ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-20120/20 от 26.01.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

февраля 2021 года

Дело №

А55-20120/2020

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2021 года. Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фурносовой Г.А.

рассмотрев 26 января 2021 года в  судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО4

к  Администрации г.о. Сызрань

с участием третьих лиц –  ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань Самарской области, кадастрового инженера ФИО2, ООО «Кадастровый Центр»

о признании незаконным отказа в утверждении схемы

при участии в заседании

от заявителя – не явился 

от заинтересованного лица –  ФИО3 по доверенности №01-24/3075  от 03.09.2020

от третьих лиц – не явились

установил:

     Индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом, о признании незаконным отказа Администрации г. о. Сызрань в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плате территории кадастрового квартала 63:08:0108017 составленную с целью образования:

- земельного участка с условным номером 63:08:0108017:313:ЗУ1 из земель населенных пунктов, площадью 139 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Самарская область, <...> Октября, у дома №85, в границах территориальной зоны Ж-4 Зона многоэтажной жилой застройки (5 и более этажей);
- земельного участка с условным номером 63:08:0108017:313:ЗУ2 из земель населенных пунктов, площадью 261 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Самарская область, <...> Октября, у дома №85, в границах территориальной зоны Ж-4 Зона многоэтажной жилой застройки (5 и более этажей); в результате раздела земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 400 кв.м., с кадастровым номером 63:08:0108017:313, местоположение: Российская Федерация, Самарская область, <...> Октября, у дома №85, с видом разрешенного использования «под объектом торговли (модульный магазин) в границах территориальной зоны Ж-4 многоэтажной жилой застройки (5 и более этажей), выразившийся в принятии Постановления Администрации г.о.Сызрань №944 от 23.04.2020, и просит обязать Администрацию г.о.Сызрань утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плате территории кадастрового квартала 63:08:0108017, составленную с целью образования:

- земельного участка с условным номером 63:08:0108017:313:ЗУ1 из земель населенных пунктов, площадью 139 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Самарская область, <...> Октября, у дома №85, в границах территориальной зоны Ж-4 Зона многоэтажной жилой застройки (5 и более этажей);

- земельного участка с условным номером 63:08:0108017:313:ЗУ2 из земель населенных пунктов, площадью 261 кв.м., местоположение: Российская Федерация, Самарская область, <...> Октября, у дома №85, в границах территориальной зоны Ж-4 Зона многоэтажной жилой застройки (5 и более этажей), в результате раздела земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 400 кв.м., с кадастровым номером 63:08:0108017:313, местоположение: Российская Федерация, Самарская область, <...> Октября, у дома №85, с видом разрешенного использования «под объектом торговли (модульный магазин) в границах территориальной зоны Ж-4 многоэтажной жилой застройки (5 и более этажей).

      Представитель заявителя в судебное заседание не явился, заявитель извещен в порядке ст. 123 АПК РФ, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

     Администрация г.о. Сызрань (далее - администрация, заинтересованное лицо) возражает против заявленных требований согласно доводам, изложенным в отзыве, дополнениях к нему.

     Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены в порядке ст. 123 АПК РФ.

       Исследовав  материалы дела, суд находит заявленные требования  не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

       Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г. о. Сызрань  №944 от 23.04.2020 было отказано предпринимателю в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:08:0108017, которая была сформирована и направлена для утверждения в целях раздела земельного участка с КН 63:08:0108017:313 площадью 400 кв.м. на два земельных участка площадью 139 кв. м. и 261 кв. м.

      Земельный участок с КН 63:08:0108017:313 находится у предпринимателя в аренде сроком с 30.09.2010 г. по 29.09.2059 г. на основании соглашения об уступке права аренды земельного участка, заключенного с ООО «Гермес».

      Основанием для отказа администрация указывает  п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, а именно:

- раздел участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ и т.д.;

- нарушены предельные минимальные или максимальные размеры земельного участка в жилых зонах;

- земельный участок, образуемый в результате раздела, площадью 261 кв.м. необходим для обеспечения погрузочно-разгрузочных работ в торговом объекте.

     Заявитель считает данный отказ незаконным и необоснованным, ссылаясь на положения п. 3 ч. 1 ст. 11.3, ст. 39.2, п.п. 1 п. 8 ст. 39.15, п. п. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

     Согласно  п. п. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

     Согласно письму Минэкономразвития от 13 июня 2013 г № Д23и-1564 «Об определении понятий вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы» следует, что в отношении установленного пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требования о недопущении вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы действующее законодательство не раскрывает указанных понятий.

      Исходя в том чисел из изложенной  нормы и разъяснений министерства предприниматель утверждает, что при утверждении схемы подобных явлений быть не может, а значит они не могут быть основаниями для отказа в утверждении схемы.

      Вместе  с тем, предприниматель полагает возможным  документально и визуально  определить следующее:  согласно схемы раздела образуются участки прямоугольной формы, со сторонами в виде прямых линий, которые граничат  с  землями,  находящимися  в  неразграниченной  государственной  собственности, отсутствует всякое пересечение с какими либо смежными участками.

     Ссылку на нарушение предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства заявитель  считает несостоятельной, так как указанным разделом не нарушается не один из установленных Правилами землепользования и застройки г.о. Сызрань параметров.

    Предприниматель указывает на то, что  действующая редакция Земельного кодекса РФ не содержит понятия делимого участка, которая содержалась в предыдущих редакциях (п.2 ст.6 Земельного кодекса РФ), тем не менее неделимым участком определяет тот, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (ст. 39.20 ЗК РФ).  Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в ст. 11.9 ЗК РФ.

     Ссылаясь на  Правила землепользования и застройки г.о. Сызрань, которые содержат предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в жилых зонах - минимальная площадь (в рассматриваемом  случае) вновь формируемого земельного участка для иных основных и условно-разрешенных видов использования земельных участков, за исключением, указанных в пунктах 1 - 24 настоящей таблицы - 100 кв.м., в рассматриваемом  случае участки делятся на 261 и 139 кв.м. Поскольку показатель максимального процента застройки относится только к объектам капитального строительства, а на указанном земельном участке согласно договору аренды №2562 от 30.09.2010 располагается модульный магазин (некапитальное сооружение), то ссылку на п. 60 ст. 54  Правил землепользования и застройки г.о. Сызрань заявитель считает необоснованной.

      Предприниматель обращает внимание на то, что ранее в 2010 году земельный участок с КН 63:08:0108017:313 был образован путем раздела участка с КН 63:08:0108017:65, и раздел был согласован Администрацией г.о. Сызрань 13.04.2010, и на тот момент у администрации не нашлось подобных оснований для отказа (раздел осуществлялся предыдущим арендатором).

     Предприниматель также обращает внимание на расположение модуля на земельном участке,  согласованное с Управлением потребительского рынка, на участок площадью 261 кв.м., который  частично занят охранными зонами газопровода, водопровода, теплотрассы (п.3.2. договора аренды №2562), на соблюдение санитарно-эпидемиологических правил,  режима охранных зон.

      Ссылаясь на положения ст. 11.4,  ч.1 ст. 11.8 Земельного кодекса РФ, согласно которой,   в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов), предприниматель полагает логичным, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и выделенного на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды, или безвозмездного пользования, законодателем предоставлено правообладателю такого земельного участка право самостоятельно подготовить схему расположения образуемых в результате такого раздела земельных участков на кадастровом плане территории.  

      Заявитель указывает на то, что первоначально участок был предоставлен для целей не связанных со строительством без торгов на основании ст.34 Земельного кодекса РФ - редакция которой на момент заключения договора №2562 от 30.09.2010  - Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

     По объяснениям заявителя, первоначальной целью раздела и утверждения схемы послужило то, что апреле 2019 года (24.04.2019) Думой г.о. Сызрань был пересмотрен коэффициент вида использования земельного участка для объектов торговли некапитального типа (цели, не связанные со строительством) в сторону 10-ти кратного роста с 0,0198 до 0,1889, что приблизительно в 10 раз увеличило платежную нагрузку.

Земельный участок, предполагаемый к разделу с номером 63:08:0108017:313:ЗУ2, площадью 261 кв.м. частично занят охранными зонами подземных коммуникаций.

Согласно п.5.1.2. договора аренды №2562 от 30.09.2010 арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права по договору третьим лицам или в залог.

Похожая норма содержится в п.2 ст.615 ГК РФ. Учитывая, что при вынесении отказа в согласовании схемы раздела земельного участка администрацией были указаны основания, которые законом не предусмотрены,  данный отказ препятствует заявителю в его праве на передачу участка площадью 261 в залог или в субаренду, предприниматель считает оспариваемый отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы.

     В обоснование возражений администрация указывает на то, что ФИО4 на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 400 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, местоположение: <...> Октября, у дома №85, с видом разрешенного использования: под объект торговли (модульный магазин). В соответствии с Решением Думы городского округа Сызрань Самарской области от 30.03.2011 N 16 (ред. от 25.03.2020) «О Правилах землепользования и застройки городского округа Сызрань Самарской области» минимальная площадь формируемых земельных участков должна составлять не менее 400 кв.м. Образованные земельные участки не должны приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.

     В связи с несоответствием земельных участков утвержденным требованиям ФИО5 администрацией отказано в утверждении схемы расположения земельных участков.

     Администрация также указывает на недопустимость изменения вида разрешенного использования земельного участка в одностороннем порядке и считает  права ФИО4 отказом в утверждении схемы расположения земельных участков не нарушенными.

     Кроме того, администрация обращает внимание на  фактическую причину обращения предпринимателя  - Решение Думы городского округа Сызрань Самарской области от 24.04.2019 N 35 "О внесении изменений в Решение Думы городского округа Сызрань от 27.04.2016 N 37 "О коэффициенте вида использования земельного участка,
применяемого при расчете размера арендной платы за использование земельных
участков, государственная собственность на которые не разграничена,
находящихся на территории городского округа Сызрань Самарской области и
предоставляемых для целей, не связанных со строительством", на отсутствие у ФИО4 возражений против размера и вида используемого земельного участка, он не согласен с видом коэффициента, применяемом при расчете арендной платы.

Однако, с заявлением об оспаривании Решения Думы городского округа Сызрань Самарской области от 24.04.2019 N 35 ФИО4 не обращался.

Администрация полагает необоснованным довод предпринимателя об экономической невыгодности аренды земельного участка площадью 400 кв.м  как основании для разделения земельного участка, поскольку до 2019г. истец был согласен с занимаемой площадью земельного участка, его назначением и размером арендной платы.

     Суд находит доводы администрации обоснованными и отклоняет доводы предпринимателя по следующим причинам.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

     Согласно статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

     Нормы действующего законодательства не раскрывают приведенные выше понятия.     

Однако они используются в рамках землеустроительной деятельности и применяются при рассмотрении дел судами.

     Вклинивание - это землеустроительный термин, обозначающий проникновение части земель одного землепользования в виде клина или неровного, узкого выступа в земли других землепользований, что создает взаимное неудобство в использовании земли как на стадии механизированных обработок, так и при использовании агрономических приемов.

     Чересполосица - это расположение земельных участков одного хозяйства полосами (вперемежку) с земельными участками других хозяйств, что ведет к расчлененности хозяйств на отдельные, обособленные участки, разделенные землями иных землевладельцев, что создает взаимное неудобство в использовании земли, увеличивает удаленность доступа к земельным участкам и приводит к необходимости общения через земли других хозяйств, ухудшению условий управления производством, увеличению ежегодных расходов производства и снижению его эффективности.

      Вкрапливание - это землеустроительный термин, обозначающий расположение внутри земельного участка одного землепользователя других земельных участков, не принадлежащих данному землепользователю, которые расположены в середине его земельного массива и не имеют прямого доступа к землям общего пользования. Для обеспечения доступа к вкрапленным земельным участкам необходимо установление частного или общественного сервитута.

      Изломанность границ - это неудобства в их конфигурации, уход от прямых и достаточно длинных линий и прямых углов на поворотных точках границ земельных участков, закрепленных за сельскохозяйственными производствами, что значительно усложняет механизированную обработку, негативно влияет на использование земли, экономику и организацию производства.

      Неудобства в использовании - это отклонения в площади, структуре, размещении и границах земельных массивов или участков, создающие неудобства для внутрихозяйственной организации территории, вызывающие дробление участков, ухудшающие их конфигурацию.

      В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4. Земельного кодекса РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной   собственности  и   предоставлен   на  праве  постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.

     К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

     Из материалов дела следует, что  ФИО4 является арендатором земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0108017:313.

     Основание - соглашение об уступке права аренды земельного участка, заключенного между ООО «Гермес» и ФИО4 от 11 декабря 2012 года.

     Земельный участок расположен по адресу: <...> Октября, 85, площадь - 400 кв.м. Участок представляет собой единый объект с установленным назначением. Земельный участок представлен под объект торговли - модульный магазин.

К обращению была приложена копия выписки из ЕГРН на земельный участок и схема расположения земельного участка.

     Согласно схемы предприниматель  предложил разделить земельный участок с кадастровым номером 63:08:0108017:313 на два земельных участка общей площадью 139 кв.м. (ЗУ1) и 261 кв.м (ЗУ2).

     В результате утверждения схемы были бы образованы два земельных участка: один - непосредственно под магазином, второй - на территории, прилегающей к торговому объекту. Второй земельный участок подлежит  образованию  в границах 15 характерных точек, что свидетельствует о вклинивании, вкрапливании, изломанности границ, чересполосице образовываемого земельного участка, что является нарушением статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.

     Кроме того, в результате образования спорных земельных участков нарушются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в жилых зонах, утвержденные статей 54 Решения Думы городского округа Сызрань Самарской области от 30.03.2011 N 16 (ред. от 25.03.2020) "О Правилах землепользования и застройки городского округа Сызрань Самарской области».

      Первоначально земельный участок с КН 63:08:0108017:313 был представлен в аренду ФИО6 по договору №2562 от 30.09.2010.

      Предоставление земельного участка в аренду было обусловлено обязанностью его использования арендатором исключительно в целях, в которых он предоставляется.

      Согласно договору ФИО6 принимает в пользование земельный участок на срок 49 лет, площадью 400 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, местоположение: <...> Октября, у дома №85, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка и в качественном состоянии как он есть.      Участок предоставляется под объектом торговли (модульный магазин).

      В соответствии с п. 1.2. договора приведенное описание целей использования земельного участка является окончательным. Изменение цели использования допускается исключительно с согласия арендодателя.

      Аналогичное условие содержится в п. 1.3. договора, согласно которому, приведенная характеристика участка является окончательной. Вся деятельность арендатора, изменяющая приведенную характеристику, может осуществляться исключительно с разрешения арендодателя, т.е. администрации городского округа Сызрань.

      Обязанность арендатора использовать земельный участок в том виде, в котором он был представлен, также закреплена в п. 5.2.3. договора, согласно которому, арендатор обязан использовать участок в соответствии с целью и условиями его предоставления.

       Согласно п. 1.1. договора ООО «Гермес» приняло на себя все права и обязанности по первоначальному договору  №2562 от 30.09.2010.

       Впоследствии  земельный участок перешел в пользование ФИО4 на основании соглашения об уступке права аренды земельного участка от 11 декабря 2012 года. В соответствии с п. 1.1. договора все права и обязанности по договору №2562 от 30.09.2010 перешли к ФИО4

       Таким образом, предприниматель  принял в пользование земельный участок на срок 49 лет, площадью 400 кв.м., отнесенный к землям населенных пунктов, местоположение: <...> Октября, у дома №85, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка и в качественном состоянии как он есть. Участок представлен под объект торговли (модульный магазин).

     Предпринимателю был представлен в аренду единый и неделимый земельный участок площадью 400 кв.м. для размещения торгового объекта и он обязан использовать участок в соответствии с целью и условиями его предоставления. Изменение цели использования допускается исключительно с согласия арендодателя.

     Утверждение схемы расположения фактически разделит первоначально представленный в аренду земельный участок, что повлечет изменение условий договора.

     Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

      Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

      Вид разрешенного использования спорного земельного участка, используемого ФИО4, «под объектом торговли (модульный магазин)».

      Заявитель  указывает на то, что при утверждении схемы расположения земельного участка и фактическом его разделе в отношении одного из образованных земельных участков будет изменен вид разрешенного использования для применения иного вида коэффициента (Решение Думы городского округа Сызрань от 27.04.2016 N 37 "О коэффициенте вида использования земельного участка, применяемого при расчете размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Сызрань самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством").

      Однако, следуя сложившейся  судебной практике,   арендатор   не  вправе   в   одностороннем   порядке   изменять   вид разрешенного использования переданного в аренду земельного участка, в том числе обязать арендодателя изменить его (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.01.2020 № 305-ЭС19-18488 по делу А40-288002/2018).

      Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

     Вместе с тем названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.

     Однако в отличие от собственника, арендатор при использовании земельного участка ограничен не только актами, определяющими правовой режим этого участка, но и, являясь стороной договора аренды, должен выполнять его условия, в том числе в части целевого использования участка.

      Кроме того, внесение изменений в условия договора аренды о виде разрешенного использования земельного участка не должно привести к нарушению публичных норм земельного законодательства о предоставлении участков, в частности в целях строительства. Соответствующие позиции отражены в пунктах 2, 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.

     В пункте 1 статьи 615 ГК РФ указано, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.

     В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.

     Само по себе утверждение Правил землепользования и застройки и градостроительных регламентов, внесение в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в границах которой расположены спорные участки, не свидетельствует об обязанности арендодателя внести изменение в договоры аренды в части видов использования участков.

     В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).

     Из систематического анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

     Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.

      Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

     Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).

     Статей 54 Решения Думы городского округа Сызрань Самарской области от 30.03.2011 N 16 (ред. от 25.03.2020) "О Правилах землепользования и застройки городского округа Сызрань Самарской области» определены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в жилых зонах.

     В статье приведена таблица, состоящая из 88 пунктов, определяющих значения для различных категорий земельных участков и строений. В отношении формируемых земельных участков применяются пункты таблицы с 1 по 27. В отношении категорий земельных участков, не указанных в таблице и для которых не установлены предельные размеры, действует примечание к статье. Согласно примечанию градостроительные регламенты в части минимальной площади земельного участка установлены в размере 400 кв.м.

    Предлагая утвердить схему расположения земельного участка, предприниматель
выделяет два земельных участка: ЗУ2 - 261 кв.м.  с видом разрешенного использования «под объектом торговли (модульный магазин)»; ЗУ1 - 139 кв.м. - вид разрешенного использования не определен. В рассматриваемом случае разделяя единый участок с видом разрешенного использования «под объектом торговли», вновь образованные участки также должны быть с видом разрешенного использования «под объектом торговли».

Вместе с тем, заявитель указывает на то, что ЗУ2 (261 кв.м.) полностью занят охранными зонами подземных коммуникаций, использовать его по назначению торговли не представляется возможным. Однако определить вид разрешенного использования предпринимателем предлагается именно в отношении него.

     Таким образом, усматривается очевидное противоречие в позиции заявителя исходя  из фактических обстоятельств дела.

      Исходя из изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

      Расходы по уплате госпошлины  в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.  110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

     В удовлетворении  заявленных требований отказать.

     Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1