ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-21400/20 от 09.02.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

16 февраля 2021 года

Дело №

А55-21400/2020

Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2021 года. Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

Степановой И.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фурносовой Г.А.

рассмотрев 09 февраля 2021 года в судебном заседании дело по заявлениюПубличного акционерного общества "ОДК-Кузнецов"

к Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самары

к Департаменту управления имуществом г.о. Самара

третье лицо - Администрация г.о. Самара

о признании незаконным заключения, незаконным бездействия

при участии в заседании

от заявителя – Филин Р.Г. по доверенности от 10.07.2019

от Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самары – не явился

от Департамента управления имуществом г.о. Самара - Ильина А.М. по доверенности №10 от 12.01.2021

от Администрации г.о. Самара - Ильина А.М. по доверенности №410 от 16.12.2020

установил:

Публичное акционерное общество «ОДК-Кузнецов» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самара и к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, в котором с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом, просит:

- признать незаконным заключение от 16.04.2020 № 21 межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара;
- признать бездействие Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в непринятии решения в соответствии с п. 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01,2006 № 47 в отношении объекта недвижимости пожарное депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский р-н, п. Винтай, ул. Садовая, д.13, незаконным;

- обязать администрацию Красноглинского внутригородского района городского округа Самара в тридцатидневный срок с момента вступления в силу решения по настоящему делу устранить нарушение прав заявителя путем издания заключения Межведомственной комиссии для оценки и обследования помещений в отношении помещений пожарного депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский р-н, п. Винтай, ул. Садовая, д. 13;
- обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в тридцатидневный срок с момента получения заключения межведомственной комиссии по Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в отношении здания пожарного депо на 4 автомашины, расположенного по адресу: Самарская область, п Самара, Красноглинский р-н, п. Винтай, ул. Садовая, д. 13, с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических лиц.

Администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара возражает против заявленных требований согласно доводам, изложенным в отзыве. Представитель администрации в судебное заседание не явился, администрация извещена в порядке ст. 123 АПК РФ.

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее – департамент, заинтересованное лицо) возражает против заявленных требований согласно доводам, изложенным в отзыве.

Администрация г.о. Самара поддерживает позицию департамента и администрации.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 08.05.2020 в адрес заявителя от Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара поступило письмо от 30.04.2020 № 06/2-01/1780 «О направлении информации», которым сообщено о принятии комиссией решения об отсутствии оснований для признания здания по адресу: г. Самара, п. Винтай, ВПЧ -49, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с тем, что является нежилым.

Заявитель не согласен с решением межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара, считает его незаконным по следующим основаниям.

Обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание: «Пожарная депо на 4 а/машины» по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Винтай, ул. Садовая, д. 13.

19 марта 2020 года Администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара письмом от 19.03.2020 № 06/2-01/1197 «О направлении информации» сообщила о дате и времени проведения заседания межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара.

Пунктом ч. 1, 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. При этом жилой дом является жилым помещением (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определён Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (в ред. от 2 августа 2016 г.). Данное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) в целях приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями;

- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

30 апреля 2020 года Администрация Красноглинского внутригородского района г.о. Самара письмом, исх. № 06/2-01/1780, «О

направлении информации», сообщило о принятии комиссией решения об отсутствии оснований для признания здания по адресу: г. Самара, п. Винтай, ВПЧ - 49, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с тем, что является нежилым.

Заявитель указывает на то, что решение межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара было принято на основании Акта обследования объекта, который был составлен в отсутствии заявителя, что, по его мнению, противоречит п. 47 Положения.

Согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости объект: «Пожарное депо на 4 а/машины» по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Винтай, ул. Садовая, д. 13 имеет назначение "Нежилое здание" и руководствуясь пп. 2 п. 27 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (Приложение N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943), данный объект нельзя отождествлять с термином "жилое помещение (жилое здание)".

В соответствии с Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (ред. от 04.09.2000) "Об утверждении Инструкции о проведении учёта жилищного фонда в Российской Федерации", нежилое здание предназначено для использования для производственных, торговых, культурно- просветительных, лечебно-санитарных, коммунально-бытовых, административных и др. (кроме постоянного проживания) целей. В то время
как жилое помещение предназначено для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании и отвечающий установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

На основании п. 47 Положения по результатам работы комиссия должна принять решение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его непригодности для проживания в нем.

14 мая 2020 года заявитель направил в адрес Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара письмо исх. № 168/2/164/5130, которым просил направить в адрес ПАО «ОДК-Кузнецов» копии итоговых документов, изданных по результатам работы межведомственной комиссии в части, касающейся здания ВПЧ-49 в пос. Винтай (ул. Садовая, д. 13). До настоящего времени запрашиваемые документы в адрес ПАО «ОДК-Кузнецов» не поступили, что нарушает интересы общества, как собственника нежилого здания.

Заявитель ссылается на пункт 52 Положения, которым предусмотрено, что решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке

В дополнение позиции заявитель указывает на то, что Департамент управления имуществом городского округа Самара 12.10.2020 по запросу представил копию заключения межведомственной комиссии по Красноглинскому району г. Самары от 16.04.2020 № 21, а также сообщил, что решение органом местного самоуправления городского округа Самара в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 не принималось.

Разделом IV Положения определен порядок признания помещения жилым помещением, помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее также - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.

Постановлением администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара от 11.02.2019 № 51 создана межведомственная комиссия для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилого помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждено положение о межведомственной комиссии.

Заявитель ссылается на решение Красноглинского районного суда от 12.11.2019, согласно которому, администрация Красноглинского района городского округа Самара обязана провести оценку соответствия здания, расположенного по адресу: г. Самара, пос. Винтай, ВПЧ-49, в порядке, установленном п. 42 Положения и вынести заключение в соответствии с п.п. 46, 47 Положения.

Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (абз. 7 пункта 47 Положения).

В силу абзаца 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Изложенное, по мнению заявителя, свидетельствует о наличии у соответствующего органа местного самоуправления обязанности по принятию решения на основании заключения межведомственной комиссии независимо от наличия (отсутствия) заявления собственника жилого помещения или иных лиц на принятие такого решения.

Межведомственная комиссия по Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара составила заключение № 21 от 16.04.2020 об оценке соответствия обследуемого помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, в соответствии с которым, отсутствуют основания для признания здания по адресу: г. Самара, п. Винтай, ВПЧ-49, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с тем, что здание является нежилым.

Заявитель считает, что в данном случае на основании решения Красноглинского районного суда от 12.11.2019 действия по предоставлению муниципальной услуги были начаты, что выразилось в составлении межведомственной комиссией вышеуказанного заключения, следовательно, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, подлежали завершению путем принятия соответствующего решения органом местного самоуправления, для вынесения которого каких-либо дополнительных заявлений со стороны собственника помещения или иных лиц, не требовалось. В этой связи заявитель считает, что в нарушение абзаца 2 пункта 49 Положения отсутствие решения органа местного самоуправления, принимаемого на основании заключения межведомственной комиссии, представляет собой незаконное бездействие Департамента управления имуществом городского округа Самара

Заявитель указывает на то, что перечисленные незаконное заключение межведомственной комиссии и незаконное бездействие Департамента управления имуществом нарушают права заявителя, как собственника здания, допускают, создают условия для нецелевого использования нежилых помещений для постоянного проживания граждан, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан, зарегистрированных в здании, а также неопределенному кругу лиц.

В обоснование возражений администрация ссылается на то, что 19 марта 2020 года ПАО «ОДК-Кузнецов» были приглашены на заседание Комиссии для рассмотрения заключения Государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении здания, расположенного по адресу: г. Самара, пос. Винтай, ВПЧ 49 (письмо Администрации района от 19.03.2020 №06/2-01/1197).

При рассмотрении комиссией заключения ГЖИ по Самарской области и обследования здания (согласно Акту обследования помещения от 16.04.2020) было вынесено решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из положений Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», требования предъявляются к жилым помещениям и многоквартирным домам.

Из положений пункта 47 Постановления Правительства от 28.01.2006 № 47 следует, что комиссией принимается одно из вышеперечисленных решений.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, вышеуказанный объект является нежилым зданием, а именно «Пожарное депо на 4 а/машины».

Заявитель не опровергает факт того, что здание является нежилым и предназначено для использования в производственных, торговых, культурно-просветительных, лечебно-санаторных, коммунально-бытовых, административных целей. Следовательно, для проживания граждан и использования как жилого помещения, вышеуказанное здание не предназначено.

Однако согласно п. 2 Постановления Правительства от 28.01.2006 №47, данное положение распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предъявление требований, которым должно соответствовать жилое помещение, в данном случае невозможно в связи со статусом нежилого здания.

На основании этого, комиссией было принято решение об отсутствии оснований для признания нежилого здания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Порядок составления акта обследования регулируется положениями пункта 49 Постановления Правительства от 28.01.2006 №47, согласно которому, обязательным является участие лиц, указанных в абзаце четвертом пункта 7 Положения.

Согласно абзацу 4 пункта 7, в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.

Таким образом, в действиях комиссии не усматривается нарушение процедуры проведения оценки и обследования помещения, так как акт обследования был составлен и подписан членами комиссии, участие которых было определено действующим законодательством.

Согласно п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, оценка и обследование помещений и многоквартирных домов осуществляются межведомственной комиссией, суд не может подменить уполномоченный орган и принять решение, которое отнесено к его компетенции.

Согласно п. 4 Постановления Правительства от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

Раздел 2 Положения содержит требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Так, жилые помещение должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне, обеспечиваться инженерными системами, соответствовать санитарно-эпидемиологической безопасности и т.д.

Данные требования предъявляются только к жилым помещениям, и не могут быть предъявлены к помещениям расположенным в нежилом здании, которые не предназначены для проживания граждан.

Понятие нежилого здания вытекает из положений Приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 года «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» (действующий на сегодняшний день). Таким образом, нежилое здание - предназначенное для использования для производственных, торговых, культурно-просветительских, лечебно-санитарных, коммунально-бытовых, административных и других (кроме постоянного проживания) целей.

Как следует из материалов дела, спорный объект является нежилым зданием (пожарное депо на 4 а/м машины).

Таким образом, указанное здание не предназначено для проживания граждан, и предъявить требования указанные в Положении в данном случае невозможно.

Факт того, что здание является нежилым и не предназначено для проживания граждан по своим характеристикам не требует доказывания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы, Правительством Российской Федерации принято Положение, которое распространяет свое действие на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Межведомственная комиссия для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным, подлежащим сносу и (или) реконструкции, руководствуется в своей деятельности Положением, Жилищным кодексом РФ, Законом Самарской области от 07.07.2015 года № 74-ГД и иными правовыми актами регулирующими отношения в данной сфере.

Таким образом, решение, которое было принято комиссией, суд находит законным, вынесенным на основании требований, изложенных в Положении.

В обоснование возражений департамент поддерживает позицию администрации.

На заседании межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилого фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - межведомственная комиссия) по Красноглинскому внутригородскому району городского округа Самара №21 от 16.04.2020 было принято заключение об отсутствии основания для признания здания, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Винтай, ВПЧ - 49, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в связи с тем, что здание является нежилым.

Таким образом, департамент считает издание нормативно правового акта в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отношении нежилого помещения не представляется возможным в силу закона.

Департамент ссылается на то, что протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуациях и обеспечению пожарной безопасности Красноглинского внутригородского района городского округа Самара от 25.10.2019 №6 (далее -Протокол №6) собственнику ВПЧ-49 рекомендовано провести работы в объеме, обеспечивающим безопасное состояние здания, а департаменту - расселить граждан из указанного здания.

Распоряжением Департамента от 29.11.2013 №1016 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» (далее - Административный регламент), которым определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, для граждан, у которых единственные жилые помещения, стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.

Во исполнение пункта 5.3. Протокола №6, в соответствии с административным регламентом, обращением граждан, проживающих в здании ВПЧ-49 департаментом было предложено гражданам, жилые помещения специализированного (маневренного) жилищного фонда: Леоченко Людмиле Николаевне на состав семьи три человека, предложено жилое помещение муниципального специализированного (маневренного) жилищного фонда по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Винтай, ул. Гаражная, строение 1, д. 45, кв. 27 (однокомнатная квартира общей площадью - 30,7 кв.м). От предложенного жилого помещения Леонченко Л.Н. отказалась. Калинкиной Лидии Илларионовне на состав семьи 2 человека, предложено жилое помещение муниципального специализированного (маневренного) жилищного фонда по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Винтай, ул. Гаражная, строение 1, д. 45, кв. 30 (однокомнатная квартира общей площадью - 30 кв.м). От предложенного жилого помещения Калинкина Л.И. отказалась.

Согласно пункту 2.2 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:

1) предоставление заявителю жилого помещения муниципального
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилищного помещения;

2) отказ в предоставлении заявителю жилого помещения муниципального
специализированного жилищного фонда.

Леонтьеву Л.Л. и Леонтьевой Т.Н. отказано в предоставлении жилых помещений специализированного (маневренного) жилищного фонда, в связи с отсутствием оснований (не зарегистрированы в здании ВПЧ-49, имеется регистрация по другому адресу).

Заруба О.Н. и Тамаров В.А. в соответствии с Административным регламентом в департамент не обращались.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о соответствии закону заключения от 16.04.2020 № 21 межведомственной комиссии и об отсутствии бездействия со стороны департамента, нарушений прав и законных интересов заявителя судом не установлено, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Расходы по уплате госпошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

И.К. Степанова