ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-18710/20 от 21.12.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 декабря 2020 года

г. Самара

Дело №

А55-18710/2020

Решение в виде резолютивной части изготовлено 21 декабря 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 21 декабря 2020 года

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Матюхиной Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юдиной О.В.

рассмотрев в судебном заседании 17-21 декабря 2020 года дело по заявлению общества с общества с ограниченной ответственностью фирмы «Стом» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Москва,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области, г.Тольятти,

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании

от заявителя – не явился, извещен;

от ответчика – ФИО1, доверенность от 23.01.2020, после перерыва не явился, извещен

установил:

ООО фирма «Стом» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления МИФНС России №2 по Самарской области от 26.06.2020 №55 о назначении административного наказания по ч.4 ст.14.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5 000 руб.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2020 по делу №А55-18710/2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства; определением от 21.09.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 17 декабря 2020 года до 21 декабря 2020 года до 13 час. 50 мин. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: http://www.samara.arbitr.ru.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени проведения которого извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ.

Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, приведенные в заявлении, суд установил следующее.

В соответствии с ч.6 и 7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как видно из материалов дела, 05.01.2020 в 21-27 ч. по результатам проведенных мероприятий по адресу: <...>, установлено, что при выплате выигрыша кассир ФИО2 применила контрольно-кассовую технику «РР-01Ф» рег. номер 0001588622056305, в кассовом чеке № 17 от 05.01.2020г. Инспекцией был выявлен факт формирования и печати кассового чека при осуществлении расчетов по выплате выигрыша, в котором отсутствовали обязательные реквизиты, а именно: наименование клиента (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица), ИНН налогоплательщика клиента (при отсутствии у физического лица ИНН – серия и номер паспорта такого физического лица), получившего выигрыш по кассовому чеку от 05.01.2020 № 17 на сумму 15 000 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении от 18.05.2020 N 31 и постановления № 55 от 26.05.2020 г. и привлечении ООО Фирма «СТОМ» к административной ответственности, в виде штрафа в сумме 5 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, ООО фирма «Стом» обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, посягающие на права потребителя, включая право на информацию, на выбор товаров (работ, услуг), на установленный порядок осуществления государством контроля в сфере торговли, оказания услуг, выполнения соответствующих работ, в части, касающейся административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин, на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, составляет неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Правоотношения по применению контрольно-кассовой техники урегулированы Федеральным законом N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ).

Статьей 1.1 Закона N 54-ФЗ установлено, что расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 4.3 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом).

Согласно части 15 статьи 4.3 Закона N 54-ФЗ порядок применения контрольно-кассовой техники устанавливается также иными статьями настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации; при этом контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме (пункт 1 статьи 4 указанного Закона).

Согласно части 1 статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ кассовый чек должен содержать обязательный перечень реквизитов, в том числе место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом); наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя.

В соответствии с частью 6.2 статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные при осуществлении расчетов при выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, при выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей при сумме расчета, равной или превышающей 15 тысяч рублей, при получении страховой премии или при страховой выплате, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование клиента или страхователя (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица);

2) идентификационный номер налогоплательщика клиента или страхователя (при отсутствии у физического лица идентификационного номера налогоплательщика - серия и номер паспорта такого физического лица).

Довод заявителя, о том, что по кассовому чеку № 17 от 05.01.2020, выплата не производилась, чек сформирован ошибочно в результате фактической индексации денежных средств на сумму 15 000 рублей, связанной с перемещением денежных средств по РКО от 05.01.2020; ТО1497/0005 в Обособленное подразделение ТО1498 (ПКО от 05.01.2020 № ТО1498/0002), что подтверждается кассовой книгой, реквизит «Выплата выигрыша» указан ошибочно, отклоняется судом по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что контрольно-кассовой техникой, принадлежащей ООО Фирма "СТОМ", были сформирован чек № 17 от 05.01.2020 с обязательным реквизитом признака расчета - "Расход" (Тег 1054 - Приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ (ред. от 09.04.2018) "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию").

Согласно пункту 7 статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ кассовый чек и бланк строгой отчетности могут содержать реквизиты, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты.

На кассовом чеке № 17 от 05.01.2020 на сумму 15 000 рублей, реквизиты признака проведения азартных игр (Тег 1193) отражены как реквизит "Выплата выигрыша", реквизит "Наименование предмета расчета" (Тег 1030) содержит описание реквизита "Товар" вместо "Перемещение денежных средств". При этом самостоятельно коррекция реквизитов чеков ООО Фирма "СТОМ" проведена не была.

Общество в материалы дела не представило кассовые книги. Кроме того, записи содержащиеся в кассовых книгах носят односторонний характер.

Таким образом, ООО Фирма "СТОМ", как организацией, осуществляющей расчеты в части выплаты денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, в нарушении требований статьи 4.7 Закона N 54-ФЗ не были отображены реквизиты, содержащие информацию о выгодоприобретателе в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Согласно примечанию к статье 14.5 КоАП РФ лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ, если соблюдены в совокупности следующие условия:

- на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Реквизиты чеков коррекции установлены приказом ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@.

Учитывая изложенное, общество при формировании кассового чека коррекции в целях освобождения от административной ответственности необходимо обеспечить достаточность сведений в таком кассовом чеке коррекции, позволяющих точно идентифицировать конкретный расчет, в отношении которого применяется корректировка, при этом в п. 4 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ не установлено, что чек коррекции должен быть сформирован именно в день совершения ошибочной операции.

Ограничение срока для исправления ошибки законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники не предусмотрено. Для освобождения от административной ответственности ошибка должна быть исправлена до момента ее обнаружения налоговыми органами.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 4 статьи 14.5 КоАП РФ.

Нарушение Обществом вышеуказанных требований законодательства, регламентирующего порядок пользования ККТ, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 18.05.2020 N 31, в связи с чем, суд усматривает наличие в действиях ООО Фирма "СТОМ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности проверена судом, нарушений данной процедуры административным органом не допущено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда, либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Оснований считать совершенное административное правонарушение малозначительным не имеется, поскольку состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ, по своей конструкции является формальным, поэтому наступление негативных последствий для других юридических лиц, общества и государства не является обязательным условием для применения этой статьи.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления денежных расчетов с потребителями услуг, что создает угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государством контроля за обращением денежной наличности, посягает на такие объекты публичных интересов, как устойчивость и стабильность денежной системы Российской Федерации.

Обстоятельств, которые свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного предприятию административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным, судом не установлено. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.

Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ, оснований для назначения наказания в виде предупреждения не имеется.

Кроме того, ООО Фирма "СТОМ" ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, что подтверждается решением Арбитражного суда от 25.09.2020 по делу № А55-18469/2020.

Таким образом, налоговый орган обоснованно привлек ООО Фирму "СТОМ" к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Принимая во внимание вышеизложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья Т.М. Матюхина