АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Самара
07 декабря 2011 года
Дело №
А55-19294/2011
Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2011 года, в полном объеме решение изготовлено 07 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
судьи Холодковой Ю.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рябовой Е.Б.,
рассмотрев в судебном заседании 24-30 ноября 2011 года дело по заявлению
Заместителя прокурора Самарской области
к Главе муниципального района Клявлинский Самарской области
третье лицо: Муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению"
о признании недействительным постановления от 16.06.2011 г. № 281
при участии в заседании
от заявителя – представитель ФИО1, удостоверение
от заинтересованного лица – представитель ФИО2, доверенность № 7 от 23.05.2011
от третьего лица – не явился, извещен
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 24 ноября 2011 года объявлялся перерыв до 14 часов 05 минут 30 ноября 2011 года
Установил:
Заместитель прокурора Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления Главы муниципального района Клявлинский Самарской области от 16.06.2011 № 281 «О внесении изменений в Постановление Главы района от 30.04.2009 № 162 «О наделении Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Клявлинский полномочиями по осуществлению земельного контроля за использованием земель сельских поселений».
В судебном заседании представитель заявителя подержала требования по доводам заявления.
Представитель заинтересованного лица возражает относительно заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на заявление. Просит в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо - Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» в судебное заседание не обеспечил явку своего представителя, о времени и месте судебного разбирательства извещено в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ, что подтверждено почтовым уведомлением о вручении судебного определения.
В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом «г» части 4 статьи 20 Устава муниципального района Клявлинский, решением Собрания Представителей муниципального района Клявлинский от 23.04.2009 года № 260-270, Постановлением Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области № 162 от 30.04.2009 года Комитет по упарвлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Клявлинский Самарской области наделен полномочиями по осуществлению земельного контроля за использованием земель сельских поселений, входящих в состав муниципального района Клявлинский ( том 1 л.д. – 66).
Впоследствии 16.06.2011 года главой муниципального района Клявлинский Самарской области издано постановление № 281 «О внесении изменений в постановление Главы района от 30.04.2009г. № 162 «О наделении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Клявлинский полномочиями по осуществлению земельного контроля за использованием земель сельских поселений» (том 1 л.д. – 67).
В постановление главы района от 30.04.2009 № 162 «О наделении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Клявлинский полномочий по осуществлению земельного контроля за использованием земель сельских поселений» внесены следующие изменения.
В пункте 1 постановления после слов «администрации муниципального района Клявлинский» дополнить словами «МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» муниципального района Клявлинский Самарской области.
В соответствии с п. 2 постановления от 16.06.2011 № 281 оно вступает в силу с момента его принятия.
Не согласившись с изданным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) определено, что органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 №94-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В статье 2 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
Мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.
Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, определены в части 2 статьи 6 Федерального закона N 294-ФЗ.
Таким образом, требования Федерального закона N 294-ФЗ распространяются на отношения в области муниципального земельного контроля и являются обязательными для органов местного самоуправления и уполномоченных ими органов на его осуществление.
Согласно части 1 статьи 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Главой 4 устава муниципального района Клявлинский Самарской области определена структура органов местного самоуправления Клявлинского района Самарской области, статус и полномочия Главы муниципального района Клявлинский, статус, структура и полномочия администрации района.
Уставом организация и осуществление муниципального контроля отнесены к полномочиям администрации муниципального района Клявлинский Самарской области.
Решением Собрания представителей муниципального района Клявлинский Самарской области от 04.05.2006 № 28 утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального района Клявлинский Самарской области (далее- Положение) (том 2 л.д. – 19-24).
Согласно п. 1.6 Положения органом, осуществляющим полномочия в области муниципального земельного контроля на территории района, является администрация муниципального района Клявлинский. Непосредственно муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования (района) осуществляется муниципальными инспекторами, назначаемыми Главой района из числа муниципальных служащих или работников районной администрации.
В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Статьей 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района не отнесен муниципальный земельный контроль за использованием земель сельских поселений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление издано по вопросу, не отнесенному Федеральным законом к вопросу местного значения муниципального района и решает вопрос местного значения сельских поселений – контроль за использованием земель сельских поселений.
Муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» наделено функциями по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Клявлинского района Самарской области и фактически осуществляет деятельность по организации и проведению на территории муниципального образования проверок соблюдения земельного законодательства пользователями земельных участков.
В материалы дела заявителем представлены документы, подтверждающие фактическое осуществление контрольной деятельности сотрудниками автономного учреждения.
Материалами дела подтверждается, что муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» некоммерческая организация, учредителем которой является Администрация. Данная некоммерческая организация не входит в структуру Администрации и не относится к тому органу, который по смыслу статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации может быть уполномочен на осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования.
Действительно, буквальное толкование положений части 1 статьи 72 ЗК РФ определяет возможность осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования не только органами местного самоуправления, но и уполномоченными ими органами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ «Об автономных учреждениях» № 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Статьей 4 ФЗ «Об автономных учреждениях» определено, что основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
Исследовав Устав МАУ «Многофункциональный центр представления государственных и муниципальных услуг населению», представленный в материалы дела, суд приходит к выводу, что к видам деятельности учреждения Уставом не отнесено осуществление муниципального земельного контроля - пункт 2.1 Устава (том 1 л.д. – 69-79). Более того, пункт 2.1 Устава МАУ не предусматривает исполнение данным учреждением отдельных муниципальных полномочий и осуществляет свою деятельность в целях содействия органам местного самоуправления в осуществлении отдельных вопросов местного значения, без передачи данных полномочий Учреждению.
Учитывая специальную правоспособность автономного учреждения и отсутствие в Уставе учреждения специальной цели создания и вида деятельности, в качестве муниципального земельного контроля, суд считает, что издавая оспариваемое постановление, заинтересованное лицо наделило полномочиями ненадлежащее лицо.
Следовательно, названная организация не может быть наделена функциями и правами органов местного самоуправления по вопросам муниципального земельного контроля.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В настоящее время действующими в Российской Федерации федеральными законами не предусматривается право на осуществление автономным учреждением контрольных функций органов муниципального контроля в отношении хозяйствующих субъектов.
Как установлено п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом является, в том числе, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Из раздела 3 Устава учреждения следует, что учреждением может осуществляться деятельность, приносящая ему доход от оказания платных услуг.
Муниципальное автономное учреждение, являющееся хозяйствующим субъектом, не может быть наделено полномочиями органа муниципального земельного контроля, т.к. реализация полномочий по муниципальному земельному контролю может привести к ограничению конкуренции хозяйствующих субъектов на территории муниципального района Клявлинский.
При этом под конкуренцией в силу п. 7 ст. 4 ФЗ № 135-ФЗ понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Дискриминационные условия, согласно п. 7 ст.4 Федерального закона № 135-ФЗ, это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий - субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Осуществление муниципального земельного контроля муниципальным автономным учреждением создаст дискриминационные условия для других хозяйствующих субъектов при использовании принадлежащих им на каком-либо праве земельных участков, поскольку изначально данное автономное учреждение ставится в неравное положение с иными хозяйствующими субъектами.
Из перечисленных выше норм закона следует, что муниципальное автономное учреждение, как хозяйствующий субъект, также является субъектом, в отношении которого может реализовываться муниципальный земельный контроль. В этой связи наделение полномочиями органа местного самоуправления хозяйствующего субъекта также недопустимо, поскольку приведет к невозможности проведения муниципального земельного контроля в отношении данного муниципального автономного учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление противоречит положениям статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 72 Земельного Кодекса РФ, статье 4 ФЗ «Об автономных учреждениях», статье 15 «О защите конкуренции», затрагивает права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и подлежит признанию недействительным.
В связи с чем, заявленные требования суд считает обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 106,110-112, 167-170,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительным постановление Главы муниципального района Клявлинский Самарской области от 16.06.2011 № 281 «О внесении изменений в Постановление Главы района от 30.04.2009 № 162 «О наделении Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Клявлинский полномочиями по осуществлению земельного контроля за использованием земель сельских поселений».
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
Ю.Е. Холодкова