ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-2152/20 от 23.09.2020 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

30 сентября 2020 года

Дело №

А55-2152/2020

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2020 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Рагуля Ю.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брызгаловой А.С.

рассмотрев в судебном заседании 21.09.2020 – 23.09.2020 дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "МАДЕФ"

к Министерству строительства Самарской области

о признании недействительным решения,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Закрытое акционерное общество Промышленно-финансовая строительная компания "Эл-Гранд",

Глазунова Игоря Александровича

при участии в заседании

от истца – Галанский К.С., доверенность от 01.02.2019,

от ответчика – Апаркина Т.М., доверенность от 09.01.2020,

от третьих лиц: Глазунов И.А., паспорт,

ЗАО ПФСК «Эл-Гранд» - не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "МАДЕФ" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству строительства Самарской области, в котором просит:
- признать недействительным решение Министерства строительства Самарской области, оформленное уведомлением от 31.10.2019г. № 3/6653 об отказе в выдаче заключения о степени готовности проекта строительства «Десятиэтажный жилой дом, в том числе технический этаж, со встроенными нежилыми помещениями и эксплуатируемыми подвальными помещениями по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. Украинская, 36», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 63:03:0211024:0040;
- обязать Министерство строительства Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "МАДЕФ" (ОГРН 1106315001286, ИНН 6315630695) путем выдачи заключения о степени готовности проекта строительства: «Десятиэтажный жилой дом, в том числе технический этаж, со встроенными нежилыми помещениями и эксплуатируемыми подвальными помещениями по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. Украинская, 36», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 63:03:0211024:0040.

В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Закрытое акционерное общество Промышленно-финансовая строительная компания "Эл-Гранд", Глазунов Игорь Александрович.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ с 21.09.2020г. объявлялся перерыв до 23.09.2020 до 14 час. 50 мин. После перерыва судебное заседание продолжено. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: http://www.samara.arbitr.ru.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Также, заявителем заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, возражал против удовлетворения ходатайства о назначении судебной экспертизы.

Представитель третьего лица (Закрытое акционерное общество Промышленно-финансовая строительная компания "Эл-Гранд") в судебное заседание не явился о месте и времени, которого извещен надлежащим образом в силу ст. 123 АПК РФ.

Глазунов И.А. поддержал позицию заявителя.

Согласно п. 6 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

В соответствии со ст. 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено настоящим Кодексом.

По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей ЗАО Промышленно-финансовая строительная компания "Эл-Гранд", по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Названная норма не носит императивного характера, а предусматривает рассмотрение ходатайства и принятие судом решения о его удовлетворении либо отклонении. Удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда. При этом сторона, требующая назначения экспертизы должна обосновать необходимость ее назначения.

Считая, что существенными обстоятельствами, имеющими значение для разрешения арбитражного дела № А55-2152/2020 являются обстоятельства, касающиеся рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Кинель. ул. Украинская, д. 36. на дату 1 1.11.2011 г.

Полагает, что в целях рассмотрения настоящего дела необходимо установить рыночную стоимость объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Кинель. ул. Украинская, лом 36. па дату: 11.11.2011 г. для этого необходимо назначить проведение судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. Украинская, лом 36. на дату: 11.11.2011 г.

Поставить перед экспертами следующие вопросы:

1) Какова рыночная стоимость объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. Украинская, д. 367 на дату: 11.11.2011 г.

Согласно части 4 статьи 82 Кодекса о назначении экспертизы или об отклонении ходатайства о назначении экспертизы арбитражный суд выносит определение. При этом нормами указанной статьи не предусмотрена возможность обжалования такого определения отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

В силу положений статьи 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд выносит определения в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, и в других случаях по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства (часть 1 этой статьи).

Определение выносится арбитражным судом в письменной форме в виде отдельного судебного акта или протокольного определения (часть 2 названной статьи).

Определение в виде отдельного судебного акта арбитражный суд выносит во всех случаях, если Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность обжалования определения отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. В других случаях арбитражный суд вправе вынести определение как в виде отдельного судебного акта, так и в виде протокольного определения (часть 3 данной статьи).

Протокольное определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания (часть 5 указанной статьи).

Частями 1 и 2 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что определение арбитражного суда может быть обжаловано отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в случаях, если в соответствии с указанным Кодексом предусмотрено обжалование этого определения, а также, если это определение препятствует дальнейшему движению дела. В отношении определения, обжалование которого не предусмотрено данным Кодексом, а также в отношении протокольного определения могут быть заявлены возражения при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

Следовательно, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а, следовательно, требование одной из сторон о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.

При таких обстоятельствах в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы арбитражным судом отказано, что отражено в протоколе судебного заседания суда от 21.09.2020 – 23.09.2020.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные истцом в обоснование своих доводов доказательства, ответчиком возражений, заслушав представителя третьего лица, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает заявленные требования, не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как указывает заявитель, решением, оформленным в виде уведомления от 31.10.2019 г. № 3/6653, Министерство строительства Самарской области (далее – «Минстрой») отказало Обществу с ограниченной ответственностью «МАДЕФ» (далее – ООО «МАДЕФ», «Общество «МАДЕФ») в выдаче заключения о степени готовности проекта строительства: «Десятиэтажный жилой дом, в том числе технический этаж, со встроенными нежилыми помещениями и эксплуатируемыми подвальными помещениями по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. Украинская, 36», расположенный на земельном участке с кадастровым номером 63:03:0211024:0040».

Основанием для отказа в выдаче заключения о степени готовности проекта строительства послужило то обстоятельство, что, по мнению Минстроя, ООО «МАДЕФ» не подтвердило один из критериев – показатель степени готовности проекта строительства в размере 30%, установленный Постановлением Правительства РФ от 22.04.2019 № 480 «О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленных на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.» (далее – Постановление № 480).

Общество «МАДЕФ» считает решение Министерства строительства Самарской области № 3/6653 от 31.10.2019 г. незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 16 ст. 8 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.12.2018 № 478-ФЗ (далее – «Закон № 478-ФЗ»), «привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, связанное с возникновением у них права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только с использованием счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 года, в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства), если договоры участия в долевом строительстве с участниками долевого строительства таких объектов недвижимости заключались до 1 июля 2019 года, за исключением договоров участия в долевом строительстве, заключенных в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства), которые соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям, определяющим степень готовности таких объектов и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве.

Методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) указанным в настоящей части критериям, перечень документов, необходимых для определения соответствия таких объектов этим критериям, и период, в течение которого застройщик может направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее – контролирующий орган), заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) (далее – заявление застройщика), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании заявления застройщика контролирующий орган выдает заключение о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) (далее – заключение контролирующего органа о соответствии критериям), и размещает в информационной системе заявление застройщика, заключение контролирующего органа о соответствии критериям или отказ в выдаче заключения контролирующего органа о соответствии критериям не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения».

Методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) указанным в ч. 16 ст. 8 Законе № 478-ФЗ критериям и перечень документов, необходимых для определения соответствия таких объектов этим критериям, установлена постановлением Правительства РФ от 22.04.2019 № 480 «О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленных на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.».

Постановлением № 480 также утвержден следующий перечень документов, предоставляемых застройщиком для определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве:

1. Заявление о готовности проекта строительства.

2. Расчет степени готовности, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство, выполненный застройщиком.

3. Расчет степени готовности проекта, рассчитанной суммарно в соответствии с готовностью конструктивных элементов всех объектов недвижимости, указанных в разрешении на строительство, выполненный специализированной организацией.

4. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве.

5. Ежеквартальная отчетность застройщика, сформированная не ранее чем за 15 дней до дня подачи заявления о готовности проекта строительства.

6. Регистры бухгалтерского учета застройщика или выписки из них в отношении проекта строительства.

Как указывает заявитель, письмом от 30.09.2019 г. № 9 ООО «МАДЕФ» направило в Министерство строительства Самарской области все документы, необходимые для выдачи заключения о степени готовности проекта строительства по адресу: «Десятиэтажный жилой дом, в том числе технический этаж, со встроенными нежилыми помещениями и эксплуатируемыми подвальными помещениями по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. Украинская, 36», а именно:

1)Заявление о готовности проекта строительства ООО «МАДЕФ»

2)Приложение № 1 «Расчет степени готовности проекта, рассчитанной суммарно в соответствии с готовностью конструктивных элементов всех объектов недвижимости, указанных в разрешении на строительство»

3)Заключение кадастрового инженера по состоянию на 05.09.2019 г.

4)Приложение № 2 «Расчет степени готовности проекта исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство, выполненный застройщиком»

5)Приложение № 2А – «Сведения о фактически понесенных затратах на строительство проекта для оценки Сфз»

6)Приложение № 3 «Сводная таблица бухгалтерских затрат застройщика на дату сдачи отчетности застройщика»

7)Приложение № 4 «Оборотно-сальдовая ведомость по счету 08.03 на дату оценки (с выделением затрат оцениваемого проекта)

8)Приложение № 5 «Накладные и прочие расходы Застройщика распределенные по объектам на дату сдачи отчетности (сальдо по сч 08, 26, 20, 91)»

9)Приложение № 6 – «ДЗ по авансам по оцениваемому проекту на дату оценки (сч 60, 76, 61)

10)Карточка субконто статьи затрат за январь 2015 г. – на 23 сентября 2019 г. – копия на 254 л.

11)Отчет о финансовых результатах ООО «МАДЕФ», за январь-сентябрь 2019 г.

12)Бухгалтерский баланс ООО «МАДЕФ» на 30.09.2019 г.

13)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» за 9 месяцев 2019 г.

14)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» за 30.12.2014 г. – 30.09.2019 г.

15)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 07 за 9 месяцев 2019 г.

16)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 08 за 9 месяцев 2019 г.

17)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 19 за 9 месяцев 2019 г.

18)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 26 за 9 месяцев 2019 г.

19)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 51 за 9 месяцев 2019 г.

20)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 60 за 9 месяцев 2019 г.

21)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 66 за 9 месяцев 2019 г.

22)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 67 за 9 месяцев 2019 г.

23)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 68 за 9 месяцев 2019 г.

24)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 69 за 9 месяцев 2019 г.

25)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 71 за 9 месяцев 2019 г.

26)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 76 за 9 месяцев 2019 г.

27)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 80 за 9 месяцев 2019 г.

28)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 84 за 9 месяцев 2019 г.

29)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 90 за 9 месяцев 2019 г.

30)Оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по сч. 99 за 9 месяцев 2019 г.

31)Приложение №7 «Сведения о количестве заключенных договоров участия в долевом строительстве и площади помещений по состоянию на 24.09.2019 г.

32)Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве № 63/183/711/2019-6 от 24.09.2019 г.

33)Приложение № 8 «Ключевое контрольное соответствие»

34)Информационное письмо № 8 от 30.09.2019 г. «О фактически понесенных затратах ЗАО ПФСК «Эл-Гранд»

35)Договор аренды земельного участка от 18.03.2004 г. с доп.соглашениями

36)Разрешение на строительство ООО «МАДЕФ» №63-304000-97-2016 от 29.09.2016 г.

Также информационным письмом от 30.09.2019 г. № 8 ООО «МАДЕФ» предоставило сведения о том, что затраты предыдущего застройщика ЗАО ПФСК «Эл-Гранд» по объекту: «Десятиэтажный жилой дом, в том числе технический этаж, со встроенными нежилыми помещениями и эксплуатируемыми подвальными помещениями по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. Украинская, 36», в соответствии с данными бухгалтерского учета, содержащимися в «1С: Предприятие», составили 80 293 277,81 рублей (Восемьдесят миллионов двести девяносто три тысячи двести семьдесят семь рублей 81 копейка).

В обоснование вывода о неподтверждении Обществом «МАДЕФ» установленного Проставлением № 480 критерия – показатель степени готовности проекта строительства в размере 30%, Минстрой указывает, что «в ходе анализа представленных застройщиком документов:

- ежеквартальной отчетности застройщика, сформированной на 30.09.2019 г.,

- бухгалтерского баланса на 30.09.2019 г.,

- бухгалтерских регистров по счетам затрат 08, 26, выявлено, что показатели в указанных документах не соответствуют размеру фактически понесенных затрат в выполненном застройщиком расчете степени готовности, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство. А именно не представлены подтверждающие оплату бухгалтерские регистры по счету 08.3 на сумму 80 000 000,00 (восемьдесят миллионов) рублей по организации Эл-Гранд.

В ходе анализа представленных застройщиком документов:

- ежеквартальной отчетности застройщика, сформированной на 30.09.2019 г.,

- расчета степени готовности проекта строительства по объекту, сформированной на 30.09.2019 г., выявлено, что показатели накопительной ведомости проекта строительства в отчетности застройщика не соответствует данным регистров бухгалтерского учета.

В связи с этим не представляется возможным подтвердить заявленный застройщиком процент готовности проекта в размере 47%, рассчитанный исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство. По представленным на проверку бухгалтерским регистрам данный процент составил 7%. Соответственно, суммарный процент готовности проекта строительства, с учетом подтвержденного кадастровым инженером процента готовности проекта строительства конструктивных элементов всех объектов строительства, указанных в разрешении на строительство в размере 30,45%, составил 19%».

При этом, заявитель полагает, что доводы Минстроя являются необоснованными, в связи со следующим.

В соответствии с «Расчетом степени готовности, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство проекта» (приложение № 2 к заявлению ООО «МАДЕФ» в Минстрой Самарской области), степень готовности проекта составила 47,00%.

Расчет был подготовлен исходя из планируемой стоимости строительства проекта в сумме 450 000 тыс. руб., и размера фактически понесенных затрат на строительство проекта в сумме 211 744, 21 тыс. руб.

Сведения о размере фактически понесенных затрат на строительство проекта в сумме 211 744, 21 тыс. руб. подтверждены данными предоставленных ООО «МАДЕФ» в Минстрой Самарской области бухгалтерских регистров:

·карточка субконто статьи затрат ООО «МАДЕФ» за январь 2015 г. – сентябрь 2019 г., сальдо на 30.09.2019 г. составляет 211 744 206,23 (Двести одиннадцать миллионов семьсот сорок четыре тысячи двести шесть рублей 23 копейки);

·оборотно-сальдовая ведомость ООО «МАДЕФ» по счету 08 за 9 месяцев 2019 г., сальдо на 30.09.2019 г. составляет 211 744 206,23 (Двести одиннадцать миллионов семьсот сорок четыре тысячи двести шесть рублей 23 копейки);

·оборотно-сальдовая ведомость по счету 08.03 на дату оценки (с выделением затрат оцениваемого проекта) (приложение № 4 к заявлению), затраты оцениваемого проекта учтенные на сч. 08 составляют 211 744 206,23 (Двести одиннадцать миллионов семьсот сорок четыре тысячи двести шесть рублей 23 копейки).

Также сведения о размере фактически понесенных затрат на строительство проекта в сумме 211 744, 21 тыс. руб. содержатся в приложении № 3 к заявлению Общества «МАДЕФ» «Сводная таблица бухгалтерских затрат застройщика на дату сдачи отчетности застройщика», в соответствии с которой прямые затраты застройщика, учтенные на сч. 08, составили 211 744,21 тыс. руб.

Указанные бухгалтерские регистры и таблица включают в т.ч. и размер фактических затрат на строительство объекта, произведенных предыдущим застройщиком, ЗАО ПФСК «Эл-Гранд», в размере 80 293 277,81 рублей (Восемьдесят миллионов двести девяносто три тысячи двести семьдесят семь рублей 81 копейка).

Таким образом, как указывает заявитель, ООО «МАДЕФ» предоставило все предусмотренные Постановлением № 480 документы для рассмотрения вопроса о выдаче заключения о степени готовности проекта строительства, содержащие все достоверные сведения, необходимые для принятия Минстроем положительного решения.

Постановление № 480 не содержит обязанности по предоставлению застройщиком иных документов, помимо документов, содержащихся в перечне, утвержденном Постановлением № 480 и представленных застройщиком.

Заявитель также указывает, что регистры бухгалтерского учета, в соответствии со ст. 10 ФЗ «О бухгалтерском учете», содержат данные, содержащиеся в первичных учетных документах, но сами по себе не являются документами, которые подтверждают оплату, несоответствие данных, содержащихся в ежеквартальной отчетности застройщика, сформированной на 30.09.2019 г., регистрам бухгалтерского учета не может являться основанием для отказа в выдаче заключения о степени готовности проекта строительства.

Исходным источником информации о фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования деятельности, доходах и расходах экономического субъекта, в том числе о фактических затратах на строительство объекта, произведенных застройщиком, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», является бухгалтерская отчетность и бухгалтерские регистры Общества, которая обладает признаками достоверности и непрерывности.

Пунктом 7 утвержденной Постановлением № 480 «Методики определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости» установлено, что «расчет степени готовности, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство, осуществляется застройщиком на основании данных бухгалтерского учета».

Все предусмотренные Постановлением № 480 регистры бухгалтерского учета Обществом «МАДЕФ» были предоставлены в Минстрой.

Сведения, содержащиеся в «Расчете степени готовности, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство проекта», в соответствии с которым степень готовности проекта составила 47,00%, соответствуют данным бухгалтерских регистров Общества, в связи с чем основания для признания недостоверными данных «Расчета степени готовности, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство проекта», отсутствуют.

Данные, содержащиеся в ежеквартальной отчетности застройщика, формируются на основании данных бухгалтерского учета и носят вторичный характер, их несоответствие данным бухгалтерского учета не свидетельствует о недостоверности данных бухгалтерских регистров Общества и может служить лишь основанием для предъявления требования о предоставлении пояснений по поводу выявленных несоответствий при проверке ежеквартальной отчетности застройщика, но не для вывода о неподтверждении размера фактически понесенных затрат на строительство и о недостоверности «Расчета степени готовности, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство проекта».

Кроме того, ежеквартальная отчетность застройщика, сформированная на 30.09.2019 г., на несоответствие которой бухгалтерским регистрам ООО «МАДЕФ» ссылается Минстрой, не является документом, подлежащим предоставлению в уполномоченный орган для определения соответствия проекта строительства критериям, определяющим степень готовности проекта строительства.

Более того, ежеквартальная отчетность застройщика, сформированная на 30.09.2019 г., не предоставлялась 30.09.2019 г. ООО «МАДЕФ» в Минстрой в качестве приложения к заявлению о выдаче заключения о степени готовности проекта строительства, в связи с чем анализ этой отчетности при принятии решения и ссылка на нее в решении об отказе в выдаче заключения о степени готовности проекта является незаконным и необоснованным.

Утверждает о том, что необоснован довод Минстроя о том, что «по представленным на проверку бухгалтерским регистрам процент [готовности проекта исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство]составил 7%».

Альтернативного расчета, который достоверно подтверждал бы такой вывод уполномоченного органа, решение об отказе не содержит.

Таким образом, поскольку в соответствии «Расчетом степени готовности, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство проекта», подготовленным на основании достоверных данных бухгалтерских регистров, степень готовности проекта составила 47,00%, а суммарный процент готовности проекта строительства всех конструктивных элементов объекта строительства в соответствии с «Расчетом степени готовности проекта, рассчитанной суммарно в соответствии с готовностью конструктивных элементов всех объектов недвижимости, указанных в разрешении на строительство» обоснованно и достоверно рассчитан застройщиком в размере 30,45%, проект строительства: «Десятиэтажный жилой дом, в том числе технический этаж, со встроенными нежилыми помещениями и эксплуатируемыми подвальными помещениями по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. Украинская, 36» первый этап: секция № 1 , второй этап: секция №№ 2,3, третий этап: секции №№ 4,5 (три этапа)», соответствует всем критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 22.04.2019 № 480.

Как следствие, вывод Министерства строительства Самарской области о несоответствии проекта строительства одному из критериев – показателю степени готовности проекта строительства в размере 30%, установленному Постановлением Правительства РФ от 22.04.2019 № 480, изложенный в уведомлении от 31.10.2019 г. № 3/6653 об отказе в выдаче заключения о степени готовности проекта строительства является незаконным и необоснованным.

Учитывая изложенные обстоятельства, заявитель обратился с рассматриваемым заявление в арбитражный суд.

Министерство строительства Самарской области считает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 31.10.2007 № 225 «Об утверждении Положения о министерстве строительства Самарской области», а также в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.12.2006 № 164 «Об определении органа, уполномоченного на осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» министерство в рамках закрепленных предметов ведения, в том числе, выдает заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ), либо мотивированный отказ в выдаче такого заключения.

30.09.2019 ООО «Мадеф» с целью получения заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – заключение) обратилось в министерство с заявлением о готовности проекта строительства вх. № 12810.

Министерство, рассмотрев в соответствии с Методикой определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2019 № 480 (далее – Методика, постановление № 480), заявление и приложенные к нему документы, уведомило письмом от 31.10.2019 № 3/6653 ООО «Мадеф» об отказе в выдаче заключения в связи с неподтверждением показателя готовности проекта строительства в размере 30%.

Так, в соответствии с пунктом 3 Методики размер фактически понесенных затрат - фактически понесенные застройщиком расходы, связанные со строительством объектов недвижимости, входящих в состав проекта строительства (далее - объекты недвижимости) (рублей), которые включают в себя расходы, понесенные застройщиком в связи со строительством объектов недвижимости в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с учетом особенностей, указанных в статье 8 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», для застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 г.). Понесенные расходы подтверждаются данными регистров бухгалтерского учета застройщика, а также документами, указанными в пункте 1 статьи 18.2 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 18.2 Федерального закона № 214-ФЗ застройщик при направлении распоряжения обязан предоставлять в уполномоченный банк документы или копии документов, являющиеся основанием для составления распоряжения, в том числе договоры и акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, акты приема-передачи товара, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры, иные документы, подтверждающие исполнение получателем средств своих обязательств по договору.

Состав документов, необходимых для проведения операций по расчетному счету застройщика, установлен постановлением Правительства РФ от 01.08.2018 № 897 «Об утверждении состава документов, необходимых для проведения операций по расчетному счету застройщика».

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

В соответствии со статьями 10,11 Федерального закона № 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

В соответствии с пунктом 28 Приказа Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

Однако, ООО «Мадеф» в составе документов, прилагаемых к заявлению, регистры бухгалтерского учета застройщика и документы, подтверждающие понесенные расходы, по счету 08.3 на сумму 80 000 000 (Восемьдесят миллионов) рублей, в министерство не предоставило. Информационное письмо ООО «Мадеф» от 30.09.2019 № 8, согласно которому при передаче ООО «Мадеф» объекта ЗАО ПФСК «Эл-Гранд»: «Десятиэтажный жилой дом, в том числе технический этаж, со встроенными нежилыми помещениями и эксплуатируемыми помещениями по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. Украинская, 36» бухгалтерская документация в полном объеме передана не была, документом, подтверждающим понесенные застройщиком расходы, не является.

Таким образом, показатели накопительной ведомости проекта строительства в отчетности застройщика не соответствуют данным регистров бухгалтерского учета.

В этой связи заявленный ООО «Мадеф» процент готовности проекта в размере 47% не подтвержден.

В соответствии с пунктом 1 Критериев, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г., утвержденных постановлением № 480 (далее – Критерии), многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости либо несколько многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство (далее - проект строительства), возведение которых осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г., должны одновременно соответствовать критериям, установленным Критериями.

Таким образом, министерство правомерно отказало в выдаче заключения.

Доводы ООО «Мадеф» о том, что им не представлялась в министерство ежеквартальная отчетность, сформированная на 30.09.2019, не обоснованы.

Так, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Приложениями №№ 5,6 к письму от 30.09.2019 № 9 ООО «Мадеф» представил в министерство отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс ООО «Мадеф» за январь-сентябрь 2019 года.

Доводы ООО «Мадеф» об отсутствии в письме от 31.10.2019 № 3/6653 об отказе в выдаче заключения альтернативного расчета, который достоверно подтверждал бы вывод министерства о степени готовности проекта в размере 7%, также является необоснованным.

Так, в соответствии с пунктом 13 Методики по итогам анализа представленных документов контролирующий орган формирует и направляет застройщику почтовым отправлением или через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства заключение или отказ в выдаче заключения.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность министерства по представлению в отказе в выдаче заключения альтернативного расчета степени готовности проекта.

Таким образом, совокупность имеющихся в деле доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемое решение не противоречащим закону и иным правовым актам, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч.1 ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб., подлежат отнесению на заявителя.

В оплату судебной экспертизы, о которой было заявлено ходатайство Обществом с ограниченной ответственностью "МАДЕФ", представитель заявителя Галанский К.С. внес на депозитный счет Арбитражного суда Самарской области 100 000 руб. по платежному поручению №313063 от 25.08.2020.

Принимая во внимание то обстоятельство, что экспертиза по настоящему делу не была назначена, дело рассмотрено по существу, поступившие денежные средства необходимо возвратить в сумме 100 000 рублей, внесенные на депозитный счет Арбитражного суда Самарской области согласно платежному поручению №313063 от 25.08.2020 представителю ООО "МАДЕФ" Галанскому К.С.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить денежные средства в сумме 100 000 рублей, внесенные на депозитный счет Арбитражного суда Самарской области согласно платежному поручению №313063 от 25.08.2020 представителю ООО "МАДЕФ" Галанскому К.С.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Н. Рагуля