ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-19871/2021 от 08.09.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846)207-55-15

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Самара

сентября 2021 года

Дело №

А55-19871/2021

Решение в виде резолютивной части вынесено 08 сентября 2021 года

Мотивированное решение вынесено 22 сентября 2021 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Мета"

к  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

о признании незаконным постановление от 29.06.2021 по делу №36/21 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации г.о. Жигулевск

без участия представителей сторон,

установил:


        Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.06.2021 по делу №36/21 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2021г. заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, сторонам также предлагалось представить в арбитражный суд, рассматривающий дело дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений, в обосновании своей позиции, в срок до 23.08.2021г.

В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация г.о. Жигулевск.

Поскольку настоящее дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ исковое заявление и приложенные к нему документы размещены в электронном виде на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Информация о движении дела, в том числе о принятии дела к рассмотрению в порядке упрощенного производства, была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по веб-адресу: http://www.samara.arbitr.ru.

От заявителя поступили дополнительные документы (вх. № 201095 от 22.07.2021г., вх. 254240 от 13.09.2021г.), которые судом в порядке ст. 75 АПК РФ приобщены к материалам дела.

От заинтересованного лица поступил отзыв на заявление и дополнительные документы (вх. № 213204 от 03.08.2021г.), которые судом в порядке ст.ст. 75, 81 АПК РФ приобщены к материалам дела.

От третьего лица поступил отзыв на заявление (вх. № 211567 от 02.08.2021г.), который судом в порядке ст. 81 АПК РФ приобщен к материалам дела.

Сроки, установленные арбитражным судом для представления в суд отзыва на иск, доказательств и иных документов, письменных объяснений истекли.

С учетом положений ч. 1 ст. 121, ч. 4 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, надлежащим образом извещены, что, согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства, позволяет рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела была вынесена резолютивная часть решения от 08.09.2021г.

По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

На основании п. 2 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО Научно-производственная фирма "Мета"  представило заявление о составлении мотивированного решения (вх. №  258991 от 16.09.2021г.).

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд считает заявленные требования, не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, в соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме.

Установленный ч. 2 ст.208 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого постановления заявителем не пропущен.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки  давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Как следует из материалов дела, в Управление Росреестра по Самарской области с сопроводительным письмом прокурора города Жигулевск старшего советника юстиции К.Ю. Зайцева от 28.04.2021   № 07-04-2021/484-21-20360016 поступил материал проверки, проведенной прокуратурой города земельного участка по адресу: <...> площадью 3 742 кв.м с кадастровым номером.: 63:02:0303016:27.

Установлено, что земельный участок, площадью 3 742 кв.м, принадлежит на праве собственности ООО НПФ "Мета". Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для здания педиатрического отделения центральной городской больницы. На земельном участке расположено нежилое здание площадью 1426,7 кв.м, принадлежащее на праве собственности также ООО НПФ «Мета». Указанное нежилое здание используется под гостиницу «Альпина».

По данным государственного кадастра недвижимости площадь земельного участка является уточненной. Сведения о границах внесены в результате межевания. Кадастровая стоимость земельного участка: 4 786 354,78 рублей.

Согласно данных Государственного кадастра недвижимости на земельном участке расположено нежилое здание площадью 1426,2 кв.м, кадастровый помер: 63:02:0303016:555, принадлежащее на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Мета".

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от Приказ Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них возможно на земельных участках с разрешенными использованиями: гостиничное обслуживание или предпринимательство.

Использование вышеуказанного земельного участка под размещение гостиницы не соответствует его разрешенному использованию.

08.06.2021 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

29.06.2021г. Управлением Росреестра по Самарской области было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу №36/21, которым ООО НПФ «Мета» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей предусмотренною ч. 1 статьи 8.8 КоАП РФ (л.д. 12-14).

Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с заявленными требованиями.

В обосновании заявленных требований, заявитель указывает, что письмом от 09.09.2020 №356 Администрация городского округа Жигулевск сообщило о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Жигулевск, утв. Решением Думы г.о. Жигулевск от 25.10.2018 №388 земельный участок относится к территориальной зоне со среднеэтажными жилыми домами — ЖЗ.

Градостроительным регламентов в отношении земельных участок названной территориальной зоны гостиничное обслуживание является условно-разрешенным видом использования. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства определяется положениями ст.39 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 39 ООО НПФ «МЕТА» обратилось к Главе администрации городского округа Жигулевск, в комиссию правил землепользования и застройки с заявлением о предоставлении разрешения, на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства «гостиничное обслуживание».

Письмом заместителя главы городского округа по капитальному строительству №3822к от 12.05.2021 в адрес ООО НПФ «МЕТА» сообщено, что заявление об изменении вида разрешенного пользования будет рассмотрено на ближайшем заседании Комиссии, о результатах будет сообщено дополнительно.

Таким образом, ООО НПФ «МЕТА» считает, что по состоянию на дату рассмотрения протокола об административном правонарушении предприняты исчерпывающие меры для устранения допущенного правонарушения.

Кроме того, по мнению общества, более оперативному осуществлению мероприятий по изменению вида разрешенного использования препятствовали ограничительные меры, установленные Постановлением Губернатора Самарской области от 16.12.2020 №365 ограничительные меры в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Самарской области, в том числе по ограничению работы государственных и муниципальных учреждений, в том числе МФЦ, а также оказанию предприятиями содействию работникам в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому, переводу сотрудников на дистанционный режим работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективной стороной состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Этот принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли. Законодательные требования, предусматривающие использование земельных участков по их целевому назначению, будучи по своей природе определенным ограничением свободы владения, пользования и распоряжения имуществом, обусловлены прежде всего публичными интересами и особенностью земли как природного объекта и важнейшего компонента окружающей среды, подлежащего в этом качестве особой охране и нуждающегося в эффективном использовании, в том числе в общих интересах.

В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абз. 2 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абз. 3 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412.

Как указывается в Градостроительном кодексе РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37).

Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (ч. 2.1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального  строительства  на другой  вид  такого  использования  осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ (ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно данных Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 63:02:0303016:27, находящийся по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, <...> площадью 3 742 кв.м, принадлежит на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Мета". Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования по документу: для здания педиатрического отделения центральной городской больницы (Литера А). На земельном участке расположено нежилое здание площадью 1426,2 кв.м, кадастровый номер: 63:02:0303016:555, принадлежащее на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Мета".

Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, выразилось в использовании земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием.

Согласно имеющегося в материалах проверки письма отдела градостроительства и архитектуры Администрации городского округа Жигулевск от 09.09.2020 № 356 в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Жигулевск (ПЗЗ), утвержденными решением думы городского округа Жигулевск Самарской области от 25.20.2018 № 388, земельный участок с кадастровым номером 63:02:0303016:27, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, <...>, площадью 3742 кв. м, относится к территориальной зоне со среднеэтажными жилыми домами - ЖЗ. В соответствии со статьей 60 ПЗЗ гостиничное обслуживание является условно разрешенным видом, предусмотренным градостроительным регламентом зоны ЖЗ.

Как указывает управление, разрешение на условно разрешенный вид использования земельного в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса РФ (ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ) ООО НПФ «МЕТА» получено не было.

Довод общества о том, что им предприняты меры для получения разрешения на условно-разрешенный вид использования, несостоятелен, в связи с тем, что заявление в Комиссию правил землепользования и застройки было направлено 19.04.2021г. после получения ООО НПФ «МЕТА» требования Прокуратуры города Жигулевска о предоставлении документов, в том числе, подтверждающих проведенную ООО НПФ «МЕТА» работу с целью устранения допущенных нарушений.

Кроме того, доводы о том, что с 22.09.2020г. у ООО НПФ «МЕТА» отсутствовала возможность для принятия мер для устранения допущенного правонарушения в связи с принятием ограничительных мер, установленных Постановлением Губернатора Самарской области от 16.12.2020 № 365 в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Самарской области, в том числе по ограничению работы государственных и муниципальных учреждений, в том числе МФЦ являются несостоятельными, ввиду следующего.

Постановлением Губернатора Самарской области № 365 от 16.12.2020 была ограничена работа государственных, а также муниципальных учреждений и предприятий, за исключением тех, которые продолжают функционировать в соответствии с решением органов, в ведении которых они находятся.

Согласно информации, предоставленной МБУ «МФЦ» г.о. Жигулевск Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Жигулевск «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (письмо № 340 от 21.07.2021) с 22.09.2020 до 19.04.2021 учреждение функционировало в штатном режиме.

Кроме этого, управление обращает внимание, что существуют иные способы направления обращений в Администрацию городского округа (посредством почтовой связи или при личном обращении в канцелярию Администрации городского округа).

Вина заявителя, имевшего реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства об использовании земельных участков (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), заключается в использовании земельного участка с нарушением разрешенного использования.

В настоящем случае материалами дела доказано нарушение заявителем земельного законодательства. Событие вменяемого заявителю административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, подтверждается представленными управлением доказательствами, материалами административного дела.

Таким образом, действия юридического лица ООО НПФ «Мета» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом, установленных по делу обстоятельств, суд считает, что в данном случае общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры, что свидетельствует о виновности юридического лица.

Установив обстоятельства совершения правонарушения, исследовав собранные административным органом доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что событие административного правонарушения и его состав в действиях Общества доказаны, заявитель является субъектом рассматриваемого правонарушения.

Таким образом, ООО НПФ "Мета" привлечено управлением к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ на законных основаниях.

Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.

Проверив порядок привлечения общества к административной ответственности, суд не установил существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления.

Таким образом, административный орган в соответствии со ст. 65 и ст. 210 АПК РФ доказал наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.

Судом установлено, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, принято полномочным административным органом. При этом установленный порядок привлечения к ответственности ответчиком был соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Таким образом, вопреки позиции заявителя, материалами дела подтверждается факт совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 211 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 211   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 29.06.2021 по делу №36/21 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.  в отношении ООО НПФ «Мета» по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение в виде резолютивной части может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Мотивированное решение, составленное по заявлению лица, участвующего в деле, может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Н. Рагуля