АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
27 сентября 2012 года
Дело №
А55-18595/2012
Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2012 года, в полном объеме решение изготовлено 27 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой Н.В.
рассмотрев в судебном заседании 26 сентября 2012 года дело по заявлению
Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, г. Нефтегорск
От 05 июня 2012 года №
к Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара
3-и лица: Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области
Управление Федерального казначейства по Самарской области
Министерство регионального развития Российской Федерации, г. Москва
о признании недействительным приказа № 01-21/178 от 26.12.2011 и обязании
при участии в заседании
От заявителя – представители ФИО2 (по доверенности от 06.09.2012 г. № 1902), ФИО3 (по доверенности от 11.07.2012 № 1358)
От Министерства управления финансами – представители ФИО4 (по доверенности от 28.12.2011 г. № 450)
От Министерства экономического развития – не явились
От Управления Федерального казначейства – не явились
установил:
Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным приказ № 01-21/178 от 26.12.2011 Министерства управления финансами Самарской области «О взыскании из бюджета муниципального района Нефтегорский Самарской области в доход областного бюджета неиспользованных остатков целевых средств» и обязании Министерства управления финансами Самарской области вернуть в бюджет муниципального района Нефтегорский Самарской области денежные средства в размере 1060,2 тыс.руб.
Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признает по основаниям, указанным в отзыве (л.д. 76-80).
Привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (далее по тексту - Минэкономразвития) заявленные требования не поддерживает, что нашло отражение в отзыве от 14.02.2012 (л.д.59-60, 74).
Привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федерального Казначейства по Самарской области представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено в соответствии со ст.123 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской федерации. Согласно письменной позиции рассмотрение дела оставляет на усмотрение суда (л.д. 54-56).
Суд рассматривает дело в отсутствии 3-их лиц, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, согласно ст.156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, дав оценку их доводам и доказательствам, имеющихся в материалах дела, суд установил следующее.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 12.05.2011 № 53 «О проведении Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области плановой проверки в Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области» была проведена проверка целевого и эффективного использования субвенций предоставленных из федерального бюджета бюджету Самарской области, и выделенных из бюджета Самарской области с 01.01.2009 по 16.05.2011, направленных на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
В ходе проверки установлено нецелевое использование средств субвенции из областного бюджета в рамках статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) ФИО5 на сумму 1060200 рублей, по его результатам составлен акт от 25.05.2011 года, согласно которого в нарушение Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р., не принимавшему участия в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, а участвовавшего в боевых операциях в 1951 году, предоставлена социальная выплата, что повлекло нецелевое использование средств областного бюджета, поступивших из Федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, в размере 1060200 руб.
Приказом Министерства управления финансами Самарской области №01-21/178 от 26.12.2011 года Управлению Федерального Казначейства по Самарской области поручено взыскать из бюджета муниципального района и перечислить в доход областного бюджета неиспользованные остатки целевых средств в сумме 1060200 руб.
Заявитель, не согласившись с указанным Приказом, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом удовлетворено ходатайство заявителя о восстановлении срока, предусмотренного ст. 198 АПК РФ, в силу ст. 117 АПК РФ.
При оценке доводов лиц, участвующих в деле, суд основывается на положениях ч.1 ст. 65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо (п.5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии со статьями 3, 8, 13, 15, 16, 23.2 Закона о ветеранах, статей 17, 28.2 Закона о социальной защите инвалидов, Закона Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года №77 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан» для получения ветеранам боевых действий и инвалидам субсидий на приобретение жилья необходимо соблюдение следующих условий: наличие у физического лица статуса ветерана боевых действий или инвалида; постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; отнесение на момент предоставления субсидии лица к категории нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно п. «е» ст.2 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительских батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а так же принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01.01.1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а так же привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территории объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 01 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в том числе реализацию мер социальной поддержки, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей, а также выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном законе.
Статьей 13 указанного Закона установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение жилых помещений.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 15 данного Закона устанавливает, что участником Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Статьей 23.2 данного Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии со ст. 28 ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Таким образом, ФИО5, является ветераном Великой Отечественной войны на основании п.п.3 п.1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах», данный статус ФИО5 не оспаривается заинтересованными лицами, подтверждается соответствующим удостоверением.
Следовательно, ФИО5 подпадает под понятие ветерана Великой Отечественной войны, мероприятия по обеспечению жильем которого предусмотрены Указом Президента № 714, финансирование данных мероприятий возможно только из средств предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2011 № 352-р.
Более того, в материалах дела наличествует ответ из правового управления аппарата Самарской Губернской Думы, в котором сделан вывод о том, что ФИО5 имеет право на обеспечение жильем, в соответствии с Указом Президента от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом не доказан факт нецелевого использования заявителем бюджетных средств (субвенций) в сумме 1060200 рублей.
Аналогичные обстоятельства установлены Постановлениями Одиннадцатого апелляционного Арбитражного суда Самарской области по делам №№ А55-33012/2011; № А55-3010/2012, Постановление ФАС Поволжского округа от 14.08.2012 по делу № А55-3010/2012.
В силу положений ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц при единовременном наличии двух условий:
1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
2) указанный акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый Приказ принят в нарушение положений ФЗ «О ветеранах»,Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", нарушает права и интересы заявителя.
При указанных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительным Приказ Министерства управления финансами Самарской области от 26.12.2011 года № 01-21/178 «О взыскании из бюджета муниципального района Нефтегорский Самарской области в доход областного бюджета неиспользованных остатков целевых средств» в сумме 1060200 руб.
Обязать Министерство управления финансами Самарской области по вступлении решения в законную силу возвратить в бюджет муниципального района Нефтегорский денежные средства в размере1060200 руб.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
ФИО1