ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-21416/2021 от 09.12.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2021 года

Дело №

А55-21416/2021

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Рагуля Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петраковой Д.Э.,

рассмотрев в судебном заседании 09 декабря 2021 дело по заявлению

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальная школа с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области

к Главному управлению МЧС России по Самарской области 

о признании незаконным,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- МАУ «Новатор» муниципального района Красноармейский Самарской области

- Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Красноармейский Самарской области

- Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области

при участии в заседании:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 30.08.2021г.;

от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 30.08.2021г.;

от третьих лиц – не явились, извещены;

установил:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области начальная школа с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене предписания Главного государственного инспектора по г.о. Новокуйбышевску и м.р. Красноармейский Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области №36/1/1 от 19.04.2021г. в части пунктов 1,5,7,8,9,10,11.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: МАУ «Новатор» муниципального района Красноармейский Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Красноармейский Самарской области, Администрация муниципального района Красноармейский Самарской области.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, представлено заявление об уточнении требований, в соответствии с которым просит признать недействительным предписание Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области №36/1/1 от 19.04.2021г. в части пунктов 1,5,7,8,9,10,11.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление (л.д.73-78).

 В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии со статьей 123 АПК РФ.

Суд, рассмотрев уточнение требований, руководствуясь статьей 49 АПК РФ, принимает данные изменения.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в период с 5 апреля по 19 апреля 2021 года по результатам плановой проверки, проведенной Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главным управлением МЧС России по Самарской области в ГБОУ НШ с. Красноармейское м.р. Красноармейский были установлены нарушения требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: Самарская область, м.р. Красноармейский, пл. Центральное, д.3, в связи с чем, выдано предписание №36/1/1 от 19 апреля 2021 года об устранении выявленных нарушений в срок до 06.09.2021.

Данным предписанием на заявителя возложена обязанность произвести следующие действия (устранить следующие нарушения):

1

Помещения   инвентарной   в спортивном  зале, складские помещения в классе 3 «А» на 1-м этаже,     помещение «Мастерской» на 1-м этаже в кабинете рабочего, помещение «Библиотеки» на 2-м этаже,     помещение «Венткамеры»  не отделены ограждающими конструкциями с нормируемыми     пределами огнестойкости   и   классами конструктивной     пожарной опасности или противопожарным и преградами

нарушение: п.2. ч.1. ст.6, 88 ч. 1 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ  «Технический  регламент  о требованиях пожарной безопасности»

2

Направление    движения    к источникам противопожарного водоснабжения не обозначено указателями  со светоотражающей поверхностью, либо световыми        указателями, подключенными     к  сети электроснабжения             и включенными в ночное время или   постоянно,    с   четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения

нарушение: п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479

3

Допускается          фиксация самозакрывающихся    дверей лестничных      клеток      и коридоров     в     открытом положении

нарушение: п. 14, п. 27 (г) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479

4

Устройства                   для самозакрывания         дверей лестничных       клеток       и коридоров     находятся     в неисправном состоянии

нарушение: п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479

5

Не представлена документация по показателям пожарной             опасности отделочных        материалов, свидетельствующая  о допустимости     применения данных   материалов примененные     на     путях эвакуации для отделки стен (краска на нижних бортиках стен в холле на 1 этаже)

нарушение: ч,2 ст.1, ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ст.134 ФЗ №123 таблица №3, №28; п.4.1.2 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»

6

Планы эвакуации выполнены не в соответствии с ГОСТ

нарушение: ч.2 ст.1, ч.4 ст.4, ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009; п. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479

7

В коридоре на путях эвакуации  2 этажа допускается размещение оборудования,   выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 метров (накладной и напольный шкаф метрического автомата защиты)

нарушение: ч.2 ст.1, ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.1 ст.89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.3.7 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»

8

Отсутствует второй эвакуационный выход из блочного крыла 2 этажа возле холла (в котором расположены 4 класса с численностью более 50 человек)

нарушение: ч.2 ст.1, ч.4 ст.4, ч.4 ст.6, ч.1 ст.89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.2.7 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»

9

Помещение актового зала на 2-м этаже не оснащено системой оповещения и управленияэвакуацией: людей при пожаре, отсутствует световой оповещатель «Выход»

нарушение: ч.2 ст.1, ч.4ст.4, ч.1 ст.6, ч1 ст. 91, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф'З «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; раздел 7, таблица 2 п. 14, п. 5.3 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»; п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.092020 №1479

10

Ширина 2-го эвакуационного выхода из помещения актового зала на 2-м этаже (при числе эвакуирующихся более 50 человек) менее 1,2 метра (фактически 1,08 м дверного проема)

нарушение: ч.2 ст.1, ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.1 ст.89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.2.19, п. 4.2.24 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»

11

Не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей иззданий и сооружений при пожаре с составлением

соответствующего протокола испытаний    и    внесением информации      в     журнал эксплуатации           систем противопожарной защиты

нарушение: п. 17 (б) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479

Данное предписание ГБОУ НШ с. Красноармейское м.р. Красноармейский Самарской области в части пунктов 1, 5, 7, 8, 9, 10, 11 считает незаконными и необоснованными.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности).

Статья 1 названного Закона под требованиями пожарной безопасности понимает специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со статьей 6 Закона о пожарной безопасности, Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 №290, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Статьей 37 Закона о пожарной безопасности предусмотрена обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно статье 20 Закона о пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон №123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно части 2, 3 статьи 4 Закона №123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона №123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

В соответствии с положениями п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ №123), объектом защиты является продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

В обоснование своих требований ГБОУ НШ с. Красноармейское м.р. Красноармейский указывает, что оспариваемое предписание вынесено ненадлежащему субъекту, что не отвечает задачам административного (властного) регулирования общественных отношений.

Постановлением Губернатора Самарской области от 05.06.2002 №174 (ред. от 08.04.2004) «Об управлении образованием на территории Самарской области» (вместе с «Концепцией управления образованием на территории Самарской области» и «Положением об общих принципах деятельности территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области») принято решение об утверждении новой концепции управления образованием на территории Самарской области на основе создания образовательных округов.

Данное решение было принято в целях осуществления единой политики в сфере общего и профессионального образования с учетом особенностей и задач социально-экономического развития муниципальных образований Самарской области и Самарской области в целом, четкого разграничения полномочий в области образования между государственными органами управления образованием и органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области.

В 2011 году на основании Постановления Правительства Самарской области от 12.10.2011 года №576 «О создании государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Самарской области и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области» на территории Самарской области были созданы государственные общеобразовательные учреждения. Все муниципальные общеобразовательные учреждения, расположенные на территории городских и сельских населенных пунктов Самарской области были ликвидированы.

В целях четкого разграничения полномочий по содержанию и обеспечению вновь созданных учреждений между Правительством Самарской области и главами муниципальных образований были заключены соглашения об организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования, которыми в рамках | Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «Об образовании» разграничивались полномочия между субъектом РФ и муниципальными образованиями.

Согласно Соглашению от 29 марта 2012 года, заключенному между Правительством Самарской области и Администрацией муниципального района Красноармейский Самарской области о взаимодействии в области образования, Администрация Красноармейского района в целях организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования:

- обеспечивает предоставление в безвозмездное пользование государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям Самарской области зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования;

- обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования;

- осуществляет функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным образовательным учреждениям Самарской области.

ГБОУ НШ с. Красноармейское м.р. Красноармейский Самарской области является государственным бюджетным учреждением (ОГРН <***>, ИНН <***>). Учредителем является Самарская область в лице министерства образования и науки Самарской области и министерство имущественных отношений Самарской области. Деятельность образовательного учреждения регламентируется Уставом ГБОУ НШ с.Красноармейское, созданного в соответствии с постановлением Правительства Самаркой области от 12.10.2011 №576 «О создании государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Самарской области и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области».

ГБОУ НШ с. Красноармейское м.р. Красноармейский Самарской области является государственным бюджетным учреждением, финансируемым на плановый год из средств субъекта Российской Федерации на основании государственного задания.

Государственное задание - это финансовый документ, являющийся основой деятельности любого государственного учреждения, в полной мере отражает все финансовые потоки (доходы, расходы, их основания), которые в принципе могут существовать в учреждении. Государственное бюджетное учреждение не свободно в выборе, на что расходовать выделенные из бюджета субсидии.

Кроме того, должностные лица любого государственного бюджетного учреждения несут установленную законом ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

В соответствии со ст.69.6 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственное задание содержит показатели, характеризующие качество и объем государственной услуги, категории потребителей, порядок контроля за выполнением государственного задания, требования к отчетности, порядок оказания государственной услуги, предельные цены (тарифы) на оплату государственной услуги (если предусмотрен платный порядок).

Постановлением Правительства Самарской области от 09.12.2015 года №820 утвержден порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Самарской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания (далее по тексту - Порядок). Порядок устанавливает механизм формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий.

В соответствии с пунктом 10 Порядка объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат, связанных с выполнением работ.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2015 года №904 до 2017 года были утверждены базовые нормативы затрат на оказание государственных услуг в сфере образования для образовательных учреждений Самарской области, а также сам перечень возможных государственных услуг (работ). В настоящее время базовые нормативы утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 23.12.2016 года №798.

Как указывает заявитель, данными Постановлениями не утвержден такой вид государственной услуги, как «ремонтные работы». В этой связи, у школы отсутствуют собственные денежные средства на оплату необоснованных расходов. В силу закона, нормативных актов Самарской области и в силу договора Образовательное учреждение не является лицом, обязанным производить ремонтные работы текущего и капитального характера в зданиях школы, а также приобретать дополнительное оборудование. Учредителем бюджетного образовательного учреждения недвижимое имущество на правах оперативного управления за школой не закреплено и, как следствие, государственное задание ГБОУ НШ с. Красноармейское м.р. Красноармейский не предусматривает расходы по содержанию недвижимого имущества, так как не возникло правовых оснований. У образовательного учреждения отсутствует реальная возможность устранить выявленные нарушения.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст. 31 п. п. 1, 4 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 37 названного Закона).

Таким образом, ответственность за создание благоприятных условий обучения несут органы местного самоуправления, в частности, Комитет по управлению муниципальным имуществом Красноармейского района Самарской области, как собственник, и Муниципальное автономное учреждение «Новатор», обладающее правом на оперативное управление недвижимым имуществом, переданным в безвозмездное пользование заявителя.

Статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет круг лиц, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с нормами действующего законодательства. В частности к субъектам относятся собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться, в том числе руководители организаций.

Исходя из указанной нормы, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет собственник либо лицо, наделенное вещными правами на данное имущество (владение, пользование - предполагает право оперативного управления имуществом; владение, пользование и распоряжение - предполагает право хозяйственного ведения).

Недвижимое имущество (здание по адресу: Самарская область, м.р.Красноармейский, <...>) является муниципальной собственностью и предано ГБОУ НШ с.Красноармейское м.р. Красноармейский на основании договора передачи недвижимого имущества в безвозмездное временное пользование №8 от 08.02.2012.

Заключенным договором оговариваются условия и порядок пользования указанным недвижимым имуществом.

К обязанностям образовательного учреждения не было отнесено устранение нарушений требований пожарной безопасности.

Пункты 3.2.2., 3.2.4 договора о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Самарской области начальной школе с.Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области №2 от 08.02.2012 конкретизируют обязанности «Балансодержателя» - МАУ «Новатор».

В обязанности последнего входит организация в пределах бюджетных ассигнований выполнение текущего и аварийного ремонтов недвижимого имущества, проведение работ, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности, санитарно- эпидемиологического законодательства, осуществление ремонта и содержания недвижимого имущества, обеспечение проведения мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности в заданиях (помещениях), переданных в безвозмездное пользование «Ссудополучателю», осуществлять обустройство территории, прилегающей к зданию в соответствии с требованиями благоустройства территорий и требованиям антитеррористической защищенности.

В обязанности образовательного учреждения входит использование имущества исключительно в соответствии с принятыми нормами эксплуатации, соблюдение технических, санитарных, противопожарных и иных требований, эксплуатировать имущество в соответствии с назначением.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с Законом №69-ФЗ является расходным обязательством муниципального образования (ст. 10 Закона №69-ФЗ).

Приказом Федерального агентства по образованию министерства образования и науки Российской Федерации от 11 ноября 2009 года №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Содержащиеся в предписании административного органа формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано.

Таким образом, предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности (ст. 19.5 КоАП РФ).

Следовательно, предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть, на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, данные меры должны быть реальными и исполнимыми.

По смыслу приведенных нормативных положений исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 09.07.2013 №2423/13 отметил, что неисполнимость предписания наряду с его законностью является важным требованием к этому виду ненормативных актов, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения установлен срок, за нарушение которого установлена административная ответственность. Исполнимость предписания, по мнению арбитражного суда надзорной инстанции, следует понимать, как «наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к административной ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение».

Предписание, вынесенное уполномоченным органом, должно быть направлено на устранение допущенных нарушений и должно содержать указание на лицо, которое должно его устранить.

Устранение нарушений требований пожарной безопасности, указанных в оспариваемых пунктах Предписания, напрямую связано с выполнением ремонтных работ текущего или капитального характера, организацией и обеспечением содержания недвижимого имущества.

Возложение на образовательное учреждение не предусмотренных законом обязанностей ставит учреждение в зависимость от выполнения или невыполнения своих обязанностей третьими лицами.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрена обязанность органов местного самоуправления проводить разработку и осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе, и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.

Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения дошкольного образования финансируются собственником.

Ответственность самого образовательного учреждения за нарушение правил пожарной безопасности возникает в случаях, когда нарушение правил пожарной безопасности, установленных для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений действующим Приказом Гособразования Союза Советских Социалистических Республик от 04.07.1989 №541 «О введении в действие Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений - ППБ-101-89» (далее - ППБ-101-89, утвержденные Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 №541), не связано с конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания, наличием или отсутствием инженерных противопожарных систем.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2014 по делу №А12-17215/2013.

В рассматриваемом случае Предписание Главного управления МЧС России по Самарской области  №36/1/1 от 19.04.2021 в части пунктов 1,5,7,8,9,10,11 связано с недостатками инженерных противопожарных систем, а также конструктивными или иными недостатками закрепленного за ним собственником здания, обязанность по содержанию которого несут собственник и лицо, которому недвижимое имущество передано в оперативное управление.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд , установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что предписание Главного управления МЧС России по Самарской области  №36/1/1 от 19.04.2021 в части пунктов 1, 5, 7, 8, 9, 10, 11 является незаконным и нарушает права заявителя в сфере иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать предписание Главного управления МЧС России по Самарской области  №36/1/1 от 19.04.2021г. в части пунктов 1,5,7,8,9,10,11 недействительным.

Обязать Главное управление МЧС России по Самарской области  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Н. Рагуля