АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15 | ||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | ||||||
июня 2021 года | Дело № | |||||
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2021 года. Решение изготовлено в полном объеме 22 июня 2021 года. | ||||||
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В., | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Т.Н., | ||||||
рассмотрев в судебном заседании 08-15 июня 2021 года (в судебном заседании на основании ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв) дело по иску, заявлению | ||||||
общества с ограниченной ответственностью "КС", г.Самара, ИНН 6321455650 о признании незаконными действий и обязании с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Компания «Тензор», ООО «ТИС-С» и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, ФИО1 | ||||||
при участии в заседании | ||||||
от заявителя - ФИО2, доверенность от 05.06.2020 года, паспорт, диплом, свидетельство о браке; от МИФНС № 2 – до перерыва: ФИО3, доверенность от 23.01.2021 года, удостоверение, диплом; ФИО4, доверенность от 01.06.2021, паспорт, диплом; после перерыва: ФИО3, доверенность от 23.01.2021, удостоверение, диплом; от УФНС – до перерыва: ФИО4, доверенность от 18.05.2021, паспорт, диплом; после перерыва: ФИО5, доверенность от 13.01.2021 года, удостоверение, диплом; от иных третьих лиц - не явились, извещены; | ||||||
Установил: Заявитель - ООО «КС» обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области (далее - МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области, инспекция) в рамках дела №А55-18466/2020, в котором просил: - признать незаконным факт принятия МИФНС РФ №2 по Самарской области 08.04.2020г. уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г. за №968353412 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО «КОМПЛЕКТСЕРВИС»; - признать незаконным факт принятия МИФНС РФ №2 по Самарской области 08.04.2020г. уточнённой (3) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г. за №968384194 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО «КОМПЛЕКТСЕРВИС. В рамках дела №А55-20942/2020 ООО "КС" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило: 1) Признать незаконным бездействие ФНС РФ, МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области, выразившееся в непринятии мер по сообщению ООО «КС» о подаче в МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области неуполномоченным и не имеющим отношения к ООО «КС» лицом (ООО «ТИС-С») уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., зарегистрированной за №968353412, представленной 08.04.2020г. и обязать ФНС РФ, МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения путем исключения из обработки (признания недостоверной и аннулирования результатов) уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г. за №968353412, и восстановления результатов представленной налоговой декларации по НДС непосредственно ООО «КС» за 3 квартал 2019г.; 2) Признать незаконным бездействие ФНС РФ, МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области, выразившееся в непринятии мер по сообщению ООО «КС» о подаче в МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области неуполномоченным и не имеющим отношения к ООО «КС» лицом (ООО «ТИС-С») уточнённой (3) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., зарегистрированной за №968384194, представленной 08.04.2020г. и обязать ФНС РФ, МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения путем исключения из обработки (признания недостоверной и аннулирования результатов) уточнённой (3) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г. за №968384194, и восстановления результатов представленной налоговой декларации по НДС непосредственно ООО «КС» за 4 квартал 2019г. Определением от 17.09.2020 по делу №А55-20942/2020, дела №А55-18466/2020 и №А55-20942/2020 объединены в одно производство в дело №А55-18466/2020. Заявитель - ООО «КС» с учетом принятых судом на основании ст.49 АПК РФ уточнений заявленных требований просит: 1) признать незаконным действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 08.04.2020г. уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г. за №968353412 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО «КОМПЛЕКТСЕРВИС»; 2) признать незаконным действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 08.04.2020г. уточнённой (3) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г. за №968384194 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО «КОМПЛЕКТСЕРВИС»; 3) признать незаконным бездействие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по непринятию мер на сообщение ООО «КС» о подаче 08.04.2020г. в МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области неуполномоченным и не имеющим отношения к ООО «КС» лицом (ООО «ТИС-С») уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., зарегистрированной за №968353412; 4) обязать МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения путем исключения из обработки (признания недостоверной и аннулирования результатов) уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г. за №968353412, и восстановления результатов представленной налоговой декларации по НДС непосредственно ООО «КС» за 3 квартал 2019г.: уточнённой (1) налоговой декларации за №968687955 от 09.04.2020 г.; 5) признать незаконным бездействие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по непринятию мер на сообщение ООО «КС» о подаче 08.04.2020г. в МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области неуполномоченным и не имеющим отношения к ООО «КС» лицом (ООО «ТИС-С») уточнённой (3) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., зарегистрированной за №968384194; 6) обязать МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения путем исключения из обработки уточнённой (3) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г. за №968384194, и восстановления результатов представленной налоговой декларации по НДС непосредственно ООО «КС» за 4 квартал 2019г.: уточнённой (2) налоговой декларации за № 943045562 от 27.02.2020г. (т. 3 л.д. 89-93). К участию в деле, на основании ст. 51 АПК РФ, были привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Компания «Тензор», ООО «ТИС-С», Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, ФИО1 (директор ООО «КС»). В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования при этом ссылается на то, что Инспекцией неправомерно приняты спорные уточненные налоговые декларации по НДС поданные неуполномоченным лицом и не имеющим отношения к ООО «КС» - лицом (ООО «ТИС-С»). Кроме того, Инспекцией неправомерно оставлено без удовлетворения требование ООО «КС» исключить из обработки спорные уточненные налоговые декларации, поданные в налоговый орган неуполномоченным и не имеющим отношения к Обществу лицом. При этом в подтверждение возможности осуществления налоговым органом действий по аннулированию уточненных налоговых деклараций заявитель ссылается на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2020 г. по делу № А40-233315/19-20-4737, а также на письмо от 10.07.2018 г. № ЕД-4-15/13247@ «О профилактике нарушений налогового законодательства», которым налоговым органам была предоставлена возможность аннулирования налоговых деклараций с приложением соответствующей инструкции, но, несмотря на отзыв данного письма, заявитель указывает, что у налоговых органов есть возможность удовлетворить требование заявителя в части исключения из обработки спорных уточненных налоговых деклараций по НДС, поданных неуполномоченным лицом и не имеющим отношения к ООО «КС» лицом (ООО «ТИС-С»). Также заявитель ссылается на внесение изменений в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ. Представители налоговых органов, придерживающиеся консолидированной позиции, возражали против удовлетворения заявленных требований. Согласно доводам налоговых органов, в связи с тем, что спорные уточненные налоговые декларации по НДС были поданы ООО «КС» в электронном виде и к ним была приложена доверенность на представителя ООО «КС», то у налогового органа отсутствовали основания для отказа в принятии от ООО «КС» поданных налоговых деклараций. Кроме того, налоговые органы считают, что в действиях налогового органа отсутствует бездействие в части неисключения из обработки спорных уточненных налоговых деклараций по НДС, поскольку действующее налогового законодательство и подзаконные акты не предусматривают права налоговых орган исключать из обработки принятые налоговые декларации, поэтому в действиях инспекции отсутствует противоправное поведение. Кроме того, заявитель вправе самостоятельно аннулировать спорные уточненные декларации по НДС путем подачи уточненных деклараций. Поэтому, по мнению налоговых органов, оспариваемое бездействие инспекции не ущемляет прав и законных интересов заявителя. Представитель ООО «Компания «Тензор» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен в порядке ст. 123 АПК РФ, согласно представленному отзыву ООО «Компания «Тензор» пояснило, что общество выполняет функции оператора электронного документооборота и подтверждает, что уполномоченный представитель ООО «ТИС-С» отправил в МРИ ФНС России № 2 по Самарской области за налогоплательщика ООО «КС» спорные налоговые декларации. Уточненные налоговые декларации были подписаны электронной подписью абонента ООО «ТИС-С», выданной на имя ФИО6 (серийный номер № 1F21E10AD37EC680E9112660C793403A, срок действия с 16.04.2019 по 16.07.2020). Кроме того, Общество пояснило, что информационное сообщение о доверенности на представление отчетности передается в составе транспортного контейнера отправляемой отчетности в зашифрованном виде в налоговый орган. Таким образом, ООО «Компания «Тензор» не имеет доступа к содержимому транспортных контейнеров и не имеет возможности предоставить в адрес суда ни доверенность, на основании которой была направлена спорная налоговая отчетность, ни информацию о ней (т. 3 л.д. 7-8). ООО «ТИС-С» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, в порядке ч. 4 ст. 123. 186 АПК РФ, отзыв не представило. ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен в порядке ч. 4 ст. 123, 186 АПК РФ, а также под роспись в протоколе судебного заседания 04.02.2021 , в котором судом объявлено определение о привлечении ФИО1 третьим лицом (т. 4 л.д. 78-80), отзыв не представил. Исследовав материалы дела, оценив доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в силу ст.123 АПК РФ. Согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО «КС» 24.01.2019 поставлено на учт в Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области. Учредителем и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Общества, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, является с 10.01.2020 по настоящее время ФИО1. Основной вид деятельности ООО «КС» - торговля оптовая ручными инструментами (46.74.3). Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области 08.04.2020 г. были приняты оформленные от имени ООО «КС» уточненная налоговая декларация (2) по НДС за 3 квартал 2019 г. за № 968353412 и уточнённая (3) налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2019 г. за №968384194. Как следует из материалов дела, ООО «КС» 30.04.2020 о почте обратилось в МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области, УФНС России по Самарской области и ФНС России об исключении из обработки уточненной (2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 года № 968353412 , уточненной (3) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 года №968384194, представленных в налоговый орган 08.04.2020 неуполномоченным и не имеющим отношения к Обществу лицом, и восстановить результаты представленных налоговых деклараций по НДС за указанные периоды непосредственно ООО «КС». Также заявитель просил предоставить документы, на основании которых налоговый орган принял от третьего лица от имени ООО «КС» спорные представленные уточненные декларации по НДС за 3, 4 квартал 2019 года (т. 1 л.д. 17-23). Также ООО «КС» была поданы жалоба в УФНС России по Самарской области на действие МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области, в которой Общество просило признать незаконными факты принятия 08.04.2020 г. уточненных налоговых деклараций по НДС по НДС за 3, 4 квартал 2019 года при отсутствии доверенности действовать от имени ООО «КС». Решением УФНС России по Самарской области от 01.06.2020 № 20-16/178965@ жалобы ООО «КС» на действия сотрудников МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области, в которых он также просит исключить из обработки уточненные декларации и восстановить результаты первичных налоговых деклараций оставлены без удовлетворения.( т. 1 л.д. 30-34). Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями. Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Пунктом 4 ст. 200 НК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При оценке бездействия (действий) суд исходит из положений п. 5 ст. 200 АПК РФ, устанавливающего, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя. В качестве основания для оспаривания действия и бездействия Инспекции, заявитель указывает на то, что Инспекцией неправомерно приняты уточненные декларации по НДС за 3, 4 квартал 2019 года (поданные 08.04.2020 г. в электронной форме от имени ООО «КС» неуполномоченным лицом. При этом заявитель указывает, что не выдавал ООО «ТИС-С» в лице ФИО6 доверенность от 07.04.2020 № б/н. В связи с чем у налогового органа не было законных оснований для принятия уточненных налоговых деклараций. Поскольку заявитель не подавал спорные уточенные налоговые декларации по НДС за 3, 4 квартал 2019 года , он не может подать уточенные налоговые декларации. Поэтому единственным способом восстановления его нарушенных прав и законных интересов является совершение инспекцией действий по исключению из обработки уточненных налоговых деклараций по НДС за 3, 4 квартал 2019 года. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 08.04.2020 г. в МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области были поданы уточненная налоговая декларация (2) по НДС за 3 квартал 2019 г. за № 968353412 и уточнённая (3) налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2019 г. за №968384194 от имени ООО «КС». Документы поступили в составе транспортного контейнера в электронном виде через оператора электронного документооборота ООО «Компания «Тензор» и подписаны электронной подписью абонента ООО «ТИС-С», выданной на имя ФИО6 (серийный номер № 1F21E10AD37EC680E9112660C793403A, срок действия с 16.04.2019 по 16.07.2020) на основании доверенности ООО «КС» от 08.04.2020 г. № б/н. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области 08.04.2020 г. были приняты оформленные от имени ООО «КС» уточненная налоговая декларация (2) по НДС за 3 квартал 2019 г. за № 968353412 и уточнённая (3) налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2019 г. за №968384194. Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (пункт 4 статьи 80 НК РФ). В силу абзацев 2 - 4 пункта 5 статьи 80 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета). При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой, территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при предоставлении государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) установлены Административным регламентом ФНС России по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@. Порядок организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС между налоговыми органами и налогоплательщиками определен Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ (далее - Методические рекомендации). При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающим право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика передаваемая налоговая декларация сопровождается информационным сообщением о представительстве (пункт 2.2 Методических рекомендаций). Информационное сообщение о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах (далее - информационное сообщение о доверенности), представляется уполномоченным представителем налогоплательщика в налоговые органы только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом, с обязательным представлением копии доверенности на бумажном носителе в налоговый орган до начала осуществления деятельности через уполномоченного представителя. В информационном сообщении о доверенности указываются реквизиты доверенности и полномочия лица (владельца сертификата ключа подписи (ЭЦП)), которое подписывает и представляет электронный документ. Заполнение полей информационного сообщения о доверенности в электронном виде, по сути, является отражением информации, находящейся на бумажном носителе - оригинале доверенности, выданной налогоплательщиком уполномоченному представителю, о полномочиях представителя, подписавшего налоговую декларацию или другой электронный документ. Согласно Методическим рекомендациям по формированию информационного сообщения о доверенности: - в поле "дата доверенности" указывается дата начала действия полномочий уполномоченного представителя, если это оговорено в доверенности, в противном случае - дата выдачи доверенности уполномоченному представителю (пункт 8); - в поле "дата окончания действия доверенности" при наличии указывается дата, по которую включительно действует доверенность. Если дата окончания доверенности отсутствует, то доверенность действительна в течение года (пункт 9). В ходе рассмотрения дела налоговым органом в качестве доказательства соблюдения установленной процедуры принятия уточненных налоговых деклараций в электронном виде была представлена копия доверенности б/н от 07.04.2020 г., согласно которой ООО «Комплектсервис» (ООО «КС» ) в лице директора ФИО1 доверяет ООО «ТИС-С» ИНН <***> в лице директора ФИО6 представлять интересы ООО «Комплектсервис» ИНН <***> в органах Федеральной налоговой службы РФ, для чего предоставляет право подавать и получать соответствующие документы в ИФНС 6320 расписываться на соответствующих документах и совершать действия, связанные с выполнением настоящего поручения. Доверенность выдана на срок до 07.04.2023 г., подписана от имени директора ФИО1 без оттиска круглой печати организации. Подлинность копии заверена подписью без расшифровки с наложением оттиска печати Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области. (т. 3 л.д. 60). Заявителем было заявлено ходатайство о фальсификации доверенности в связи с тем, что ФИО1 не подписывал данный документ. Также было заявлено ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы. По запросу суда СУ СК России по Самарской области была также представлена копия доверенности ООО «Комплектсервис» на имя директора ООО «Тис-С» ФИО6 (т. 3 л.д. 144), соответствующая той, которую ранее представлял налоговый орган в суд. Судом для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства были затребованы документ, с которого изготовлена представленная в материалы дела копия доверенности, оригинал доверенности на бумажном носителе. МРИ № 2 по Самарской области представлена в материалы дела на материальном носителе спорные налоговые уточненные декларации по НДС за 3, 4 квартал 2019 года в электронном виде, а также сканированный образ доверенности ООО «КС», подписанной от имени руководителя ООО «КС» ФИО1 от 07.04.2020 г., согласно которой ООО «Комплектсервис» (ООО «КС» ) в лице директора ФИО1 доверяет ООО «ТИС-С» ИНН <***> в лице директора ФИО6 представлять интересы ООО «Комплектсервис» ИНН <***> в органах Федеральной налоговой службы РФ ( т. 4 л.д. 31). В ходе судебного разбирательства представитель инспекции пояснил суду, что ранее представленная копия доверенности заверена, не сверяя ее с подлинником, МРИ №2 по Самарской области в пояснениях от 18.11.2020 № 12-11/023376 указала, что предоставить оригинал доверенности не представляется возможным в связи с тем, что начальником контрольно-аналитического отдела не были переданы находящиеся на хранении документы после увольнения, что подтверждается актом от 28.10.2020. Также в судебном заседании представители налоговых органов дали согласие на исключение из числа доказательств по делу представленной во исполнение определения суда от 12.08.2020 копии доверенности б /н от 07.04.2020, согласно которой ООО «Комплектсервис» доверяет ООО «ТИС-С» в лице директора ФИО6 представлять интересы общества в органах Федеральной налоговой службы РФ. В связи с этим суд в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 161 АПК РФ, исключил из числа доказательств копию доверенности б/н от 07.04.2020. Данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства заявителя о проведении по делу почерковедческой экспертизы в рамках заявленного ходатайства о фальсификации доказательства. Заявление о фальсификации доказательств не подлежит рассмотрению по существу на основании ст. 161 АПКРФ в рамках данного дела, как и отсутствует необходимость проверки обоснованности заявления о фальсификации доказательств и принятия мер по его проверке в связи с исключением инспекции спорного доказательства из числа доказательств по делу. В ходе рассмотрения дела представители МРИ № 2 по Самарской области заявили о невозможности представления подлинника доверенности (либо надлежащей копии), поскольку документ был утрачен сотрудником инспекции ФИО7 В материалы дела представлены приказ о прекращении служебного контракта от 27.10.2020, акт от 28.10.2020 по факту не передачи указанным сотрудником при увольнении рабочей документации за период с 01.01.2019 по 27.10.2020. Таким образом, в ходе рассмотрения дела налоговым органом не представлены доказательства наличия у ООО «ТИС-С» в лице директора ФИО6 полномочий на представление интересов ООО «КС» в органах Федеральной налоговой службы РФ на момент подачи 08.04.2020 уточненных деклараций по НДС за 3, 4 квартал 2019 года в электронном виде. Данное обстоятельство в силу процессуального принципа распределения обязанности доказывания свидетельствует о недоказанности налоговым органом в рамках рассмотрения настоящего спора соблюдения административной процедуры принятия 08.04.2020 уточненных налоговых деклараций по НДС за 3, 4 квартал 2019 года в электронном виде, поданных от имени ООО «КС» другим лицом - ООО «ТИС-С» лице директора ФИО6. В связи с изложенным суд считает, что заявленные требования в части признания незаконными действий МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 08.04.2020 уточненных налоговых деклараций по НДС за 3, 4 квартал 2019 года при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО «КС» подлежат удовлетворению. Требования заявителя в части признания незаконным бездействия МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по непринятию мер на сообщение ООО «КС» о подаче 08.04.2020г. в МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области неуполномоченным и не имеющим отношения к ООО «КС» лицом (ООО «ТИС-С») уточнённой (2) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019г., зарегистрированной за №968353412, по непринятию мер на сообщение ООО «КС» о подаче 08.04.2020г. в МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области неуполномоченным и не имеющим отношения к ООО «КС» лицом (ООО «ТИС-С») уточнённой (3) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019г., зарегистрированной за №968384194 и обязании МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения путем исключения из обработки спорных уточнённых налоговых деклараций по НДС за 3, 4 квартал 2019 года, представленных неуполномоченным и не имеющим отношения к ООО «КС» лицом (ООО «ТИС-С») и восстановления результатов первичных налоговых деклараций по НДС, представленных ООО «КС» не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Действующим налоговым законодательством, подзаконными актами и Административным регламентом ФНС России по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ не предоставляется права налоговым органам аннулировать принятые налоговые декларации. Заявитель ссылается на письмо от 10 июля 2018 года ФНС России N ЕД-4-15/13247@ "О профилактике нарушений налогового законодательства", в котором содержалась Инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций. Однако письмом от 02.11.2018 N ЕД-4-15/21496@ ФНС России отменила действие Инструкции по аннулированию деклараций, отозвав свое Письмо от 10.07.2018 N ЕД-4-15/13247@. Доводы заявителя о незаконности бездействия налогового органа как несоответствующего требованиям пункта 5 ст. 80 НК РФ (в ред. ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ) являются несостоятельными, поскольку названная норма в силу прямого указания закона будет применяться в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021. Таким образом ни названная Инструкция, ни новая редакция статьи 80 НК РФ не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям. Действующая редакция НК РФ не предусматривает возможность аннулирования принятых налоговых деклараций налоговым органом, не регламентирует действия налогового органа в ситуации, когда руководитель организации отрицает подписание им налоговой декларации. Однако статьей 81 НК РФ налогоплательщику предоставлено право подачи уточненной налоговой декларации с целью сообщения о своих действительных налоговых обязательствах. Налоговый орган, в свою очередь, путем осуществления мероприятий налогового контроля вправе проверить правильность исчисления и уплаты налогов. Данный вывод согласуется с судебной практикой по данному вопросу, нашедшему свое выражение, в частности, в Постановлении АС Уральского округа от 11.09.2018 N Ф09-4202/18, постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2021 г. по делу N А79-12459/2019 При этом суд полагает необходимым отметить, что названная выше ранее действовавшая Инструкция и п. 5 ст. 80 НК РФ, вступающий в силу с 01.07.2021, предоставляя налоговым органам право по аннулированию принятых налоговых деклараций, содержат строгую регламентацию действий по выявлению и пресечению налоговых нарушений в определенных и урегулированных Кодексом налоговых процедурах (камеральные и выездные проверки, иные мероприятия). Согласно положениям статей 80, 88 НК РФ, налоговый контроль в отношении полноты и достоверности указанных в налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий, несоответствий) может проводиться только после ее принятия налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки. Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 23.04.2015 N 736-О камеральная налоговая проверка квалифицирована как форма текущего документарного контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения. Следовательно, установленный ранее Инструкцией и с 01.07.2021 п. 5 ст.80 НК РФ порядок не предоставлял и не предоставляет права налоговым органам по заявлению налогоплательщика без проведения камеральной проверки соответствующей налоговой декларации аннулировать принятую налоговую декларацию. Поскольку иной порядок позволял бы возможность злоупотребления правами со стороны недобросовестных налогоплательщиков. При таких обстоятельствах обжалуемые действия (бездействия) налогового органа не ущемляют прав заявителя как налогоплательщика в налоговых правоотношениях, который вправе аннулировать уточненные налоговые декларации по НДС за 3, 4 квартал 2019 года путем подачи уточненных налоговых деклараций за указанные периоды, содержащих действительные налоговые обязательства. Данный вывод согласуется с судебной практикой по данному вопросу, нашедшему свое выражение, в частности, в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2020 г. по делу NА33-18071/2019. Более того, подача уточенных деклараций налогоплательщиком позволит нивелировать неблагоприятные последствия для его добросовестных контрагентов. Судом признается несостоятельной ссылка заявителя на судебную практику, а именно решение Арбитражного суда Московского округа от 26.10.2020 по делу № А40-233315/19. Во-первых, названный судебный акт принят по иным обстоятельствам с участием иных лиц. Кроме того, в решении отсутствует правовое обоснование возможности и правомерности действий по аннулированию принятых налоговый деклараций. Необходимо также отметить, что согласно общедоступной информации, содержащейся в информационной системе "Картотека арбитражных дел" названный судебный акт обжалуется налогоплательщиком-заявителем, поскольку осуществленный Управлением перевод уточненной налоговой декларации по НДС в состояние «Исключена из обработки» и внесение изменений в КРСБ путем отражения начислений в соответствии с предыдущей декларацией, не привел и не мог привести к восстановлению прав и законных интересов налогоплательщика и иных заинтересованных лиц (в т.ч. контрагентов). Таким образом, оценив доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в их совокупности с учетом требований статей 71, 162, 168 АПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности заявителем наличия противоправного бездействия инспекции, а также ущемление прав налогоплательщика оспариваемым бездействием в указанной части. С учетом изложенного заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в части признания незаконными действий МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области по принятию 08.04.2020 г. уточнённых налоговых деклараций по НДС за 3, 4 квартал 2019 года при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО «КС». Поскольку оспариваемые действия нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд считает необходимым в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ обязать МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с действующим налоговым законодательством. В остальной части требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. С учетом положений ст.110 судебные расходы по оплате государственной пошлины в части удовлетворенных требований следует отнести на заинтересованное лицо и взыскать с МРИ ФНС РФ №2 по Самарской области в пользу заявителя в сумме 6000 руб. В остальной части расходы следует отнести на заявителя. | ||||||
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | ||||||
Р Е Ш И Л: | ||||||
1. Заявление удовлетворить частично. Признать незаконным действие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области по принятию 08.04.2020 г. уточнённой налоговой декларации (2) по НДС за 3 квартал 2019 г. за № 968353412 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО «Комплектсервис». Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Признать незаконным действие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области по принятию 08.04.2020г. уточнённой (3) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2019 г. за № 968384194 при отсутствии доверенности (законного распоряжения) от имени ООО «Комплектсервис». Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать. 2. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Комплектсервис» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей. | ||||||
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | ||||||
Судья | / | О.В. Мешкова | ||||