виде передачи инвестором Мэрии в залог ликвидных ценных бумаг на сумму 657500 рублей.
Мэрия, в свою очередь, обязалась оказывать содействие в реализации проекта по вопросам, входящим в компетенцию Мэрии, в том числе, обеспечить своевременную подготовку и выпуск распорядительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта, осуществлять контроль за истечением сроков, установленных договором и действующим законодательством, предоставлять информацию об условиях получения в аренду или приобретении в собственность земельного участка под новое строительство в рамках реализации инвестиционного проекта.
Заявлением от 22 апреля 2008 года истец обратился к ответчику с просьбой предварительно согласовать место размещения административно-хозяйственного здания и утвердить проект границ земельного участка (л.д.10).
Письмом от 21 мая 2008 года ответчик поставил истца в известность, что в отдел по работе со средствами массовой информации направлено письмо с целью проинформировать население в СМИ о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 0,2938 га . Ответчик сообщил, что после выхода в СМИ указанного объявления будет подготовлен проект постановления об утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка (л.д.22).
24 мая 2008 года в газете «Городские Ведомости» в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка (л.д.23)..
Однако проект границ земельного участка до настоящего времени не утвержден. Указанный факт послужил основанием для обращения ООО «Романа» в суд с настоящим иском.
Суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии с п.4.1. Положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории г.Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской Городской Думы от 03 июля 2002 года №490, муниципальная поддержка инвестиционной деятельности предусматривает создание органами местного самоуправления благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности:
определение приоритетных направлений инвестиционной деятельности;формирование и реализация адресной инвестиционной Программы г. Тольятти;разработка и утверждение программ и проектов социально-экономического развития города;формирование Инвестиционного паспорта г. Тольятти;предоставление инвестиционного налогового кредита в форме изменения срока уплаты налогов и сборов в пределах сумм, зачисляемых в бюджет города;выделение муниципальных грантов;предоставление муниципальных гарантий;разработка нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории г. Тольятти;организация конкурсов инвестиционных проектов;устранение административных барьеров при развитии предпринимательства в соответствии с Постановлением Тольяттинской городской Думы N 395 от 20.03.2002 "О мерах по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства на территории г. Тольятти";содействие расширению инфраструктуры бизнеса, предоставление инвесторам информации о получении в аренду и приобретении в собственность земельных участков и объектов нежилого фонда, отнесенных в установленном порядке к муниципальной собственности города, в соответствии с нормативными правовыми актами г. Тольятти.Пунктом 4.4. Положения определено, что способы, условия и механизмы осуществления муниципальной поддержки инвестиционной деятельности на территории г. Тольятти определяются законодательством Российской Федерации, законами Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 7.2. Положения субъекты инвестиционной деятельности имеют право:
получать муниципальную поддержку в формах, определенных настоящим Положением;получать содействие в согласовании разрешений на реализацию инвестиционного проекта, своевременно получать необходимую нормативную, экономическую информацию;В соответствии с п.2.1.1. Положения о городской комиссии по инвестиционным проектам (инвестиционная комиссия), утвержденного Постановлением Мэра города Тольятти Самарской области от 05 марта 2002 года №13-1/03-02 «О создании городской комиссии по инвестиционным проектам (инвестиционная комиссия) создание в г. Тольятти благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;защиты интересов инвесторов;предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;Пунктом 8 Положения об инвестиционном паспорте городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Мэра городского округа Тольятти от 29 июня 2006 года №5548-1/п «Об утверждении положения об инвестиционном паспорте городского округа Тольятти и Положения о проведении конкурса отбора инвестиционных проектов на включение в муниципальную адресную инвестиционную программу и в инвестиционный паспорт городского округа Тольятти» инвесторам, прошедшим конкурсный отбор и реализующим инвестиционные проекты на территории городского округа, предоставляется возможность получения различных форм муниципальной поддержки, предусмотренных Положением о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории г. Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы от 03.07.2002 N 490.
Пункт 8.1. Положения определяет, что включение инвестиционного проекта в Инвестиционный паспорт городского округа Тольятти и заключение договора на реализацию инвестиционного проекта на территории городского округа Тольятти является основанием для предоставления инвестору, в случае его заинтересованности, земельных участков для строительства инвестиционных объектов.
Согласно пункту 8.2. Положения (с изменениями, внесенными Постановлением Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 17 мая 2007 года №1251-1/п) с инвесторами, инвестиционные проекты которых включены в Инвестиционный паспорт городского округа Тольятти, заключается договор на реализацию инвестиционного проекта на территории городского округа. Договор должен включать условия о сроках реализации инвестиционного проекта, объеме инвестиций, предоставлении обеспечения исполнения инвестором своих обязательств в размере не менее 2,5% от суммы проекта в виде ликвидных ценных бумаг или банковских гарантий на срок реализации инвестиционного проекта и условия по участию инвестора в создании объектов социальной, инженерной инфраструктуры и выполнению работ по благоустройству на территории городского округа. Исключение составляют муниципальные предприятия городского округа, которые освобождаются от предоставления залогового обеспечения.
Согласно Положению о проведении конкурсного отбора инвестиционных проектов на включение в муниципальную адресную инвестиционную программу и в инвестиционный паспорт городского округа Тольятти предусмотрены следующие формы муниципальной поддержки, определенные в пункте 6:
формирование и реализация муниципальной адресной инвестиционной Программы;предоставление инвестиционного налогового кредита в форме изменения срока уплаты налогов и сборов в пределах сумм, зачисляемых в бюджет городского округа;предоставление налоговой льготы по земельному налогу;предоставление бюджетных кредитов;предоставление муниципальных гарантий;предоставление субсидий, грантов;инвестиции в уставные капиталы;участие в совместной реализации инвестиционных проектов в форме создания простых товариществ, жилищных и жилищно-строительных кооперативов и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Анализ вышеприведенных местных нормативно-правовых актов дает возможность сделать вывод, что никаких прав на предоставление земельного участка без соблюдения порядка предоставления земельных участков, установленных действующим земельным законодательством, инвесторам не гарантировано. Обратное свидетельствовало бы о нарушении положений Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, то есть имеют равные права и обязанности по заключенным договорам с контрагентами. При этом согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
Рассматриваемый в настоящем деле договор, заключенный между сторонами, относится к общегражданским договорам и регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и договорах.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении договора и могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор). Договор не только создает обязательство, но и определяет его содержание, и стороны свободны в формировании условий договора, а значит, и в определении содержания своих прав и обязанностей.
В то же время, стороны обязаны руководствоваться нормами действующего законодательства.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен императивный порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае нарушения органом местного самоуправления порядка предоставления земельного участка под строительство, заинтересованное лицо вправе обжаловать действия (бездействие) указанного органа в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку предоставление земельных участков вытекает из административных, а не гражданских (договорных) правоотношений.
В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на истца и оплачены им при подаче иска.
Руководствуясь ст.110,167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение одного месяца с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
Плотникова Н.Ю.